Духовные уроки Великой Победы. Доклад митрополита Корнилия в Государственной Думе

Главная Митрополит Доклады и выступления Духовные уроки Великой Победы. Доклад митрополита Корнилия в Государственной Думе

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Духовные уроки Великой Победы. Доклад митрополита Корнилия в Государственной Думе

В 2020 году исполняется 75 лет со дня окончания самого кровопролитного военного конфликта — Второй мировой войны, более известной у нас как Великая Отечественная война. В ходе боев, от бомбежек, обстрелов, от голода и в лагерях погибло около 70 миллионов человек. Потери Советского Союза, по официальным данным, составили свыше 26 миллионов человек, причем значительная часть погибших, более половины — мирное население страны.

Стоит задуматься об уроках Великой Отечественной войны. Почему первые удары врага оказались столь сокрушительными, почему в плен попали миллионы красноармейцев, почему относительное превосходство в танках и иной технике, имевшейся у Советского Союза, не остановило полчища немецко-фашистских захватчиков в первые же месяцы войны?

Пророк говорит: «Забыли Бога, потому и война стоит у порога». Действительно, война есть наказание за отступление от Бога, за попрание основ истинной веры. Это отступление на Руси началось со времени трагического церковного раскола XVII века, который разделил и ослабил Церковь, подорвал в душе народа нравственные устои православия. В результате в России в 1917 году стал возможным и приход к власти атеистов, которые с бесовской ненавистью разрушали храмы, оскверняли святыни, издевались над верующими людьми. И как возмездие за эти святотатства Господь посылает на Русь завоевателей, чтобы в страшных испытаниях русские люди вспомнили о Боге и обратились к Нему с покаянием.

После революционного переворота для многих стала очевидна циничная ложь коммунистической пропаганды. Враждебность новой власти к Церкви и противоречие идей марксизма идеалам правды и справедливости порождали в русском народе глубокое разочарование и как следствие — протест.

Великие потери страны, особенно в начале войны, были обусловлены не только отсутствием готовности СССР к военному конфликту такого масштаба, но и тем, что в предвоенные годы в стране шли массовые политические репрессии. Перед войной наш народ вынес на своих плечах индустриализацию, великие стройки коммунистического ГУЛАГа возникли на костях раскулаченной деревни.  От коллективизации, которая проводилась в 1928–1937 годах, пострадали сотни тысяч наиболее трудолюбивых крестьян, составлявших основу аграрного производства страны и в один момент ставших для страны «врагами народа», «кулаками», которые были лишены своих хозяйств и сосланы вместе с семьями или расстреляны.

Кроме общественно-политических были и глубокие духовные причины слабости Красной армии в первые годы войны. В 20-е — 30-е годы в СССР развернулась жестокая борьба с религией, духовными ценностями и исторической памятью. Были закрыты тысячи храмов и сотни монастырей, репрессированы многие священнослужители и простые верующие. Были объявлены «безбожные пятилетки», в стране стали появляться «безбожные бригады», «безбожные цеха», «безбожные колхозы», все члены этих трудовых коллективов обязывались быть атеистами.

Отмечу, что политика государства была направлена против исторического наследия страны. Забвению предавались имена, труды и подвиги русских царей, князей, военачальников и других деятелей, так как они принадлежали к «эксплуататорским классам». Большевики надеялись, что эта политика приведет к уничтожению старых ценностей и идеалов и возникновению новых — советских.

Во время войны советская власть наконец осознала ту духовную бездну, которая разверзлась в стране после революции 1917 г. Были сделаны выводы. Прекратилась атеистическая пропаганда, священников стали отпускать из тюрем, постепенно стали открывать храмы, в обществе вновь зазвучали имена героев русской истории.

С началом войны старообрядческая Церковь, хотя и ослабленная гонениями от властей, развернула активную патриотическую работу в лице своих иерархов, духовенства и прихожан: собирались средства для армии, для сирот и детей, родители которых находились на фронте.

В начале Великой Отечественной войны, в самых тяжелый ее период, предстоятель старообрядческой Церкви архиепископ Иринарх обратился с посланием ко всем старообрядцам. В нем он писал: «Сердце русского человека — великий светильник, пламя его неугасимо, и оно указует нам путь к победе над коварным врагом. Старообрядцы никогда не были изменниками Родины. Они до последней капли крови всегда защищали свое родное Отечество. Пришло время, пришел час для каждого верующего старообрядца направить все свои силы и помыслы на борьбу с насевшим врагом и, не щадя живота, постоять за други своя, отстоять грудью великую, мирную и прекрасную Родину! Сотворим же крестное знамение во имя Честнаго и Животворящаго Креста, Святой и Нераздельной Троицы, и по примерам прошлых лет, по примерам наших святых воителей, с благословения и молитв всех святых и аз благословляю вас на подвиги ратные. Меч победы да пребудет в руках ваших, разящих иноземного врага! И да бегут от лица Бога и от Родины нашей все ненавидящие вас! Да бегут все враги и супостаты! Яко исчезает дым — да исчезнут! Аминь».

Миллионы рублей собрала старообрядческая Архиепископия Московская и всея Руси на оборону страны. «Трогательно до слез было смотреть, с какой готовностью, с каким горячим порывом протягивались руки к тарелке ,,На оборону Родины”, чтобы положить на нее свою посильную трудовую лепту», — вспоминает секретарь Архиепископии Галина Мариничева о службах в Покровском кафедральном соборе в военные годы.

Эта война для русского народа стала поистине священной, поскольку шла борьба за честь и свободу нашей Родины, за сохранение православной веры. Русский народ верил в Победу, он знал, что «наше дело правое» и потому «враг будет разбит, и победа будет за нами».

За годы войны многие тысячи старообрядцев пали на поле брани, защищая Отечество, умерли от голода и болезней. В 2015 году Московская Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви издала книгу «Старообрядцы в Великой Отечественной войне». Этот сборник объединяет статьи, исследования, материалы, воспоминания, биографические очерки, интервью, посвященные судьбам старообрядцев в годы Великой Отечественной войны.

Прошло 75 лет с тех пор, как потерпела крах попытка завоевать Россию и навязать чуждую ей идеологию с помощью военного насилия. Сегодня против нас рассматриваются уже не силовые методы уничтожения, а политико-идеологические, происходит навязывание универсальных, глобальных стандартов религии и культуры.

После Великой Отечественной войны Запад создал «пятую колонну», деятельность которой была направлена на разрушение духовных, исторических и культурных ценностей русского народа.

После крушения СССР Запад стал рассматривать Россию как поверженного врага, которому нельзя давать возможность подняться с колен. Мировая политическая закулиса пыталась с помощью идеологической диверсии разрушить Россию изнутри, сориентировать на западные идеалы и подчинить политическую элиту нашей страны. Причем в этих планах важное место уделялось борьбе с православными ценностями, которые в своей основе противоположны западным либеральным. Проблема защиты Отечества сегодня должна быть увязана с отношением к глобализму и его политике обезличивания национальной культуры и религии.

Русское православие оказалось последним оплотом христианской традиции, сдерживающим натиск агрессивного, вероломного и циничного глобального мира, попирающего жизненные права более слабых народов, исповедующего принципы «разделяй и властвуй» и «победитель всегда прав».

Ныне в холодной войне архитекторы нового мирового порядка делают ставку на человеческие слабости, такие как телесные удовольствия, эгоистические наклонности, жажда обогащения и все то, что вытесняет из сердца человека духовные и нравственные ценности. Требуют предоставить полную свободу для падшего человека, который не осознает своего греха и не стремится освободиться от него. Т.е. отстаивают свободу для греха, разрешая и защищая порочную жизнь. Но только в православном сознании обретается подлинная свобода от власти греха, способность бороться с темными и злыми силами, подчинив свою волю воле Господа.

Нам следует исходить из того, что Россия, как страна славяно-православной цивилизации, в преодолении различных кризисных явлений нашей истории выстояла и стала великой державой благодаря православной вере, за сохранение которой русский народ готов был пожертвовать своей жизнью. В жертвенном служении своему Отечеству русский народ опирался на любовь к Богу, на духовные ценности, а не стяжание материальных благ с «надеждой на золото» и преходящее богатство, от чего предостерегал еще игумен Филофей.

Превращение России в оплот всемирного глобализма станет началом гибели всех мировых цивилизаций и приведет к утверждению царства Антихриста. Поэтому путь сохранения и развития России — это объединение всех здоровых сил общества, готовых противостоять проектам Запада по разложению нашей страны.

В завершение своего выступления хотел бы затронуть звучащую во многих зарубежных СМИ тему пересмотра итогов Второй мировой войны. Якобы Советский Союз являлся на самом деле поджигателем войны, а советские солдаты были не освободителями, а оккупантами. Но если бы Советская армия после освобождения России не продолжала освобождение от фашизма государств Европы, а остановилась бы на границе сопредельных оккупированных немецкими войсками стран, то по всей Европе продолжали бы работать фабрики смерти и дымить крематории, уничтожая неполноценные, по мнению нацистов, народы. Понимают ли эту историческую реальность политики Европы?

Надо понимать, что германский фашизм в Великой Отечественной войне являлся противником христианства, для которого нет ни иудея, ни еллина. Основой же религиозной политики Германии являлся расовый принцип, враждебный христианству, так как нацисты пытались уничтожить или превратить в рабов остальные народы. Да не будет такого никогда.

Подвиг русского солдата, освободившего мир от нацизма, навсегда останется в памяти всех здравомыслящих народов мира!

Поделиться: