О взаимоотношениях со властимущими и «внешним миром»

Главная Митрополит Интервью О взаимоотношениях со властимущими и «внешним миром»

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

О взаимоотношениях со властимущими и «внешним миром»

В религиозной практике православных христиан существует такое явление, как отшельничество, когда отдельные благочестивые иноки для усугубления молитвенного подвига и аскезы стараются как можно дальше уйти от мира с его плотской, чувственной привлекательностью. История христианства дает множество удивительных примеров отшельничества, когда люди благодаря затворническому образу жизни обретают святость уже в этой, земной, жизни. Среди них выделяются такие имена, как Антоний Великий, Макарий Египетский, Симеон Столпник, Антоний и Феодосий Киево-Печерские и др.

Однако уход от мира не есть исключительный и единственный путь христианской жизни. Даже наоборот, путь отшельничества — для немногих, для избранных. Господь Сам себе выбирает таковых подвижников. Христос в отношении своих последователей говорил, что они есть свет миру. Многие язычники и неверующие, глядя на смиренный образ жизни христиан, сами становились на путь исправления и достигали святости. Пример тому — праведный сотник Логин или святой мученик Виктор. Следовательно, не всегда уход от мира угоден Богу. Праведники нужны и в миру как живой пример для окружающих, как своеобразный морально-нравственный регулятор общественных отношений.

Для того чтобы понять, как надо жить, чтобы спастись, стоит только открыть Евангелие и внимательно посмотреть на образ жизни Самого Христа. Да, немало времени Он уделял молитвенному уединению, однако во всем Писании нигде мы не увидим призыва со стороны Исуса Христа игнорировать государственную власть и не считаться с текущими общественными проблемами.

Президент на Рогожском
Президент на Рогожском 2017

Государство есть принцип определенного порядка, дисциплины и социальной стабильности. А перепись населения Римской империи, организованная императором Августом, в которой участвовали праведный Иосиф, Богородица и Младенец Христос, есть не что иное, как важнейшее государственно-социальное мероприятие. Если христианин живет в государстве и является его подданным, то он просто обязан соблюдать государственные законы и государство вправе наказывать за их неисполнение. Игнорирование же оного есть признак неповиновения и начало анархии. Кощунственным является призыв к неповиновению, разрушению, массовым беспорядкам и даже убийствам, под прикрытием религиозными догмами.

Первые христиане тщательно соблюдали все законы Римской империи кроме одного — божественного происхождения императора, за что претерпевали жестокие гонения.

Старообрядцы Российской империи входили в категорию самых законопослушных подданных. Однако они не приняли одного — церковной реформы XVII века и, подобно христианам первых веков, испили страшную чашу гонений и лишений. Большая часть послераскольной истории в России была для древлеправославных христиан процессом выживания в условиях гонений, однако старообрядцы никогда не призывали к свержению власти, анархии.

Государственно-церковное, так называемое симфоническое управление является одним из самых гармоничных, когда светская власть ведает делами своей компетенции, а духовная своими. Целью же церкви является нравственное, духовное воспитание народа, укрепление православия, приумножение здравых традиций, чтобы было что оставить потомкам. Пример такого государственного устройства нам дала Византия в начале своего становления. Да, необходимо признать, что в этих попытках не всё получилось идеально.