О национальном характере старообрядчества

Главная Митрополит Интервью О национальном характере старообрядчества

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

О национальном характере старообрядчества

В современном обществе существует поверхностное мнение о старообрядчестве как сугубо национальной религии. Как же нам классифицировать старообрядчество? Частично согласимся, что Старая Вера содержит определенные ярко выраженные национально-культурные признаки: большинство последователей древлеправославия составляют представители русской национальности, частью старообрядческой культуры стала традиционная русская одежда: косоворотки, сарафаны. Во многом со старообрядческой культурой связана русская история, быт, убранство, кухня, церковнославянский язык. В обществе понятие «старая вера» отождествляется с понятием «русская вера». Однако всё это внешние признаки, которые никак не характеризуют старообрядчество как религию национальную. Для более глубокого понимания вопроса обратимся к истории.

О национальном характере старообрядчества

Христианство становится государственной религией древнерусского государства в конце X века. Святой равноапостольный князь Владимир Красное Солнышко вместе со своим народом принял, а великий духовный просветитель Руси князь Ярослав Мудрый укрепил православие, донес его до сердец и умов древнерусского народа.

Если мы обратимся к истории старообрядческой апологии (защиты вероучения), то увидим, что старообрядческие богословы, начиная от протопопа Аввакума и заканчивая современными писателями, никогда не называют наши древлеправославные установления русскими, национальными. Да, у христиан-старообрядцев развито национальное самосознание, однако национальное самосознание не есть предмет веры. Вероучение, которое мы исповедуем, не «русское» или другое «национальное». Старообрядческое вероучение есть истинное вселенское христианство, то есть всемирное. Старообрядческое вероучение наши богословы называют апостольским.

Двоеперстное крестное знамение не есть следствие местной традиции, это истинный апостольский вселенский символ, переданный нам ближайшими учениками Христа, и выражает этот символ основные христианские догматы: Богочеловечество Исуса Христа, крестную жертву Христа за наши грехи и догмат о Святой Троице.

Более того, отметим, что во время церковной реформы XVII века многие вселенские (будущие «старообрядческие») формы богопочитания были отменены и запрещены, вместо них вводились новшества. Яркий тому пример — «именословное» благословение, когда новообрядческий священник, благословляя народ, складывает персты в виде сокращенного имени Христа «IcXc». Невольно возникает вопрос: а каким образом расположить персты, чтобы благословить именословным перстосложением тех же греков?