О единстве церковном

Главная Митрополит Интервью О единстве церковном

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

О единстве церковном

Ежедневно в утренних и вечерних молитвах мы читаем Символ веры — вероучительный документ, принятый Единой Вселенской Православной Церковью после II Вселенского Собора. В частности, в Символе веры сказано, что мы, православные христиане, веруем «во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». В основе бытия церковного лежит понятие соборности как целого, неразъединенного едино-евхаристичного явления, когда все члены Тела Христова выражают собой удивительный, таинственный акт одного-единого Целого — Церкви Христовой. В православно-догматическом значении, бытие Церкви состоит, во-первых, в цельности человечества в одном «теле», Глава которого есть Христос. Кроме того, Церковь является обществом христиан, верующих в искупительную миссию Господа Исуса Христа.

О единстве церковном

Представление о Церкви как соборном организме возникло раньше того, как впервые в христианской истории был проведен Апостольский Собор в Иерусалиме в 51 году. Древнехристианская Церковь апостольской эпохи, после совершения событий Пятидесятницы — схождения Святого Духа на учеников Христа, сразу же осознает себя через призму потребности некоего мистического единения, желания быть чем-то целым, нераздельным. Несомненным является то, что нахождение двенадцати апостолов в Сионской горнице уже являло собою соборное бытие. Церковное собрание являлось одним из самых необходимых и важных выражений церковной жизни древнего христианства. Особое акцентирование на значимости собрания верующих делается уже в апостольских писаниях. Церковное собрание было самым существенным элементом древней христианской общины. Мы не можем представить себе даже самую первую христианскую общину, куда входили Богородица и святые апостолы, без церковного собрания, в первую очередь, конечно, молитвенного.

Книга Деяний апостольских повествует о жизни первых христиан как о проявлении единства: «Они постоянно пребывали… в общении. Все верующие находились вместе и имели все общее.… И каждый день единодушно пребывали в храме (Деян. 2, 42–46). Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан, их жизни, в любви и вере.

Распространено мнение, что каждый верит по-своему и делом второстепенной важности является конфессиональная принадлежность человека. Да, действительно Бог един. Однако образ Бога в различных религиях, в различных культурах не одинаков. Бог один, но представления о Боге разные. В этом и кроется главная опасность. Бог создал Одну, Единственную Православную Церковь. Ни о каком «другом православии» или «альтернативном православии» в Священном Писании не сказано. Более того, посредством Священного Писания и Священного Предания Господь обозначил определённые духовные и канонические рамки, нарушение которых выводит человека вне пределов ограды Церковной.

Поделиться: