Международный старообрядческий форум как платформа для сотрудничества

Главная Новости Культура, наука, искусство Международный старообрядческий форум как платформа для сотрудничества

Новости по темам

Международный старообрядческий форум как платформа для сотрудничества

7 декабря в Москве в здании Дома Пашкова Российской государственной библиотеки состоялся Международный старообрядческий форум. Организаторами форума выступили Русская Православная Старообрядческая Церковь, Древлеправославная Поморская Церковь и Древлеправославная Старопоморская Церковь федосеевского согласия при содействии благотворительного фонда «Правда Русская». Всего в этот день на форуме в Доме Пашкова собралось около двухсот делегатов и гостей.

Международный старообрядческий форум как платформа для сотрудничества

Нынешний форум стал третьим по счёту и был приурочен к 300-летию выхода в свет книги «Поморские ответы» — одного из ранних, относительно церковного раскола XVII века, старообрядческих произведений, отстаивающих вероучительную позицию. Форум собрал представителей старообрядческих общин из России, причем с очень обширной географией, от Смоленска до Владивостока и от Архангельска до Барнуала, а также делегатов из Беларуси и Молдовы. С большим интересом были встречены форумчанами представители не так давно образованных общин Русской Православной Старообрядческой Церкви из Пакистана и Уганды.

Международный старообрядческий форум как платформа для сотрудничества

С приветственным словом к делегатам форума обратились руководители основных старообрядческих согласий: митрополит Московский и всея Руси Корнилий, предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви; Алексей Безгодов, заместитель председателя Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви; Константин Кожев, представитель Преображенской общины христиан старопоморского федосеевского согласия, директор Благотворительного фонда Преображенского старообрядческого монастыря.

Как сказал в своем выступлении митрополит Корнилий: «Все согласия старообрядцев в России объединяет любовь к Родине, ее культуре и традициям, а также желание помочь ей сейчас, в это трудное время, которое переживает наше Отечество. Помочь своей молитвой, своей правдой, поскольку, действительно, и Правда и Бог всегда будут на стороне Руси Православной, и я не сомневаюсь, что, с Божьей помощью, победа будет за нами».

По традиции ведущим форума стал Михаил Олегович Шахов, доктор философских наук, профессор, координатор Межстарообрядческой рабочей группы и директор фонда «Правда Русская». Вначале он предоставил слово Игорю Николаевичу Завьялову, председателю попечительского совета фонда «Правда Русская» и заместителю генерального директора Госкорпорации «Ростех».

К собравшимся также обратились представители различных ветвей власти и другие значимые лица: Александр Александрович Терентьев, главный советник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления по внутренней политике Администрации Президента РФ; Евгений Александрович Примаков, руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих зарубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество); Константин Леонидович Блаженов, заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, начальник Управления по связям с религиозными организациями; Виктор Александрович Москвин, директор Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, и другие официальные лица.

В программе форума было заявлено 24 доклада на различные темы. Многие выступления сопровождалась интересными презентациями. При этом несколько докладчиков выбрали темы, связанные с различными аспектами создания и бытования книги «Поморские ответы», к 300-летию которых и был приурочен форум. Это такие ученые, как сам Михаил Шахов, Елена Юхименко, Виктор Боченков и другие.

Международный старообрядческий форум как платформа для сотрудничества
Ведущий Международного старообрядческого форума Михаил Олегович Шахов

В своем докладе Михаил Шахов выделил два, на его взгляд, основных подхода в отстаивании старообрядцами своих убеждений. Первый о том, что следует не судить о спасительности другой веры, о праведности людей другой веры, а сохранять свою веру и твердо стоять за древлее благочестие. Второй аспект, по словам профессора, был сформулирован современным начетчиком-старообрядцем Александром Васильевичем Антоновым, который мастерски перефразировал цитату Льва Толстого: «Староверие — это противление злу ненасилием». То есть в ответ на дискриминацию и несправедливость старообрядцы не бунтуют, а противятся злу путём делания добра, созидают своё, а не разрушают чужое. И именно поэтому, чтобы сохранять благочестивый уклад жизни и совершать службу по старым православным канонам, староверы после церковного раскола XVII века уходили далеко в леса, уезжали за границы Российской империи, лишь бы иметь возможность молиться Богу так, как молились их православные предки.

Результат этих трагических событий — огромные современные русские старообрядческие общины за пределами России, которые представлены теперь практически на всех континентах Земли. Из них самые активные, если не считать СНГ, — в Австралии, в Северной и Южной Америке, а в Румынии проживает более 100 тысяч липован, из которых четверть — старообрядцы.

Международный старообрядческий форум как платформа для сотрудничества
Выступление на форуме Авраамия Калугина

Как мы знаем, в последнее время зарубежные староверы стали возвращаться в Россию. Для многих примером стали семьи из Бразилии, которые сейчас активно осваивают Дальний Восток. А теперь уже наметился и ручеек переселенцев из Австралии. Вот какими краткими, но емкими и искренними словами описал на форуме свои чувства Авраамий Калугин, известный старовер из Бразилии (в интернете выложено несколько фильмов, снятых о нем и его родственниках), который осознанно переехал несколько лет назад в Приморский край:

— Нужно было много чего сделать. И мы это сделали. Уже живём здесь, в России, уже развиваемся. Я родился и вырос в Бразилии. Впервые увидел Россию только в 2018 году. И вот мы живем здесь постоянно уже два года. И вы знаете, назад, в Бразилию, не тянет, да мы и не ездим уже туда. Я чувствую себя здесь как дома. И слово «как» — оно уже лишнее. Просто: мы — дома!

С большим вниманием был выслушан доклад священника Русской Православной Старообрядческой Церкви Романа Донцова «Взаимоотношения Русской Православной Старообрядческой Церкви и государственной власти на примере Республики Татарстан». Докладчик по теме взаимодействия старообрядцев с государственными институтами был выбран не случайно. Иерей Роман Донцов не только настоятель Казанского кафедрального собора Русской Православной Старообрядческой Церкви в Казани и иконом Казанско-Вятской епархии, но еще и член Общественной палаты Республики Татарстан, а также директор Музея истории старообрядчества, известного далеко за пределами Казани.

Международный старообрядческий форум как платформа для сотрудничества
Выступление иерея Романа Донцова

Стоит отметить, что взаимоотношения местной старообрядческой епархии с правительством и руководством Республики Татарстан можно принять за образец. Приведем только один пример. Когда три года назад в Казани при нашем кафедральном соборе открывался музей старообрядчества, то на торжественной церемонии, наряду с митрополитом Корнилием, присутствовал президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Международный старообрядческий форум как платформа для сотрудничества
Иерей Михаил Родин и студентка-старообрядка из Пакистана Вера Бабар

Большой интерес у участников форума вызвали выступления делегаций старообрядцев из Пакистана и Уганды. Иерей Михаил Родин, руководитель Просветительского отдела Русской Православной Старообрядческой Церкви, окормляющий пакистанские общины, рассказал в своем выступлении о том, что делается для преодоления языкового барьера в понимании пакистанскими прихожанами церковных книг и служб. Рядом с о. Михаилом во время его выступления стояли священник из Пакистана отец Павел (Рехмат) Назир и студентка из Пакистана Вера (до крещения Ариша) Бабар.

По словам о. Михаила, сейчас приходится решать задачи, с которыми столкнулись в свое время святые Кирил и Мефодий, просвещавшие древних славян: иной язык, иное мировосприятие, иная культура. Пакистанцы пока не глубоко изучили уставные тонкости старообрядческих богослужений, однако они охотно воспринимают строгость поста, поклонов, благочестивой жизни, т.к. пакистанское общество привыкло хранить традиционные ценности и старинные обычаи, и в этом мы с ними похожи.

Но решение проблемы языкового барьера стоит во главе угла. В 2022 году, при содействии Россотрудничества, в Россию из Пакистана приехала учиться первая студентка из местной староверческой общины Вера Бабар. А сегодня уже семь пакистанских студентов-старообрядцев бесплатно обучаются в различных российских вузах и, соответственно, учат русский язык. Вера Бабар выступала на форуме после о. Михаила. Она произнесла проникновенную речь на хорошем русском языке, а в конце выступления воздела вверх правую руку с двуперстием, как боярыня Морозова, и сказала: «Мы знаем теперь, как молиться правильно, двумя перстами!»

Международный старообрядческий форум как платформа для сотрудничества
Иерей Никола Бобков, иерей Иоаким Валусумби и матушка Маргарита Киимба

Не менее интересным было и выступление на форуме иерея Николы Бобкова, окормляющего старообрядцев Республики Уганда. Первая православная старообрядческая община в Уганде появилась в 2012 году. После нескольких лет переписки с Московской Митрополией общину приняли в лоно Русской Православной Старообрядческой Церкви. Община потихоньку растет, крепнет и, как и верующие в Пакистане, планирует посылать своих представителей на обучение в Россию. Пять человек прилетели в заснеженную Москву из Уганды с жаркого африканского континента рано утром в день проведения форума.

Вторая часть форума после перерыва открылась пением духовных стихов девушкой-старообрядкой Капитолиной Савиной. Капитолина исполнила «Стих Иоасафа царевича», а также духовный стих «О святом Антонии». Жемчужный голос Капитолины с первых же звуков буквально приковал внимание всех присутствовавших. Увлеченные удивительным пением, люди слушали, не шелохнувшись, а на последних строчках у многих на глазах были слезы.

Международный старообрядческий форум как платформа для сотрудничества

Доктор исторических наук профессор РГГУ Александр Анатольевич Пригарин сделал очень интересный доклад на актуальную тему «Единство и многообразие старообрядцев. Юго-западные версии: Россия, Украина, Молдова, Румыния». О том, чем и как живет сегодня единственное в России учебное заведение староверов Московское старообрядческое духовное училище (МСДУ) рассказал его многолетний директор Анатолий Иванович Шатохин.

Уральскую епархию Русской Православной Старообрядческой Церкви представил главный редактор и издатель газеты «Община», соредактор проекта «Старовер Урала» Максим Олегович Гусев из Екатеринбурга, который выступил с познавательным докладом-презентацией «Об актуальных проблемах информационной деятельности старообрядческих сообществ на примере Уральской епархии РПСЦ». Также с презентацией выступил священник Русской Православной Старообрядческой Церкви из Красноярска иерей Иоанн Ошин. Тема его доклада была сформулирована так: «Храм и община, как основа сохранения нашей Родины».

Международный старообрядческий форум как платформа для сотрудничества

О сохранении и сбережении Родины еще в начале форума очень точно сказал в своем выступлении митрополит Корнилий. Он поведал делегатам, что недавно из Администрации президента РФ ему пришло письмо с вопросом, какое участие принимают старообрядцы в реализации основных положений Указа президента РФ №809 от 09.11.2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Владыка Корнилий отметил, что старообрядцы уже более 350 лет несут историческую миссию по сохранению традиционных российских ценностей.

В заключительным докладе на форуме Дементий Ивлиев, редактор журнала РПСЦ «Вестник Митрополии», предложил, во-первых, поменять название форума на «Международная Ассамблея Старообрядческих Согласий (МАСС)». Во-вторых, изменить периодичность: сейчас форум проводится раз в два года, предлагается сделать ассамблею ежегодной и проводить ее попеременно то в Москве, то в одном из регионов России. Например, руководство Томской области уже сейчас приглашает провести у себя в июне 2024 года это представительное старообрядческое собрание.

Международный старообрядческий форум как платформа для сотрудничества
Д. Ивлиев

Также Дементий Ивлиев сказал о том, что не так давно в России на государственном уровне в актуальную повестку включено такое понятие, как российский культурный код. Отталкиваясь от этого, можно вести речь о том, что у старообрядцев, совершенно точно, есть свой собственный культурный код, который не только совпадает с российским, но и выходит за его границы. Сбережение этого кода — одна из задач старообрядцев и всех, кто им сопричастен. Не менее важно — дальнейшее структурирование деятельности зачастую разрозненных старообрядческих инициатив по реализации различных культурных, издательских и прочих проектов. Обсуждение названных инициатив было предложено продолжить на заседании Межстарообрядческой рабочей группы.

В целом прошедший 7 декабря Международный старообрядческий форум, как и в прошлые годы, стал хорошей площадкой для обмена опытом, стимулирования развития старообрядческой культуры и создания прочных связей между представителями различных согласий. Форум в очередной раз показал, что Россия и русский народ привлекают другие народы именно своей приверженностью к традиционным ценностям семьи и веры, открытостью и вековыми нравственными ориентирами. А русское слово дорого нам как на церковнославянском, так и на современном литературном языке. И именно старообрядцы в большинстве своем как раз прекрасно владели и владеют обоими вариантами.

Д. Ивлиев

Медиа: А. Говоров

Поделиться: