24 сентября 2020 г. в Барнауле в Алтайском государственном институте культуры (АГИК) состоялся второй семинар под названием «Константы древнего православия. Богословие в красках: древнерусская иконописная традиция в творчестве алтайских иконописцев». Мероприятие, посвященное празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, прошло на базе Клуба ЮНЕСКО «Культурное наследие Алтая», в котором проходил также и первый семинар 28 февраля сего года «Константы древнего православия. Внебогослужебное пение».
В мероприятии приняли участие доктор исторических наук президент клуба Е.А. Полякова, кандидат исторических наук К.Ю. Иванов, историк-краевед Т.Г. Мальцева, кандидат исторических наук Б.В. Бабарыкин, настоятель храма Покрова Пресвятыя Богородицы г. Барнаула протоиерей Никола Думнов, также сотрудники Государственного художественного музея Алтайского края и Алтайского государственного института культуры.
Первой выступила доктор исторических наук профессор кафедры музеологии и туризма АГИК Елена Александровна Полякова, которая подчеркнула актуальность проводимого мероприятия в связи с юбилеем 400-летия протопопа Аввакума Петрова — особо яркой личности в деле сохранения национальной, духовной и культурной идентичности русского народа. Также Елена Александровна рассказала о планах проведения третьего семинара, посвященного юбилею протопопа.
Для старообрядцев священномученик и исповедник протопоп Аввакум был ревнителем и хранителем древлего благочестия, включая и иконопись, — отметил о. Никола. — Аввакум писал в своих посланиях: «Всякой иконе, неподобно написанной, кланятися не подобает». В XVII в., в тяжелое время церковного раскола, произошло также «раздвоение» русской традиции иконописи. На Руси стали писать согласно католической традиции, которую называли иконой академического письма. Старообрядцы в XVII в. выступали строго против живописных нововведений, поскольку такая икона изображает «человека во плоти», а не «духа человека».
О. Никола добавил, что благодаря протопопу Аввакуму и его последователям — старообрядцам, которые бережно хранили дораскольную церковную утварь и передавали своим потомкам, до наших дней дошли множество бесценных книг и икон — частичек Святой Руси.
Также выступил кандидат исторических наук К.Ю. Иванов (в формате онлайн) с докладом «Проектирование и строительство старообрядческих храмов в Томской губернии в начале XX века». Историк-краевед Т.Г. Мальцева поведала собравшимся об архитектурных особенностях Крестовоздвиженского храма (1911 г.).