Дорогие братие и сестры!
Сегодня в этом храме мы собрались, чтобы благоговейно и искренне проститься с близким нам человеком.
Стоя у гроба умершего близкого, мы прикасаемся к тайне смерти, взирая на осиротевшее без души тело, будем помнить, что оно осиротело только на время, и на всеобщем воскресении вновь соединится со своей душой.
Тайна смерти глубока и величественна, поскольку с ней связано завершение земного жизненного пути и будущее предстояние перед Судом Божиим. Для души ушедшего из земной жизни момент смерти – это начало новой, вечной жизни, подготовкой к которой была эта временная суетная, краткая земная жизнь. И потому так трогательна и благоговейна служба погребения, поскольку она исполнена печали, трепета и надежды на спасение души в будущей загробной жизни. Каждое слово в службе погребения – это слово веры в то, что душа будет достойна места, где ей уготовано вечное упокоение, место прохладно и покойно.
Церковь Христова – это неделимое сообщество живых и умерших христиан. Она с тёплотой и любовью заботится о нас на земном пути. И когда душа разлучается с телом, то Церковь благоговейно и с любовью провожает в последний путь бездушное тело, поскольку оно было приобщено Божественным таинствам Святаго Крещения и Причастия святых даров – Тела и Крови Господа, через которые Христос вводит нас в вечную жизнь.
Наше тело, которое на земле было неразрывно связано со своей душой, восстанет по образу Воскресения Христа, победившего смерть и вознесшего нашу человеческую плоть на небо во славу Святой Троицы.
Стоя у гроба, мы христиане, в вере и надежде чаем, чтобы Бог открыл безсмертной душе дверь в Царство Небесное. Вот почему Церковь призывает не плачем провожать ушедших от нас, как поступают, по слову апостола, не иму́щии упо́вания (1Сол. 4; 13), и обращается к нам, как Христос обратился когда-то к убитой горем смерти сына вдове наинской, говоря ей: Не плачь (Лк. 7; 13), ибо успение – это не вечная разлука, а временный сон тела, за которым раскрывается сияние воскресения и вечной жизни в Царствии Небесном с поправшим тление и смерть Господом нашим Христом.
И хотя мы всё же скорбим о разлуке с близким человеком, но знаем, что успение – это радость для благочестивой души, освободившейся от тела. Тело человека есть место, где обитает вечно живая душа, которая на земле, как в плену, томилась, объятая плотью.
Наша жизнь – это время странствия на чужбине. Мы люди, потомки Адама, изгнанного из сладостного рая, не и́мамы зде́ пребыва́ющаго гра́да (Евр. 13; 14). Все мы рано или поздно уходим из этой жизни и возвращаемся в своё Небесное Отечество только неизбежным путем смерти. По смерти же душа уже не стеснена телесной немощью, болезненным безсилием и усталостью, а освободившись из этого плена, вышла на свободу, где ей предстоит встреча со своим Творцом, Который наша Надежда и Любовь. Вот почему, провожая усопшего в блаженный путь к месту упокоения наших благочестивых предков, мы воспеваем и о своей собственной участи: «Жива будет душа моя и восхвалит Тя и судьбы Твоя помогут мне…» Да, жив Бог и жива душа, для которой уготован вечный покой и свобода.
В смерти совершается величайшее таинство, по которому всякая душа сознательно или неведомо для себя тоскует на протяжении всего земного пути –это встреча с живым Богом. К ней мы готовимся на земле, и во всей полноте она возможна лишь по завершении земного пути.
Мы прикасаемся с трепетом к тайнам жизни, смерти и судеб Божиих. Наша жизнь от колыбели до гроба подвергается множеству смертельных случайностей: болезням, природным стихиям, насильственным действиям и другим опасным обстоятельствам. Но при всем этом мы верим, что недремлющее Око Господа хранит нашу жизнь среди всех случайностей, ибо сказано в Святом Писании: Пра́ведных душá в руцè Божии, и не прикóснется их му́ка (книга Премудрости Солóмона, гл.3). И этой всемогущей рукой Отец Небесный ведет нас ко спасению во Свою обитель. «Не хощет бо Владыка создание Своих рук погубити, но хощет всем спастися и в разум истинный приити» (молитва ко святому причащению).
Творец, Своей властью изменя́ет времена́ и ле́та (Дан. 2; 21), определил каждому из нас предел жизни: Днúе лет на́ших в ни́х же се́дмьдесят лет, áще ли же в си́лах – óсмьдесят лет, и мнóжае их труд и болезнь (Пс. 89; 10). И не только лета и дни нашей жизни определены Господом, но и власы́ главни́и вс́и изочтéни су́ть (Мф. 10; 30), то есть Господь постоянно о нас заботится.
Всеведущий и Премудрый Отец призывает каждого из нас в другую жизнь в то время, которое Он определяет по Своему усмотрению, наилучшим для нашего спасения.
Для праведника, смерть которого «покой есть» и возврат в Небесную Отчизну, Господь по Своей милости порой сокращает время земного пребывания. Для грешника же, прилепившегося в страстях и в суете к земле, забывшего о Небесном Отечестве, милосердый Господь продолжает иногда время жизни для покаяния, до последней меры Своего долготерпения. Он не желает смерти грешника, которая лютà есть (Пс. 33; 22), а оставляет его здесь для покаяния, исправления и очищения.
Можно ли называть чью-либо смерть преждевременной? Что значит смерть ребёнка или совсем молодого человека? Смерть постигает каждого из нас именно тогда, когда мы всего ближе ко спасению. И поэтому, как бы ни казалась нам краткою жизнь, мы должны верить, что живем столько, сколько нужно по промыслу Божию прожить на земле для спасения души.
Наша жизнь – есть время приготовления к жизни вечной. Во́зраст ста́рости – житие́ нескве́рно (книга Премудрости Солóмона, гл.4), – учит нас Святое Писание и тот, кто, может быть, достиг совершенства духовного в юном возрасте, порой превосходит старцев, пребывающих «в мере возраста младенчества о Христе». И не бывает ли иногда плодом долгой жизни – горькое раскаяние о прожитых во грехах годах? И может быть, некоторые из долго живущих пожелали бы перед лицом Суда Божия, чтобы многие годы жизни их были изглажены навсегда, и охотно бы возвратились в то состояние юности, когда они еще не вкусили горечь греха, когда душа их была «угодна Господу… да не злоба изменит разум их или лесть прельстит душу» (книга Премудрости Солóмона, гл.4). Вот почему Дух Божий свидетельствует: блаже́ни ме́ртвии, умира́ющии о́ Господе (Откр. 14; 13), то есть жившие по законам Христа и умирающие ради Господа. Господь говорит: «В чём застану, в том и судить буду» (св.мч. Иустин Философ, «Разговор с Трифоном иудеем», гл. 47). Мы же, не зная ни дня ни часа, когда Создатель призовет нас из жизни, будем постоянно готовыми к Его встрече.
Страшно будет ожидать от Господа, праведного и грозного Судии, на Страшнем Суде повеления, куда идти, где пребывать вечно – одесну́ю Его или ошу́юю, во свете или во тьме, в чести или безчестии, в радости и славе или в муках и стонах. Ибо, по слову Божию, изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5; 29), и по слову пророка: многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12; 2).
Дай Бог, чтобы наша душа на Страшнем Суде услышала от праведного Судии не грозное повеление: идите от Мене, проклятые, в огонь вечныи, уготованный диаволу и аггелам его (Мф. 25; 41), а благое определение: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25; 34).
Богу нашему слава, ныне и присно и во́ веки веко́м! Аминь.