Выступление митрополита Корнилия на Международном старообрядческом форуме

Главная Митрополит Доклады и выступления Выступление митрополита Корнилия на Международном старообрядческом форуме

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Выступление митрополита Корнилия на Международном старообрядческом форуме

Уважаемые гости и участники Международного всестарообрядческого форума! Хочу от себя и от всех старообрядцев приветствовать вас пасхальным поздравлением: Христос воскресе!

Выступление митрополита Корнилия на Международном старообрядческом форуме

Православие, принесенное на Русь первым старовером — святым князем Владимиром, явилось той объединяющей силой, той главной скрепой, которые определили Русский мир, создали Святую Русь, породили множество святых подвижников нашей земли. Православие удержало от распада и захвата чужеземцами наше Отечество на протяжении тысячелетней истории нашей страны. Православие всегда хранило Святую Русь — Третий Рим, после утверждения которого четвертому не бывать.

Полнота и неизменность основ православия, которые отстаивали наши благочестивые предки после трагического церковного раскола XVII века, отличают ныне Россию от остального мира и являются гарантией ее развития, давая пример всему миру в твердости сохранения веры и патриотического духа.

Старообрядчество есть истинное православие. Старообрядцы — русские из русских, это хранители русской культуры, русского духа. Они, несмотря на длительные гонения со стороны властей, всегда молились и ныне молятся о хранимой Богом стране Российской. Несмотря на все испытания, выпавшие на долю нашей Церкви в годы атеистического богоборческого режима в XX веке, мы, старообрядцы, храним заветы наших предков жить по заповедям Христа, по законам справедливости, совести и милосердия, в любви к своему Отечеству. Защитница нашего старообрядчества от неправедных наветов — это сама история старообрядчества, как в свое время Ф.И. Тютчев говорил: «Истинный защитник России — это ее история». Старообрядчество не только прошлое, но и будущее нашей России. Но надо понимать, чего стоило отстоять те ценности, которые хранят старообрядцы.

Прошлый, 2020-й, и нынешний, 2021-й, годы ознаменовались поистине эпохальной датой — 400-летием со дня рождения протопопа Аввакума. Это имя известно каждому старообрядцу. Однако празднование этого юбилея вышло за рамки внутристарообрядческой среды, и это не удивительно, ибо протопоп Аввакум есть уникальное явление всей русской культуры: литературы, проповеди и крепкой веры.

В связи с юбилейными торжествами был организован целый ряд праздничных научных и культурных мероприятий, как в столице, так и в других регионах Российской Федерации. В Рогожской слободе по проекту о. Леонтия Пименова был возведен часовенный столп с изображением старообрядческих святых: митрополита Белокриницкого Амвросия, епископа Коломенского Павла, протопопа Аввакума, преподобномученицы Феодоры (боярыни Морозовой). В городе Боровске по проекту скульптора Олега Молчанова был установлен памятник протопопу Аввакуму. Кроме того, в столице и во всех регионах страны прошли различные встречи, организованы выставки, открыты музеи, сняты фильмы, проведены конференции и круглые столы, связанные с этим знаменательным юбилеем.

Выступление митрополита Корнилия на Международном старообрядческом форуме

Прежде всего, от имени Русской Православной Старообрядческой Церкви хочется выразить благодарность президенту РФ В.В. Путину и администрации президента, представителям министерств и ведомств, властям г. Москвы за непосредственное участие в организации и проведении праздничных мероприятий, возвращении культурно-исторических объектов старообрядцам, а также за помощь в переселении старообрядцев из-за рубежа. Хочется поблагодарить губернаторов, представителей региональных властей за содействие в проведении мероприятий, связанных с юбилеем и переселением старообрядцев. По программе, утвержденной правительством, уже переселены сотни старообрядцев, в основном на Дальний Восток, в Приморский край. Пандемия остановила этот процесс, но в ближайшее время он продолжится. Еще несколько сот человек готовы к переселению. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко поддерживает этот процесс. К сожалению, на сегодняшний день со стороны администрации края нет ответственного за поддержку переселенцев. Назначение ответственного,  думаю, существенно облегчит решение вопросов переселения и адаптации наших соотечественников из-за рубежа.

Хотелось бы сказать несколько слов о церковном единстве и разделениях. Сам Христос установил принцип духовного единства в Евхаристии. В книге Деяний апостолов сказано: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян. 1, 14).

Однако единству христианства, к сожалению, не суждено было сохраниться. Еще во времена Вселенских Соборов от церковного единства отпал целый ряд восточных Церквей. В XI веке Церковь сотряс, наверное, самый болезненный раскол, когда западные христиане начали измышлять свои собственные догматы. В XVI веке появляется протестантизм…

Таким образом, мы сталкиваемся с парадоксом: Христос призывает всех к единству, а мы, христиане, идем по пути разделения…

К великому сожалению, расколы и потрясения не обошли стороной и нашу Русскую Церковь. Церковный раскол XVII века, вызванный изменением богослужебных чинов и так называемой «книжной справой», спровоцировал разделение в русском обществе, и самые стойкие, самые преданные вере люди отказались принять то, что было сотворено насильно патриархом Никоном с помощью сомнительных греческих справщиков.

После раскола судьба старообрядцев в России оказалась незавидной, так как новую веру навязывали силой. Свободная церковная жизнь староверов в городах и весях стала невозможной. Наблюдался массовый отход сторонников старых обрядов на окраины государства, в таежную глушь, на север, за границу. Староверы пытались наладить полноценную церковную жизнь, ибо без Евхаристии нельзя назвать духовную жизнь человека полноценной.

Властями и синодальной Церковью было сделано всё, чтобы старообрядчество перестало существовать — сжигались часовни, старопечатные книги, насильно изымались предметы церковного обихода. Под особенно пристальным вниманием находилось духовенство. Еще Никон на примере священномученика епископа Павла Коломенского демонстративно показал, что будет, ежели кто отступит от новых порядков.

Сложилась ситуация, что и староверы между собою не смогли сохранить церковное единство. Это воистину трагедия для всех нас. Это произошло потому, что были запрещены Соборы, которые поддерживают церковное единство. Те, кто пытался созывать Соборы, подвергались репрессиям, тюремному заключению, физическому уничтожению.

Но, несмотря на все внутристарообрядческие разделения, всё-таки у всех староверов больше общего, чем различий. Прежде всего, это полторы тысячи лет общей истории, начиная со времен евангельских и вплоть до конца XVII века. Одна Библия, одна Кормчая, одно Священное Предание. Согласие по основополагающим догматическим вопросам. Сотни общих святых, которым мы молимся.

Все старообрядцы, независимо от направления или согласия, в свое время пережили трагедию раскола Русской Церкви и претерпели гонения за религиозные убеждения, но было стремление сохранить Старую Веру, истинное дораскольное русское Православие.

Кроме употребления двоеперстия, которым молились прп. Сергий Радонежский и вся Святая Русь, мы пользуемся одними богослужебными текстами и предметами, придерживаемся единых канонов в иконописи, церковном пении, у старообрядцев общие форма церковной одежды и порядок в церкви.

У нас общая древлеправославная религиозная культура, мы сохраняем русский язык, создаем старообрядческие музеи истории, обучаем новые поколения церковному пению и традиционным ремеслам.

На сегодняшний день практикуются общестарообрядческие культурно-общественные мероприятия: выставки, конференции, круглые столы, встречи, диспуты, куда вход открыт всем старообрядцам любого согласия и любому, кто интересуется древним благочестием.

Выступление митрополита Корнилия на Международном старообрядческом форуме

Наша Церковь — это сила, которая в немощи совершается. Господь сказал: «Не бойся малое стадо, я с вами». Церковь вне политики и не от мира сего, но это не противоречит нашему стремлению к открытости, к диалогу с властями и со всем нашим обществом.

Мы рады, что ныне государство обращается к нам, старообрядцам, за опытом выживания в трудных, порой экстремальных, условиях. Заявление министра обороны РФ С.К. Шойгу о том, что спецназ будет перенимать опыт старообрядцев, для нас очень важно.

Однако мы обеспокоены некоторыми сторонами жизни современного общества. Социальные сети и виртуальная реальность отучают молодежь самостоятельно мыслить, порой толкают на преступления. Мы не говорим, что интернет надо запретить, но бесконтрольное бездумное использование интернета сегодня для нашего общества, и в первую очередь для молодежи, это большая опасность. Сегодняшние СМИ изобилуют беззаконием, ложью, призывами к насилию, к попранию Божьих законов, порой мы видим негатив по отношению к старообрядчеству, клевету, фальсификацию истории. Сегодня нас, слава Богу, не гонят, но достойного внимания со стороны СМИ к нам пока еще нет. Как и ко всему традиционному, русскому, духовному, а ведь нам есть что сказать об этом русскому обществу. В Общественной палате РФ, где представлены многие традиционные конфессии, хотелось бы, чтобы звучал и голос старообрядчества.

Сегодняшний старообрядческий форум есть живое свидетельство нашего желания и стремления вместе созидать на благо всего нашего общества. Речь идет о возможности совместно противостоять бездуховной глобализации, о сохранении и приумножении православной традиции жить по Божьему закону, по совести, честно трудиться на благо нашего Отечества.