После этого через несколько лет отошел ко Господу сын ее, благоверный князь Константин. Тогда приходит в Тверь второй сын ее из города Кашина, благоверный князь Василий Михайлович, прозвищем Кашинский, и молит матерь свою, преподобную и благочестивую великую княгиню, чтобы перешла из города Твери в господствующий его город Кашин, дабы посетить отчину свою и дабы ему видеть там воистину святое и ангелоподобное лицо ее и доброй ее жизнью постоянно наслаждаться. И так молил ее: «О, мать моя, преподобная и благоверная великая княгиня Анна! Так Богу угодно было, что скончался брат мой, твоими поучениями всегда наставляемый. Хотя и было мне и скорбно, и весьма неутешно, что лишен я был сладкого твоего учения, но не хотел оскорбить брата моего и молить тебя, чтобы перешла жить в город мой Кашин. Ныне же не могу терпеть, чтобы быть мне лишенным лицезрения твоего ангелоподобного вида».
Преподобная мать его отвечала ему и говорила: «Чадо мое возлюбленное! Сурова наша иноческая жизнь и даем неложное Христу обещание, что до последнего своего дыхания будем на одном месте, на котором обещаемся терпеть всякую скорбь Христа ради. Если же все-таки кто-то зовет, или из-за частых гонений, или из-за наносимых скорбей, бывающих понесшим тяготы и повседневные горечи Христа ради, то и это подобает презреть ради любви к Богу. Лишь ради некоего смирения подобает уходить в другое место по Христову слову. Если гонят вас из города, бегите в другой город. Ныне же с помощью всесильного Бога нет в городе этом ни гонения, ни иных находящих скорбей, как в прежнее время было при отце твоем, великом князе Михаиле Ярославиче от нашествия поганых и своих сродников крамолы и зависти. И если оставлю город этот и в тот город переселюсь, буду подобна ищущим славы мира сего. «Никто же, — рече Сын Божии, возлож руку на рало, зря вспять, управлен будет во Царство небесное».
Ибо Аврааму, праотцу нашему, не было бы повеления от Бога оставить отечество свое и переселиться в чужую землю, если бы не мешало почитание идолов его отцами его любви к Богу и богопознанию. И как могу оставить город этот, которому даровал всещедрыи Бог своего страстотерпца и моего князя Михаила? Его в защиту и помощь имеет ходатаем к Богу весь город этот, а я имею перед очами моими пресвятое и страстотерпческое тело его. И глядя на него, усердно подвизаюсь в добром этом подвиге. Его молитвами, словно некими крыльями, устремляюсь умом своим к Богу. Нет, чадо мое, перестань понуждать меня переселиться в город свой Кашин. И впредь не докучай мне этим».
Он же со слезами молил блаженную и не хотел поднять головы от святых ног ее. И снова говорил ей: «Ты знаешь, преподобная мати моя, что от младых ногтей моих привязан к твоей любви и тобою более прочих братьев моих любим был и никогда повелений твоих не ослушался и никогда не хотел разлучаться с тобою. Но Божиих судеб никто не может постигнуть, ибо по жребию и благословению святого отца моего и твоему достался мне в удел город тот и любезен мне покорностью и послушанием бояр моих, и вельмож, и всего народа. Если бы и хотел оставить город тот и переселиться сюда после смерти брата моего и слышать воистину источающие мед твои голос и поучение, и лицезреть твой ангелоподобный лик, то никак не оставят меня вельможи мои и весь город из-за моей любви к ним, чтобы мог оттуда переселиться. Поэтому по совету бояр моих, и вельмож, и всего города пришел молить тебя, ибо весь город желает видеть ангелоподобный твой вид и иметь тебя среди нас и просит, чтобы посетила преподобная и благоверная княгиня Анна отчину свою. «Давно, — говорят, пребывает в том городе такая благочестивая и святая ветвь, выросшая от благородного родителя, и будет нам немалая печаль, если лишимся пресладкого учения. Иди, сказали, благоверный князь, в город Тверь и моли преподобную матерь, да переселится в город Кашин, свою отчину, чтобы было городу нашему Кашину и всей волости его пришествие ее в вечную похвалу. Ибо городу Твери даровал Бог горячего молитвенника и скорого заступника, страстотерпца, отца твоего, благоверного и великого князя Михаила Ярославича. Нашему городу непременно дарует всещедрый Бог преподобную матерь твою, благоверную и великую княгиню Анну, в помощь и заступление из рода в род, до скончания века. Только усердно постарайся пойти в город Тверь умолить матерь твою, и благой Бог исполнит желание сердца твоего». Поэтому, о святая и блаженная мати моя, да не оставишь меня ожидать твоего к нам переселения, да не презришь моления всего города, более же всего моего моления, возлюбленного сына твоего, чтобы не быть мне снедаемым печалью, если буду лишен твоих источающих мед бесед. Лучше мне здесь умереть, нежели возвратиться ни с чем в свой город».
Такие слова благоверный князь Василий со многими слезами говорил преподобной матери своей и молил в душе Бога, чтобы сбылось желание сердца его. Блаженная и преподобная княгиня Анна, слыша такое моление сына своего и видя веру его, не без Божия промысла рассудила, что быть этому. Поскольку Богом послан был к ней, склоняется на моление его и обещает переселиться в свою отчину и там пребывать до дня отхода своего к Богу. И так говорит ему «Будь, сын мой возлюбленный, по твоей воле, если и Господу так будет угодно».
Благоверный же князь, сын ее, слыша такие слова, радостью многой наполнился и всесильного Бога прославил, что не презрел моление его. Тогда преподобная и великая княгиня Анна созывает к себе постниц, бывших в монастыре том, и сообщает им о своем отшествии от них. Они же, услышав от преподобной такие слова, исполнившись слез, говорили: «Куда идешь, госпожа наша, и зачем хочешь разлучиться с нами? Или чем прогневали тебя, или неправедно поступили перед тобою, или скорбь какую причинили твоему непобедимому и терпеливому смиренномудрию? Или горожане гонят тебя от нас? Поведай нам, преподобная мати, причину отшествия своего».
Она же говорит им: «Плачьте, сестры мои. Видите, как сын пришел из Кашина града, благоверный князь Василий. Он понуждает меня и молит со многими слезами переселиться отсюда в его город. Я же долго отказывалась, чтобы не разлучаться с вашей постнической жизнью. Он же непрестанно молил меня, чтобы пошла в Кашин град. Я же рассудила в себе: не без Божия промысла это, но Богом послан пришел ко мне, моля мое смирение, чтобы переселиться отсюда. Если Бог хочет так и по молитвам вашим усердным мне во благо, хочу идти в город к сыну моему, благоверному князю Василию. Вы же, сестры мои, оставайтесь здесь с Богом и в молитвах своих поминайте мое смирение».
Они же сказали ей: «Если, госпожа наша, уходишь от нас, на кого воззрим и кто нам путь смирения, и кротости, и безмолвия покажет? Кто нам без тебя поучение подаст? И как сможем ловушки диавола перейти?»
Блаженная же сказала им: «Благой Бог благодатию Своей да сохранит вас от многоплетенных сетей вражиих. Только молю вас: имейте попечение о душах своих, и красоту девства вашего храните без всякого вреда, и свечу вашего доброго служения соблюдите неугасимой, пока не придет Жених, Христос Бог наш. И если найдет нас в первом нашем воздержании и добром исполнении иноческого жития, тогда введет нас в Небесное Свое Царствие со всеми святыми. Если же не таких нас найдет, непременно скажет, даже если девами будем: » Отъидите от Мене, яко не веде вас » и тогда плакать будем во веки веков, что погубили труд монашества нашего. Но подобает нам со всяким смиренномудрием и кротостью духа молить человеколюбивого Бога, Господа нашего Исуса Христа, чтобы сподобил нас с мудрыми девами быть наследницами Небесного Своего Чертога и чтобы сохранил нас по Своей благости на добром пути невинными и непорочными, ибо подобает Ему всякая слава вовеки. Аминь».
Они же, слыша ее поучение, весьма удивлялись безмерному ее смирению и говорили ей: «О, госпожа наша, преподобная мати, кто видел твое безмерное смирение, и любовь, и послушание, и терпение, кротость и незлобие, и милосердие ко всем, пользу своей жизни получали и Всемилостивого Бога прославляли. Мы же, видевшие твое постническое житие, пост и воздержание, и всегдашнюю любовь к Богу, тем большую пользу получили. Ныне же, госпожа, уходишь от нас. Как не сетовать нам из-за разлучения с тобою? И как нам не плакать, когда лишаемся, что даровал нам Бог? Молим тебя, госпожа, не оставляй нас, сирых, но будь с нами».
