О христианской семье. Выступление митрополита Корнилия на Международном старообрядческом форуме в Томске

Главная Митрополит Доклады и выступления О христианской семье. Выступление митрополита Корнилия на Международном старообрядческом форуме в Томске

Публикации Митрополита

Биография Митрополита


Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

О христианской семье. Выступление митрополита Корнилия на Международном старообрядческом форуме в Томске

Мы начинаем свою жизнь в той семье, которую нам определил Cоздатель. В семье слагаются первые основы нашего характера, она источник нашего счастья (или несчастья) часто на всю оставшуюся в жизнь. В семье мы учимся любить, верить, жертвовать собой, происходит становление нашей личности.

О христианской семье. Выступление митрополита Корнилия на Международном старообрядческом форуме в Томске

Семья — это малая церковь, где есть место внутренней иерархии, то есть покорности детей родителям, жены мужу, где младший благословляется от старшего, добровольно подчиняется ему, а старший принимает решения и несет за них ответственность. В семье есть место взаимной заботе, помощи и терпению. И всё это в семье должно быть скреплено единой верой, любовью и внутренней свободой. Семья — это школа христианской любви, школа самопожертвования.

Научить детей любви родители могут лишь тогда, когда они сами умеют любить, прощать и быть от этого счастливыми и душевно здоровыми. А если этого нет, то в семье зарождаются взаимная неприязнь, ненависть, недоверие, возникают «семейные сцены». Для ребенка жизнь в такой семье сплошное мучение, гибельный надрыв души, формирующий жизненного неудачника. При этом если в семье пьют, дерутся, разговаривают матом, то несчастный ребенок получает гибельную душевную травму на всю жизнь.

Об этом говорит стихотворение Николая Заболоцкого:
Целый день стирает прачка,
Муж пошел за водкой.
На дворе сидит собачка
С маленькой бородкой.
Целый день она таращит
Умные глазенки,
Если дома кто заплачет —
Заскулит в сторонке.
А кому сегодня плакать
В городе Тарусе?
Есть кому в Тарусе плакать —
Девочке Марусе.
Опротивели Марусе
Петухи да гуси.
Сколько бродит их в Тарусе,
Господи Исусе!
«Вот бы мне такие перья
Да такие крылья!
Улетела б прямо в дверь я,
Бросилась в ковыль я!
Чтоб глаза мои на свете
Больше не глядели,
Петухи да гуси эти
Больше не галдели!»
Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси,
Господи Исусе!

Стихотворение описывает душевное состояние ребенка в семье, где нет любви, где ненадежный глава семьи, а мать весь день занята тяжелым трудом, и поэтому ребенку грустно и тревожно, тяжесть на душе и ничего не радует. Семейные ссоры, супружеские измены родителей, разводы — дети воспринимают с ужасом, переживают как душевную катастрофу. Ведь дети хотят видеть в родителях идеал, образец совершенства. Если происходит разочарование в родителях, ребенок теряет уважение к ним и к людям вообще, теряет эту важную опору в жизни.

Как правильно воспитывать своих детей? Нужно ли их наказывать? Ответ на этот вопрос может подсказать любовь к детям. В Ветхом Завете царь Соломон говорит: «Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет. Ты накажешь его розгою, душу же его избавишь от смерти» (Притч. 23, 13–14). В Новом Завете апостол Павел наставляет родителей: «Не раздражайте чад своих» (Еф. 6, 4). Но всё же случается, что разумное наказание детей бывает необходимо. Поэтому апостол говорит, что возможно «огорчать детей», чтобы они после «обрадовали тебя» (2 Кор. 2, 2; 7, 9).

Родители, воспитывая детей, не должны лгать им, так как всякую ложь и обман ребенок остро подмечает, что может породить в нем недоверие и подозрительность. Напротив, честная оценка событий в семье и дурных поступков ребенка с православной позиции — может явиться для него уроком нравственности на всю жизнь.

Мне вспоминается одна из первых прочитанных мною в детстве книжек, которую написал Евгений Носов, она называется «Огурцы». Герой — мальчик, которого в рассказе называют Котька — вечером забрался в колхозный огород и нарвал огурцов. Довольный принес их домой, положил на стол перед мамой. Когда мама узнала, откуда взялись эти огурцы, она решительно распихала их по карманам сына и велела отнести обратно. Котька стал плакать и говорить, что на колхозное поле он не пойдет, там есть сторож, а у сторожа есть ружьё, из которого он может убить. На что мама строго сказала: «Иди. Может, тебя и убьют, но лучше совсем не иметь сына, чем иметь сына вора». Для меня эта история с огурцами на всю жизнь была уроком исполнения святой заповеди «не укради», которую выполнила мама Котьки.

Воспитать ребенка — значит заложить в нём духовные основы характера, развить в нём стремление к Богу, к Свету, умение отличать Свет от тьмы, греха, умение самовоспитываться, самообразовываться. Св. Иоанн Златоуст учит: «Родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели». Родители, которые выполнили эту задачу, подарили своему народу нового духовного человека, то есть выполнили свое призвание перед Богом, обогатили и укрепили свое Отечество, ради этого стоит жить. За это сейчас сражаются и умирают наши бойцы на передовой, защищая родину, православную веру и семью. Территория духа и православной традиции неприкосновенна, ее надо защищать, как Отечество.

Здоровая православная семья призвана поддерживать и передавать из поколения в поколение отечественные нравственные традиции. Духовная культура — это основа православной семьи с ее почитанием благочестивых предков, святой истории и обычаев, патриотической верностью Отечеству, служением ему своим трудом, где «все за одного, и один за всех» — это выражение приводит Владимир Даль в книге «Пословицы русского народа».
Из духовного осмысления истории своей Родины, ее традиции — утверждаются любовь к Родине и соотечественникам, гражданский характер человека. Напротив, незнание прошлого своего народа или даже презрение к нему порождают безродную, рабскую психологию. Семья есть первооснова патриотизма и воспитания духовных традиций в каждом человеке.

А.С. Пушкин гениально выражает эту мысль и свою любовь к Богу, Родине и своим предкам, с большой точностью и глубоким чувством, в своем стихотворении:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без Божества.

Постараемся сохранять собственную душу достойной для пребывания в ней Св. Духа и будем учить этому детей. Духовно-растленная атмосфера, которая проникла к нам в своё время с Запада, разрушает чистоту детской души и разлагает современную семью, поэтому родители должны объединяться между собой, чтобы вести решительную, непримиримую, неутомимую борьбу по ограждению детей от влияния низменного, грязного развращённого мира.

Важно сохранить в ребёнке душевное целомудрие, охранять его от грязи, блуда и разврата, которых много в окружающем мире и особенно в интернете. Надо охранять душу ребенка от всевозможных разговоров о блуде. В этом вопросе уместны благоговейное молчание и молитвы родителей о сохранении целомудрия, чистоты и невинности души ребёнка.

Семья, как благословенное единение мужа и жены, скреплённое в Таинстве церковного венчания, ныне на Западе вырождается. Там появились узаконенные на государственном уровне однополые семьи. Вместо понятий «отец» и «мать» насаждаются абсурдные понятия «родитель №1» и «родитель №2», практикуются такие безумные новшества, как смена пола, что есть прямое противление воле Бога, создавшего мужчину и женщину. И этой блудной мерзости несть конца.

В здоровой христианской семье, согласно православной традиции, есть отец и мать, которые составляют единый образец христианской семьи. Такая семья есть авторитет для детей, все остальное «от лукавого».

Детство — радостное время жизни: предвкушение счастья, время душевной чистоты, неотягощенности взрослыми прозаическими проблемами, время доверчивости к окружающим, душевной искренности, ласковой улыбки всему миру. Да, затем ребенок начнет сталкиваться с уродством падшего окружающего мира, и это принесёт ему слезы огорчений, но «детскость» надо нести во взрослую жизнь, к чему нас призывает Христос, говоря «будьте как дети» (Мф. 18, 3), то есть берегите свою душу, её красоту и чистоту.
Благодарю за внимание.

27 июня 2024 г.

Поделиться: