Дорогие братья и сестры!
Сейчас мы находимся между двумя великими господскими праздниками — Рожеством Христовым и Крещением. Поэтому ныне читается Евангелие о тех событиях, которые предшествовали Крещению Господа нашего Исуса Христа, о тех событиях, которые явили миру его Спасителя.
Господь послал к иудеям Иоанна Крестителя, чтобы народ израильский очистился покаянием. Вся жизнь Иоанна Крестителя была подвигом: он жил в пустыне, одевался в одежду из верблюжьего волоса, чтобы постоянно уязвлять свое тело, соблюдал строгий пост — ел только дикий мед и акриды, никогда не пил вина и никаких увеселяющих напитков, и его подвиги снискали ему достоинство святости. Иоанн Креститель был пророком, то есть возвещал благодатию Духа Святаго волю Божию, призывал приходивших к нему людей к новой спасительной жизни. Своим словом он очищал души людские, как бы пробивая кору грехов, окружающую человеческое сердце, чтобы туда могла войти благодать Божия и люди обратились ко Христу.
Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 3, 2) — вот начало проповеди Предотечевой. Он проповедовал Крещение покаяния для прощения грехов. К Иоанну приходили многие из фарисеев, которые считали себя праведниками, но их праведность была только внешней, показной. Иоанн им говорил: Кто внушил вам бежать от грядущего гнева? Если вы покаялись, то покажите плоды, достойные покаяния, то есть не только на словах, но и на деле принесите свое раскаяние, не лицемерьте. У Иоанна спрашивали: «Что нам делать, покаявшись?» Он отвечал: У кого две одежды, тот одну дай неимущему, у кого есть пища, поделись ею. Сборщикам податей он говорил: Ничего не требуйте больше определенного вам законом. Приходили к Иоанну и воины, он им говорил: Никого не обижайте, не клевещите и будьте довольны своим жалованием.
Жизнь и учение Иоанна Крестителя должны служить нам образцом для подражания. Мы видим, что он удалился от соблазнов мира в пустыню. Сегодня мало кто удаляется в пустыню, но необходимо и в мире избегать множества соблазнов и страстей: сребролюбия, греховных удовольствий, высокомерия, славы и так далее. Мы видим, что святой пророк носил одежду простую, которая лишь прикрывала его тело. В наше время многие люди приучились к роскоши, ненужным нарядам, дорогим забавам, на которые порой тратят большие деньги, к чему приучают и своих детей. Иоанн Креститель питался простой пищей, а теперь многие пресыщаются яствами, нарушают посты, заявляя, что слабость тела не позволяет им утеснять свою грешную плоть, хотя мы знаем, что Господь наш заповедал изгонять грехи и соблазны молитвой и постом.
Царствие Божие к нам сейчас приближено гораздо больше, чем к иудеям во времена Иоанна Крестителя. Благодать Святаго Духа сошла на Церковь и всех, кто участвует в ее таинствах. Апостолы получили благодать в день святой Пятидесятницы, на нас сходит благодать во святом Крещении. В Таинстве Крещения мы вступаем в новый вечный завет с Богом, и благодать Крещения направляет нашу душу к добру, мы обещаемся умереть греху и жить с Богом. Спаситель, будучи безгрешным и потому не имея нужды в Крещении, принял его, чтобы Святым Духом освятить воду Крещения, в которую мы теперь погружаемся.
Взирая на Христа, смирившегося до рабьего образа, пришедшего на Землю Младенцем в скотских яслях, а затем, во исполнение всякой правды, то есть всех заповедей, обрезавшегося, хранившего субботу, соблюдавшего иудейские праздники, принявшего Крещение от пророка, мы видим, что в Своем Крещении Он, безгрешный, исполнил весь закон, и, чтобы все это увидели, Дух Святой снизошел на Него в виде голубя как символ примирения с Богом всего человечества. В свое время голубь был послан Богом в Ноев ковчег с масличной ветвью как знак человеколюбия Божия и прекращения потопа. На Иордане Святой Дух в виде голубином возвестил милость Божию и показал, «что духовный человек должен быть незлобив, прост и невинен», как пишет в своей проповеди на Крещение святой Иоанн Златоуст.
Но как воспользовались мы благодатным дарованием Крещения, сохраняем ли чистоту той бесценной одежды души, о которой нам при Крещении напоминают слова: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27)? Святитель Григорий Палама в беседе о Крещении пишет: «В Крещении от нас требуется отчет, потому что оно является с нашей стороны договором и обязательством проводить богоугодную жизнь». Во время Крещения священник повелевает крещаемому плюнуть на беса, то есть отречься от сатаны, и, отвечая на вопрос священника, крещаемый трижды отвергается от греховных дел. Но как часто мы нарушаем свое обещание по Крещении умереть греху и жить только Богу!
Как часто мы откладываем покаяние и возрождение, говоря себе: да, мы грешны, но не хуже других. Оценивая себя, мы часто взвешиваем свои прегрешения на фальшивых весах самооправдания. Подчас суета мира не дает нам увидеть меру своего падения. Чтобы сбросить с глаз пелену, следует постоянно взывать к Богу, прося его извести душу из темницы греховного плена, указать меру нашей греховности, помочь избавиться от грехов.
Святые, которые творили чудеса и своей молитвой даже воскрешали мертвых, все же проливали слезы о своих грехах. О чем же они плакали? Дело в том, что, чем больше человек приближается к Богу, тем яснее он видит свои грехи, свое недостоинство перед Богом, свою отчужденность от Него, и, следовательно, душа у него скорбит. А если этой скорби нет, если человек не чувствует себя виноватым перед Богом, то это говорит о том, что душа наша погрузилась в пагубное бесстыдство. От этого страшного состояния нас может освободить только покаяние. И если крещеный человек не спасется, а погибнет и пойдет в вечную муку, то в этом будет виновен только он сам. Всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметается (Мф. 3, 10).Если человек стремится не ко Христу через покаяние, а к чему-то другому, даже, на его взгляд, весьма важному и возвышенному, то это все обман, пустая мечта и, в итоге, напрасно прожитая жизнь.
Цель существования Церкви на земле — это очищение, освящение людей, приведение их к Богу, и все в Церкви так устроено, чтобы этому помочь, но для этого нужен каждодневный подвиг нашей воли, чтобы стараться сокрушить наше гордое сердце, возненавидеть мрак своей души, всеми силами устремиться к Богу, надеясь обрести Царство Небесное.
В Таинстве Крещения мы призываемся быть Христовыми, то есть родными сыновьями Господа. И наша жизнь должна быть достойной этого высокого звания, этой великой ответственности. Наши поступки должны быть примером только святого и доброго, так как по нам судят о Христе. Отзовемся на это — будем достойны звания христианина и Небесного Царствия, открытого Господом нашим Исусом Христом по Его благой воле и неизмерному человеколюбию.