И такими словами хотели удержать неудержимую, думая, что послушает их и останется с ними. Но блаженная и преподобная мать утешала их кроткими поучениями и говорила им: «Не скорбите, сестры мои и госпожи. Хотя и ухожу от вас, но и там вы со мною будете, и я с вами духом буду. И если Всеблагой Бог соединил нас союзом духовной любви, как разлучимся или разъединимся?»
И попрощавшись, и поцеловав каждую святым целованием, ушла в соборную церковь и там долго Богу молилась, чтобы осенил ее по Своему человеколюбию, где же велит ей быть. Припадает также со многими слезами и ко гробу супруга своего, страстотерпца Христова, благоверного князя Михаила, чтобы помогал ей там молитвами своими. «Ибо, говорила, стяжала в тебе великого ходатая к Богу и молитвенника». И так помолившись и приняв благословение от епископа, отправилась в путь.
Люди же все плакали об отошествии преподобной, ибо мнилось им тогда и говорили: «Прогневался на нас Бог из-за ее отшествия. Если бы не согрешили перед Богом, не попустил бы уйти преподобной из города нашего».
Благоверный же князь Василий, дав бывшим там постницам большую милостыню и снабдив пищею, и всем нищим в городе большую милостыню подав, получив благословение от епископа, уходит в свой город, взяв с собою и матерь свою, преподобную и благочестивую великую княгиню Анну, прославляя в сердце своем Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу, что исполнилось благое желание его.
Когда же приблизились к городу Кашину, вышли все люди города Кашина, священники и иноки, мужи и жены, и старцы с юношами, чтобы встретить преподобную и блаженную Анну. И опережая друг друга, хотели увидеть преподобную; иные, прикасаясь к краям одежд ее, принимали освящение, иные же освящались только видением ангелоподобного лица ее и прославляли Бога и Его Пресвятую Матерь, и так возглашали: «Прими, славный город Кашин, свою похвалу и славу неотымаемую, и радость вечноцветущую: она твоя, и подлинно плод богоданный и ветвь благочестивую снова Преблагой к тебе приводит. И радуйся радостью непобедимою из рода в род, радости твоей никто не отнимет у тебя».
И так Божиим промыслом и Его волей преподобная и блаженная великая княгиня инокиня Анна, супруга великого князя Михаила Тверского, переселилась из города Твери в свою отчину, в славный город Кашин. И начала там подвизаться в больших трудах и подвигах, постом и молитвою непрестанною вооружаясь на невидимого врага, и стоянием всенощным победила бесовские нападки. И так сокрушила себя блаженная постом и многим воздержанием, как только возможно человеку. Как говорит пророк: «Прилпе кость моя плоти моей, и колена моя изнемогосте от поста и плоть моя изменися елея ради». И покорилась плоть духу, жилищем стала и престолом Пречистой, Единосущной и Нераздельной Троицы. Христос со Отцем и со Святым Духом, придя, сотворил обитель Себе в пресвятой душе ее и так возлюбил красоту и благородие чистоты ее, что и после смерти сохранил святое тело ее невредимым от тления, как ныне всем видно воочию.
Блаженная же любила безмолвие и ни с кем не беседовала, но только когдаприходил к ней сын ее, благоверный князь Василий, учила его, как ради любви к Христу презирать этот видимый мир и ни во что ставить красоту века этого. Любить же, и бояться, и почитать страшного и славного Всесвятого Бога, и Его вечных благ искать милостынею и благотворением нищим. И говорила ему: «Ничто так не просвещает человека и не приводит к престолу Божию, как милостыня и память о смертном часе. Ибо, чадо мое возлюбленное, царь или князь, богатый или нищий, раб или свободный все смерти предаются, и никто из них не пребывает на земле вечно, но, как тень, скоро преходит и, как цвет, скоро увядает. Держись же правды, ибо правда вовеки пребывает. Праведный же, говорит приточник: «От веры жив будет, вместо же его предается нечестивыи. А если смирен, и кроток, и милостив, и «аще, рече, тако поживеши, будеши долголетен на земли, и никто же на тя злое помыслит когда, и сопостатом твоим страшен будеши, и вечнаго блаженства от Господа нашего Исуса Христа покой на небесех приимеши». И этими поучениями наставляла сына своего, благоверного князя Василия, отпуская его в дом его. Сама же с Единым Богом беседовала, молитвою непрестанною и прочими боговдохновенными делами просвещая душу свою.
Благоверный же князь Василий, такими поучениями от преподобной матери научаемый и наставляемый, как дерево, напояемое при источниках вод и сторицей взращивающее плод, никогда не преступал наставлений богоблаженной и усердно стремился следовать по стопам ее.