Проповедь в Неделю 29 по Пятидесятнице

Главная Митрополит Проповеди Проповедь в Неделю 29 по Пятидесятнице

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь в Неделю 29 по Пятидесятнице

Дорогие братья и сестры!

Неисчислимы благодеяния, исходящие от всеблагаго Господа ко всем людям — добрым и злым. Те блага, которые оказывают нам люди, бесконечно малы, почти ничтожны, по сравнению с тем, что делает для нас Господь Бог. Он наш Творец и Создатель, от Него мы получили жизнь. Каким прекрасным созданием вышел человек из рук Творца, создавшего нас по Своему образу и подобию; сотворив человека, Бог умалил его малым чим от ангел (Пс. 8). Он вдохнул в нас бессмертную душу, которая оживотворяет нашу плоть. Он даровал нам разум, который отличает и возвышает нас над всеми окружающими нас тварями. Он дал нам свободу выбора между добром и злом. Он дал нам сердце, способное наслаждаться дарами благодати Божией, испытывать счастье и радость в жизни, как сказал пророк Давыд: Яко Ты созда утробы моя, восприят мя из чрева матери моея (Пс. 138).

Всеблагим Господом создаются наши храмы и дворцы, дома и города, наши души и судьбы: Что воздам Господеви о всех, их же воздаст ми? (Пс. 115, 3). Действительно, чем мы можем воздать Господу за все то, что Он нам дает. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое все освещает, согревает и оживляет, Он с небеси дождь дая и времена плодоносна. Наша одежда и наша пища есть также Его дар, как говорит пророк: Бог есть даяи пищу всякой плоти (Пс. 135). Естественно, мы сами сеем семена, возделываем землю, убираем урожай. Но семена не есть ли дар Божий, земля не есть ли Его дар? И что пользы от наших трудов, если Бог не пошлет солнечного тепла, не даст в нужное время оживотворяющего дождя. Апостол говорит: Бог с небеси нам дожди дает и времена плодоносна, исполняя пищей и веселием сердца наша (Деян. 14, 1). Моря и горы, птицы и рыбы, земля и воздух — все служит нам по Божественному повелению, укрепляя наше тело, поддерживая нашу жизнь, сохраняя среди всего опасного и враждебного в мире сем. Словом, Им мы живем и движемся, и существуем (Деян. 17, 28.) Каждое мгновение нашей жизни, каждое дыхание нашей груди есть знак Его отеческого благоволения; каждое биение сердца нашего есть дар Его высочайшей любви и милосердия.

Нет конца благодеяниям Божиим. Сотворив человека, Бог поставил его в раю сладости (Быт. 2, 15), но человек не захотел довольствоваться этим бесценным даром и в своем безумии преступил заповеди Творца, захотел сам быть богом и, таким образом, подверг себя осуждению и проклятию. Растлившись в грехах, род человеческий стал непотребным перед лицом любви Божией и достойным погубления. Но Господь не оставил человека в бездне погибели, на которую он сам себя обрек. Бог вразумлял и направлял отпадшего человека на правый путь, дал ему законы и пророков. Глядя на все наши несчастья, Отец Небесный тако возлюби мир, яко Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяи в Него не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16). Сын Божий Исус Христос принял для искупления наших грехов зрак раба, смирил Себе, послушлив был даже до смерти, смерти же крестней (Фил. 2, 7). Христос претерпел за нас крестные муки, пролил кровь, положил Свою душу за нас. По вознесении Господь даровал нам Духа Святаго, оживотворяющего нас, мертвых прегрешениями, сотворяющего чадами Божиими. Господь не оставляет нас в Своем намерении спасти от вечной погибели, примирить нас с Творцом покаянием и церковными таинствами, учит и наставляет нас, дондеже достигнем вси в соединении веры и познания Сына Божия в мужа совершенна (Еф. 4, 13). По Своей любви к нам Господь уготовил нам после временной жизни жизнь вечную, нескончаемое блаженство в Своих небесных обителях. И хотя мы продолжаем оскорблять любовь Божию нашими грехами и неправдами, но Он не погубляет нас, а милует, в Своем долготерпении ожидая нашего покаяния и обращения к Нему: Не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние придут (2 Петр. 3, 9).

Что же воздам Господеви о всех, их же воздаст ми? За бесконечную любовь к нам мы можем лишь воздать искренней, благодарственной любовью, ибо Он дает больше, чем мы просим. Кроме нашей любви и исполнения Его законов ничего другого и не требует Господь Бог наш, наставляя: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслею твоею: сия есть первая и большая заповедь (Мф. 22, 37), это исполнив — жив будешь. Мы только можем догадываться, сколько милости проявляет к нам Господь чудесным и тайным для нас образом, поэтому, когда во время Божественной литургии совершается Евхаристия (в переводе с греческого «благодарение»), священник от лица молящихся произносит: благодарим о всех, иже вемы и иже не вемы, явленных и не явленных благодеяний, иже на нас бывших.

За благость и милосердие возблагодарим Бога всем существом своим, всей жизнью, прославим Его не по закону и обязанности, а по чувству бесконечной сыновней благодарности за неисповедимую, незаслуженную к нам любовь, за долготерпение нашего недостоинства и греховности. И поскольку благодеяния Божии продолжаются постоянно, то мы по природе нашей души, совершенно естественно должны чувствовать благодарение Творцу и Благодателю.

У неблагодарного Богу человека душа испорчена, она развратна, корыстна и тщеславна. Сердце, отвергшее Бога, преисполнено тоски и одиночества, так как некому вознести хвалу и благодарение за окружающую красоту и премудрость Творца. В этом мире у нас нет ничего своего — все дар Божий, и если человек думает, что все в мире принадлежит ему и это его достояние, а не Божие, то в такой душе мрачное царство, где нет Бога. Неблагодарность есть неестественное чувство. Грех, исказив человеческую природу, низвел неблагодарного человека ниже бессловесной твари, имеющей чувство благодарности и послушания к питающему и дающему кров хозяину. Даже дикие звери расположены к благодарности. Лев, которого преподобный Герасим избавил от болезненного страдания, вынув у него из лапы занозу, проявил к своему благодетелю такую привязанность, что служил ему всю остальную жизнь и по смерти преподобного умер от печали на его могиле.

Апостол Павел определяет признаком последних времен умножение людей неблагодарных и гордых. Неблагодарность пред людьми считается грубым и нетерпимым пороком, а неблагодарность перед Богом есть уже тяжкое противоестественное и преступное состояние. Дух неблагодарности может гнездиться только в крайне гордом и развращенном сердце. По словам пророка, в последние времена неблагодарность и разврат должны крайне умножиться, преступления заповедей Бога во многих людях станут частыми, вопиющими и потрясающими — это и будет признаком скорого всеобщего Суда.

Как справедлив упрек Божий неблагодарному Израилю, не принявшему Сына Человеческого — Исуса Христа: Позна вол стяжавшего и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна и люди Мои не разумеша (Ис. 1, 3). Этот упрек сильнее и справедливее относится к тем неблагодарным христианам, которые получают гораздо больше, по сравнению с древним Израилем, благодеяний и милостей от Бога.

Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаянии Его (Пс. 102), — говорит пророк Давыд. Насколько благодарность к Богу, дарующему нам все к нашему спасению, полезна нашей душе, настолько неблагодарность и бесчувствие нам душевредны. Об этом богогласный евангелист Лука поучает нас в сегодняшнем Евангелии о десяти прокаженных. Напомним его содержание. Во время Своего последнего путешествия в Иеросалим перед праздником Пасхи, где Христу предстояло быть распятым, Он недалеко от одного из селений встретил десять прокаженных, из которых девять были иудеи, а десятый самарянин, то есть иноплеменник. Эта группа прокаженных остановилась вдали, дабы болезнью своей не заразить других, так как, по закону Моисееву, страждущие проказой должны были жить вне селений и не подходить близко к здоровым людям. И вот эти десять несчастных прокаженных, поверив, что Христос может их исцелить, увидев Его, приближающегося к ним, ставше издалече, вознесоша глас, глаголюще: Исусе Наставниче, помилуй ны!

Что это за болезнь, проказа, от которой просили исцеления эти больные? Из всех болезней, о которых упоминается в Библии, проказа самая ужасная и отвратительная заразная болезнь. У страдающих проказой все тело покрывается гнойными язвами, издающими отвратительный смрад, постепенно все тело мертвеет, суставы отваливаются, так как язвы проедают тело до костей, и больной, измученный страданиями, умирает. В наших местах нет этой болезни, хотя имеет с ней сходство болезнь, происходящая от нечистой, развратной жизни. По закону Моисеевому, во избежание заразы священник был обязан удалить больных проказой от человеческого общения, а прикоснувшийся к больному проказой считался нечистым и подвергался очищению. В Библии указывается на происхождение проказы от нравственной нечистоты как следствие наказания Богом за обман, святотатство, непочитание пророков. Вот от какой ужасной болезни просили исцелить прокаженные, взывая к Господу. По-видимому, смирение и вера больных обратили внимание Господа на их просьбу. Ранее в Евангелии повествуется об исцелении Господом прокаженного, который смиренно, с верой просил Христа об исцелении. Господь исцелил прокаженного, коснувшись его, показывая этим, что Он не связан законом, запрещающим прикасаться к прокаженному, что для Чистого нет ничего нечистого. Этим Он выразил глубокое сострадание несчастному.

В сегодняшнем Евангелии Господь, услышав моление десяти прокаженных, взывавших к Его милости, повелевает им показаться священнику, на котором согласно закону лежала обязанность осматривать заболевших и удостоверять об их излечении. Выздоровевшему прокаженному по закону полагалось принести благодарственную жертву. Христос, отсылая прокаженных к священнику, через это хотел побудить их к исполнению закона благодарения за выздоровление и обратить их сердца к Богу — Источнику всякого блага, и при этом Самому уклониться от людской славы.

Вот так исполняет, а не разрушает закон Сам Законодавец. Прокаженные по повелению Господа направились к священнику, и, пока они шли, язвы проказы у них исчезли, болезнь их оставила. Покорность прокаженных слову Господа — идти на освидетельствование к священнику — указывает на их живую веру. Все они получили одинаковую милость от Господа. Исцелившись, они, как это часто бывает, забыли о Виновнике своей радости и не возвратились, чтобы поблагодарить Избавителя. И только один из десяти, и тот был иноплеменник самарянин, презираемый иудеями, возвратился к Господу, пал Ему в ноги, изливая слова благодарения и хвалы. Увидев это, Исус сказал ему: Восстав, иди, вера твоя спасе тя. Этим Христос засвидетельствовал, что самарянин созрел для веры, признав Исуса Христа — Богом. Этот случай исцеления показывает, что, хотя иудеи и презирали самарян, последние оказывались иногда нравственнее их. Увидев неблагодарность иудеев, Господь со скорбью и горьким упреком спросил: Не десять ли очистились, а где же девять? Как они не возвратились отдать славу Богу? …Вси уклонишася, вкупе непотребни быша (Рим. 3, 12), — говорит святой апостол о неразумных к делу спасения.

Конечно, Всевышний Целитель видел неблагодарность девяти иудеев прежде, чем совершить исцеление, однако это не остановило Его благотворения, которое простирается на злых и добрых.

Упрек Господа о неблагодарности может относиться и к нам, братие и сестры! И мы порой оказываемся неблагодарными, получая различные милости и благодеяния от Бога. И хотя Господь не нуждается в наших знаках благодарности, но чувство благодарности полезно для нас, потому что оно приближает нас к Богу, подвигает нас на исполнение Его святых заповедей. Благодарность вырастает в радость о Господе, о чем свидетельствуют святые, эта радость вдохновляла их на подвиг веры и жертвенной любви к Богу и людям, которая была благодарностью не только словами, но и всей жизнью, как у святых праотцев и отцев, память которых мы почитаем в канун Рожества Христова.

Даже в страдании святые мученики не говорили «за что это страдание?», а считали свои муки лишь малой каплей в общей чаше благодарности своему Спасителю. Апостол Павел учит: За все благодарите, всегда радуйтесь, должно благодарить Бога всегда и о всех (Еф. 5, 20). Радость и благодарение Творцу есть плод жизни святых, которые через молитву благодарения за божественную любовь, милость и добро имели взаимную, связывающую нить с Подателем милостей. Апостол Петр повелевает благодарить Бога не только за блага, получаемые от Него, но и за случающиеся с нами несчастья, за обиды и притеснения, за болезни и скорби: Аще ли кто от вас и постраждет яко христианин, — говорит он, — да не стыдится, да прославляет Бога (1 Петр. 4, 16). Общая причина, по которой апостол призывает за все благодарить Бога и в несчастьях такова, что Его же любит Господь, наказует (Евр. 12, 6).

Братие, обратим внимание на насущные для нашей внутренней жизни вопросы, затронутые в сегодняшнем Евангелии. Прокаженные, прося исцеления, стали вдали от Христа, так как они знали, что осквернены болезнью и их прикосновение опасно. Мы знаем, что в Царство Божие ничто нечистое не войдет, однако так редко даем себе отчет о своем духовном состоянии, когда в молитве обращаемся Господу. Мы дерзаем обратиться к Богу в своей греховной нечистоте, вместо того чтобы в трепете и страхе, подобно апостолу Петру, сказать: Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный (Лк. 5, 8), то есть нечистый. Подумаем об этом. Удивляясь неблагодарности девяти исцеленных, обратимся к самим себе. Мы все страдаем духовной проказою, то есть грехом. Нечистота духовная проникает в наши души, разъедает их язвами гордости, осуждения, жестокосердия, маловерия, блуда, зависти и так далее. Эта греховная проказа порой поражает всю нашу природу, заражает душу и тело. Прокаженные, зная о своей болезни, пришли ко Спасителю, остановились вдали и громко и настойчиво взывали к Нему: Исусе Наставниче, помилуй нас. Есть ли у нас столько радения о своем душевном здравии, как у этих прокаженных?

В Церкви мы слышим многократно повторяемую краткую молитву: Господи, помилуй! — которая взята от вопля ко Христу прокаженных. Эта молитва необходима всем нам, то есть, постоянно согрешая, мы должны непрестанно каяться, смиренно прося милости исцеления от душевной проказы. Как Спаситель послал прокаженных освидетельствоваться к священнику, так и мы, не откладывая своего покаяния, должны показывать свою греховную проказу на исповеди священнику, которому от Бога дано разрешать наши грехи и этим исцелять душу от духовной проказы. И если мы начинаем чувствовать душевное исцеление, то надобно за это быть благодарным Богу, Который врачует нас, и впредь бояться вновь впасть в грехи и соблазны, и страх Божий в наших душах может расположить Господа к дальнейшим благодеяниям. Исцеление душевной проказы, а именно покаяние и отпущение грехов, дано нам дорогой ценой, то есть ради крестных страданий Господа. Мы должны дорожить этим великим даром милости Божией, спешить пользоваться покаянием, пока есть время и проказа душевная не погубила нас навечно. Искреннее покаяние и причащение Святых Тайн Христовых очищают нас от греховных недугов, спасают от разложения и умирания душу, делают ее из смердящей грехами — благоуханной святостью Христовой, из немощной — сильной, из грязной — светлой и чистой, как снег. Омыеши мя, и паче снега убелюся (Пс. 50), — говорит пророк о покаяниии.

Прокаженные просили Христа об исцелении, веря в Его власть и любовь, они надеялись, что Он захочет и сможет это сделать. Когда мы становимся на молитву, верим ли мы, как прокаженные, в любовь и милосердие Господа? Может быть, в нас скрывается глубинное недоверие к Богу, если думаем, что Он не захочет или не сможет нам помочь. Это маловерие не дает нам духовных сил в смирении встать поодаль и быть уверенными в милосердии Божии.

И еще о чем заставляет задуматься нас сегодняшнее Евангелие? Нам часто кажется, что плод молитвы в том, чтобы получить просимое. Но если мы получили, то этим исчерпали свою нужду. Получение просимого — временная связь между нами и Богом. Окончательная и прочная связь с Ним — это благодарность, так как эта связь остается навсегда. В чувстве благодарности мы неотделимы от Того, Кто дал нам дар любви, добра и радости, это самый богатый плод — неотделимость между Тем, Кто дал и кто получил. Этот плод дает силу для подвига веры, чувство благодарности постепенно рождает в душе радость о Господе, соединяет нас с Собой, как это произошло с самарянином. Своим даром благодеяния Господь привлек к вере самарянина, который, хотя и был чуждым с духовной точки зрения, все же был удостоен чудесного исцеления.

Христос не отвратился от чужой беды, это пример всем нам — так же не отвращаться от бедного и бедствующего человека, хотя бедность и болезни бывают иногда очень неблагообразны, а бедствия порой бывают по вине несчастного. Подобные несчастные люди, как и прокаженный самарянин, обычно хорошо понимают, что по своему положению и отчуждению от общества они ни на что не имеют права. Исцеленный самарянин был чужим Христу по своему исповеданию. Господь обличал самарян в незнании истинной веры и отвержении большей части пророческих писаний, но чужого по вере Господь не лишает Своего благодеяния. Самарянин не остался неверным, когда его исцелил Христос, и возвратился со гласом велиим, славя Бога, и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздавая. Сам Христос подчеркивает, что самарянин поступил правильно. Из Евангелия мы можем сделать вывод, что область божественной благотворительности простирается не только в пределах истинной Церкви, но и далее. Апостол призывает нас, христиан, по примеру Учителя делать доброе в первую очередь своим по вере, а затем распространять свои благодеяния и на остальных (Гал. 6, 10). Будем учиться не только своим по вере оказывать благотворение, но и заблудшим, поскольку самое привлекательное выражение правой веры есть дела милосердия и сострадания, которые лучше всяких укорений и назиданий проповедуют истину заблудшему.

Да, Бог благ, чтобы изливать благодать и на безблагодатных и злых, но Он же и правосуден, чтобы карать презирающих дары Его благодати. Мы, христиане, порой пребываем в пороках и нечистоте, ленивы в молитве и посещении храма, где нам подобает возносить Богу хвалу и благодарение, приносить Ему плоды своих трудов. Часто мы горделиво приписываем себе, а не Богу, наши достоинства и таланты, забывая слова апостола: Что имеешь ты, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1 Кор. 4, 7). Многие из христиан не чтят даров Божиих, но считают их своей собственностью, приобретенными своими трудами, не начинают и не оканчивают всякое дело молитвою благодарения Богу.

Очевидно, дух неблагодарности, вносящий в душу опустошение, порождает ныне сокращение даров Божиих, умножение пороков, оскудение любви и милосердия. Наказание Божие есть естественный плод нашей неблагодарности. Не есть ли это признак последних дней?

И если мы желаем быть благодарными Богу, то не обленимся чаще приходить в храм Божий, чтобы в молитвах возносить Ему хвалу за богатство Его благости. Будем преданны Богу всей душой, стараясь отблагодарить Его своей жизнью, страшась оскорбить Господа даже греховным словом и помышлением. Будем употреблять дары Его благодати в честь и славу Его пресвятого имени. Будем душею и телом, сердцем и мыслию, всей нашей жизнью благодарить Господа за Его благодеяния.

Поделиться: