Целование умершего во время погребения

Главная К сведению В старообрядческом храме Целование умершего во время погребения

Целование умершего во время погребения

Обряд целования в разных местах имеет свои особенности. Например, в Москве перед гробом на достаточном расстоянии ставится аналой со святым Крестом. При пении прощальных стихер сначала священник с диаконом, потом родные и все молящиеся чинно, женщины вслед за мужчинами, по два в ряд, подходят ко Кресту с левой стороны гроба. Каждый совершает по два поклона в пояс, затем поочередно целуют Крест и полагают еще по одному земному поклону. После целования Креста подходят ко гробу уже по одному, с правой стороны, и целуют усопшего.

В других местностях аналой ставится по правую сторону от гроба и на нем полагается не Крест, а икона Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Присутствующие попарно подходят справа и с такими же поклонами целуют образ Спаса в правую стопу, а образ Богородицы — в правую руку, а затем целуют покойного («История и обычаи Ветковской церкви», гл. 32).

Известны и разные обычаи целования самого усопшего. В некоторых местностях целуют в уста («История и обычаи Ветковской церкви», гл. 32), в других — в венчик, лежащий на челе (лбу).

Все эти особенности обряда не записаны в богослужебных книгах, но передаются исстари по преданию. Поэтому не имеют смысла споры об исключительной правильности или древности того или другого из них. Следует только соблюдать порядок и единообразие, соответственно обыкновению, принятому в данном месте.

Как и другие погребальные обряды, целование имеет и богословский, и учительский смысл. Св. Симеон называет его знаком общения и единения, знаком того, «что, и умирая, мы не разлучаемся друг от друга… потому что будем жить во Христе» (Труды Симеона Фессалоникийского, с. 308).

Хотя здесь не рассматриваются особенности погребения иночествующих, считаем необходимым все же отметить: когда миряне присутствуют при погребении инока, они не должны целовать его, но просто кланяются в землю перед гробом. Целуют усопшего инока только иноки — в параманд с крестом, которым закрывается лицо усопшего. Также и инок на погребении мирянина не целует его, а просто кланяется.

Кланяться же в землю усопшему должен каждый независимо от чина, церковного или светского звания. При этом надо мысленно просить прощения у покойного, прощая и ему все согрешения, вольные и невольные.

Кланяясь три раза умершему и прощаясь с ним, каждый должен сказать:

1) Дорогой раб божий (или раба Божия), имя рек, прости меня Христа ради во всем и за все;

2) а тебя Бог простит и благословит;

3) аще имаши дерзновение (т.е. если имеешь силу), помолися о мне грешнем (или: грешней) ко Господу Богу.

Скажем здесь, продолжая тему благопристойного и чинного поведения в доме Божием, и о том, как следует вести себя при служении за упокой — Вселенской Панихиды, Панихиды, Литий (в Литургии и после) и т.п. Как и во всяком богослужении, молитва за упокой также требует от нас живого участия, умом и сердцем. Поэтому когда угодно нельзя ходить по храму и раздавать милостыню за усопших, оставив молитву и других отвлекая; удобнее и приличнее это делать, испросив благословение, в то время, когда ведущий службу, как это принято в большинстве случаев, начал читать Помянник (Синодик) или записки за упокой. И делать это доброе дело — тихо и скромно, с молитвой и благоговением.

Поделиться: