«День он страшный помышляюще»

Главная Митрополит Проповеди «День он страшный помышляюще»

Публикации Митрополита

Биография Митрополита


Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

«День он страшный помышляюще»

Святые отцы учат — думай о смерти и вовек не согрешишь. Кончину мира Евангелие описывает следующим образом: «Грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут» (Ин. 5, 25), и все придут на Страшный суд. Христос «сядет на престоле славы Своея» (Мф. 25, 31) сотворити суд и изобличити грешников во всех делах нечестия их, «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ» (Мф. 25, 32). Праведных (овец) Господь поставит по правую сторону Его и скажет: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34), а нечестивым (козлищам), которых поставит слева, скажет: «Идите от Мене, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41).

Время Второго пришествия называется днем гнева Божия, потому что Христос отвратит свой взор от нечестивых. Святой Иоанн Златоуст пишет, что и геенна, и мучения невыносимы, но тьма геенны ничего не значит по сравнению с тем, чтобы видеть кроткое Лицо отвратившимся и милостивое Око не терпящим нас видеть.

Господь предупреждает о будущих ужасных нескончаемых муках в аду для упорных нераскаянных грешников — что страшно даже и слышать, — чтобы мы могли избежать такой участи, если будем чаще размышлять об этом с покаянием. Посему Златоуст говорит: «Памятование о геенне не допустит впасть в геенну», а авва Исаия добавляет: «Помышляй о геенне, чтобы ненавистными стали дела, приводящие в нее». Слово «геенна» символически обозначает конечное место погибели грешников. Это место, где, по образному пророчеству святых Иеремии и Исаии, не прекращаются мучения: «И увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет и огнь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис. 66, 24).

Ужасны мучения в аду, в этой стране непроницаемого мрака, кипящей огнем, наполненной червями, скрежетом зубов, яростными стонами, об этом пишет св. Ефрем Сирин: «Разные есть роды мучений, как слышали мы в Евангелии. Есть тьма кромешная (Мф. 8, 12), а из этого видно, что есть другая тьма — глубочайшая; геенна огненная (Мф. 5, 22) — иное место мучения; скрежет зубов (Мф. 13, 42) также особое место; червь неусыпающий (Мк. 9, 48) в ином месте; озеро огненное (Откр. 19, 20) — опять иное место; тартар (2 Петр. 2, 4) также свое место; огнь неугасающий (Мк. 9, 48) — особая страна; преисподняя (Фил. 2, 10)… и дно адово — самое мучительное место. На эти-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих».

Некоторые христиане спрашивают, какие будут муки после смерти: телесные или лишь муки совести? Из святоотеческого учения вполне очевидно, что будут муки не только совести, а муки различного свойства по мере грехов каждого.

Кто-то успокаивает себя мыслями, что ада не существует, потому что Бог есть любовь и Он не может мучить Свое создание — человека. Католики придумали особое место пребывания души человека после смерти под названием чистилище, которое, наподобие нейтральной полосы между раем и адом, принимает для искупления грехов тех, кто не совсем готов для пребывания в раю. Эта фантазия не имеет основания: в Святом Писании утверждается, что между раем и адом великая пропасть, которую нельзя преодолеть (Евангельская притча о богатом и Лазаре).

Действительно, Бог милостив и хочет спасения всем людям, но человек не может спастись без устремления к Богу, поэтому Он дает нам при жизни возможность потрудиться для спасения души и после — вечную жизнь, но, следуя или нет за Христом, мы сами выбираем свою посмертную участь пребывать в раю или в аду. Да, Спаситель милостив, но мы, живя в грехах и не раскаявшись, оскорбляем Его кротость и милосердие, о чем пишет св. Иоанн Златоуст: «Когда согрешишь, плачь и стенай не о том, что будешь наказан… но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столько кроток, столько тебя любит, столько заботится о твоем спасении, что Сына Своего отдал за Тебя».

На вопрос, можно ли молиться об ослаблении мук грешников, пребывающих в аду, дает ответ житие прп. Макария Египетского. Вот как об этом повествуется. Преподобный Макарий в пустыне увидел на земле человеческий череп. Повернув его своим жезлом, преподобный услышал, как будто череп  издал какой-то звук. Тогда Макарий спросил: «Кто ты такой?»

— Я был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, тогда мы получаем некоторое облегчение.

— Какое же облегчение получаете вы? — спросил Макарий. — И каковы ваши мучения, расскажи мне.

— Как далеко отстоит небо от земли, — отвечал со стоном череп, — так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам утешением.

Услышав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: «Проклят тот день, когда человек преступил Божии заповеди». Вот такие тайны адских мук раскрывает нам житие прп. Макария. И далее в нем содержится ответ на вопрос о тех, кто находится на самом дне ада.

Прп. Макарий спросил череп: «Есть ли какие-либо другие мучения ниже ваших?»

— Внизу, намного глубже под нами, находятся многие другие, — отвечал тот.

— Кто же находится среди тех лютейших мучений? — спросил Макарий.

— Мы, не знавшие Бога, — отвечал череп, — немного еще ощущаем милосердие Божие. Те же, которые познали имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мученьями.

После сего прп. Макарий взял тот череп, закопал его в землю и удалился оттуда. Вот такое грозное предупреждение дается нам, христианам, чтобы мы соблюдали заповеди Божии.

Когда прп. Макария спросили, почему он всегда остается худощавым, он дал такой ответ: «Как кочерга, которой переворачивают горящие дрова, всегда опаляется огнем, так и у человека, который устремляет ум свой всегда ко Господу и всегда содержит в памяти страшные мучения в огне гееннском, — этот страх не только снедает тело, он иссушает кости». Адский огонь обладает способностью вечно жечь грешников и в то же время хранить их целыми.

«За что, спросишь, терпеть вечное наказание, ведь мы грешили недолгое время? — размышляет св. Иоанн Златоуст. И отвечает: А за то, что здесь человек, в одну минуту сделавший смертоубийство, осуждается на всю жизнь на каторгу».

Христос, предостерегая нас от соблазнов, ведущих в геенну огненную, сказал: «Если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее; лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели двумя ногами быть ввержену в геенну, в огнь неугасимый, где червь их не умирает, и огнь не угасает» (Мк. 9, 43). Свщмч. Климент Римский поясняет, что здесь имеется в виду, чтобы мы устраняли причины и помыслы, ведущие ко греху.

В земной жизни человек горит в огне страстей. Об «охлаждении» и спасении от огня греха пишет в своем «Житии…» священномученик Аввакум: «А егда еще был в попех, прииде ко мне исповедаться девица, многими грехми обремененна, блудному делу и малакии всякой повинна, начала мне, плакавшеся, подробну возвещати во церкви, пред Евангелием стоя. Аз же, треокаянный врач, сам разболевся, внутрь жгом огнем блудным. И горько мне бысть в той час, зажег три свечи и прилепил к налою, и возложил правую руку на пламя, и держал, дондеже во мне угасло злое разжжение». Вот так св. Аввакум пламенем свечи охладил блудный огонь и спас свою душу от огня вечного.

Бог создал человека как разумное существо со свободной волей и возможностью жить с Богом или отказаться от Него. Грехопадения Адама и Еввы привело к их отпадению от Бога – тогда земля и вся природа человека претерпели изменение, потому что вне Бога нет ни жизни, ни истины, ни добра. Человек стал рабом греха и порока и не мог своими силами одолеть бесовские темные силы.

Христос, придя в мир, чтобы спасти погибающего человека, дал свободу тем, кто последует за Ним. Он говорит в Евангелии: «Я пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не остался во тьме. Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить Его в последний день» (Ин. 12, 46–48). После пришествия в мир Христа мы не обречены после смерти пребывать в аду. В земной жизни граница между адом и раем проходит по душе и сердцу человека. От нашего свободного выбора зависит, становится раем или адом наша душа и всё окружающее нас.

Наши грехи толкают нас в царство тьмы, и, чтобы вырваться из этого плена, христианин должен постоянно бороться с греховным соблазном в самом себе. Если человек не борется и преступает заповеди Божии, то он становится слугой сатаны уже при жизни. Все страсти и пороки, от которых человек не избавился через покаяние, делают его при жизни зависимым от бесов, и ему очень тяжело будет по смерти, которая является разделением души и тела: в душе сохраняется плотское пристрастие, которое невозможно будет удовлетворить без тела, и это будет производить невероятно тяжкие  непрекращающиеся адские мучения.

В притче о Страшном суде (Мф. 25, 45) Господь говорит о том, что в ад могут пойти не только те, кто совершил тяжкие и грубые грехи, но и те, кто согрешил бездействием: «Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть;  жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня… Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в живот вечный» (Мф. 25, 45).

«Во аде же кто исповесть Ти ся?» (Пс. 6). Поэтому при жизни мы должны встать на путь освобождения от плотских пристрастий, например к алкоголю, никотину, другим наркотикам, блуду, чревоугодию. У некоторых людей душа мучается при жизни, причем это не всегда плохо. Муки совести — этого голоса Божия — обличают за совершаемые злые дела. Это полезное мучение души, через которое она может прийти к покаянию и осознанию необходимости изменить свою жизнь.

Слезы покаяния в грехах — самое действенное средство погасить огнь, ожидающий за грехи, поэтому будем плакать о грехах здесь, чтобы не плакать в адских муках — учат святые. Об избавлении от адских мук будем обращаться с молитвой к святым, к ангелу-хранителю и особенно к Пресвятой Богородице — Матери всех христиан, которая как Мать слышит Своих детей и помогает им, ходатайствуя перед Своим Божественным Сыном о нашем спасении.

Митрополит Корнилий

Поделиться: