Родина этой преподобной город Ростов. Отцом благочестивой девицы был князь ростовский и углический Дмитрий Иванович. С ранних лет Анна имела воспитание в страхе Господнем и научена Его пресвятые заповеди исполнять. Научена же была и Божественному Писанию и хорошо наставлена страху Господню и Его поучению, взирала на красоту века сего, как на обман, и не уклонялась к сладости пищи и покоя. Но пищей ей была молитва непрестанная и стремление ненасытное к Богу.
И ни честь, и ни слава не останавливали, когда она из любви к Богу всегда прилежала к благим делам, чтобы угодить Богу. И на Его пресвятую волю полагая упование свое, и находя поучение в Законе Господнем, как дерево при источниках вод, напоена была божественных слов поучением и оттого привыкла к духовному веселию, молясь часто Господу, чтобы не лишил ее небесного Своего чертога, но да сотворил с ней по пресвятой воле Своей. Нищим же и убогим давала милостыню и, постоянно цветя благими делами в юности своей, в чести и славе и всяком покое устремлялась к божественным делам.
Когда же пришла в совершенный возраст, чтобы вступить в сочетание браком, обручили ее великому князю Михаилу Ярославичу, который тогда властвовал в городе Твери (1271 — 1318 гг.). Так же и тот благоверный князь Михаил был весьма благочестив и боголюбив, смирением, кротостью и благотворением к нищим и к странникам все устрояя, после же скончался мученическим подвигом и венцом мучения повязан рукой Вседержителя, как после об этом сказано будет.
Жили же они в благочестии и в Законе Господнем, поучаясь ему день и ночь, побуждая устройством дел своих к милостыни нищим и убогим, странникам и больным, как в древности Авраам праведный, по Иову же терпеливому был ногами хромым и глазами слепым. Более же любил священнический чин как слуг Божиих, и всегда говорил о данной им благодати, и премного почитал иноков, как ближайших Божиих работников, ибо не смотрят на красоту этого суетного века, которая есть обман и скоро проходит, как тень, мимо течет; не возносился благородством и величием власти своей, ни гордостью не превозносился, как делают некоторые, которые возносятся величием рода своего и, как бессмертные, кичатся надменностью, и тщеславием, и высокоумием, и гордостью, превозносясь друг над другом, не ведая, как из-за гордости некогда бывший денница отпал от славы Божией, вместо света стал тьмой и переименован во диавола. Хотящим быть во смирении враг душ наших сильно препятствует и в преисподнюю с собой сводит, как свел Адама, праотца нашего, который из-за своей самонадеянности пал и был изгнан из рая.
И так вспоминали в себе благоверный и благочестивый великий князь Михаил с благоверною великою княгинею своею Анною, весьма смирение любя и равную любовь ко всем держа, зная из Божественного Писания, как ради любви Сын Божий покинул небеса и сошел на землю и воплотился ради нашего спасения от Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и был совершенный Бог и совершенный человек, и так смирил Себя Творец и Создатель всей твари, и был послушлив даже до креста и смерти. Как говорит апостол: «Да нас примирит Богу и Отцу Своему. И вся сия пострадав безгрешныи, да нас свободит от клятвы законныя и наследники ны сотворит Царства Своего небеснаго». И помышляла в себе блаженная, как с такой высоты сойдя и из-за премногой благости уподобясь нам, кроме грехов, и не имея где главы преклонить, любил всех людей. Нам ли, говорила, будучи смертными и тленными, не подобает ради Него смиряться и любить всех, не только своих и единоплеменных, но и врагов наших, по евангельскому слову. И увидит Бог наше смирение, и отпустит нам согрешения, и сделает наследниками Небесного Своего Царствия.
Так рассуждали в себе блаженный и благочестивый князь Михаил с супругою великою княгинею Анною, всегда поучаясь в псалмах, и пении песен духовных, и молясь Богу, чтобы сохраниться отечеству и всей державе их от нашествия иноверных народов. И так блаженные цветущими и благими делами беззлобием, и красотою, и смирением, и благотворением во всей великой России, как некие два светила великие, сияли своею жизнью, не менее Авраама, и Иова, и Давыда, и во всем следовали сродникам, бывшим в России светильниками великому князю Михаилу Черниговскому и деду своему великому князю Александру Невскому.
По прошествии времени родилось у них четыре сына. Первый князь Дмитрий, второй сын Александр, третий сын Василий, четвертый сын князь Константин. И воспитали их в страхе Господнем, чтобы бояться Бога и творить Его пресвятую волю. Тогда враг и супостат душ наших, видя блаженного и великого князя Михаила в такой славе и чести, почитаемого, словно царя, и ничем не побеждаемого, но всегда побеждающего, так что вконец разрушилась диавольская его сила и был попираем ногами, словно совсем худая птица, пораженная Богом, вздумал в злых своих ухищрениях наслать на него, как в древности на праведного Иова, своих единомышленников и сродников по плоти. И замыслил коварный диавол некое коварство против блаженного князя Михаила, желая на его добром пути соблазн устроить, а великой княгине Анне великую тревогу.
Господь нам помощник и не убоимся, что сотворит нам человек. Если и воздвигает диавол вражду против святых, то спустя немного на его голову болезнь возвратится. Тогда многие зависти и крамлоу поднимаются против блаженных, и многие распри от своих на князя и на его державу приходят, но Господь, видя непорочное житие Своего угодника, даровал ему великую победу над врагами его и над восстающими на него с ними единородными его братьями.
Диавол же, видя, что ничего не может сделать великому князю Михаилу и что попрана диавольская его сила, снова воздвигает вражду свирепее прежней. Напускает на него ордынского царя Озбяка и советника его, а более же своего угодника Колгу. Благочестивый же и великий князь Михаил, слыша, что беззаконный царь хочет пленить его державу и пролить неповинную кровь христианскую, сильно скорбел душою и горько сетовал, говоря супруге своей, великой княгине Анне: «О, госпожа моя, слышу повеление злочестивого царя и восстающую на нашу державу зависть, ибо хочет, чтобы много раздоров устроилось между нами и пролилась кровь стада Христова. Но я хочу, если изволит Бог, идти сам в Орду к беззаконному царю и собою ответ сотворить и душу мою положить за овец стада Христова, по слову Христову».
Слыша все это, блаженная и великая княгиня Анна опечалилась душою и говорила: «Чтимый благоверный мой князь, хотящий идти в Орду к нечестивому царю и душу свою положить за овец стада Христова! Будет ли достойно так, как хочешь, за имя Христово пострадать?» И так говорила ему: «О, дорогой мой и великий князь Михаил, боишься злочестивого царя и его беззаконного повеления и трепещешь, как немощный? Разве не имеешь у себя воинственных и сильных людей, могущих носить оружие, или множества окружающих тебя храбрых воинов? Неужели не можешь с таким множеством ратных людей, и более всего с Божией помощью, стать против беззаконного царя? Не ты ли получил Божию помощь незадолго перед этими днями, когда пришел на тебя ратью брат твой, великий князь Георгий с окаянным варваром, и сколько тогда побил ты пришедших на тебя из их воинства и самого варвара, ибо предал тебе их Бог! И ныне ли, благочестивый мой княже, боишься злочестивого царя и хочешь самовольно предаться ему, как агнец злохищному волку?»
Он же говорил: «Я, госпожа, давно желаю пострадать за имя Христово и душу мою положить за порученное мне стадо, но не было такого случая. Ныне же, если Бог захочет, готов пострадать за Того, Который пострадал ради меня. И думаю, что лучше мне одному умереть за стадо Христово, нежели ради меня крови многих христиан от мучителей пролиться».
Блаженная княгиня Анна, слыша, что он поистине хочет пострадать за имя Господа Исуса, говорит ему с кротостью: «О, господине благочестивый княже. Поистине только Господь наш Исус Христос, и нет больше никого с нами перед нечестивым царем. Как громогласный учитель вселенной божественный апостол Павел пишет к Тимофею: «яко вси хотяще жити благочестно о Христе гоними будут, лукавии же человецы предуспеют на гóршее». Сам Сын Божий, беседуя с учениками Своими, говорил: «Аще бысте от міра были, мір убо своя любил бы. Но Аз избрах вы от міра, сего ради и мір вас ненавидит». И снова говорил иудеям: «Сего ради ищете Мя убити, яко слово Мое не вмещается в вас». По этому Христову слову, господине мой, если бы жили мы подобно нечестивым или угождали бы им, поистине не было бы против нас такой зависти, когда восстали против нашей державы твои братья, которые тебе позавидовали. Но как Спас Своим ученикам говорил: «Яко хощете, рече, скорбь имети, но дерзайте, яко Аз победих мір и прелесть его. И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити. Но паче подобает боятися могущаго по убиении тело и душу воврещи в дебрь огненую».
Смотри, благочестивый великий и дорогой мой княже, как сродники твои, благоверные князья Борис и Глеб братом своим Святополком убиты были. Также и благоверный великий князь Михаил Черниговский с боярином своим Федором сколько пострадали за веру Христову от злочестивого Батыя и никак не покорились беззаконному велению, но кровь свою пролили за Христа. За это и венцом мученическим рукою Вседержителя венчаны и мучениками Христовыми названы. И если, господин мой благоверный княже, пойдешь к беззаконному царю и по своей воле хочешь пострадать за имя Господа Исуса, когда никто тебя не понуждает ныне пойти, блажен будешь из рода в род и память о тебе будет вовеки. Только постарайся усердно в звании своем стоять, и Господь тебе помощником будет. Блаженный и великий князь Михаил сказал ей: «Что для меня лучше этого, чем за имя Господа Исуса Христа пострадать и уповать на щедроты Его. Пускай исполнит Бог желание сердца твоего».
Тогда блаженная говорит ему: «Молюсь, господин мой благоверный княже, когда предстанешь перед нечестивым царем как добрый воин Христов и когда нанесут тебе злоковарные муки, желая покорить тебя своим помышлениям, тогда, господин мой, да не убоишься грядущих на тебя зол. Ни огонь, ни колесо, ни меч, ни сечиво да не устрашат тебя. Но будь терпелив в намерении своем. На это хочешь по своей воле идти. Пускай же помыслу твоему не препятствует ни величие державы твоей, ни иное что земное и тленное да не помешает собственному твоему стремлению. Все это пусть минует тебя, да не ослабят твоего терпения ласкательства друзей твоих, да не украдут твоей веры во Христа некими коварными словами и умыслами и отнюдь не слушай их нечестивые советы, но только возлюби, господин мой, единого Исуса Христа, возлюбившего нас от младых ногтей и предавшего Себя за нас. Тогда и я буду блаженна тебя ради во всех русских женах».
Так говорила блаженная великая княгиня Анна супругу своему, благочестивому князю Михаилу, чтобы он не отказался от доброго подвига пострадать ради Христова имени. Он же, слыша такие слова, весьма удивлялся премудрости ее слов и премудрому ее совету и хвалил Бога, словно известие получил о Божией помощи на желанном пути к подвигу.
Видите, братия, как через жену подал ему Бог такой совет, и подивитесь этому премудрому совету блаженной и великой княгини Анны. Ибо не захотела, чтобы супруг ее в недолгом времени был прославляем, но вовеки блажен, и похваляем, и прославляем Богом за добрую славу. И не как Евва собеседовала с Адамом о вкушении от древа в раю, но как Ревека советовала о благословении сыну своему Иакову.
