Проповедь в Неделю 16 по Пятидесятнице

Главная Митрополит Проповеди Проповедь в Неделю 16 по Пятидесятнице

Публикации Митрополита

Биография Митрополита


Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь в Неделю 16 по Пятидесятнице

Дорогие братие и сестры!

Слушая и читая мудрые евангельские притчи, мы видим точность, простоту и красоту образов, которые избирал Исус Христос для выражения той истины, которую хотел открыть. Прибегая в притчах к понятным для простых людей образам, которые были близки опыту жизни Его последователей — рыбаков, торговцев, хлебопашцев, Господь в доходчивой форме открывал им тайну Царства Божия и путей к Нему. И сегодня божественная притча помогает нам проникать в сокровенные глубины Слова Господа, преобразовывать нашу внутреннюю жизнь, придавая ей подлинную глубину и содержание.

Читаемая сегодня евангельская притча «О талантах» учит нас тому, как нужно дорожить дарами Божиими, даваемыми каждому из нас для приобретения вечного спасения, и стараться умножить эти дары, чтобы за леность и нерадение не подвергнуться наказанию. Притча «О талантах» была рассказана Господом в связи с Его беседами о втором пришествии и кончине мира. Эта притча стоит в ряду пророческих предупреждений о подготовке к Страшному Суду и как бы продолжает эту тему, начатую в предыдущей притче — «О десяти девах».

В притче «О талантах» повествуется, что человек некий, отходя, призвал своих рабов и вручил им свое имение. Он дал одному из них пять талантов, то есть мер денег; другому два, а иному один — всякому по его силе и возможности, а сам отошел. Тот, кто получил пять талантов, пошел и употребил их в торговлю, и вместо пяти получил десять. Подобно ему и тот, кто получил два таланта, приобрел еще два. А тот, кто получил один талант, закопал его в землю. По прошествии же некоего времени возвратился господин рабов сих и потребовал от них отчета о данных талантах. Первого раба господин похвалил за усердие, сказав, что, поскольку он был верен в малом, поставит его начальником над многими. Похвалил господин и второго. Тот раб, который получил один талант, оправдывал себя и упрекал господина в жестокости. Господин же повелел взять у раба этот талант и отдать тому, который принес ему десять талантов, при этом сказав, что тем, кто имеет, везде дано будет с изобилием, а у того, кто не имеет, взято будет и то, что он мнит своим. Наконец хозяин приказал сего непотребного раба бросить во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубом.

В притче «О талантах» Христос учит слушателей тому, что в последний день Страшного Суда всякому человеку придется дать отчет за все, что он получил от Господа. Упоминаемый в сей притче человек отходящий есть сам Исус Христос, имеющий намерение снова прийти на землю и судить живых и мертвых.

Под рабами подразумеваемся мы, люди, и в первую очередь, ученики и последователи Христовы, получающие от Господа различные дарования и блага, которые должны использовать и умножать во славу Божию, на пользу близких и во спасение своей души. Таланты, данные нам Богом, — это душевные и телесные силы и способности. Какие великие дары дал Господь человеку, говорит пророк Давыд: Умалил и малым чим от Ангелславою и честию венчал еси его (Пс. 8, 6), то есть чуть меньше ангельских даров получил человек от Творца. В этих дарах сияет разум Божий, в них кроются красота и крепость, честь и духовное богатство, то есть все то, что Бог дал человеку для достижения вечного блаженства в Его Царстве.

Дарования Божии, или таланты, можно определить, во-первых, как дары благодати — вера, любовь, целомудрие, милосердие; во-вторых, как дары естественные или физические — сила, красота, ум, здоровье и различные способности; и в-третьих, внешние дары, такие как богатство, слава, власть, достоинство и успех в добрых делах. И нет человека, который бы от Бога не получил какого-либо таланта. По смыслу притчи, кто больше получил талантов, тот больше должен совершить добра для ближних и совершенствовать себя в земной жизни, поскольку это и есть правильное использование талантов. Подобно тому, как в механических часах колеса и шестеренки не равны по величине, но так расположены, что один зуб, цепляясь за другой, вращает часовые стрелки, так и в земном устроении есть неравенство в людских способностях, но все сотворено добро зело всемогущим Божиим разумом на нашу пользу и ко спасению.

Таланты, которые дает нам Бог, надобно употреблять не только на земные дела и заботы, но благодаря им приобретать небесные сокровища, чтобы войти в вечную жизнь. Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит,  говорит Господь, идеже татие подкопывают и крадут; скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут (Мф. 6, 19), то есть делайте все не для житейских, земных выгод, а для неба, для Бога, для вечности. Не для себя только должны мы пользоваться дарами Божиими, но употреблять их во благо ближних наших, как говорит апостол: Должны сильные немощи немощных носити, а не себе угождати: каждый из вас ближнему да угождает во благое к созиданию (Рим. 15, 1).

Имеет ли кто богатство — делись с бедными, нуждающимися в помощи. Облечен ли кто властью — трудись во благо вверенных тебе. Обладает ли кто умом и познанием — распространяй свет доброго и полезного на других. Одарен ли кто целомудрием и благочестием — просвещай и вразумляй других словом и примером. И во всех делах наших должны мы искать не личной выгоды и похвалы, но угождения Богу, дабы Он был началом и концом наших дел, по слову апостола: Аще ясте, аще пиете, аще ли ино что творите, вся во влаву Божию творите (1 Кор. 10, 31). Апостол призывает нас дорожить дарами Божиими, данными нам для приобретения спасения, дабы по лености и нерадению не подвергнуться наказанию. Споспешествующе убо молим — не вотще благодать Божию прияти вам (2 Кор. 6, 1). Эти слова мы слышали в сегодняшнем Апостоле, и сказаны они нам для того, чтобы мы, христиане, получив от святаго Крещения, то есть своего нового рождения, дары Божии и в Церкви Христовой обретая в таинствах спасительную благодать, совершили при помощи нее свое спасение, преуспели в добродетели и наследовали жизнь вечную.

Значит, цель христианской жизни не просто в том, чтобы получить или, как говорят «стяжать», благодать Божию, но чтобы благодать эта была принята не тщетно, то есть не напрасно, не впустую. И хотя каждый христианин получает через таинства спасительную благодать, но не всякий употребляет ее на пользу. Благодать Божия подобно семени может расти и приносить плоды при нашей заботе об этом даре, а может и засохнуть по нашему нерадению и лени, ни в чем не проявиться в нашей жизни, как будто бы ее у нас совсем не было. При нашем попечении и труде для умножения благодати Божией в душе нашей возрастают плоды духовные, такие как любовь, радость, мир, долготерпение и тому подобные. Но если христианин не заботится об умножении данной ему благодати, то в нем произрастают семена греха, которые начинают господствовать в душе, делая человека рабом греха, его греховной плоти. Где господствует грех, там живут ненависть, печаль, зависть, злоба, вражда, неверие и другие плевелы жизни.

Апостол умоляет нас, христиан, чтобы принимаемая нами благодать употреблялась нами не тщетно, то есть не напрасно, и заверяет нас, что они, апостолы, являются споспешниками, то есть помощниками и посредниками между нами, христианами, и Богом, дабы мы преуспевали в доброй жизни, в делах спасения, пока для этого есть время, говоря: Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2 Кор. 6, 2). Господь через апостолов призывает нас не упускать дорогого времени для обретения нашего спасения, запасаться добрыми делами, а то после, когда застигнет нас смерть и настанет суд Божий, мы можем оказаться неготовыми, будем об этом жалеть, просить времени для покаяния, но сего не получим: Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25, 13), — говорит Господь. Об этом Он нас предупреждает и в притче «О десяти девах», из которых пять были умные, а пять — безумные. Сонливая беспечность не позволила им подготовиться к приходу жениха, заставшему в ночи их спящими, неготовыми к встрече этого жениха — праведного Судии. Как часто наша беспечность, порой добродушная и веселая, порой злонамеренная и безответственная, мешает нам творить добро, меняться к лучшему. Мы не спешим в добродетели, надеясь, что еще успеется, все как-то исправится, что не скоро еще придет Судия, а пока можно благодушно есть, пить и веселиться. Но Христос говорит, что день суда Господня придет внезапно, как он пришел во дни Ноевы (Мф. 24, 37). Тогда люди и пили, и ели, и замуж выходили, и не думали ни о чем большем, чем о каждодневной радости жизни; а суд Господень приближался и в какой-то момент разразился гневом и потопом… Об этом дне суда Господь говорит так: две женщины будут работать у жернова — одна возмется, а другая оставится; два человека будут в поле — один возьмется, другой оставится. Наша злая беспечность надеется, что Бог не скоро призовет нас к ответу за наши умножающиеся грехи. Апостол Петр говорит, что Бог медлит, потому что долготерпит о нас. Но долго — это не значит бесконечно, и Бог неминуемо призовет нас к ответу.

