Уважаемые участники открытия памятника святому огнепальному протопопу Аввакуму в духовном и историческом центре Русской Православной Старообрядческой Церкви в городе Москве!
Открытие этого памятника продолжает празднование 400-летия протопопа Аввакума, которое включило в себя множество мероприятий в России и за рубежом. В частности, были открыты памятники протопопу Аввакуму в г. Боровске, где святой находился в ссылке, в Тобольске, через который пролегал маршрут сибирской ссылки его вместе с семьей, была установлена мемориальная доска в Москве в Спасо-Андрониковом монастыре, где Аввакум был заключен в тюрьме.
Памятником протопопу и его ближайшим единоверцам явился часовенный столп на Рогожском с мозаичным изображением священномученика Аввакума, священномученика еп. Павла Коломенского, преподобномученицы Феодоры, боярыни Морозовой, и святителя и исповедника митрополита Амвросия Белокриницкого.
Уникальность памятника, который мы открываем, на мой взгляд, состоит в том, что это первый и единственный памятник в Москве, установленный в честь старообрядческого священномученика, к тому же создан он с одобрения президента РФ В.В. Путина и при поддержке спикера Госдумы Вячеслава Володина, а также при содействии Правительства г. Москвы, которое за последние годы осуществило реконструкцию и обновление Рогожского духовного центра, за что мы, старообрядцы, очень благодарны.
Этот памятник расположен рядом с восстанавливаемым Православным старообрядческим гуманитарным институтом имени протопопа Аввакума. Здание института будет отремонтировано в ближайшее время.
Русская история и культура тесно связаны со старообрядчеством, в частности с личностью протопопа Аввакума. Может быть, и Россия сегодня не существовала бы, не будь жертвы протопопа Аввакума, епископа Павла Коломенского, боярыни Морозовой, которые отстояли ценой своей жизни веру Святой Руси, защитив её от никоновских реформ. История нашей старообрядческой Церкви идет из глубины веков, она закалилась в гонениях после раскола, но её история восходит к началу и расцвету апостольской восточной Церкви первых веков христианства и дальнейшего торжества ее на Святой Руси, что подтверждается появлением сонма русских святых. То, что сегодня называют старообрядческой Церковью, это продолжение великой живой и одухотворенной традиции православия.
Реформы патриарха Никона посягнули на церковные предания православия, и старообрядцы, которых стали называть раскольниками, по сути являются хранителями этих преданий и традиций, старообрядцы никогда не отделялись от православия.
В церковном расколе столкнулись две традиции, два понимания веры и места Церкви в деле спасения души. Протопоп Аввакум смело выступил против правящих светских и церковных властей, требовавших от народа отказаться от обычаев, нравов и традиций, освященных веками на Руси. В угоду Западу и греческой Церкви, утратившей к тому времени чистоту веры после унии с католиками (1439 г.), проводились эти реформы, которые осуществлял силой, вседозволенностью и беззаконием Никон при поддержке Алексея Михайловича; эти реформы были жестоки и бессмысленны в результате бесовского помрачения гордого ума царя и патриарха. Историк академик А. Панченко писал: «Аввакум понял, что главный изменник Святой Руси был царь Алексей Михайлович, учинивший войну против своего народа».
Протопоп Аввакум, имя которого переводится как «сильный борец», с решимостью и жертвенностью, как солдат на войне, рванулся к амбразуре дзота, чтобы собой защитить веру и Церковь, и погиб как герой, заслонив собой Русь и нас с вами. В наше время есть ли люди, которые, подобно Аввакуму, готовы идти впереди, говорить правду в глаза и даже жертвовать за правду своей жизнью?
Как он пишет в своём житии: «Ворчу от болезни сердца моего», а оно болело потому, что покушались на святая святых — на древнюю русскую традицию, которая возвела Русь на высоту святости. В жертву реформам была принесена русская старина, которая сочетала душу с небесным и вечным. Он восклицает: «Ох, бедная Русь, чего-то тебе захотелось латинских обычаев и немецких поступков?»
Протопоп Аввакум — герой и мученик, гений слова и «человек пера». Неустанная молитва давала ему силы спасать души, исцелять недужных, изгонять бесов, защищать слабых, помогать угнетенным, т.е. «полагать душу свою за овцы своя», по слову Евангелия.
Аввакум сжигаемый
…Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
Мк. 9, 49
… И прочих наших на Москве жарили да пекли: Исайю сожгли, и после Авраамия сожгли. И иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят приити: огнем, да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить!
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное
Бедный-бедный, убогий царишко,
Не меня, ты себя пожалей!
Что он стоит, твой ветхий костришко
Против пламени веры моей?!
Этой веры святые скрижали
Кровью писаны, правдой крепки.
Не за слово ль Исусово рвали
Из гортаней у нас языки?
Да по ямам во мраке кромешной
Не держали, как псов на цепи?..
Боже, милостив буди нам, грешным,
И в огне на сей раз укрепи!
Кто из наших огня убоится,
Покидая, земную юдоль?
Всяк, кто верен, огнем осолится,
Всяк спасется, имеющий соль!
Всяк, по Божьему меря Закону
Жизнь, и совесть, и веру свою,
Обретает Авраамово лоно,
Днесь со Господом будет в раю!
С этой верой и я не страшуся
Ни кнута, ни огня, ни меча.
Прежде сердце горело Исусу,
Ныне весь я Исусу свеча!
И покуда душа не взлетела
Сизой птахой в бездонную высь,
Крепок дух мой, послушно тело,
И ясна перед вечностью мысль.
Пустозерскими злыми ветрами
Прах развеян над Русью Святой,
Но звучит и сегодня над нами
Протопопа глагол огневой.
Из пронзительной солнечной выси
Где бесплотные славят Творца,
Он взывает к нам: Не поступитесь!
Стойте в истине до конца!
Протоиерей РПЦ Владимир Гофман
Протопоп Аввакум призывал своих единомышленников: «Воспряните, исповедуйте Христа, Сына Божия, громко перед всеми! Полно таиться. А хотя и бить станут или жечь, то и слава Богу о сём! Не задумывайся. С радостью Христа ради постражди. Освятилась земля русская кровью мученической». В христианстве мученическая смерть за веру всегда почиталась высшим подвигом.
Если себя жалеть, то результат будет жалкий. Аввакум не жалел себя и часто повторял: «Взялся Богу служить — о себе не подобает тужить». Его жизнь и смерть были горением ради любви к людям, он понимал: тот, кто для себя живёт, тлеет, кто для других — горит. Вот как написал поэт о горении души:
Вспыхни, душа простая,
Словом горячим столь,
Чтобы весь лед растаял
В каждой душе людской.
Чтобы дышалось легче,
Чтобы желали так,
Слабых подняв на плечи,
Даже могли летать.
Вспыхни и так не гасни,
Словно любовь сама.
Если горишь ты — праздник,
Если погаснешь — тьма.
Священномученик Аввакум явил великую жертвенную любовь к людям. Он призывал молиться об обращении еретиков в правую веру, потому он писал: «Они братья наша были, и украл их тать дьявол». Аввакум никогда не желал им зла, никогда не проявлял нетерпимости и ненависти, исполняя слова апостола: «Если кто не послушает нашего слова, не именуй его врагом, но вразумляй как брата» (2 Фес. 3, 15).
Аввакум призывает уклоняться от еретика и соблазнителя, в то же время он жалеет своих гонителей: «За что на них гневаться? Ясно в них бес действует. Да Бог их простит» и далее пишет: «Они несчастны, они бесом соблазнены, как их не жалеть?» и восклицает: «Люди ко мне добры, да дьявол зол» — вот пример христианской любви к врагам.
В дониконианской Руси умели любить и верить, причём вера и любовь были действенные, а не как у некоторых сейчас «вера в душе», но никак не проявляется в их жизни. У тех христиан, которые жили во времена Аввакума, каждый момент жизни был проникнут верой и страхом Божьим, непрерывной молитвой днём и ночью, памятью о смерти и ответственностью за грехи на Страшном суде. Тогда у честных людей был невозможен компромисс в вере, была преданность завету отцов и готовность умереть за «единый аз».
Протопоп Аввакум, имея большой глубокий ум и прекрасную память, был знатоком человеческих душ, Священного Писания и богословских трудов, что позволило ему стать блестящим литератором, православным проповедником и мудрым пастырем. Его «Житие», написанное им в земляной яме в краю вечной мерзлоты, в Пустозерске, высоко ценили русские писатели: Пушкин, Достоевский, Толстой, Тургенев, Горький и другие. С «Жития» протопопа Аввакума, по сути, начинается русская литература. Ф.М. Достоевский пишет в своём «Дневнике писателя» о языке этого произведения: «Он, бесспорно, многоразличен, богат, всесторонен и всеобъемлющ». Федор Михайлович даже считал, что «перевести на иностранный язык сказания Аввакума невозможно — вышла бы галиматья».
Ныне мы видим, что дело и слово огнепального протопопа не погибло, его духовное наставление и жизненный пример насущны, они подкрепляют нас и несут спасительную силу. Священномученик Аввакум завещал нам хранить всеми силами православие и традиции Святой Руси.
Ныне на повестке истории России стоит вопрос, быть ей или не быть, победить или погибнуть. Сегодня наш народ вышел на испытание — это момент нашего пробуждения, единения и возвращения к корням, к историческим духовно-нравственным ценностям. На днях вышел указ президента России В.В. Путина «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Это весьма важный документ, который, надо надеяться, ляжет в основу возрождения русского духа, такой закон давно ждало нравственно здоровое российское общество. Но надо отметить, что нравственные и религиозные ценности России старообрядцы хранят со времен раскола, то есть задолго до этого указа. Все 350 лет православная старообрядческая Церковь противилась погрому русской национальной святости. Наша Церковь никогда не отходила от православной традиции и веры, за это отдал свою жизнь великий борец священномученик Аввакум. Сегодняшнее открытие памятника призвано напомнить нам о самом главном, о том, что дороже всех сокровищ — о святой вере. Основа Руси — святость, которая теплится и в наше время, потому что она неистребима.
Ныне идёт война в первую очередь за души людские. Война духовная, информационная, идеологическая, Россия воюет с проявлениями сатанизма, с западной цивилизацией антихриста, и победить эту злую силу без помощи Бога невозможно.
Бог даровал нам, христианам, непобедимое оружие — Свой Крест. Глубоко символично, что фигура протопопа Аввакума изображена на фоне Креста Христова. Аввакум нёс свой крест вместе с «помощницей ко спасению» женой Анастасией Марковной всю свою многострадальную жизнь и донёс его до наших дней, повторяя слова апостола: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Исуса Христа, им же мне весь мир распятся и аз всему миру» (Гал. 6, 14).
Митрополит Московский и всея Руси Корнилий