Проповедь на праздник Сретения Господня

Главная Митрополит Проповеди Проповедь на праздник Сретения Господня

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь на праздник Сретения Господня

Поделиться:

Святая Церковь ныне празднует Сретение Господа нашего Исуса Христа. Этот праздник имеет особый духовный смысл, являясь одновременно Господским, так как в Евангелии, читаемом на Сретение, повествуется о принесении Младенца Христа в Церковь, и Богородичным праздником, поскольку Дева Мария, наставляемая Святым Духом, принесла в храм Младенца-Первенца, посвящая Его Богу по закону иудейскому. Сугубое значение праздника отражено и в величании, которое прославляет Господа и Богородицу: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Ею же по закону ныне принесеся в Церковь Господню.

Проповедь на праздник Сретения Господня
Сретение Господне, нач. XIX в.

Сретение по-старославянски означает встреча. Эта дивная встреча, которую так долго ожидал народ израильский, была обещана пророками. В таинстве Рожества Христова явился на Земле Сын Божий, воплотившись от Девы. И вот, когда исполнились дни очищения, принесли Его, чтобы представить пред ГосподомПредставить пред Господом, то есть посвятить первенца Господу, было необходимо согласно ветхозаветному закону: Всяк первенец мужеского пола, разверзающий ложесна матере своея, свято Богови наречется (Исх. 8, 2).

Родители младенца Исуса праведный Иосиф и Дева Мария принесли Его в храм на сороковой день по Рожестве, и с Ним вместе принесли полагающуюся жертву, реченную в Законе Господни — два горличища или два птенца голубина. Пара горлиц как бы являла собой целомудрие родителей, а два птенца голубиных являлись символом девственного рожества. Эти образы еще в Ветхом Завете предызобразили целомудрие родителей Господа и младенческую безгрешность Христа.

Для Божией Матери эта радостная встреча Ее Божественного Сына с уготованным Ему обиталищем — Церковью живаго вечнаго Бога Отца явилась преддверием жертвенной разлуки со Своим Сыном. Она по свободной воле принесла Его в жертву Богу, отдав в Церковь самое дорогое, что у Нее было — Своего Сына-первенца. Это жертвоприношение продолжалось потом, в течение всей Ее жизни, и завершилось великой скорбью у Креста, согласно предсказанию старца  Симеона: Тебе самой душу пройдет оружие.

В этот день состоялась встреча Младенца Христа с праведным старцем Симеоном, который, водимый Святым Духом, пришел в Церковь, когда туда был принесен Спаситель. Симеон был богобоязненным и добродетельным человеком, прожившим долгую праведную жизнь. В Евангелии о нем говорится так: Человек сей, праведен и благочестив, чая утехи Израилевы, и Дух бе Свят в нем (Лк. 2, 95). Ему было возвещено от Бога, что он не умрет, пока не увидит Того, Кто явится Спасителем народа израильского и Кто даст ему, глубокому старцу, разрешение от уз бренного мира, то есть долгожданную кончину земной жизни.

И вот этот радостный день настал, праведный Симеон лицом к лицу встретил Бога в образе Младенца Христа. Он трепетно принял на свои старческие руки сего небесного и, вместе с тем, земного Младенца, это сорокадневное крохотное Создание, к Которому он обратил свое моление: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, ибо увидели очи мои Спасение Твое…Теперь Симеон мог с миром отойти в вечность, в область усопших, и принести туда радостную весть, что узрел на земле Бога, пришедшего плотию, узрел спасительный Свет, который будет на падение для неверующих и на восстание верующих в Него.

Свидетельницей этого таинственного духовного события явилась и пророчица Анна, дочь Фануилева, вдова восьмидесяти четырех лет, прилежная в постах и молитвах, которая, служа Богу, не оставляла храм денно и нощно. Она, наставляемая Святым Духом, возблагодарила Бога и возвестила пророчество, что наступило искупление для ожидающих спасения и этим искуплением является сей Младенец.

Анна получила пророческий дар, оставив мирские и житейские заботы, пребывая в постах, бдениях и молитвах. Она своей жизнью показала пример, какими должны быть праведные вдовицы. Чистота и усердие Анны могут служить нам примером исполнения заповеди Христовой — распять плоть со страстьми и похотьми, умертвить в себе нечистоту, страсть и похоть злую. Как и благая Анна, мы должны иметь благоговейный страх перед явлением Солнца Правды Христа.

Будем внимать увещанию Апостола: Не весте ли, яко храм Божий вы есте и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий Храм растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3, 16). Совершая грех, мы отдаляемся от Господа и лишаемся возможности встречи с Ним, потому что нет ничего общего между светом с тьмою. Святитель Григорий Палама в проповеди на Сретение Господне говорит: «Всеми силами спасай свою душу от блуда, о человек! Бегите от блуда, братие, заповедует апостол. Потому что тем, в ком обитает Дух Божий, необходимо быть чистыми <…> удерживать проявляющиеся страсти и прилагать старания для стяжания святости и целомудрия, <…> дабы всем нам с веселием вечно пребывать с нетленным Женихом».

Господь говорит через апостола Павла: Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание; на таковых нет закона (Гал. 5, 22). Ветхий Завет (то есть договор) был заключен на горе Синай между пророком Моисеем и Богом. Моисей принес израильскому народу десять заповедей. Исполнением этих заповедей Израиль долгое время сохранялся от духовных повреждений, тогда как остальные народы пошли по пути языческому, стали поклоняться многим ложным богам, то есть бесовской силе. В своем историческом развитии Израиль, забыв заветы Бога, подошел к духовному пределу, когда для спасения избранного народа должен был явиться в мир Христос. Пророки готовили людей к принятию нового учения Мессии о том, что человек, освободившись от уз ветхого закона, встает под кров благодати Божией. Благодать дается нам Святым Духом и проявляется в истинной духовной жизни. Ветхий закон не спасал человека от духовной смерти, так как только ограничивал грех, создавал некий ритуал, условность праведной жизни. Жизнь израильтян по закону была подготовкой к восприятию Истины и благодати Божией во встрече со Спасителем. Человек, возлюбивший Бога, живущий духовной жизнью, может стать вместилищем благодати Святаго Духа, приносящей духовные плоды, о которых пишет апостол Павел.

Закон Божий утверждается на любви к Богу и ближнему. Некоторые люди способны строго следовать правилам, вести себя внешне безукоризненно, таковыми были фарисеи. Но пришел Христос — и они Его распяли, потому что у них в сердце были зависть и злоба, а про борьбу с этим ничего не было сказано в их законе. Евангелие, принесенное в мир Христом, расширяет и углубляет благодатное действие закона. Мы должны так познать Евангелие, чтобы оно проникло глубоко в наше сознание. Те, у кого заповеди написаны в скрижалях сердца, просто не могут поступать иначе, чем повелевает Евангелие. Ведь не следование правилам само по себе спасительно, а спасительно покаяние, изменение жизни, исправление собственного сердца.

Встреча со Христом совершается и в нашей жизни подобно той встрече, которая произошла в Иеросалимском храме. Первая встреча для нас происходит во Святом Крещении, когда мы принесены в храм, любовью ближних отданы Богу.  Своими родителями мы были поставлены перед Господом и посвящены Ему на служение. Во Святом Крещении мы приняли многие дары, равно как на нас возлегли важные и священные обязанности и ответственность сохранения чистоты душевной, данной нам в Крещении благодатию Святаго Духа.

По Крещении мы очищаем душу в таинстве Покаяния. Порой мы, придя на исповедь, не можем понять, в чем грешны. Если на исповеди мы говорим: «Мне не в чем каяться» или говорим: «Я грешен во всем», то у нас пока не произошла встреча с Богом, когда человек видит свои грехи, ужасается и содрогается от их множества. Бог есть свет, а то, что мы носим в нашей душе, подчас является греховной тьмой. Поэтому, если человек не видит состояния своей души, говорит, что у него нет грехов, то он пока Бога не встретил, еще не почувствовал, что такое благодать Божия.

Как же можем мы сподобиться радостной встречи с Господом? Нужна постоянная работа души. Например, когда стоим в храме, надо постоянно отгонять посторонние помыслы, заставлять себя молиться, стараться вдумываться в слова молитв, чтобы каждое слово дошло до ума, до сердца, потому что благодать Божия входит в нас только через наше духовное усилие. Говорят, самый тяжелый труд — Богу молиться. Да, действительно, многие готовы что угодно делать, только не молиться. Но когда мы, проявляя волю, все же заставляем себя молиться, происходит ли у нас встреча с Богом? Происходит ли Сретение? Чтобы сердце раскрылось навстречу Богу, надо почувствовать себя в присутствии Божием великим грешником, всей душей захотеть исправиться, захотеть прожить каждый следующий день лучше, чем предыдущий. Вот это и есть начало духовной жизни, это и есть залог встречи с Богом, подобно той, в которой старец Симеон и пророчица Анна встретили Христа.

Встречей с Господом в нашей жизни является каждое Причащение Его Божественной Плоти и Крови, поскольку в этом Таинстве мы соединяемся со Спасителем. Нам должно как можно чаще возобновлять в своей памяти то, что было обещано нами Господу во Святом Крещении, чтобы в нашей встрече с Господом по отшествии из мира сего не быть судимыми как напрасно принявшим благодать Святаго Духа. Будем помнить, Кому мы посвящены во встрече Святаго Крещения, чтобы в тот последний день жизни, когда мы, повторив слова праведного Симеона: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, разрешаясь от уз плоти и оставляя сей многомятежный и суетный мир, с радостью и надеждой смогли бы сподобиться великого Сретения Спасителя: Яко восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе: и тако всегда с Господом будем (1 Сол. 4, 17). Вся наша жизнь и есть подготовка к этой встрече.

Да поможет нам Господь сподобиться этого Божественного Сретения!

Поделиться: