25–27 июня в Костроме прошел II съезд головщиков и клиросных певцов Русской Православной Старообрядческой Церкви. Мероприятие обрело международный статус: были представители из Москвы, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Луганска, Усть-Каменогорска (Казахстан), Бендер (Приднестровская Молдавская Республика). В этот раз съезд приурочили к 40-летнему юбилею поездки Стрельниковского старообрядческого хора в Москву для выступления в Союзе композиторов РСФСР и записи пластинки на фирме «Мелодия».
Наставниками обучающей программы съезда выступили Н.Г. Денисов — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, член Союза композиторов России; А.Н. Емельянов — головщик хора кафедрального собора г. Новосибирска; Ю.Ю. Видманова — художественный руководитель Академического камерного хора Костромской государственной филармонии; Н.В. Балуева — регент Архиерейского хора Костромской епархии РПЦ МП, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ; П.С. Антонов — преподаватель кафедры хорового дирижирования Московской консерватории; К.Н. Костромина — руководитель культурно-просветительского центра-музея «Древнерусская книжница» г. Бендеры; протодиакон Димитрий Коноваев — секретарь Ярославско-Костромской епархии.
Первый и последний день съезда проходили в старообрядческом Духовно-паломническом центре деревни Дурасово Костромской области. На открытии съезда гостей приветствовал епископ Ярославско-Костромской и Нижегородско-Владимирский Викентий (Новожилов). Затем прозвучали доклады: протодиакон Димитрий Коноваев рассказал об истории старообрядчества на Костромской земле; Юлия Видманова — о принципах работы с хором; Наталия Балуева — о традициях русского богослужебного пения за рубежом. Александр Емельянов провел хоровой мастер-класс. Николай Денисов рассказал о богослужебно-певческих и общинных традициях казаков-некрасовцев.
Главные события второго дня съезда были посвящены памяти руководителя Стрельниковского старообрядческого хора И.А. Сергеева и поездке певцов в Москву в 1984 году. Утром 26 июня участники съезда во главе с епископом Викентием посетили кладбище села Стрельниково Костромской области и отслужили заупокойную литию на могиле Ивана Алексеевича. Затем состоялась обзорная экскурсия по Костроме с посещением Ипатьевского монастыря, стены которого вновь услышали знаменный распев в исполнении старообрядческих певцов. После экскурсионная группа направилась в воссозданный Богоявленский собор Костромского кремля, где сейчас находится покровительница Костромы — чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы.
Вечером в Костромском доме национальностей состоялся мемориальный вечер, посвященный событию 40-летней давности. Мероприятие проходило с участием представителей администрации Костромской области, духовенства Костромской Митрополии РПЦ МП и руководителей культурных организаций региона.
Ведущим вечера стал музыковед Николай Григорьевич Денисов, который и был инициатором поездки Стрельниковского хора в Москву в 1984 году. Своими впечатлениями о подготовке к поездке и ее ходе поделились непосредственные участники — епископ Викентий и дочери И.А. Сергеева Кира Ивановна Никольская и Валентина Ивановна Тихонова. Также Николай Григорьевич отдал дань памяти основателю старообрядческой стрельниковской школы епископу Геронтию (Лакомкину), ее учителям и выпускникам, сохранившим певческую традицию в годы советской власти.
В последний день съезда прозвучали заключительные доклады, состоялись хоровые мастер-классы и подведение итогов.
Один из главных организаторов съезда Александр Емельянов после мемориального вечера в Костромском доме национальностей поделился значимыми для клирошан и их руководителей выводами:
— Подобные мероприятия во время певческих съездов позволяют ощутить незримую связь поколений церковных певцов; помогают осознать и понять, что головщики и клирошане минувших лет несли свое служение для молитвы, для храмовой службы, а не для публичных выступлений и записи своих концертных программ. К сожалению, мы сейчас видим обратную тенденцию: к выступлениям и записям участники хоров готовятся достаточно усердно, жертвуют временем для продолжительных поездок, но к службе в храме такого рода подготовок мы не наблюдаем. Более того, некоторых таких певцов можно увидеть лишь на сцене, нежели на клиросе. Поэтому певческий съезд обращает особое внимание на то, чтобы певцы осознали свое истинное предназначение, которое заключается именно в пении на службе. А все остальное уже вторично.