Духовный иммунитет в эпоху искусственного интеллекта

Главная Новости Культура, наука, искусство Духовный иммунитет в эпоху искусственного интеллекта

Новости по темам

Духовный иммунитет в эпоху искусственного интеллекта

15 декабря 2025 года в трапезной храма святителя Николы Чудотворца, что у Тверской заставы в Москве, состоялся необычный круглый стол «Христианское самосознание в эпоху искусственного интеллекта: что мы теряем, а что приобретаем?». Он собрал христиан-старообрядцев, которые в мирской жизни в силу своих профессий активно взаимодействуют с искусственным интеллектом: IT-разработчиков, учёных, преподавателей, общественных деятелей и пиар-специалистов.

Мероприятие, как отметил во вступительном слове настоятель храма протоиерей Алексей Лопатин, продолжило традицию Церкви, которая во все времена стремилась давать адекватный ответ на вызовы современности. В стенах храма звучали непривычные для многих слушателей термины: «большие языковые модели», «цифровой Вавилон», «рекурсивный дрейф». Дискуссия показала, что искусственный интеллект перестал быть для Церкви абстрактной технологией: он стал конкретным вызовом, требующим всестороннего обсуждения и выработки общецерковной позиции.

«Цифровой Вавилон» и алгоритмический арбитр

Первый и весьма острый тезис прозвучал от специалиста по связям с общественностью Александра Писаревского. Он заявил, что привычная «цифровизация» устарела.

Духовный иммунитет в эпоху искусственного интеллекта

—  Мы переживаем фундаментальный сдвиг: искусственный интеллект стал главным архитектором нашего информационного ландшафта, строителем нового “цифрового Вавилона”. Если раньше авторитет устанавливали традиционные институты, включая Церковь, то сегодня эту роль де-факто выполняет алгоритмическая рекомендательная система, — отметил специалист.

По его словам, искусственный интеллект создает для каждого пользователя уникальную адаптивную реальность, подбирая контент не по критерию истинности, а по уязвимости психотипа человека. Это приводит к замене массовой пропаганды точечными психологическими операциями. А. Писаревский привел неутешительные данные: 97% рекламных агентств в России уже используют искусственный интеллект, а такие известные компании консультационной отрасли, как Deloitte, несут миллионные убытки из-за «галлюцинаций» искусственного интеллекта в официальных отчетах. Вывод докладчика был однозначен: Церкви необходимо срочно определить границы использования технологии, ввести «ИИ-грамотность» в церковных учебных заведениях и активно, но осмотрительно осваивать этичный инструментарий, чтобы не сдать информационное поле на откуп алгоритмам.

Как ИИ угрожает системе образования и психике человека

Андрей Макаренцев, председатель правления общественной организации «Столица Старообрядческая», рассмотрел человеческую уязвимость, особенно молодого поколения. В своём выступлении он подчеркнул, что чем ниже компетенции человека и его критическое мышление, тем опаснее для него использование искусственного интеллекта.

Духовный иммунитет в эпоху искусственного интеллекта

 — Искусственный интеллект ставит под вопрос сами основы образовательного процесса. Ведущие вузы страны находятся в активном поиске ответов на этот вызов. Например, по мнению профессорско-преподавательского состава экономического факультета МГУ, сегодня практически все студенты используют искусственный интеллект для написания тех или иных квалификационных работ, — сообщил Андрей Макаренцев.

Он описал явление «рекурсивного запутывающего дрейфа» (RED) — трехэтапного процесса, когда пользователь, начав с нейтрального общения с искусственным интеллектом, постепенно воспринимает его как партнёра и в итоге оказывается в «запечатанной интерпретационной рамке», где алгоритм лишь подтверждает его самые невероятные идеи. Для формирующегося мозга подростка, предупредил эксперт, это путь к нарушению способности к критическому мышлению и здоровой социализации. Андрей Макаренцев уверен, что регулирование доступа к искусственному интеллекту для лиц младше 18 лет станет ключевой темой социальной политики государства в ближайшие годы, а защита молодёжи — зоной ответственности традиционных институтов, таких как семья и Церковь.

Почему нейросеть не понимает богослужебный текст?

 IT-разработчик Иван Пряхин, создатель ресурса «Уставщик» (ustavshik.ru), призвал вернуться к технической сути явления, отбросив антропоморфные иллюзии.

Духовный иммунитет в эпоху искусственного интеллекта

ChatGPT — это, в первую очередь, сложная статистическая модель. Всё, что она делает, — предсказывает следующий вероятный фрагмент текста. У неё нет сознания, нет понимания истины в философском или богословском смысле, — подчеркнул Иван Пряхин.

Он объяснил ключевую проблему современных искусственных интеллектов: метод обучения с подкреплением на основе человеческих откликов (RLHF). Модель поощряют за уверенные связанные ответы и наказывают за честное «я не знаю». В итоге вырабатывается «заблудшая уверенность» — убедительная, но часто вымышленная речь. Это становится критичным при столкновении с богослужебными текстами. Нейросеть может перефразировать строки канона Рожеству Христову, но принципиально не способна понять их догматическую глубину или молитвенный настрой. По мнению Ивана Пряхина, в эпоху искусственного интеллекта именно христианское самосознание — традиционно критично-осторожное ко всем новому — становится ключевым «иммунитетом» против цифровой симуляции духовности.

Проекция рода человеческого: философский ответ

Самый масштабный и философский взгляд на проблему представил доктор исторических наук профессор МГУ Алексей Муравьёв. Он заявил, что искусственный интеллект эволюционирует от обработки данных к «очеловечиванию», имитируя интуицию, эмоции и ассоциативное мышление.

Духовный иммунитет в эпоху искусственного интеллекта

 — Мы создаём не просто инструмент, а проекцию, причём не отдельного человека, а проекцию родового человеческого сознания со всеми его особенностями и изъянами. «Галлюцинации» ИИ — это не сбой, а аналог студенческого «литья воды» на экзамене, — провел параллель Алексей Муравьёв.

Однако, по его мнению, фундаментальные ограничения — отсутствие сознания, мудрости и подлинного чувства — остаются непреодолимыми. Главная опасность не в самом искусственном интеллекте, а в том, что человек, привыкнув к автоматизму, перестанет пользоваться собственным умом. В качестве ответа профессор предложил стратегию, основанную на классических практиках:

  1. Глубокая рефлексия природы человеческого мышления.
  2. Информационная аскетика — сознательные «цифровые посты́», когда человек на время лишает себя полностью пользования всеми гаджетами.
  3. Диверсификация решений — постоянное сравнение результатов своего труда и работы алгоритма.

Живая дискуссия, длившаяся несколько часов, не дала единый ответ на вопрос, что такое искусственный интеллект для христианина. Участники круглого стола сошлись в главном: игнорировать или просто запрещать искусственный интеллект — бесполезно и опасно. Эта технология уже стала средой обитания, особенно для молодого поколения.

Спектр предложенных стратегий реагирования оказался весьма широк — от активного освоения и создания церковных цифровых экосистем до выработки соборных ограничений на использование искусственного интеллекта в духовной сфере (проповеди, иконопись, богослужебные тексты). Для участников круглого стола стало общим понимание того, что ключевая задача заключается в укреплении «человеческого в человеке»: критического мышления, способности к смысловому различению, к духовной чуткости и внимательной неавтоматизированной жизни.

Как метко заметил в ходе обсуждения один из участников, «мы рождаем духовных инвалидов, когда заменяем поиск истины удобным готовым ответом из чата». Круглый стол в стенах Никольского храма стал попыткой найти инструменты для противодействия этой инвалидизации. Подводя итоги, протоиерей Алексей Лопатин выразил надежду, что эта встреча не станет последней, а будет началом глубокого и всестороннего обсуждения места искусственного интеллекта в жизни христианина и общества.

Текст: Александр Писаревский
Фото: Мария Муравьёва

Поделиться: