Иногда священники благословляют духовным чадам, живущим на большом расстоянии от храма Божия, иметь у себя
дома запасные Св. Дары. В случае неотложной нужды христианин может причаститься
сам или причастить опасно больного или умирающего ближнего по особо
составленному чину, непременно после покаяния и исповедания грехов. Но это
допустимо лишь в случае, когда действительно невозможно скоро призвать священника.
Часто на смертный случай в домах держат также и святую воду великого
Богоявленского освящения, или, как называют ее в народе, Великую воду. Этот
обычай особенно распространился в те времена, когда старообрядческое священство
было гонимо и малочисленно, так что многим из христиан десятилетиями
приходилось оставаться без Св. Причастия. Следует однако помнить, что св. вода,
имеющая великую благодатную силу, все же не может сравниться с Телом и Кровью
Христовой и не заменяет их. Древнее церковное обыкновение указывает давать эту
воду вместо Причастия тем, кто за какие-либо грехи отлучен от Св. Причастия.
Итак, св. вода может быть использована для освящения и напутствия, но
христианин всячески должен заботиться о том, чтобы отойти из этого мира и
предстать перед Богом в чистом покаянии, сподобившись причастия Св. Тела и
Крови Господа нашего Исуса Христа.
Более всего обязанность о причащении умирающих лежит на совести пастыря,
духовного отца. В одной из своих бесед св. Иоанн Златоуст восклицает: «Если
хотя бы один отойдет (из жизни) непричастным Св. Тайн, то не все ли свое
спасение погубил епископ и иерей (по вине которого это произошло)!» Но если
родные и близкие умирающего не позаботились о том, чтобы призвать связника, то
весь грех ложится на них. Умирающий может причаститься даже после еды, но, как
уже сказано, непременно с посильной исповедью и покаянием (9-е правило патриарха Никифора Цареградского).
Препятствием не может быть и то, если умирающий не может удержать во рту пищу
или изблевывает ее. Причащенный, он и этом случае получает освящение, ибо
благодать Божия преодолевает немощь тела. Если же больному случается пускать
слюну и т.п. вскоре после Причащения Св. Тайн, то ему предоставляется чистый
сосуд, из которого затем все надо вылить в реку или зарыть поглубже в чистом и
непроходимом месте. И тогда, — пишут отцы, — «дар Божий несть изблеван». Но уже
потерявшему сознание, невменяемому и тем паче испустившему дух человеку Святые
Дары подавать запрещено (Карфагенского
соб. пр. 18; Трулльского соб. пр. 84).