перенесено
Как известно, все прошения об усопших начинаются со слов:
Помяни, Господи, душа
раб Своих, или Покой,
Господи, душа раб Своих… (или: душу
раба Своего…).
А поскольку поминаются бессмертные души умерших людей, то их имена следует писать в родительном падеже.
Душа — кого? — Николы, Иоанна, Марии, Дарии, Татианы и т.п.
Но при чтении молитвы Помяни, Господи
Боже, иже о вере и о надежди живота вечнаго…, входящей во все заупокойные
молитвенные последования, имя ставится в винительном падеже; например, …усопшую рабу Твою Марью.
Имена должно писать в их полной
церковно-книжной форме, которая часто отличается от разговорной. В
поминаниях, для удобства чтения, очень желательно отделять священство от мирян,
мужчин от женщин и т.д.
Первыми пишут имена епископов, за ними священноиноков, священников и
диаконов, потом иноков и инокинь, мужей, жен, отроков, девиц и отроковиц и,
наконец, младенцев мужского и женского пола.
В поминание не записывают имена людей, не веровавших в Бога или иноверных,
а также православных христиан, скончавшихся без покаяния, самоубийц и детей,
которые умерли некрещеными.
Относительно таких детей часто спрашивают: можно ли молиться за упокой их
душ и имеют ли они надежду на спасение? Ибо рождены они от родителей-христиан и
без Крещения остались не по своей воле. Отвечает на этот вопрос само святое
Евангелие: Если кто не родится от воды и
Духа, не может войти в царствие Божие (Ин. 3, 5). То есть никто некрещеный,
ни взрослый, ни ребенок, не может унаследовать вечное блаженство. Таким
образом, некрещеных младенцев невозможно поминать в общих заупокойных молитвах,
тем более что и имени христианского им не наречено. Какова же загробная судьба
таких младенцев? В житии преподобного Василия Нового описано Божие откровение
ученику преподобного Григорию; Господь открыл ему, что после всеобщего
воскресения и Страшного Суда младенцы, которые по вине родителей умерли
некрещеными, не будут преданы в вечную муку, в отличие от других людей, не познавших
и не принявших веры в истинного Бога. Но они не получат и тех благ, которые
уготованы верным и истинным рабам Христовым. Родители же, которые виноваты в
том, что лишили своих детей Небесного Царствия, восприимут за этот тяжкий грех
суровое наказание. В особенности жестоко мучимы будут матери, преднамеренно
лишившие своих детей как земной, так и вечной жизни, извергнув их из чрева
путем аборта, посредством каких-то снадобий или колдовства.
Что же, если мать, повинная в детоубийстве, искренне раскаиваясь в своих
прегрешениях, скорбит о душах своих умерщвленных младенцев и всем сердцем
желает молиться о них Богу, чтобы хотя бы так исполнить свой материнский и христианский
долг? В таком случае она в душе своей может воздыхать к Богу об этих детях с
надеждой на Его бесконечную милость и промышление о каждом человеке, наипаче же
о младенце. Священное Писание многократно говорит об особенном Божественном промышлении
о рождающихся чадах: Храняи младенца
Господь (Пс. 114, 6); Яко Ты созда
утробы моя, восприят мя из чрева матере моея (Пс. 138, 13); Яко Ты еси исторгни мя из чрева, упование
мое от сосцу матере моея (Пс. 21, 9). Хотя, как уже сказано, совершать Божественную
Литургию и вообще молиться в Церкви за души некрещеных, мертворожденных и
изверженных младенцев нельзя, надо, однако, знать, что молитвы, возносимые в
храме Божием за упокой всех православных христиан, приносят пользу и душам
этих детей. Ибо прп. Макарию Великому, великому подвижнику и духовному учителю,
было открыто Богом, что даже души идолопоклонников имеют некоторое облегчение,
когда христиане молятся в храмах за прежде усопших христиан. Насколько же больше
заслуживают милости и облегчения души безвинно загубленных младенцев.
Заключая слово о поминаниях, считаем небесполезным привести отрывок из
предисловия к древлеписьменному синодику: «Сие пишем вам, пастырем стада
Христова… иже кто от них, паствы вашея, нищетою духовною живя, и преставится
от жития сего, и егда глаголете: «яко не дал вкладу — не пишем его в синодик»,
— то уже несте пастыри, но яко наемницы. Да како дерзнете рещи пред Богом в
День страшный: Се аз и дети моя, а не
приносяще должных молитв к Богу за душа их? А кто, чреду держа Божественныя
службы, леностию и небрежением не поминает написанных в книгах животных, — сам
не помяновен будет пред Богом. В ню бо меру кто мерит, отмерится ему праведным
судом Божиим, ему же слава во веки, аминь» (Синодик древлеписьменный Рогожского кладбища № 10 л. 11).
Наши древние наставники придавали столь высокое значение книге поминовения,
что называли ее книгой животной — т.е.
книгой жизни. Ибо прилежная молитва за усопших есть великая добродетель,
вводящая в вечную жизнь и поминаемых, и тех, кто поминает.