Проповедь в Неделю 20 по Пятидесятнице

Главная Митрополит Проповеди Проповедь в Неделю 20 по Пятидесятнице

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь в Неделю 20 по Пятидесятнице

Дорогие братие и сестры!

Исус Христос Своим Воскресением победил смерть и показал, что смерть тела является лишь переходом из одного состояния в другое, от жизни временной и проходящей — в жизнь вечную. Множество чудес совершил Господь для утверждения веры в будущее воскресение всех умерших. В Библии описано воскрешение пророками людей по вере их близких. Так был воскрешен сын вдовы сарептской молитвой пророка Илии (3 Цар. 17) и сын сонаметянки молитвой пророка Елисея (4 Цар. 32). За веру свою матери приняли от пророков воскресших сыновей. Апостол Павел, подтверждая это, говорит: Верою жены получили умерших своих воскресшими (Евр. 11, 35).

Господь наш Исус Христос сотворил множество чудес на земле, предуготовляя Своих учеников к чуду воскресения из мертвых. Сначала Он показал Свою Божественную силу, исцелив тещу Петрову, которая была уже при смерти; затем, по смиренной просьбе сотника, послал здравие его умирающему отроку. Воскресил дочь царя Иаира и четырехдневного мертвеца Лазаря. Жизнь наша находится в руках Господа, Его Божественным промыслом начинается и заканчивается течение всякой жизни, о чем ярко свидетельствует чудо воскрешения из мертвых, описанное в Евангелии от Луки, читаемом сегодня за Божественной Литургией.

Нынешнее евангельское чтение начинается повествованием о великом человеческом горе. В небольшом иудейском городе Наине вдова хоронила последнее утешение в земной жизни — своего единственного сына. Нет, наверное, большего горя, чем то, которое испытывает мать, теряя своего единственного сына: вся жизнь словно обрывается, утрачивается надежда и опора.

В великой скорби несчастная мать, которая перед этим потеряла мужа, шла в слезах за гробом сына; за нею, сказано в Евангелии, много народа шло из города. Навстречу похоронной процессии шел Исус Христос, за Которым шли многие из учеников Его.

И вот две эти толпы людей встретились. Впереди одних — Исус, впереди других — одр с мертвецом. Господь подошел к похоронной процессии, и несшие покойника остановились. С жалостью и состраданием Христос обратил Свой Божественный взор на убитую горем мать и сказал ей слово, которое сразу возвестило о том, что пришел конец ее горю: Не плачь!

Далее Евангелие повествует, что Исус, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: Юноша! Тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Исус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Святитель Григорий Палама так разъясняет это чудо: «Господь, как воистину имеющий власть над жизнью и смертью, одним Своим повелением в присутствии всех воскресил мертвеца, сделав это по Своему человеколюбию, чтобы всех привлечь ко спасительной вере в Него. Потому что, видя мать, и то — мать-вдову, полагавшую все свои надежды на своего единственного сына и лишенную его безвременной кончиной, следующую за гробом и горестно бьющую себя в грудь; Господь, как говорится, милосердова о ней. О, как бы мог не пожалеть ее Он, Который — Отец сирот и Судия вдовиц? Потому что Он знал, что Он собирается сделать, а женщина не знала ни Его, ни, тем более, того, что должно произойти; поэтому, вероятно, ни веры она не имела и ничего от Него не просила; ни Он от нее не требовал веры; но Всемогущий приступил, коснулся одра, чтобы показать, что обладает Божественной, животворящей силой, и поэтому бесчувственный прах услышал Его повеление: Тебе глаголю, востании мертвый начат глаголати. Так было и в отношении сына вдовы сарептянки: когда возвратилась в него душа его по молитве пророка Илии и мальчик немедленно возопил, а это было для доказательства, что воскресение его было реальным», — заключает святитель Григорий Палама.

Смерть и ад услышали всесильное слово Владыки и возвратили свою жертву, мертвый ожил и был возвращен матери его. Евангелист даже не говорит о безмерной радости матери — она понятна сама собой. Он замечает только то, что это чудо привело в страх всех находившихся там, и они прославляли Христа, называя Его пророком, ибо еще не могли понять, что перед ними Сам Спаситель. Слух об этом распространился во все пределы страны и дошел даже до Иоанна Крестителя.

В этом Евангелии, прежде всего поучительно сочувствие Господа человеческому горю. Спаситель весь день шел в Наин, пройдя немалое расстояние через горы, палимый лучами солнца, для того чтобы утешить несчастную мать, сказав ей: Не плачь! — и оживить ее сына. Однако мы знаем, что все чудесным образом исцеленные и воскрешенные Господом впоследствии не избежали смерти. Господь даровал всем воскресшим жизнь, пресекаемую смертью, не только ради их самих, а излечил и воскресил их ради окружающих, приводя тех к вере, которая открывает нам путь к вечной жизни, воскресил сына ради матери, над которой сжалился, как об этом повествует Евангелист.

Святой Григорий Палама пишет: «Видите ли, как Господь, сжалившись над вдовой, оплакивавшей своего сына, употребил не только слова утешения, но и самим делом позаботился о ней? Будем, по силам, и мы так поступать, и не только словами, но и делами явим сострадание, потому что если мы всеми силами проявим благотворительность, то и Бог в обмен со Своей стороны всеми способами ответит нам добром».

Многим пришлось пережить горе, подобно этой матери. Бывает, что человек жил надеждой на прочное счастье, и вдруг эта радость и счастье исчезли со смертью близких, и человек остается порой, как эта вдова наинская, в одиночестве: все внезапно пропало, все умерло, ничего не осталось. Но мы должны надеяться, что Христос в великом сострадании всегда рядом, и Своим словом Он может восстановить в наших сердцах все, что пропало как будто беcследно.

Поэтому научимся и мы от Христа сострадательно относиться к человеческому горю. Он говорит: Не плачь! — вселяя надежду и утешение в земном горе, возрождая в душе веру, давая силы вновь жить, потому что все несчастья побеждает любовь Божия и человеческая.

При потере близких верующие имеют утешение в той истине, что усопшие отцы, матери, братья, сестры и чада наши по отходе от земной жизни пребывают в руках Божиих. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1, 21), — сказал праведный Иов при потере своих детей. Он был мужественный, глубоко верующий человек, ибо смирился под крепкую руку Божию (1 Пет 5, 6). Можем ли мы с такой же верой и смирением принимать потерю близких? Чаще нас сокрушают вопросы: почему? за что? Мы порой не находим ответа. Только в будущей жизни мы, вероятно, поймем, почему мы тогда расстались с ближними.

Господь берет души умерших, разрешая их от смертного тела, и хранит их на лоне Своего милосердия, сберегая их для нескончаемой вечной жизни. Господь хранит души наших дорогих усопших и нас зовет к Себе. Рано или поздно всем нам придется быть там, куда мы провожаем наших близких. Один за другим уходят из временной жизни наши родные и близкие. У человека, прожившего долгую жизнь, становится гораздо больше дорогих сердцу людей за порогом смерти, чем остается здесь на земле.

Встреча обрадованной матери с воскресшим сыном — это прообраз нашего будущего соединения с близкими на небе и утешения во встрече любящих сердец. Иногда, теряя близких, мы проливаем обильные горькие слезы, как не имеющие упования на Господа, просим Его возвратить нам умерших. Но христианам так не подобает скорбеть, ибо, по общему для всех закону, и святые не избегают смерти. Для всех нас звучит утешительное слово Спасителя: Не плачь!

Христиане не должны скорбеть об умерших, наставляет апостол. Для сего мы можем творить моление во Святой Церкви, которое приносит душам живых и умерших утешение; в этой молитве наша душа приобретает надежду на отраду в истинной вечной жизни с Господом в Небесном Царстве. Апостол говорит: Аще живем, Господеви живем, аще ли умираем, Господеви умираем; аще живем, аще умираем, Господни есмы (Рим. 14, 8).

Мы живем и умираем по воле Бога, Который наказует и милует, поражает и щадит. Вот что рассказывает Священное Писание о царе и пророке Давыде. Когда у него заболел ребенок, то молился Давыд Богу о младенце, и постился, и, уединившись, лежал на земле. Но все же младенец умер, и слуги боялись донести эту весть царю, и говорили они: «Как мы скажем ему: умерло дитя? Он сделает что-нибудь худое». И увидел Давыд, что слуги перешептываются между собой, и понял он все, и спросил Давыд слуг своих: «Умерло дитя?» И сказали Давыду — умерло. Тогда встал он с земли, умылся и переменил свои одежды и пошел в дом Господень и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба и ел. И спросили его слуги: «Что значит, что ты так поступаешь? Когда дитя было еще живо, ты постился и плакал, а когда умерло, ты встал и ел?» Давыд объяснил все просто: «Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» (2 Цар. 12, 16). Давыд знал, что есть Бог, Который владычествует живыми и мертвыми. Он был предан воле Господней, верил во встречу с сыном, когда по смерти пойдет к Нему, и поэтому не предавался плачу и греховному отчаянию.

Вдова, лишившись сына, плакала неутешно, потому что не знала Бога. Господь при встрече сказал ей: Не плачь! — хотя мог бы и без этих слов даровать ей радость, ведь Сам Он ранее сказал: Блажени плачущие (Мф. 5, 4). Но плачущие только те блаженны, которые плачут о своих грехах, о своей духовной нищете, ибо сказано: Блажени нищие духом.

Плакать можно по-разному. Есть слезы о потере земных благ, есть плач и скрежет зубов (Мф. 24, 5), то есть плачь от безысходности; есть плач — сочувствие плотскому страданию: когда Исус шел на смерть крестную, плакали и рыдали о Нем. Он же сказал: Дщери иеросалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших (Лк. 23, 27). Господь призвал плакать о своей душе и о своих детях, которые подчас не хотят знать ни о Боге, ни о вечной жизни, ни о крестной смерти Спасителя.

Плач и радость язычников, не знающих Бога, и христиан, людей Божиих, имеют разные причины. И если для неверующего в Бога смерть страшна, ибо, как говорит Писание, смерть грешником люта, то для уповающих на Бога смерть есть избавление от тягот и скорбей земных, переход в бессмертие и нетление в новой лучшей и вечной жизни. Мы знаем, что праведники, умирая, не погибнут и не исчезнут, что душа их возвратится к Богу, а тело — в землю и что во втором пришествии Исуса Христа мертвые восстанут, и тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие. Нам ли скорбеть, когда над умирающими совершается великое таинство милости Божией, когда смерть наша предварена крестной смертью Исуса Христа, Который в бессмертии подает нам надежду на избавление, спасение и переход от худшего к лучшему, от скорби и печали к радости и блаженству с Господом.

 Не плачь! — с этими словами Господь обращается к каждому из нас, кто теряет своих близких, потому что все умрут, но и все воскреснут и вновь встретят друг друга. Не плачь! — потому что настанет время, когда Бог отрет всякую слезу и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21, 4). Справедливо скорбеть нам лишь о тех грешниках, которые до смерти не познали Бога, не совершили дел покаяния, то есть не искупили своих согрешений. Но и здесь мы должны не отчаиваться, а молиться о них с упованием на милосердие Божие.

Только здесь, в настоящей жизни, мы можем приготовить нашу бессмертную душу для жизни вечной. Ныне время молитвы, раскаяния и плача о грехах, потому что, когда лишимся земной жизни, никто нам не поможет, во аде же кто исповестьтися? — сказал псалмопевец. Хотя мы и живы телом, но душа наша может быть мертва по причине бесчисленных нераскаянных грехов. Господь называет некоторых людей мертвыми, отсылая их погребать своих мертвецов (Мф. 2, 22). У каждого нераскаявшегося грешника душа умирающая, которая может погибнуть и затем пребывать во веки в страшных мучениях. Эту мертвую душу грешника в этой жизни может воскресить один Исус Христос через веру и искреннее покаяние. Семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель (Прит. 24, 16), — говорит Писание.

Молитвой и покаянием будем, братие и сестры, очищать и оживлять умерщвляемую грехом душу. Чтобы не умереть во веки, будем одолевать влечение ко греху: Грех влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним! (Быт. 4, 7) — учит Святое Писание. Жив Господь, и жива душа наша Христовой благодатию и Его крестной смертью; и посему, воскреснув в покаянии, будем стараться не умирать вновь в грехах, ценя великий дар Божий и внимая Его призыву: Востани спяи, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос(Еф. 5, 14). Будем помнить, братие и сестры, и радоваться, что нашим Искупителем и Спасителем Исусом Христом побеждена смерть и нам всем даровано Воскресение. Прославим Бога в делах наших за Его великую милость к нам, грешным, поминая слова Господни: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5, 16).

Будем стараться, чтобы воскреснуть нам всем в радость и жизнь вечную, быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими (Фил. 2, 15) и по воскресении удостоиться чести стать одесную Господа и услышать не грозный глас, отсылающий в муку вечную, а милостивый, призывающий к наследию Царства Небеснаго.

Поделиться: