Есть надежда, что подрастает смена

Главная Митрополит Интервью Есть надежда, что подрастает смена

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Есть надежда, что подрастает смена

Можно ли старообрядческим священникам осуществлять трудовую деятельность «в миру»?

В апостольских правилах (6-е  правило св. апостол) есть предупреждение: «Ни епископ, ни пресвитер да не приемлет на себя мирских попечений». В толкованиях на это правило говорится о запрете духовному лицу занимать в миру руководящие посты, состоять в управленческих выборных органах, заниматься чиновнической деятельностью, политикой. Однако данное правило никак не запрещает быть священнику преподавателем школы, вуза, вести музейное дело, основать местное краеведческое сообщество, освоить мирское ремесло в качестве дополнительного источника дохода, быть переводчиком, заниматься репетиторством и т. д. Особенно актуальна данная проблема в старообрядчестве: к сожалению, не все приходы нашей Церкви могут обеспечить достойное проживание священника и его семьи. Поэтому многим батюшкам приходится искать дополнительный источник заработка, в чём нет ничего предосудительного.

Есть надежда, что подрастает смена
Митрополит Корнилий на рождественском празднике Рогожской общины, 2021 г.

Что можно сказать о современной старообрядческой молодёжи?

Моя оценка оптимистична. Много молодёжи присутствует на службах, особенно по праздникам, многие с семьями, детьми. В русских национальных одеждах благочестиво участвуют в общей молитве, не забывают веру предков, но в научно-техническом прогрессе идут в ногу со временем. В общем и целом, есть надежда, что подрастает смена.

Сегодня происходит активная цифровизация всего общества. Остаётся ли РПСЦ в стороне от подобных процессов?

Мы живём в век информации, сегодня, к примеру, невозможно работать без средств связи. Поток информации до того ускорился, что эту информацию трудно осмыслить, человек зачастую тонет в этом потоке, черпает в СМИ очень много лишнего, ненужного, растрачивая на это время и силы, а точнее – свою жизнь. Но нельзя сказать, что средства информации несут в себе что-то исключительно негативное. С помощью интернета наша Церковь рассказывает о себе современному обществу, и благодаря этому люди приходят в Церковь – значит в этой самой цифровизации есть определенная польза. Всё зависит от воли человека.

Восьмиконечный крест для старовера является единственно верным?

Почитание воздаётся всякому кресту как символу спасения. Особое почитание и благоговение у старообрядцев вызывает осьмиконечный крест. Во-первых, так называемый «трисоставный», восьмиконечный крест является самым правильным изображением креста. Во-вторых, восьмиконечный крест после раскола в XVII-XIX веках претерпел самое настоящее гонение. Его хотели просто вычеркнуть из русской религиозной культуры, как символ старообрядчества и дорасколькной Руси. Неудивительно, что староверы принялись защищать дорогой для них образ осьмиконечного креста. Однако в молитвенной практике старообрядцев четвероконечные кресты сохраняются на богослужебных одеждах. Мы крестимся, изображая на себе четвероконечный крест, таким же крестом священник благословляет народ, окропляет святой водой, производит елеопомазание.

Староверы славятся почитанием книги. В чём это выражается?

Старообрядцы всегда как никто осознавали ценность книги, ведь старопечатные книги по причине гонений были в недостатке.  Книга для старообрядца не просто источник богослужебных текстов. Это одна из форм богообщения, источник духовного просвещения, средство обучения грамоте. Имперская статистика свидетельствует о многократном превышении грамотности староверов по сравнению с остальным населением России. Богослужебная книга почитается как святыня, подобная кресту и иконе.

Староверы и новообрядцы молятся по одному Уставу или разным?

Часто слышим: «Никон переменил Уставы церковные». Данное выражение неграмотно. В XV веке митрополит Киприан совершил церковную реформу перехода от Студийского Устава на Иерусалимский (последний более строг). Мы и постреформенная новообрядческая церковь практикуем один Устав – Иерусалимский, только у нас он исполняется в более полной мере.  

Почему старообрядцы любят «глушь», удалённые места?

Уход от цивилизации не является частью старообрядческого вероучения. Ныне огромное количество старообрядцев живёт в городах и других больших населенных пунктах. Послераскольное бегство от гонений на окраины государства, в тайгу и всяческую глушь породило стереотип о староверах как людях, удаляющихся от цивилизации. Далеко не всем по силам путь отшельничества, как, например, Агафье Лыковой. А если посмотреть на карту наших приходов, мы увидим отчётливую картину того, что старообрядческих храмов больше ближе к центру России.

Уже два с лишним года вся страна борется с новоявленным вирусом COVID-19 и его мутациями. Образовалась бурная дискуссия вокруг необходимости мер прививочного характера с целью борьбы с пандемией. Что вы можете сказать по этому поводу?

Да, масштабы пандемии действительно велики. Мы своих прихожан призываем больше молиться, читать канон от моровой язвы. Кроме того, не менее важно соблюдение элементарных гигиенических правил. Всё содержать в чистоте и опрятности, вести здоровый образ жизни. В то же время – важно не паниковать, верить в Божие заступление и быть бодрым духом.

Что касается прививки: мы живём в стране, где конституционные права гражданина находятся под охраной государства. Право каждого человека: делать прививку или отказаться от неё.

Несколько слов о старообрядческом образовании.

Корень старообрядческого образования необходимо искать в древней традиции русской книжности, основы которой заложены на Руси просвещённым князем Ярославом Мудрым. Наши предки понимали необходимость образования и важность обучения наукам, которые существовали на данный момент времени. Грамотность позволяла освоить Библию, богослужение, святоотеческие сочинения. Не только русские христиане, а весь цивилизованный мир осознал роль книги в развитии человечества.

Старообрядцы, в условиях гонений, как никто другой на Руси осознавали важность получения образования в деле сохранения веры и её защиты. Даже в официальных государственных дореволюционных отчетах фиксируется повышенный уровень грамотности среди староверов. При старообрядческих храмах и монастырях всегда существовали школы и духовные центры, которые служили кузницами для подготовки грамотных священнических и начётнических кадров. В начале XX века старообрядцы имели в Москве своё высшее учебное заведение – Старообрядческий богословский учительский институт. В настоящее время проводится работа по его восстановлению. При митрополии РПСЦ действует Духовное училище, которым подготовлено около двух десятков священнослужителей и большое количество уставщиков, головщиков — специалистов в области знаменного пения и церковнославянского языка. У нас приветствуется также получение светских специальностей. Будь то, например, учитель истории или инженер. В староверии существует бережное отношение к образованию и духовному просвещению.

Что бы вы пожелали читателям?

Добра, любви, приумножения добродетелей духовных, молитвы усердной и покаяния, чтобы через эти добродетели очистить свою душу от греха и  войти в Царство Божие.

Поделиться: