Проповедь на Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии

Главная Митрополит Проповеди Проповедь на Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии

Публикации Митрополита

Биография Митрополита


Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь на Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии

Благовещение — радостный праздник, ибо в нем предвозвещается приход в мир Спасителя, Который принес весть о примирении человека c Богом, открыл светлые двери рая, которые были закрыты роду человеческому за преслушание заповедей Божиих, возвестил беcконечное блаженство рая, которого лишился наш праотец Адам.

Бог, Премудрый Творец всего, создал невещественные чины Ангел и Архангел, сотворил небо, возжег на нем яркие звезды, основал землю, украсил ее добро зело и, наконец, взяв персть от земли, создал человека по Своему образу и подобию. Бог вдохнул в него душу, поместил его в раю, чтобы человек как царь имел власть и могущество над всем сотворенным миром. Господь обогатил славой первых людей — Адама и жену его Еву, которую создавал для помощи первому человеку, украсил их многими дарованиями, покорив под нозе им: овца и волы вся, еще же и скоты польския, и птицы небесныя и рыбы морския, преходящия стези морския (Пс. 8). Но прошло немного времени, и человек подвергся мрачному и всегубительному лишению, послушав душетленную лесть дьявола, прельстившего Еву словами будете яко бози (Быт. 3, 5). Адам и Ева имели в раю все блага, были бессмертны, но из-за желания узнать и иметь еще большее впали в такое греховное состояние, что приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48).

 Творец не оставил Свое создание — человека, впавшего по обольщению дьявола из блаженства в бедствие, из бессмертия в смерть, из цветущих красот рая в терния и волчцы земли. Бог послал на землю Сына Своего, чтобы Он, приняв от Девы человеческое естество, возвел человека в прежнее состояние и возвысил его в прежнюю честь — так убо возлюбил Бог мир, яко Сына Своего Единородного дал есть (Ин. 3, 16).

 В месяц шестыи послан бысть Ангел Гавриил от Бога <…> в Назарет к Деве, обрученней мужеви, ему же имя Иосиф, от дому Давыдова, и имя Деве Мариам (Лк. 1, 26, 27). Имя Мариам в переводе означает «госпожа», оно утверждало достоинство Девы, выражало образ Ее жизни — непорочность, чистоту души и тела. Она была исполнена истинного величия, была госпожой Своей чистой души. Явившись Деве, Архангел приветствовал Ее словами: Радуйся обрадованная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего.

 Архангел возвестил Деве Марии о том, что Бог Отец избрал Ее быть Матерью Его Сына и родить Избавителя мира: Се зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Исус (Лк. 1, 31). Эта весть была поистине изумительной и даже страшной для души Девы. С трепетом и смущением Она пожелала узнать образ этого чудесного события. Мариам вопрошает Архангела Гавриила: Како будет сие, идеже мужа не знаю (Лк. 1, 34), Како зачну, будучи девицею; не бо разумех мужа, браку есмь непричастна (Канон Благовещению). Архангел отвечает Ей с трепетом: Образ зачатия Твоего непостижим есть. Что мене боишися Пренепорочная, боле Тебе боящагося (Канон Благовещению). Состояние Архангела Гавриила, сообщившего Деве весть о бессеменном зачатии, выражается иногда на иконе «Благовещение», когда изображаются сразу два образа Архангела — один обращен к Деве с вестью, а другой изображается отвернувшимся от Нее, пребывающем, как и Она, в крайнем смущении.

И Она отвечает Архангелу с глубоким смирением, доверяясь воле Божией: Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему (Лк. 1, 38). И тотчас сошел на Нее Святой Дух и соделал Пречистую Боговместимым обиталищем. Божественное Слово воплотилось в Ее чистой утробе, и осенила Ее сила Вышняго, «укрепив Ее, — как пишет святой Афанасий Великий в «Слове на Благовещение», — чтобы, запечатленная с этого времени, Она могла созерцать, насколько возможно, чревоносимого в Ней невидимого Бога и образовала зачинаемого Младенца».

 О как велико смирение тех уст, которые произнесли: Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему! Этим Она как бы изрекла: «Я недостойна вместить Вседержителя, родить Своего Творца, быть Матерью Своего Создателя, однако склоняюсь со всем смирением, и да напишется во Мне Божественное Слово». О глубина смирения, возводящего на небеса! Без Ее смиренного слова: Да будет — было бы невозможно воплощение Сына Божия и наше спасение. Святитель Григорий Палама говорит, что воплощение было бы невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без Творческой воли Божией. В Благовещении Дева смиренным умом и сердцем доверилась Богу до конца, и в Нее вселился Господь, Который гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч. 3, 34).

 Если человек гордится, то в него не может вселиться благодать Святаго Духа, ибо нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч. 16, 5). Вот поэтому Всенепорочная Дева, услышав от уст Архангела Гавриила, что на Нее найдет Дух Святыи, со всем смирением ответила: Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему — и этими кроткими словами привлекла с небес на землю Сына Божия.

 Современному невоцерковленному человеку гордость не позволяет согласиться с положением раба, потому что он видит в этом униженность и несвободу. Христиане же, напротив, стремятся стать достойными рабами Божиими на пути ко спасению, вверяя свою жизнь в руки Божии. Богородица действительно отдала безраздельно Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв с полным доверием весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное от Господа. В Божией Матери мы находим непостижимую, изумительную способность в смирении довериться до конца. Важно, что способность эта не природная, то есть не данная Ей по естеству, такую веру Она обрела подвигом чистоты сердца и любовью к Богу. Невозможно описать высоту Ее достоинства. Обращаясь к святым отцам, мы видим, что они недоумевают о Ее совершенстве, даже Ангелы остаются безгласны, зря достоинство честнейшей Херувим и славнейшей воистину Серафим.

 И сама Дева, исполненная Святаго Духа, нося во чреве Спасителя, объясняет это чудо Божественными словами: Сотвори Мне величие Сильныи (Лк. 1, 49) — и ничего более. Беспредельное величие, дивное чудо — Дева и Матерь. Чудо, которое для Девы есть величайшая благодать, для Матери — высочайшая честь.

 Богородительница, восприяв благодать и честь стать Матерью Божией, стала и Матерью всех христиан, которые стали Ей чадами по усыновлению у Креста Спасителя. Ходатайствуя перед Богом с тем дерзновением, которое свойственно Матери по отношению к Сыну, Она умоляет Его за всех сирых, одиноких, плененных, больных, сокрушенных сердцем — спасти их, очистить от грехов и страстей, сподобить Царствия Своего Сына.

 Сегодня Святая Церковь, празднуя Благовещение Пресвятой Богородицы,  возглашает, что началось наше спасение, что в мир пришла Победительница, избавляющая нас от злых. Первое обетование об этом спасении мы можем видеть в книге «Бытие», где сказано: Семя жены сотрет главу змея (Быт. 3, 15), и действительно, Она стала Победительницей смерти и зла. Ее также сравнивают с Новым Ковчегом, так как тех, кто призывает Ее Пречистое имя, Она спасает из самых темных пучин греха. Дева Мария сравнивается с лестницей, ведущей на небо, которую видел во сне патриарх Иаков и по которой нам уготовано восхождение к Престолу Божию.

 Восхвалим и воспоем Святую Деву, Которая даровала нам Спасителя, ставшую по Своей чистоте и смирению Невестой неневестной, Матерью Сына Божия, Славою и Радостью сущих на земле и на небе, Украшением всего мира, Началом и Источником уготованных нам небесных благ, которые по нашей вере и надежде мы получаем Ее молитвами.

 Восхвалим и воспоем Ее ныне словами тропаря празднику: Днесь спасению нашему начаток и вечней тайне явление, Сын Божии Сын Девич бывает, и Гавриил радость благовествует, тем и мы с ним Богородице возопием, радуися, Обрадованная, Господь с Тобою.

Поделиться: