По крюкам их узнаете их

Главная Новости Культура, наука, искусство По крюкам их узнаете их

Новости по темам

По крюкам их узнаете их

В конце апреля в Музее русской иконы на Гончарной улице в Москве состоялась лекция старообрядческого священника Василия Андроникова, которая называлась «Древнерусское православное знаменное пение в старообрядческой среде». Лекция сопровождалась выступлением мужского хора рогожского Покровского кафедрального собора под управлением чтеца Виталия Москвичева.

По крюкам их узнаете их

Это мероприятие было запланировано уже давно. Дело в том, что на протяжении текущего учебного года, с осени 2022-го, Музей русской иконы проводит цикл лекций-концертов «Церковно-певческое искусство Древней Руси». Этот проект оказался настолько успешным, что билеты на лекции цикла были разобраны в течение 10–15 минут после появления в интернете. Именно — разобраны, а не раскуплены. Это единственный в России частный общедоступный музей, посвященный иконам, где вход и все мероприятия музея — лекции, концерты, экскурсии и посещение экспозиций — бесплатны для всех и всегда. Так было при жизни основателя Музея русской иконы предпринимателя Михаила Абрамова и, по его завещанию, сохранено после его трагической гибели в авиакатастрофе в 2019 году.

Цикл лекций «Церковно-певческое искусство Древней Руси» был задуман специалистами Музея русской иконы как рассказ о певческой культуре, господствовавшей на Руси со времен принятия христианства до церковного раскола середины XVII века: о музыкальных особенностях знаменного распева, о том, какие певческие стили входят в сокровищницу древнерусского певческого искусства, о трудах древнерусских мастеропевцев, как знаменное пение сохранилось до наших дней и где его можно услышать сегодня. Начавшись, понятное дело, с Византии, ближе к концу учебного года цикл лекций плавно подошел к XVII веку, где на авансцену выступили старообрядцы.

По крюкам их узнаете их

Лекция о. Василия Андроникова вместе с Рогожским мужским хором под управлением Виталия Москвичева прошла в Музее русской иконы, несмотря на предпраздничный день, при полном аншлаге — организаторам пришлось даже приносить стулья из кабинета директора музея, чтобы рассадить всех желающих.

Иерей Василий Андроников не только клирик московского Покровского кафедрального собора на Рогожском, но еще и преподаватель Московского старообрядческого духовного училища (МСДУ), Рогожской воскресной школы, старообрядческих онлайн-курсов «Наша вера», бакалавр богословия, автор статей и книг о старообрядчестве и, по мнению тех, кто слышал его выступления, — талантливый лектор. Связь дораскольного знаменного пения со старообрядческим, история старообрядческого церковного пения и основных певческих центров, образование местных распевов, исполнение в старообрядческой среде духовных стихов — обо всем этом и многом другом собравшиеся в сжатой доступной форме услышали на лекции. Крюки, невмы, знамёна, нотации; Иргиз, Ветка, Стародубье, Керженец, Гуслицы, Рогожское; осмогласие, полиелеос, антифон, стихеры; распевы знаменный, самогласный, демественный, путевой, духовные стихи, напевка — этими и многими другими словами обогатился словарный запас тех людей, кто услышал на лекции о знаменном пении впервые.

А знатоки и ценители древнерусского православного пения, которых тоже пришло немало, получили огромное удовольствие от выступления на редкость слаженного мужского старообрядческого хора под руководством Виталия Москвичева — уставщика и головщика в Покровском кафедральном соборе на Рогожском. Выступления хора служили звуковыми иллюстрациями того, о чем рассказывал отец Василий Андронников, и даже непосвященным слушателям становилось сразу понятно на слух, чем, скажем, демественный распев отличается от путевого, а исполнение духовных стихов — от напевки.

Несколько слов о напевке, как об очень важной составляющей древлеправославного пения. Она стоит несколько особняком, так как уникальна не только в отдельном регионе, но и даже в каждой старообрядческой общине. Устные версии напевов разных общин, сохраняя в целом общее единство, в каждом месте имеют свои особенности, которые являются «родным языком» для певцов и членов только конкретного прихода, но камнем преткновения для посторонних. Певцы знают правила сочетания элементов напева, правила построения формы, сложившиеся в отдельно взятом приходе. При этом общее у всех напевок то, что по стилю и морфологии их тексты всегда отвечают требованиям средневекового канона. Именно это, по словам о. Василия Андроникова, как раз и доказывает, что старообрядцы отнюдь не являются просто формальными носителями многовековой традиции — они мыслят категориями древней музыкальной системы! Именно в этом и заключается основная ценность богатейшей культуры старообрядчества.

Полтора часа, пока шло мероприятие, пролетели незаметно. А завершилась лекция-концерт исполнением фрагментов стихер Пасхе, которые, благодаря хорошей акустике атриума музея, прозвучали особенно мощно и торжественно! И совсем неудивительно, что по завершении лекции отец Василий Андроников и Виталий Москвичев еще долго отвечали на многочисленные вопросы, тематика которых распространилась далеко за пределы знаменного пения, а главным образом — где и как узнать еще больше о старообрядчестве?

Поделиться: