Древним и общепринятым обычаем православных христиан является чтение над
гробом Псалтыри. В первые века христианства у гроба с телом усопшего пели
хором избранные псалмы, как об этом свидетельствуют св. Иоанн Златоуст, блаж.
Августин и другие свв. отцы. Впоследствии обычным стало непрерывное чтение
всей Псалтыри по особому заупокойному чину.
Наибольшую пользу как душе усопшего, так и самим молящимся приносит чтение,
не прерываемое ни днем, ни ночью. Поэтому, если есть возможность пригласить
двух или более чтецов, которые могли бы сменять друг друга, лучше эту
возможность использовать. Читают неспешно, особой распевной погласицей,
напоминающей чтение поучений из Златоуста или Пролога. Псалмы читаются над
гробом с двоякой целью. Во-первых, как уже было сказано, необходимо усиленно
молиться за душу, которую в это время ангелы-хранители несут пред лице Божие
через стаи нападающих на нее злых духов. Во-вторых, чтение Псалмов заменило
языческий обычай причитания или душераздирающего плача над покойником. Убеждая
христиан своего времени полностью оставить этот обычай, св. Иоанн Златоуст
ссылается на псалмы и советует искать утешения в молитве и слове Божием: «Скажи
мне, подумал ли ты, что содержат в себе эти песнопения и какой! смысл
заключается в них? Не славословим ли, и не благодарим ли мы в них Господа за
то, что Он наконец увенчал отшедшего, что избавил его от трудов, что, освободив
от страха, водворил его у Себя? Не для этого ли песнопения? Не для этого ли псалмы? Подумай о том, что
поешь ты в это время: Ты еси прибежище мое
от скорби одержащия мя (Пс. 31, 7). Возвратися, душе моя, в покой твой, яко
Господь благо сотвори тебе (Пс. 114, 7), Не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс.
22, 4). Подумай, что означают эти псалмы? Если ты действительно веришь
тому, что произносишь, то напрасно плачешь и сетуешь».
Исходя из утешительной, поучительной цели чтения псалмов над умершим нет
оснований запрещать это чтение в воскресные и праздничные дни, если гроб стоит
не в церкви, а дома. Домашняя заупокойная молитва не унижает чести праздничного
дня, но прежде всего является делом духовной милости душе усопшего, а также
служит успокоению одержимых скорбию душ родных.