Проповедь в Неделю 25 по Пятидесятнице

Главная Митрополит Проповеди Проповедь в Неделю 25 по Пятидесятнице

Публикации Митрополита

Биография Митрополита


Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь в Неделю 25 по Пятидесятнице

Дорогие братие и сестры!

Часто ли каждому из нас приходит мысль спросить себя самого — что делать мне доброго, чтобы удостоиться вечной жизни? Ведь этот вопрос исключительно важен, поскольку всем нам нужно знать, что надо делать, чтобы спастись. Дай Бог, чтобы каждый из нас знал твердо, что спасает нас истинная вера во Христа Спасителя и богоугодная жизнь по этой вере, крепкая любовь к Богу и любовь к ближнему, как к самому себе. Любовь к Богу и милосердие к ближним должны в нас сочетаться с покаянием, неосуждением и смирением. Великим препятствием в достижении вечного спасения, братие, служит гордость и превозношение, посему в Священном Писании сказано: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4, 6).

В услышанном сегодня Евангелии Господь ставит пред нами вопрос об отношении к окружающим, призывая нас ради спасения посмотреть вокруг себя и сделать то доброе, что удостоит нас вечной жизни. В Евангелии повествуется о том, что однажды ко Христу приступил некий законник, который, вероятно, жил справедливо и, по его мнению, исполнял все законы. Он задал Христу вопрос с целью искушения, то есть желая испытать и уловить в слове Господа: Учителю, что сотворив, живот вечныи наследую? Видя его мнение о своей праведности, Христос не отвечает ему, а заставляет самого вопросившего дать ответ: В законе что написано? Како чтеши? Какая большая заповедь? Книжник отвечал: Возлюбиши Господа Бога Твоего от всего сердца твоего, от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим и ближнего своего, как самого себя. Христос же сказал ему: Правильно ты отвечаешь, поступай так и получишь жизнь вечную. На этих двух заповедях, как сказано в другом месте Евангелия,  утверждаются весь закон и пророки (Мф. 22, 40).

Но законник, желая оправдать себя, спросил: Кто же мой ближний? Книжник хотел показать, что если он и не исполняет требования закона как должно, то только по причине неопределенности этих требований, поскольку для него не ясно, кого следует считать ближним, о котором надо заботиться. Так происходит оттого, что законник думает о себе как о центре жизни и, как бы оглядываясь вокруг, ищет, кто ему дорог, кто достоин его заботы? И Христос для вразумления законника ставит вопрос по иному, раскрывая суть закона и отношение к людям и с другой стороны, объясняет ему, что близкий — это тот, кто в тебе нуждается, то есть всякий, кто бы ни был на твоем пути, которому сейчас нужна твоя помощь. И Христос рассказывает в назидание притчу «О добром самарянине», чтобы показать, что необходимо увидеть чужое горе и несчастье и постараться поступить так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой. Вот та притча, которую поведал Господь книжнику.

Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили, изранили его и бросили, оставив едва живым. Вскоре после того случилось идти той дорогой иудейскому священнику, который, увидев сего полумертвого человека, прошел мимо, не оказав ему никакой помощи. Шел также по той дороге и левит, то есть иудейский законник, но и он, увидев сего несчастного человека, пошел далее, не оказав милосердия. Наконец, один из самарян, которых иудеи считали не принадлежащими к истинной вере, презирали и гнушались ими, увидел лежащего на дороге человека и сжалился над ним. Подошедши, он перевязал ему раны, возливая на них масло и вино, потом посадил на своего осла, привез в гостиницу и всячески заботился о нем. На другой день, отъезжая, дал содержателю гостиницы два сребреника, чтобы тот позаботился о болящем, и сказал: «Если что издержишь за лечение, то, когда вернусь обратно, заплачу тебе за все».

Рассказав притчу, Господь спросил законника, кого он из этих трех человек считает ближним ограбленному и израненному от разбойников? Законник ответил, что считает ближним того, кто сделал тому человеку милость. Христос на это сказал: Иди и ты твори такожде, то есть делай сам другим то, что самарянин сделал этому человеку. Как мы видим, эта притча не дает прямого ответа на вопрос законника: Кто мой ближний?, а учит, как самому делаться ближним для каждого человека, нуждающегося в нашем сострадании и милосердии.

В Ветхом Завете были установлены различия между иудеями и окружающими их людьми. Ближними для евреев считались только их соотечественники и одноверцы. Новозаветный закон отменил эти различия и учит евангельской любви ко всем людям. Возможно, законник, спрашивая: Кто мой ближний? — как бы опасается возлюбить людей, которых он не должен любить по закону. Господь же поучает его, что должно ему самому сделаться ближним тому, кто в нем нуждается, то есть не различать ближних и не ближних на основании закона, ведь так не избежишь холодности и равнодушия, а смотреть на свое собственное сердце, чтобы в нем не было безразличия и черствости, а было милосердие как условие наследования жизни вечной.

Исус Христос строго осуждает фарисеев и книжников, многие из которых знали наизусть Священное Писание, заботились об исполнении множества мелких предписаний, касающихся внешнего образа жизни, но оставляли без внимания важнейшее в законе: суд, милость и веру (Мф. 23, 23), то есть справедливость, милосердие к ближним и веру, выраженную делами.

Этой притчей Христос вразумляет нас, как премудро устроено Господом человеческое спасение, для которого Он пришел в мир. Святые отцы духовно поясняют эту притчу. Под человеком, шедшим от райского Иерусалима в грешный Иерихон, надо подразумевать весь падший человеческий род, отступивший от состояния райской безгрешности, от истинного богопочитания. Под разбойниками подразумевается дьявол, который, пользуясь слабостью воли человека, лишает душу его благодати и добродетелей, как бы разоблачая ее от божественной одежды, и, изранив грехом, едва не убив, оставляет полумертвой. Душа наша, хотя и поражается страстьми, но все же не окончательно погибает, ибо бессмертна, и может иметь спасение, если после грехопадения принесет покаяние милосердому Богу. Под священником и левитом надо подразумевать мнимых праведников и лицемеров, гордящихся исполнением закона, однако о любви, законом предписанной, нимало не заботящихся, презирающих несчастных, которым нужна помощь. Под милостивым самарянином надо подразумевать Христа, даровавшего нам благодатные средства для избавления от душевных ран, то есть грехов. Сей Самарянин, чтобы спасти падшего человека, принял на Себя его плоть, исцелив ее в Себе, обвязав греховные раны многоцелебною смертию Своею. Он даровал нам исцеляющее вино, то есть величайшее из таинств — Святое Причащение, ибо Господь сказал, благословляя чашу с вином на Тайной вечери: Пийте от нея вси, се есть кровь Моя Нового завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов. Он добровольно пострадал на Кресте, отдал за нас Свою кровь как бесценную жертву нашего искупления и спасения. А под маслом разумеется божественная благодать Святаго Духа, подающая нам помощь ко спасению, уврачеванию и оживлению наших душ. Подобно милосердному самарянину Господь наш Исус Христос возложил израненное грехом заблудшее человечество на свои плечи, на рамо восприим, и доставил в гостиницу, то есть во Святую Церковь, как бы в некое убежище, где всякий верующий получает душевное спокойствие от житейских треволнений и душевных ран, где нет ни иудея, ни еллина, ни раба, ни свободного, ибо все одно во Христе Исусе (Гал. 3, 28), всех Церковь по матерински ласково принимает, по слову Спасителя: Грядущего ко Мне не иждену вон (Иоан. 6, 37).

Два сребреника, оставленные в гостинице, означают два Завета: Ветхий и Новый, — которые Господь оставил нам, отходя на небеса, чтобы мы слушали их, изучали и жили по слову Божию, и этим спаслись. Отходя на небо, Господь поручил человеческий род гостиннику, то есть апостолам, пастырям, учителям и всем служителям церковным, чтобы они заботились о спасении верующих в Него, и сказал, что когда возвратится, то есть придет судить живых и мертвых, то воздаст всем достойно трудящимся на благо ближних, коим уготовано Царство Небесное.

Братие и сестры! Слова сегодняшнего Евангелия повторяются во Святой Церкви неоднократно за Божественной литургией. Но часто слышать то или иное евангельское поучение не значит знать. Можно сказать, что мы знаем Священное Писание, когда оно стало для нас жизнью, то есть когда мы живем так, как в Нем говорится. Кто из нас может сказать, что, слыша несколько раз этот рассказ о добром самарянине, сумел, подобно ему, посмотреть вокруг себя, чтобы приблизить себя к тем, кому нужно помочь душевно или материально, кто бы он ни был — просто встречный, знакомый или незнакомый.

Посмотрим в глубину нашего сердца, спросим себя: сколь сильно ты самого себя любишь? И если ты себя любишь, то и ближнего своего следует возлюбить не притворно, но истинно, не словом, а делом, как говорит учитель Божией любви святой Иоанн Богослов: Чадца моя! Не любим словом, ниже языком, но делом и истиною (Ин. 3, 18). И если мы любим себя с грехами и пороками, оправдывая их, то, следовательно, должны и ближних любить с их недостатками и грехами, тая и покрывая их пороки любовью, кротко исправляя и вразумляя их, помогая направить на путь Христов со всяким смиренномудрием и кротостью, долготерпением, терпяще друг друга любовью, ибо любовь покрывает множество грехов (Еф. 4, 2 и Петр. 4, 8).

И если ты себе желаешь спасения, то и ближних приводи ко спасению, прежде всего словом и личным примером христианской жизни. В сегодняшнем чтении Апостола было обращение к нам апостола Павла: Умоляю вас, чтобы вы поступали достойно звания, в котором вы призваны (Еф. 4, 1). Это говорится о высоком звании христианина, ибо как христиане мы должны жить согласно с учением Исуса Христа, то есть благочестиво и свято, со всяким смиренномудрием и кротостью, с долготерпением и великодушием, терпяще друг друга любовию, стараясь соблюдать единение духа в союзе мира (Еф. 4, 1).

И если мы научимся терпеть поношения, ненависть, клевету, обман и не будем в ответ обидящим творить то же, что и они, то, может быть, научимся и любить ближнего. Святой Иоанн Златоуст говорит: Хочешь благодеяния получить? Благотвори другому. Хочешь милосердие получить? Милосердствуй ближним. Хочешь похваляем быть? Хвали другого. Хочешь любимым быть? Люби ближнего. Хочешь первенствовать везде? Уступи место другому. Ты себе будь судья, ты будь своей жизни законодавец; и что ты возненавидел, то другому не делай. Через сие зла убегаешь и добродетели следуешь. Не любишь ты поношение терпеть? Не поноси другого. Не любишь ты ненавидимым быть? Не имей ненависти к другому. Не любишь обманываемым быть? И ты другого не обманывай. Так учит Златоустый Иоанн любить ближнего как самого себя. Иди, христианин, и ты твори такожде!

Поделиться: