Актуальные вопросы подготовки научно-преподавательских кадров в сфере национальных и религиозных отношений в образовательных и научных организациях. Выступление митрополита в Совете Федерации

Главная Митрополит Доклады и выступления Актуальные вопросы подготовки научно-преподавательских кадров в сфере национальных и религиозных отношений в образовательных и научных организациях. Выступление митрополита в Совете Федерации

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Актуальные вопросы подготовки научно-преподавательских кадров в сфере национальных и религиозных отношений в образовательных и научных организациях. Выступление митрополита в Совете Федерации

Уважаемые участники заседания Совета!

Во все времена религия имела важное значение в деле построения и развития общественных и государственных институтов. Духовная жизнь оказывает решающее действие на семью, общественные отношения, даже политику. Не удивительно, что религиозность органически присуща человеку, и история не знает ни одного безрелигиозного общества. Таким образом, неудивительным и естественным является процесс взаимосвязи религии и образования. Наука и образование определяют образ нашей страны, в которой будем жить уже даже не мы, а наши потомки. От того, как мы обучим их, зависит не только судьба нашего Отечества, но и всего мира, учитывая всё возрастающую роль России в международной политике.

Но понимаем это не только мы с вами, но и наши оппоненты, те, кто последовательно и настойчиво пытается ослабить наше Отечество, снизить влияние нашей страны на мировой арене. И добиваются они этого, в частности, через разрушение сложившейся в прежние столетия, традиционной системы нашего образования.

Именно на традициях мне бы и хотелось здесь сделать акцент. Россия достигала пиков своего развития и могущества тогда, когда опиралась на свои традиционные ценности. И ослабевала, оказывалась на грани краха всякий раз, когда принимала чужеродные, как правило западные, заимствования. Примерами таких саморазрушительных экспериментов над нашим традиционным мировоззрением можно назвать и церковный раскол XVII века, когда в угоду западным проповедникам мы начали исправление, а по сути, порчу своей православной традиции; и реформы Петра I, которые продолжили борьбу со своими русскими традициями, принимая западные культурные и образовательные нормы.

Позже — новая напасть, новые веяния из Европы, — идеи так называемой свободы, которыми была так увлечена российская либеральная элита, начиная от декабристов и заканчивая революционерами начала XX века, разрушившими Российскую империю в феврале 1917-го.

Затем заимствованные западные идеи марксизма, на основе которых происходил слом традиционного русского общества, сменились новым революционным разрушением нашей страны. Теперь уже либерал-реформаторами 1990-х, опять всё взявшими с Запада и чуть окончательно не разрушившими Россию.

И если кому-то кажется, что их влияние в прошлом, то он глубоко ошибается. Достаточно взглянуть на то, что они уже сделали и продолжают делать с нашим образованием. Пора пересмотреть программу преподавания литературы, мало изменившуюся с советских времен. Необходимо исключить из учебной программы либеральные произведения, содержащие пропаганду цинизма и безнравственности, а также произведения, в которых упоминается употребление алкоголя и табака без отрицательной оценки. И напротив, следует включить в программу произведения, прививающие любовь к Родине и традиционные духовно-нравственные ценности.

Известно, что эксперимент по введению ЕГЭ отбивает всякую мотивацию у наших школьников к получению знаний. Кроме того, даты экзаменов назначаются без учета церковного календаря. К примеру, итоговое сочинение одиннадцатых классов в этом году было назначено на праздник Введения Богородицы, а предстоящий экзамен по русскому языку назначен на праздник Вознесения Господня, что делает невозможным посещение детьми богослужения в эти великие праздники.

К сожалению, на светском образовании революционеры не остановились. Сейчас либеральные эксперименты ставятся и над религиозным образованием. Псевдорелигиозные учебные центры появляются благодаря либеральному законодательству, которое на западный манер не делает различий между традиционными и нетрадиционными религиозными конфессиями. Достаточно взглянуть на Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 1997 года, так называемый 125-й Федеральный Закон, чтобы убедиться, что под религиозными организациями и объединениями в нём подразумеваются любые организации, которые объявляют себя таковыми.

По сути, с точки зрения этого закона, всё едино, будь то Церковь или новоявленные многочисленные секты. Поэтому, говоря о развитии духовного и религиозного образования, надо провести чёткую грань между его традиционными и нетрадиционными версиями. Хотя бы в этом вопросе отделить традиционное образование от сектантских суррогатов.

Да, надо содействовать развитию традиционного духовного образования, но при этом сдерживать влияние чужеродных для России, не традиционных для нас образовательных канонов. Мы все должны противостоять этому, создавая структуры подготовки научных кадров, но на основе нашей традиции.

На Святой Руси главным делом народа было спасение души. Из этого исходило само понятие и принципы классического образования, которое на Руси зародилось в монастырях. Именно там под влиянием Святого Писания стали совершаться первые шаги к появлению систематического образования, когда формировались богословские и естественные науки. Принципы этого образования до сих пор реализуются в современных учебных заведениях Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Слово «образование» происходит от слова — образ, то есть подобие Божие в человеке. Без этого образование становится безобразием. Совершенствование образа и подобия Бога в себе путём практического религиозного делания, как-то: молитва, пост, аскеза, духовные размышления — есть истинное образование в духовном смысле. Однако — вовсе не значит, что нужно отбросить научные традиции обретения систематического знания и сосредоточиться исключительно на духовной стороне бытия. Само по себе знание богословских дисциплин не очищает душу от греха и не научает вере.

Православное воспитание должно становиться залогом создания царства Божия внутри человека. Бережное сохранение традиционной древнерусской культуры, уклада, быта всегда формировало цельную личность, думающую, нравственную, просвещённую.

Надо отметить, что на Руси не университеты вырастили настоящего русского человека, а добрые верующие няни. У истоков старообрядческого просвещения лежит, прежде всего, вера и сохранённый, пронесённый сквозь века православный духовный опыт. Принцип православного самосознания, познания мира есть классический святоотеческий принцип «гармонии сердца и ума», не противопоставление духа и интеллекта, а их гармония, соработничество во имя духовного совершенства: покаяния, смирения, очищения от страстей.

Образование должно быть не только обучением, но и воспитанием нравственности. Вместо сегодняшней болезненной избалованности детей на Святой Руси воспитывали строгостью, ответственностью и трудом. Старообрядцы не упускали ни единой возможности в приходе, при монастыре устроить хотя бы небольшую школу. Но самым знаменательным событием, касающимся образования, науки и просвещения в Древлеправославной Церкви Христовой, является открытие Старообрядческого богословского института в начале ХХ века в 1911 г. Динамично развивающейся после дарования свободы в 1905 г. Древлеправославной Церкви Христовой необходимы были грамотные священники, преподаватели, богословы, миссионеры, апологеты, начётчики, историки, уставщики и т.п.

Получение образования в институте предусматривало освоение учебного материала в шестигодичный срок. Что важно — первые четыре года особое внимание уделялось общему гуманитарному (с долей естественнонаучных дисциплин) образованию. Среди преподавателей Института необходимо упомянуть такие имена, как священник Ф. Гусляков, богословы и историки Ф. Мельников и А. Рыбаков. Примечательно, что Сергей Юльевич Витте, председатель Совета министров России в начале ХХ века, симпатизировавший старообрядцам, учредил в институте свою именную стипендию для самых прилежных и активных студентов. Старообрядческий богословский институт прекратил своё существование после печально известных событий октября 1917 года.

И сегодня, когда отношения между государством и РПСЦ можно назвать вполне благоприятными, назрела идея восстановления Старообрядческого богословского института, которому планируется дать имя огнепального богослова и писателя протопопа Аввакума, 400-летие которого празднует РПСЦ и все просвещенное общество в 2020 году.

В заключение хотелось бы напомнить слова Федора Михайловича Достоевского: «Все назначение России заключается в православии». Урок ХХ века нам говорит — нельзя обучать и строить жизнь вне божественного установления.

Поделиться: