Об иночестве

Главная Митрополит Интервью Об иночестве

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Об иночестве

Духовный опыт каждого православного христианина уникален, субъективен и неповторим. Несмотря на общие законы спасения, Господь для каждого человека предуготавливает свой неповторимый духовный путь.

Улейминский монастырь
Улейминский монастырь, визит митрополита Корнилия, 2014 г.

Христианство благословляет брак и продолжение рода. Это заложено Самим Господом в сотворенных по Его бесконечной мудрости законах природы. Исус Христос, как повествуется в Евангелии, присутствовал на празднике брачующихся, тем самым указывая на брак как на праведное установление, и именно здесь Он сотворил первое чудо — претворил воду в вино.

Помимо законов природных существуют законы духовные, по которым надо стараться жить. Некоторые ревностные христиане уже здесь, в этом мире, входят в особый образ духовной жизни под названием иночество, или монашество. Монах — значит «моно», один. Главная цель монашества — приближение к духовному посредством непрестанного духовного делания: молитвы, аскезы, удаления от падшего мира и всего материального.

Евангелие и вся последующая христианская история являют нам целый сонм святых: святителей, преподобных, — спасавших свои души под покровом иночества. Пример иноческой жизни нам дают ветхозаветные пророки, святой Иоанн Креститель, ну и, конечно же, Господь Исус Христос, который Сам исполнил и наметил общие принципы иночества.

Примером женского иночества являются Пресвятая Богородица, преподобная Мария Египетская и другие преподобные жены.

Значение иночества в истории христианства трудно переоценить. Всё становление Церкви в эпоху Вселенских Соборов есть прежде всего заслуга иноков, как и, поистине духовное сокровище, восточная патристика.

Особо почитаемо иночество и на Руси. После Крещения преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские стали развивать монастырское жительство. Уставы монашества на Руси не были одинаковы. Например, преподобный Иосиф Волоцкий в идее монастыря видел духовно-просветительский, культурный и даже экономический спектр — в этом проявляется социальная сторона монашеского служения. Преподобный Нил Сорский представил тип монастыря, несущего в себе сугубо духовную, молитвенную функцию с хозяйственной деятельностью, достаточной, чтобы не умереть с голоду.  Великий пример русского иночества преподобный Сергий, игумен Радонежский, самый почитаемый русский святой, который был прославлен почти сразу же после преставления, явил своей жизнью срединный по строгости монашеский путь.

Степени монашества бывают разные — общежительное иночество в виде более или менее крупных монастырей, уединенные группы монахов, живущие в скитах. Наиболее усиленными проявлениями иноческого ухода от мира являются столпничество, затворничество, пустынножительство.

Все виды иночества объединяет несколько обязательных условий, называющихся обетами. Основные из них: безбрачие, нестяжательство, отказ от светских увеселительных мероприятий, более строгий, чем у мирян, пост, молитва и труд. Инок уже не принадлежит себе, он полностью подчиняет свою волю воле Господней и настоятелю монастыря, и искушения у иноков особые. Инок есть воин Христов, а оружие его — смирение и молитва.

Поделиться: