О брадобритии

Главная Митрополит Интервью О брадобритии

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

О брадобритии

К сожалению, то, что раньше считалось для верующих людей естественным, сегодня наталкивается на глубокое непонимание. До церковного раскола XVII века все православные мужского пола на Руси не брили бороды, подобных мыслей у них, я думаю, не возникало. Ношение бороды было обычной религиозно-этической нормой. То же было и на православном Востоке и везде, где существовало христианство. История отсчитывает века, и мы с прискорбием вынуждены наблюдать, что человечество идет по пути апостасии. Западные католические и протестантские течения сознательно искажают смысл Библии в угоду своим немощам. Это касается и брадобрития.

О брадобритии
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Еще Священное Писание Ветхого Завета прямо указывает на брадобритие как обычай богопротивный. Сам Христос носил бороду. Борода есть символический материальный вид образа Божия в мужчине.

Целая плеяда святых отцов, таких как Киприан Карфагенский, Никон Черногорец, Исидор Пелусиот, призывают христиан к воздержанию от брадобрития. Канонически брадобритие запрещается 96-м правилом VI Вселенского Собора. Об этом единогласно говорят толкователи Матфей Властарь, Иоанн Зонара.

Традиция ношения бороды ревностно соблюдалась на Руси, о чем свидетельствуют «Русская правда», послания Максима Грека, митрополита Макария, «Кирилова книга», «Книга о вере», Большой Московский Собор 1551 года, Требник святителя Филарета Романова. Брадобритие отождествлялось православными с латинской ересью.

Петровские реформы окончательно убили обычай ношения бороды среди дворянства и войска. На бритье бороды стали постепенно смотреть сквозь пальцы и в постреформенной синодальной Церкви. Брадобритие было даже богословски обосновано такими латиномудрствовавшими архиереями, как Дмитрий Ростовский.

После революции большевики занялись устройством новых традиций в обществе, и о ношении бороды не могло идти никакой речи.

Трепетное религиозное отношение к сему благочестивому христианскому обычаю осталось только у старообрядцев. Бритые прихожане у нас не допускаются к причастию. Раньше брадобрейцев отправляли в притвор, т.е. во время службы они стояли у порога церкви.

Русская Православная Старообрядческая Церковь периодически возвращается к этой теме и выносит ее на обсуждение Освященных Соборов и Советов Митрополии. На Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви 2014 года вынесено такое определение: «17. Об отношении к брадобрийству. 17.1. Призвать архиереев и духовных отцов обращать внимание на внешний вид христиан, включая церковнослужителей, понуждая их, в том числе соответствующими прещениями, к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения. 17.2. Не допускать вхождение подверженных данным грехам во Святыи алтарь. 17.3. Напомнить пастырям Соборное постановление 1908 г.: «Признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный Собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный, и если не будут слушать, то, согласно сказанному Апостолом, после второго и третьего внушения, отлучать таковых от Причащения и другой святыни, по усмотрению священника». Таким образом современное старообрядчество свидетельствует о твердом намерении хранить благочестивое Церковное Предание.

Поделиться: