Конференция «Православие на славянских землях: история и вызовы современности»

Главная Новости Культура, наука, искусство Конференция «Православие на славянских землях: история и вызовы современности»

Новости по темам

Конференция «Православие на славянских землях: история и вызовы современности»

22 октября в Новозыбкове Брянской области состоялась Научно-практическая конференция «Россия и славянские народы в XIX–XXI вв. Православие на славянских землях: история и вызовы современности», одна из секций которой была посвящена теме старообрядчества. Этот научный форум объединил ученых, исследователей и церковных деятелей из России, Беларуси и Сербии, которые собрались в Новозыбкове для обсуждения такой актуальной проблемы современной христианской жизни, какой является наплыв различных сект, в частности, различный культов неоязыческой направленности.

Конференция «Православие на славянских землях: история и вызовы современности»

Конференция открылась презентацией церковных рукописных и печатных книг XVI–XVIII веков из коллекции краеведа Алексея Александровича Беласа, прихожанина местного старообрядческого храма. Прозвучали приветственные слова клириков РПЦ, советника губернатора Брянской области А.Н. Васильевой, а также слово главного докладчика конференции руководителя Центра религиоведческих исследований во имя свщмч. Иринея Лионского профессора богословия А.Л. Дворкина. Первое слово для доклада в рамках пленарного заседания было предоставлено А.Л. Дворкину. Александр Леонидович предложил вниманию слушателей неожиданную тему: «Может ли неоязычник быть патриотом?». Докладчик высказал мнение, что люди, которые отрицают христианскую культуру, как и сложившуюся под влиянием этой культуры нынешнюю государственность, «по определению» не могут переживать патриотические чувства к нашей стране, к современному Российскому государству.

Прозвучало насыщенное фактами сообщение кандидата истории доцента Балтийского университета Р.В. Шиженского «Российское язычество третьего десятилетия XXI века: реперные точки», в котором докладчик назвал имена основных деятелей современного неоязычества, охарактеризовал их взгляды и показал внутреннее развитие «теории» и представлений нынешних неоязычников.

Далее работа конференции проходила по секциям: 1. Православие как фактор идентичности и культуры славянских стран», в которой собрались большинство «новообрядных» участников, и 2. Старообрядчество в истории славянских государств», где присутствовали ученые-историки, представители старообрядческих общин, а также заинтересованные студенты Новозыбковского филиала Брянского госуниверситета.

В старообрядческой секции прозвучал целый ряд содержательных докладов: «Сохранение традиций сакрального искусства Древней Руси в культурном наследии старообрядцев Стародубья ХIХ–ХХ вв.» (кандидат истории доцент Брянского университета М.В. Кочергина) и «Старообрядческие духовные центры Стародубья в 1920–1930 гг.: закрытие монастырей и храмов органами советской власти, репрессии против членов общин и священства» (автор тот же).

Старообрядческий священник иерей Димитрий Вороновский, настоятель храма РПСЦ в честь великомученика Никиты в г. Злынка, сделал сообщение «К истории старообрядческих общин Юго-Запада Брянщины», в котором вкратце рассказал о «старообрядческой» истории возникновения многих поселений Юга Брянщины. В конце XVII – начале XVIII века, вскоре после начала гонений на старообрядцев, началось массовое бегство христиан на окраины России и даже за границы государства. Именно так были заселены значительные регионы нынешней старообрядческой ойкумены — Бессарабия и Прибалтика, Белоруссия и Поморье, Урал и Сибирь. На Юго-Западе нынешней Брянщины (а тогда Черниговской губернии) значительные территории принадлежали Стародубскому полку; здесь было немало неиспользуемых земель. На этих землях, как более удаленных от преследований царской власти, и стали селиться старообрядцы; так старообрядцами-переселенцами были основаны старообрядческие посады Клинцы, Новозыбков, Святск, Злынка, Ардонь, Митьковка, Елеонка, Лужки, Новомлынка, Шеломы, Климово, селения Деменка, Замишево, Синий Колодец — все эти и десятки других селений Юга Брянской области, а также Гомельской области нынешней Республики Беларусь (в окрестностях г. Гомеля и г. Ветки) были основаны старообрядцами.

В качестве предисловия к своему сообщению о. Димитрий остановился на значении терминов «старообрядцы», «старообрядческий» — как вынужденного способа отметить идентичность православных верующих, сохранивших свою преданность древним русским и византийским церковным традициям и обрядам.

Большой интерес вызвал доклад «Старообрядческие книги клинцовских типографий», который прочитал студент университета Никита Мехедов (доклад подготовлен в соавторстве с краеведом А.А. Беласом). Затем прозвучали такие сообщения: «О сохранении старообрядческих росписей в селе Лужки Стародубского района Брянской области» (Беляев Виталий Сергеевич), а также «Агрикультура 1920-х гг. и старообрядцы-огородники» (кандидат истории доцент Мищенко Татьяна Александровна). В целом «старообрядческая» секция оказалась весьма насыщенной докладами, и ее работа завершилась значительно позднее первой секции конференции.

Старообрядческая Церковь на конференции была представлена заметной делегацией: кроме о. Димитрия Вороновского и местного старообрядца-краеведа А.А. Беласа, в работе конференции приняли участие благочинный старообрядческих приходов Брянской области протоиерей Евгений Чунин, настоятель Рождественско-Никольского храма в г. Новозыбкове иерей Сергий Бедный и прихожане старообрядческих храмов.

Конференция «Православие на славянских землях: история и вызовы современности»

В завершение программы конференции состоялась презентация недавно изданной книги А.Л. Дворкина «Кто придумал неоязычество».

«Основная тематика конференции была посвящена проблеме появления на исконно православных землях неоязыческих и сектантских течений и культов — обеспокоенность такими тенденциями была общей для всех участников конференции. Действительно, угрозы подобного плана ощущаются ныне и в старообрядческих приходах, поэтому наш интерес к данной теме вполне закономерен, — поделился впечатлением протоиерей Евгений Чунин. — Организаторы конференции включили в программу достаточно содержательную старообрядческую секцию, участие в которой не дало старообрядцам до конца прослушать все доклады и сообщения по основной теме. Это несколько досадно — но, как известно, невозможно объять необъятное. Вместе с тем участие в конференции оставило ряд добрых впечатлений: мы убедились в том, что представители научной общественности и священнослужители РПЦ Брянского региона в целом адекватно воспринимают старообрядчество, как и признают факт того, что исторически этот регион основан древлеправославными христианами и потому многими своими достижениями обязан именно старообрядцам. Удалось увидеть научный потенциал местного вуза — Новозыбковского филиала Брянского государственного университета. Особенно порадовали студенты, добровольно присутствовавшие и участвовавшие в обсуждении докладов. Хочется надеяться на продолжение добрососедских отношений с научной общественностью региона и активизацию сотрудничества в решении общих социокультурных задач».

Инициатива проведения международной конференции принадлежит Брянской областной администрации, Клинцовской епархии РПЦ и филиалу БГУ в г. Новозыбкове. Соорганизаторы научной встречи — Синодальная историческая комиссия Белорусской Православной Церкви, Минская духовная академия и Центр евразийских исследований филиала РГСУ в Минске. Руководитель проекта -доцент филиала БГУ им. акад. И.Г. Петровского в г. Новозыбкове кандидат исторических наук В.В. Мищенко.