Князь же сказал ей с обрадованным лицом: «О, госпожа моя и супруга Анна! Живу с Христом и, если умру, приобщусь к Нему. И что желаннее и возлюбленнее, чем умереть за имя Господа Исуса Христа». И сказав это, умолк. Затем призвал детей своих и поучал их страху Господню и во всем велел им подражать доброй своей жизни. «Матери же своей, сказал, покоряйтесь и на нее взирайте, и непорочным делам ее и многим добродетелям ее следуйте». В конце же прибавил: «Если видите, сказал, ее делающую что-либо, и вы так же делайте, и мир Господень да будет с вами».
И разделив им наследственный удел свой, благословив каждому его город и приняв благословение епископа своего, блаженного Варсонофия, пошел в Орду, взяв с собою одного только сына, князя Константина, чтобы видел страдания его. И много плакал перед всем народом, мужами и женами. Желающие же узнать об этом да прочтут о житии и страданиях блаженного и великого князя, как подвизался по доброй своей воле ради имени Господа нашего Исуса Христа, и сколько от беззаконного и нечестивого царя и его бояр, более же всего от треклятого и зверообразного варвара Кавгадыя принял поношения и унижения, ран и печалей, и различных мучений и притеснений. Под конец же принял блаженную кончину, будучи усекновен мечом. И так, венцом мучения увенчан, славным подвигом жизненный путь окончил и веру сохранил.
В год 6827 (1319), месяца ноября в 22-й день тело же его пресвятое принесено было в славный город Тверь и положено было с честью, с пением псалмов и песен духовных и со многими слезами всего народа в соборной церкви, где и доныне бесчисленные чудеса источает с верою приходящим к пресвятому гробу его и прикасающимся к многоцелебным мощам его.
Благоверная же и благочестивая великая княгиня радовалась душою, весьма благодаря Бога, что сподобил супруга ее, великого князя Михаила пострадать за имя Его пресвятое и чудное и с доброй славой блаженную кончину принять. И, припадя на грудь с духовными слезами, словно живому, говорила: «Блажен ты ныне, господин мой великий княже, и поистине блажен будешь из рода в род, ибо пострадал ради Пострадавшего за нас. И вот ныне отошел к возлюбившему тебя Христу и там божественную и неизреченную Его славу видишь и вместе с Ангелами воспеваешь Пресвятую и Живоначальную Троицу. Ныне молю тебя: о, страдалец Христов, да не оставишь меня окруженной обольщениями жизни этой, но позовешь к престолу Вседержителя Христа Бога нашего, достойна и я буду небесного чертога с мудрыми девами, чтобы не угас светильник души моей от доброго подвига. В тебе ныне обрела ходатая к Богу обо мне и крепкого молитвенника».
И так, долго молившись и целовав любезное пресвятое тело его и вместо многоразличных ароматов многими слезами обливая тело его, отошла в дом свой, славя и благодаря Христа Бога нашего и Его рождьшую Деву Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию.
После этого благоверная княгиня Анна, пребывая в дому своем с сыном своим благоверным князем Константином Михайловичем, ибо этому юнейшему сыну князя тот славный город Тверь, отчий удел, в наследство достался, как горлица чадолюбивая, частыми вдовьими молитвами и многими мольбами непрестанно Бога молила, чтобы не лишил и ее достояния быть со святыми и наследия Небесного Царства. И многим постам и воздержаниям себя посвятила, кротостью и смирением украшаясь, и нищих питая, и странников с убогими повелевая в дом свой приводить и довольно им пищи и одежды подавая, сирот и вдовиц защищая, притесняющим препятствуя, наказывая и уча их не обижать нищих и сирот, так как сиротам, и вдовицам, и убогим помощник и заступник Отец наш Небесный.
Как и пророк говорит: «Терпение убогих не погибнет до конца». А также: «Сиру и убогу Ты буди помощник». И всякую неправду ненавидя, и всякое нечестие истребляя, уча и сына своего, благоверного князя Константина, любить Господа всем сердцем и всею душою, и непрестанно перед собою подлинные заповеди его хранить и суд праведный вершить, ласкательств и льстивых словес вельмож гнушаться и иметь ко всем любовь равную, сирот и убогих от притесняющих их отнимать.
Такими плодами добродетелей процветая и Богу угождая, благочестивая и великая княгиня Анна, подобно древним святым, помышляла, как бы отречься от мира и одному Богу служить в молчании, и Его милосердия истинно насыщаться. Ибо, говорила: «Уязвлéнна есмь Того любовию; и вслед Твоего человеколюбия пойду». И молилась к Богу:: «Приими мя, женишé небесныи, Исусе Христе, Твоею любовию, и сопричти мя мудрым девам». И так, молясь Богу, исповедовалась.
После этого блаженная, рассуждая в себе, говорила: «Если останусь в доме моем в такой чести и славе и покое, более же всего в тревогах и суете, истинно отлучена буду от Божией любви и никогда не буду допущена в безмолвии с Единым Богом молитвою беседовать. И какая польза от этого будет, если человек и весь мир приобретет, душу же свою потеряет. Ибо и Моисей боговидец никогда бы не сподобился славу Божию видеть и в купине на горе Синайской закон принять, если бы только не удалился от славы называться сыном дочери фараоновой. Ради этого подобает служащим Богу со всем усердием на высоту добродетелей взойти, всякого покоя и славы мира этого удалиться, чтобы в Доме Божием поселиться и в безмолвии Богу служить. Ибо так Господь Исус Христос учит нас, говоря: «Аще кто не отвержется себе, сиречь пристрастия земнаго, и не вóзметъ креста своего и в след Мене грядет, не может Мой быти ученик». Этому слову святые отцы следовали и святые жены подражали, скитаясь в пустынях, и в горах, и в пещерах, и в ущельях земных, что удивления достойно, как и повседневной пищи лишаемы были, и озлобляемы бесами. Как божественный апостол Павел говорит: «Их же не достоин весь мир». За это и Бог прославил их, ибо возлюбили Господа Бога всем сердцем. Что же даст мне мир этот и слава, богатство и красота века этого, и многие тревоги и смуты бывающие? Ибо невозможно одним оком смотреть на небо, а другим на землю. Невозможно и весьма неудобно среди многих тревог от всего сердца Единому Богу служить, ибо соблазн века этого помрачает очи душевные, и озлобляет мысли, и мешает служащим Богу во всякой добродетели. За что Бог и лишил рая праотца нашего Адама и Евву, когда увидели красоту древа, а от Бога заповедь имели не вкушать ничего растущего. Разве не прельстилась Евва очами от древа? Разве не попользовался Адам? За что не только отпадением от рая пострадали, но и от Бога отлучились и смертью осудились. Разве я крепче их, буду в такой чести находиться и перед глазами моими будет всякая честь и слава господства моего и, как царица, почитаема буду от бояр и от всех людей, и как могу я избежать уловления в сети диавольские? Ибо многие из многих, начав в тишине добродетель совершать, смиренными становились. Поэтому девственный сосуд, возлюбленный ученик Христов Иоанн Богослов говорит: «Не любите міра и яже в нем. Вся бо сущая видимаго сего міра похоть плотская, и похоть очнáя, и гордыня житейская».
И так рассуждая в себе, блаженная и поистине благочестивая великая княгиня Анна вскоре к делу приступает, зная, что промедление к перемене помысла приводит. Тогда блаженная оставляет мир и распинается со Христом, оставляет дом и власть века этого и хочет поселиться в дому Божием, чтобы более понести тяготу и в общий двор водвориться, нежели жить в царских палатах, иметь славу и власть мимотекущего века этого, преходящего, словно тень. Ибо и Моисей боговидец изволил страдать с людьми Божиими и терпеть поношение, как Христос, нежели иметь сладость временного греха и жить в дому фараоновом.