175 лет восстановления церковной иерархии

Главная Митрополит Интервью 175 лет восстановления церковной иерархии

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

175 лет восстановления церковной иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь — крупнейшая на сегодня из всех старообрядческих согласий. Ее духовным центром является Рогожская слобода в г. Москве, а главою Церкви — старообрядческий митрополит Московский и всея Руси. Высший коллективный орган управления — ежегодно проводимый Освященный Собор. Последователи РПСЦ есть во всех регионах России и СНГ, имеются общины и в других странах. РПСЦ находится в евхаристическом единстве с Русской Православной Старообрядческой Церковью в Румынии.

175 лет восстановления церковной иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь считает себя преемницей дораскольной Русской Церкви. Жестокие гонения надолго лишили старообрядцев возможности наладить полноценную церковную жизнь. Особенно тяжело было старообрядцам в первые десятилетия после раскола. Власть делала все, чтобы стереть древлеправославие с лица земли, чтобы не осталось ничего, что бы напоминало о существовании старообрядческой культуры. В условиях жестоких гонений речь шла даже не о регулярной литургии, порою проблематично было вообще помолиться.

Трагическая судьба не принявшего реформу святителя Павла Коломенского, сосланного и вскоре погибшего, послужила своего рода «уроком» для всего никоновского епископата — ни один епископ не дерзнул открыто выступить и стать во главе сторонников дораскольного православия.

Христиане-старообрядцы принимали священников, переходивших из новообрядческой (синодальной) Церкви, но необходимы были и епископы. Древлеправославные христиане прекрасно понимали, что без самостоятельной трёхчинной иерархии невозможна полноценная церковность, а ее отсутствие вскоре сведет староверие в небытие. Старообрядцы-поповцы постоянно предпринимали попытки восстановить трехчинную иерархию, однако этому препятствовала государственная антистарообрядческая политика. Император Николай Первый взял внутриполитический конфессиональный курс на планомерное уничтожение старообрядчества. Гонения усиливались. Стало ясно, что создать древлеправославную святительскую кафедру в своем Отечестве невозможно. Московские старообрядцы снаряжают так называемую Большую восточную миссию, целью которой было найти в среде восточных православных христиан благочестивого епископа, который бы возглавил Церковь и возродил трёхчинную иерархию.

В результате длительных поисков старообрядческие иноки Павел и Алимпий познакомились с греческим митрополитом Амвросием (Паппа-Георгополи), бывшим Боснийско-Сараевским архиереем, проживавшим на покое в Константинополе. Митрополит Амвросий, убедившись, после тщательного исследования, размышлений и молитвы, в чистоте веры русских древлеправославных христиан, согласился присоединиться к старообрядцам, возглавить Церковь и восстановить в ней трехчинную иерархию. Присоединение произошло в 1846 году в селении Белая Криница, находившемся тогда на территории Австро-Венгерской империи, законодательство которой в то время предусматривало свободу религиозных убеждений.

Через совершение ряда хиротоний спустя некоторое время, в 1859 году, на Рогожском окончательно утверждается кафедра предстоятеля Древлеправославной Церкви Христовой (тогда именно так называлась РПСЦ) во главе с архиепископом Антонием (Шутовым). Таким образом старообрядцами была восстановлена полнота священной иерархии, что усилило позиции Церкви, придало ей больше самостоятельности и уверенности.

Митрополит Амвросий Белокриницкий прославлен нашей Церковью в лике святых. К сожалению, до сегодняшнего дня некоторые христиане-поповцы по разным причинам отрицают каноничность присоединения святителя Амвросия к Древлеправославной Церкви Христовой, несмотря на то что существуют неопровержимые доказательства непорочности митрополита Амвросия с точки зрения церковного права.

Поделиться: