Выступление на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, посвященном 250-летию Указа о терпимости всех вероисповеданий

Главная Митрополит Доклады и выступления Выступление на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, посвященном 250-летию Указа о терпимости всех вероисповеданий

Публикации Митрополита

Биография Митрополита


Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Выступление на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, посвященном 250-летию Указа о терпимости всех вероисповеданий

Указ о веротерпимости появился в 1773 г. в правление императрицы Екатерины II. Во времена царствования Екатерины II старообрядчество получило относительные права и свободы в России. Так, официально отменялось название «раскольник», упразднялся двойной подушный налог, старообрядцам разрешалось избрание на общественные должности, а также свободное поселение на землях Казани и Кубани «за службу Отечеству».

В 1771 г. указом Екатерины II было разрешено старообрядцам организовать духовные центры в Москве на Рогожской и Преображенской заставах за помощь в преодолении эпидемии чумы в Москве. Екатерина II придерживалась идей гуманизма и Просвещения, зародившихся в Европе, и желала утвердить в России религиозную терпимость, «свободу и самобытность в проявлении религиозных чувств». Она утверждала, что в этой области запрещение раздражает, а терпимость смягчает. В свое время была опубликована ее речь в Синоде и Сенате в 1763 г., где она якобы защищала старый обряд, а гонение на старообрядцев называла «абсурдным и невежественным» и при этом сама крестилась двуперстием.

Историки утверждают, что эта речь вымышленная, в ней желаемое выдается за действительное. На самом деле, в России до Екатерины II, во время ее правления и после старообрядцы были гонимы, а проклятие на двуперстие было снято никонианами только в XX веке. Конечно, при Екатерине II не было таких жестоких мер по отношению к старообрядцам, как казнь через сожжение, отрубание рук, вырывание языка, как после раскола в XVII веке, но во времена Екатерины II гонения продолжались. Вот цитата из с очерка историка А. Комиссарова «Екатерина Алексеевна» в Православной энциклопедии: «Продолжая политику Елизаветы Петровны и Петра III, Екатерина стремилась включить старообрядцев в формирующееся гражданское общество. К началу 60-х гг. XVIII века сложились центры старообрядчества в Поморье, Стародубье, Керженец, Иргиз. Главным центром в этот период стала Москва… С 1762 года Екатерина предлагала старообрядцам вернуться в Россию и поселиться в любом месте, но желающих почти не нашлось. В 1764 году на ветку были посланы войска — более 20 тысяч старообрядцев были насильно отправлены на поселение в Сибирь. Разорению подверглись и другие центры старообрядчества, например, Стародубье».

Указ Екатерины II, вышедший в свет в 1773 году, провозгласил принципы веротерпимости для «иноверцев», что в первую очередь относилось к мусульманам России. Им, согласно этому указу, было разрешено запрещенное прежде строительство мечетей, при которых создавались учебные заведения — медресе. Дела «иноверцев» передавались от Синода в юрисдикцию светской администрации. Однако определение «иноверец» напрямую не распространялось на старообрядцев, гонения на которых хоть и ослабели, но не прекратились. Эти гонения продолжались всю эпоху правления династии Романовых в России, то ослабевая, то усиливаясь, и лишь в 1905 году Указ Николая II Об укреплении начал веротерпимости значительно облегчил положение старообрядцев. Таким образом, Указ 1773 года Екатерины II как бы подготовил почву для царского Указа 1905 года.

Со времени революционной катастрофы 1917 года в России установилась репрессивная веронетерпимость, которая с 90-х годов XX века уступила место терпимости ко всем сектам и либеральным свободам вплоть до содомии, и всё это назвали словом «толерантность», в переводе «терпимость». До революции в России существовали публичные дома, которые называли домами терпимости. Вот такой «дом терпимости» западные идеологи строили последние 30 лет в России. Слава Богу, что-то стало меняться у нас в лучшую сторону. Старообрядцы всегда мирно уживались с иноверцами, вместе с ними защищали Отечество от врагов, как и сейчас старообрядцы вместе с бойцами иных конфессий отстаивают интересы нашей страны и традиционные ценности на Украине.

Сегодня, когда враждебные силы Запада стремятся внести раскол в наше общество, посеять религиозную ненависть и тем самым ослабить и победить Россию, мы должны усилиями всех традиционных конфессий развивать мирное сотрудничество, чтобы приблизить победу России, чтобы наше Отечество и впредь оставалось сильным, суверенным, мирным, а главное — духовно крепким.

Поздравляю всех с наступающим праздником Рожества Христова и Новым годом.

Митрополит Московский и всея Руси

 Русской Православной Старообрядческой Церкви

Корнилий

27 декабря 2023 г.

Поделиться: