1. Освященного Собора старообрядческих епископов Российской области.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ.
Освященный Собор, собравшийся во святом Дусе в царствующем граде Москве, в храме Рожества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, имел суждение о возведении в Белой Кринице митрополита, как о том ходатайствуют заграничные христианские общества, постановил: не находя препятствий к возведению митрополита в Белой Кринице, с правами, принадлежащими ему и ранее над епархиями, находящимися в Австрии, Румынии и Турции, уполномочить трех епископов для возведения в митрополита Белокриницкого того, коего изберут они с согласия представителей клира и народа заграничных обществ. Будущий митрополит, сохраняя права своей области, не должен вмешиваться в дела Российской области, по силе 2-го правила Второго Вселенского Собора, гласящего: «Областные епископы да не простирают своей власти на Церкви, за пределами своей области, и да не смешивают Церквей». «При сохранении же (сего) дела каждой области благоучреждать будет Собор той же области» (полн. перевод.). 20 апреля, 1906 года.
Председатель: смиренный Иоанн, архиепископ Московский и русских старообрядцев.
Смиренный Антоний, старообрядческий епископ Пермский.
Смиренный Арсений, старообрядческий епископ Уральский и временно Саратовский.
Смиренный Иона, старообрядческий епископ Смоленский и Калужский.
Смиренный Порфирий, старообрядческий епископ Самарский Симбирский и Уфимский
Смиренный Феодосий, старообрядческий епископ Кавказский.
Смиренный Иннокентий, епископ Нижегородский и Костромской.
Смиренный Иоасаф, епископ Томский (1).
Смиренный Ермоген, епископ Новозыбковский (2).
Уполномоченный преосвященного Иоасафа, епископа Казанско — Вятского: священник Алексий Колягин.
2. Освященного Собора Российских старообрядческих епископов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, имел суждение о возведении в Российской области митрополита, и нескольких архиепископов, чтобы Российская область честью и пра¬вами была равною Белокриницкой митрополии, постановил: оставить вопрос этот открытым, предложив обществам: обсудить этот вопрос всесторонне и объединившись, представить свои мнения на рассмотрение и каноническое решение будущего Освященного Собора. Если не будет препятствия, то желательно иметь согласие на сие митрополита, на основании правила 6-го Сардикийского Собора. 20 апреля, 1906 года.
(Подписи те же).
3. Освященного Собора старообрядческих епископов Российской области
Преосвященным: архиепископу Иоанну, епископу Арсению и епископу Иннокентию.
ПОРУЧЕНИЕ.
Вследствие кончины митрополита Белокриницкого Афанасия и прошений заграничных христиан о поставлении митрополита на место почившего, Освященный Собор поручает вашим преосвященствам отправиться в тамошние пределы и, при участии представителей клира и народа христианских обществ, сделав каноническое исследование и избрание достойнейшего кандидата на эту степень, возвести в достоинство митрополита (1), с представлением ему прав над епархиями, в Австрии, Румынии и Турции находящимися, но «да не простирает своей власти на Церкви (Российскую), за пределами своей области…. (и) не быв приглашен, да не приходит (в Российскую область) для рукоположения, ли какого-либо другого церковного распоряжения», по 2-му правилу Второго Вселенского Собора.
Вместе с сим поручаем вам обсудить вопрос с заграничным духовенством и гражданами о поставлении еще епископа в тамошние пределы, где будет признано полезным и удобным, дабы их область могла свободно осуществлять канонические постановления без обращения к нашей Российской области.
Все, что будет сделано вами без нарушения канонов св. Церкви, будет признано и нами без всякого прекословия. 20 апреля 1906 года.
Председатель: смиренный Иоанн, архиепископ Московский и русских старообрядцев.
Смиренный Антоний, старообрядческий епископ Пермский.
Смиренный Арсений, старообрядческий епископ Уральский и временно Саратовский.
Смиренный Иона, старообрядческий епископ Смоленский и Калужский.
Смиренный Порфирий, старообрядческий епископ Самарский, Симбирский и Уфимский.
Смиренный Феодосий, старообрядческий епископ Кавказский.
Смиренный Иннокентий, епископ Нижегородский и Костромской.
Смиренный Иоасаф, епископ Томский.
Смиренный Ермоген, епископ Новозыбковский.
Уполномоченный преосвященного Иоасафа, епископа Казанско — Вятского: священник Алексий Колягин.
Примечание: (1) Избран и возведен в митрополиты Макарий, епископ Тульчинский, 10 сентября 1906 года, архиепископом Московским Иоанном и епископами: Арсением Уральским, Иннокентием Нижегородским и Леонтием Славским, в Белой Кринице.
4. Освященного Собора старообрядческих епископов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Освященный Собор, о Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, слушал прошение уполномоченных Саратовского общества, имеющих уполномочие и от других обществ Саратовско — Астраханской епархии, о учреждении в Саратове архиепископии, с возведением на оную боголюбивейшего епископа Арсения, постановил: поручить временное управление Саратовско — Астраханской епархией его преосвященству Арсению, епископу Уральскому, а когда представится возможность открыть в Саратове архиепископию, тогда перевести его на оную, с возведением в сан архиепископа.
Вследствие сего определения: освободить боголюбивейшего Порфирия, епископа Самарского, от управления Саратовско — Астраханской епархией и принести ему благодарность за его труды по управлению оной. 21 апреля 1906 года.
(Подписи те же).
5. Освященного Собора старообрядческих епископов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Освященный Собор, собравшийся о Святом Дусе в царствующем граде Москве, имел суждение о Каменец — Подольской губернии, состоящей в епархии Киевско — Балтовской, соборно предположенной к восстановлению, и принимая во внимание отдаленность от Новозыбковско — Черниговской епархии оной губернии, постановил: Каменец — Подольскую губернию причислить временно, как было и ранее, к Бессарабско — Измаильской епархии, а Шевскую оставить во временном управлении боголюбивейшего Ермогена, епископа Новозыбковско — Черниговского. 21 апреля 1906 года.
(Подписи те же).
6. Освященного Собора старообрядческих епископов
Преосвященным: Арсению, епископу Уральскому и Иннокентию, епископу Нижегородскому.
ПОРУЧЕНИЕ.
Выслушав словесное заявление уполномоченных «неокружнических» обществ о желательности совместного с нами обсуждения мер к примирению, Освященный Собор с готовностью изъявил на сие святое дело свое согласие и сим поручает вашим преосвященствам прибыть к 1 июню сего года в Москву, и при участии архиепископа Иоанна, или его уполномоченных, войти в личное объяснение с «неокружническими» епископами о примирении.
Окончательное же решение вопроса о примирении должно последовать на общем Соборе епископов обеих сторон, который по общему согласию решит вопрос о разграничении епархии и приходов. 23 апреля 1906 года.
(Подписи те же).
7. Освященного Собора старообрядческих епископов.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ.
Освященный Собор, собравшийся в царствующем град Москве, имел суждение о сборщиках на церкви и монастыри, и в предупреждение злоупотреблений, постановил: епархиальный епископ должен тщательно исследовать о заявляемой нужде, побуждающей обратиться к благотворителям за помощью, и подписывать книжку только действительно нуждающимся, указав срок, на который разрешается сбор.
После подписания книжки следует особым письмом сообщить об этом всем епископам, с приложением оттиска печати, приложенной на книжке и сделанной на оной надписи. 23 апреля 1906 г.
(Подписи те же).
8. Освященного Собора старообрядческих епископов.
Совету Всероссийского Съезда старообрядцев.
ПОРУЧЕНИЕ.
Освященный Собор, собравшийся в царствующем граде Москве, в заседании своем 23 апреля сего года, выслушав доклад о необходимости ходатайствовать пред правительством о дополнении религиозных льгот в законодательном порядке о положениях, изложенных в доклад, прилагаемом при сем в копии.
Освященный Собор, признав такого рода ходатайство необходимо нужным, сим поручает Совету, с участием духовных лиц, по указанию архиепископа Иоанна, возбудить такое ходатайство в следующем порядке:
1) о разрешении нашим священнослужителям именоваться по их сану священного рукоположения;
2) о предоставлении свободного избрания вероисповедания всем лицам, достигшим возраста на вступление в брачный союз;
3) о равном праве воспитывать детей в нашем вероисповедании, как не крещенных подкидышей, принимаемых старообрядцами, так равно и крещенных (в господствующей Церкви) детей сирот, или оставленных на произвол своими родителями.
И так поручив, Освященный Собор молит Бога о благопоспешении в поручаемом ходатайстве и ниспосылает свое архипастырское благословение. 23 апреля 1906 года.
(Подписи те же).
9. Освященного Собора старообрядческих епископов
Преосвященному архиепископу Московскому Иоанну.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ.
Согласно словесного прошения вашего преосвященства о разрешении вам устроить мужской монастырь в Донской области, Освященный Собор сим разрешает вам и благословляет совершить это святое дело, с соблюдением святоотеческих правил. 25 апреля 1906 года.
За председателя: смиренный Антоний, старообрядческий, епископ Пермский.
Смиренный Арсений, старообрядческий епископ Уральский и временно Саратовский.
Смиренный Иона, старообрядческий епископ Смолен¬ский и Калужский.
Смиренный Порфирий, старообрядческий епископ Самарский, Симбирский и Уфимский.
Смиренный Феодосий, старообрядческий епископ Кавказский.
Смиренный Иннокентий, епископ Нижегородский и Костромской.
Смиренный Иоасаф, епископ Томский.
Уполномоченный преосвященного Иоасафа, епископа Казанско — Вятского: священник Алексий Колягин.