Господь дает каждому дарования, призывая принести плод, такой же богатый, как богаты сами дарования. Нам дается ум, но этот ум мы ничем не обогащаем; нам дается источник чувств — сердце, но оно остается на деле лишь источником себялюбия и стяжания удовольствий; нам дается воля, которая порой бывает бесплодной или направляется на греховные дела. Много нам дается, а плода порой никакого, и мы храним невостребованными данные Господом дары. Чтобы чего-то достичь, мы часто не хотим поплатиться покоем, обеспеченностью, свободой, а тем более жизнью. Мы думаем: «Верну я Господу то, что Он мне дал». Но когда придет суд, окажется, что когда-то нам данное нашим никогда не было, а все осталось Господним. И Господь вернет все это Себе или отдаст тому, кто был готов ради исполнения Его воли пренебрегать покоем, обеспеченностью и даже жизнью, чтобы принести плод, чтобы в этой жизни оставаться живым и жизнеутверждающим, а не бездейственно и малодушно мертвым.

Страшный Суд страшен и тем, что, когда Господь придет, нам жалко будет и обидно, что мы прожили всю жизнь, не заметив ее глубины и возможностей для спасения, прожили в себялюбии и трусости, в сонливости и безпечности, так и не встретив и не познав Бога, не став новым человеком. В нашей лени и бесплодности мы можем обвинять окружающих или условия жизни и даже самого Господа, как это сделал раб лукавый и ленивый, не пожелавший трудиться над данными ему дарами Божиими. Он видел, как поступали верные рабы, но сознательно не следовал их примеру, очевидно считая, что обязан отдать господину только то, что в него вложено, упрекая Его в том, что Тот не дал ему желания и сил для преумножения богатства. И поэтому господин, по мнению ленивого раба, как бы должен еще похвалить его за высказанную «прямоту и принципиальность». Но господин знал, что в действительности за лукавой «принципиальностью» скрывается просто лень и нерадение. Обвинение ленивым рабом своего господина в жестокости — это обычное самооправдание грешника, по греховности своей потерявшего чувство благодарности к Богу и представляющего Его поэтому жестоким и несправедливым. Нерадивый и беспечный был лишен того, что имел, потому что «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29).

И поэтому строптивому рабу можно сказать, что как бы он ни гордился, но Господь Бог — его Господин, его богатство принадлежит Господу и следует выполнять Его законы, и выше законов быть не может.

Нет у нас другого пути, как познать волю Божию и выполнять ее, и не должны мы ни в чем укорять Бога, потому что Он есть добро, и добро есть то, что Он нам повелевает для спасения, а зло лишь то, от чего Он нас предостерегает.

Чаще нужно размышлять нам, братие и сестры, о том, в чем Господь потребует отчета на праведном суде Своем, чтобы видеть, готовы ли мы к ответу перед Ним или нет. Размышляя об этом, мы видим, что Господь в день суда будет испытывать нас как людей, получивших те или иные дары: разум, здоровье, долготу лет жизни и так далее, то есть те дарования, которые мы приняли от Него при рождении. Страшно и велико будет то испытание, которому подвергнется на суде Божием всякий человек за использование его человеческих качеств, даров и талантов, полученных им от Бога; но несравненно больше и страшнее те испытания, которым подвергнется всякий христианин именно как христианин. С христиан спросит Христос, как заботились они о своем спасении, как внимали гласу евангельского учения, соблюдали ли заповеди Господни, имели ли в сердцах своих крепкую веру и любовь к Богу и к ближним, старались ли удаляться от всякого греха, чтобы не нарушать Его заповедей и тем самым не оскорблять Господа.

На Страшном Суде нам будут приведены на память все дарования, милости и щедроты Спасителя, оказанные нам через Его воплощение, страдания и смерть. Мы, христиане, должны будем дать отчет о том, как воспользовались плодами искупительных страданий Христа. Что смогут ответить те, кто совершал постыдные грехи, оскверняя светлую ризу своей души, данную нам при крещении? Тяжкий грех христианину не творить плода покаяния и добродетели и всю жизнь оставаться бесплодной смоковницей, только напрасно занимающей место на земле. Какой ответ дадим мы Господу на суде Его, коли не сохраним благодати, оправдывающей и спасающей нас, лишимся ее через худую и греховную жизнь? Нам останется только умолкнуть, как званному на брачный пир рабу, но пришедшему без приличной, брачной одежды и услышавшему голос хозяина пира: Друже, како вшел еси, не имыи одеяния брачна? — Он же умолча.

Памятуя об этом страшном и великом испытании, мы должны постоянно готовиться к нему, восклицая вместе с пророком Давыдом: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом». Поспешим без замедления подготовить душу свою, пока это еще в нашей воле и есть время для покаяния и исправления, ибо се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2 Кор. 6, 2).

Будем поддерживать душу нашу в готовности, восклицая: Блюди убо, душе моя, да не сном отяготишися, и да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися. Да не воздремлеши и пребудеши вне толкуще яко пять дев; но бодрено побди, яко да усрящеши Христа милостива, и даст ти чертог божественныя славы Своея, в чем да поможет нам Господь Бог!          

Поделиться: