Православие и искусство

Главная Митрополит Интервью Православие и искусство

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Православие и искусство

Природа человека двусоставна. Наше бытие имеет материальную и духовную сторону. Так и общение с Богом, молитва, содержит двоякую природу. С одной стороны — умное трезвение, внимание, сосредоточение, соответствующий духовный настрой. С другой — когда мы творим молитву, то используем различные материальные предметы, помогающие нам в молитве, являющиеся достоянием православной культуры. Это иконы, свечи, лампады, книги, аналои, лестовки, подручники. Мы встаем на молитву в соответствующей благообразной одежде. Мужчина надевает традиционную косоворотку, обязательно подпоясавшись поясом. Женщина — сарафан и покроет голову платком. Вот сколько особых материальных предметов мы используем, когда молимся. А когда приходим на соборную молитву в церковь… Здесь и архитектура, и живопись в виде святых икон, и оклады, книги, кресты, богослужебные одежды, резные иконостасы, паникадила, и всё это высокого художественного исполнения.

Православие и искусство

Главное отличие искусства церковного от светского — первое обязательно наполнено вероучительным смыслом. Каждый церковный предмет содержит в себе глубокую символику нашей православной веры. Икона — это «богословие в красках», архитектурное устройство храма есть выражение евангельских истин в красоте линии, совершенстве формы, знаменное пение доводит до нашего слуха христианское учение в звуке. Пояс — символ духовного внимания и бдения, женский плат — символ благообразия и смирения. Вероучение в символах и знаках содержится в старообрядческой лестовке, подручнике. Догмат воскресения запечатлен на православном кресте. И так во всем. Даже само уставное последование богослужения отображает историю человеческого спасения. Великую символику Царства Небесного содержит в себе православный иконостас, причем не раннехристианская алтарная преграда, а именно высокий русский иконостас, сформировавшийся в нашей церкви к концу XIV века. При этом иконостас не «закрывает» Царство Небесное от человека, а «вводит» человека в божественную обитель.

Нужно помнить, что в церковном искусстве нет ничего лишнего, ничто не установлено «просто так», «для красоты». Все наполнено глубоким вероучительным смыслом. Догматически церковное искусство имеет своим источником не человеческую фантазию, а благодать Духа Святаго, ибо Бог по Своему всемогуществу влияет и на материю. Мы знаем, что мир, сотворенный Богом имел подобие Небес, однако даже после грехопадения человеческого и мир, и человек не утеряли окончательно образа Господня. И в греховном мире во вселенной и природе за их сложностью и удивительным устроением мы видим Божий образ. Равным образом церковное искусство есть один из видов или отголосков божественного откровения, но только в символах и образах.

Автором божественного откровения — Священного Писания — является Сам Господь Бог, Который через пророков и апостолов явил человечеству Книгу спасения. Равным образом через творения церковных художественных мастеров: иконописцев, певчих, архитекторов, литейщиков, кузнецов, резчиков — Всемогущий и Премудрый Господь являет Себя миру посредством искусства. И таланты искусства, которые дарует Бог людям, должны возрастать во благо Церкви, во имя Всевышнего.

Церковное искусство очень древнее. Еще в Ветхом Завете Господь указал, как должна быть украшена скиния. Настоящее вдохновение религиозному искусству дало уже христианство.

Поделиться: