О целовании умершего

О целовании умершего

Звучит песнь целования: Прии́дите, после́днее целова́ние дади́м, бра́тие, уме́ршему, похваля́юще Христа́. Се́ бо изы́де от рожде́ния и ко́ гробу при­ближа́ется, уже к тому́ не пеки́ися о суетии́ многостра́стныя пло́ти. Где ны́не род и дру́зи, се разлуча́емся. Его́ же поко́ити Го́споду помо́лимся.
В этой и последующих стихерах пение возно­сится то от лица усопшего, то мы обращаемся к нему с умильными словами: Рцы ныне, брате, к нам, камо идеши от нас молча?.. — Аз ко Господу Богу, судии моему, иду, судищу предстати… Эти слова и распевы, вызывая слезы умиления, не повергают, однако, в уныние и не умножают печаль, но обновляют в людях горячее молитвенное чув­ство, почти угасшее в житейской суете. Поэтому для многих наших современников обращение к Богу начиналось со дня смерти и погребения кого-либо из родных или близких. Благообразно совершаемое молитвенное последование по усопшим просветляет даже огрубевшие души.
Трогателен и сам обряд, который сопровождают эти стихеры, — последнее целование. Последние минуты, когда на этой земле мы видим лицо доро­гого нам человека. Последний раз мы просим у него прощения в наших (пред ним) согрешениях. Сейчас мы и сами от всего сердца прощаем ему все и благословляем его именем Божиим в последний путь.
Обряд целования в разных местах имеет свои особенности. Например, в Москве перед гробом на достаточном расстоянии ставится аналой со святым Крестом. При пении стихер сначала священник с диаконом, потом родные и все молящиеся чинно, (женщины вслед за мужчинами) по два в ряд, под­ходят ко Кресту с левой стороны гроба. Каждый совершает два поклона в пояс, затем поочередно целуют Крест и полагают еще по одному земному поклону. После целования Креста подходят ко гробу уже по одному, с правой стороны, и целуют усопшего.
В других местностях аналой ставится по правую сторону от гроба и на нем полагается не Крест, а икона Пресвятой Богородицы с Предвечным Мла­денцем. Присутствующие попарно подходят справа и с такими же поклонами целуют образ Спаса в правую ножку, а образ Богородицы — в правую руку, а затем целуют покойного.
Известны и разные обычаи целования самого усопшего. В некоторых местностях целуютв уста, в дру­гих — ввенчик, лежащий на челе (лбу).
Все эти особенности обряда не записаны в бого­служебных книгах, но передаются исстари по пре­данию. Поэтому не имеют смысла споры об исклю­чительной правильности или древности того или другого из них. Следует только соблюдать порядок и единообразие, соответственно обыкновению, при­нятому в данном месте.
Как и другие погребальные обряды, целование имеет и богословский, учительный смысл. Св. Симеон называет его знаком общения и единения, знаком того, «что и умирая, мы не разлучаемся друг от друга… потому что будем жить во Христе».
Хотя в настоящем издании не рассматриваются особенности погребения иночествующих, считаем необходимым все же отметить: когда миряне при­сутствуют при погребении инока, они не должны целовать его, но просто кланяются в землю перед гробом. Целуют усопшего инока только иноки — в параман с крестом, которым закрывается лицо усопшего. Также и инок на погребении мирянина не целует его, а просто кланяется.
Кланяться же в землю усопшему должен каж­дый независимо от чина, церковного или светского звания. При этом надо мысленно просить прощения у покойного, прощая и ему все согрешения, вольные и невольные.
Кланяясь три раза умершему и прощаясь с ним, каждый должен сказать:
1) Дорогой раб Божий (или: раба Божия), имя рек, прости меня Христа ради во всем и за все (поклон);
2) А тебя Бог простит и бла­гословит (поклон);

3) Аще имаши дерзновение, помолися о мне грешнем (или: грешней) ко Господу Богу (поклон).

Поделиться: