Еще в Ветхом Израиле веровали, что приносимая за грехи мертвых
очистительная жертва помогает им в будущей жизни. Так, вождь Израильского
народа Иуда Маккавей, ведя праведную войну за освобождение страны от власти
иноплеменников, принес такую жертву за грехи своих павших воинов, а также
послал великую милостыню в Иеросалимский храм.
Страдание и Воскресение Господа нашего Исуса Христа сделало ненужным все
прежние жертвоприношения Ветхого Закона. Ибо Сам Сын Божий, единый истинно
безгрешный Агнец Его, принес Себя Богу и Отцу за грехи всего мира. И уверовавшим
в Него дал спасительное таинство святой Божественной Литургии, которое очищает
от грехов и вводит в жизнь вечную живших и умерших в вере и благочестии.
Вот как говорит об этом блаж. Симеон Солунский: «Преимущественно пред всем
озабочиваются, чтобы приносима была бескровная Жертва, благотворнее которой
для усопшего нет ничего, и ничто другое не может послужить источником радости и
просвещения и единства с Богом, наравне с сим священнодействием, в котором за
нас, непотребных, изливается самая Кровь Господня и жрется (т.е. приносится в
жертву) Божественное Тело. Сию-то жертву, как сродники усопшего по плоти, так
и соединенные с ним по духу и, по силе соединения в Духе, любящие (его) больше,
чем его сродники по плоти, приносят постепенно и ежедневно, в течение целого
года и всей своей жизни, и чем чаще приносят, тем больше пользы доставляют и
получают. Ибо что благотворнее приношения в жертву за нас Христа? Одни
совершают это, когда могут и желают, а другие ежедневно, по крайней мере, в
продолжение сорока дней»
Жития святых и Предание Церкви донесли до нас многочисленные случаи того, как
Божественная Литургия, соединенная с милостыней, избавляла от мук даже умерших
во грехах. Более того, иногда ее совершали по безвестно пропавшим людям, считая
их погибшими, и это чудесно сохраняло им жизнь. На чем же основывается эта
великая благодатная сила? На этот вопрос дается следующий ответ.
Мы живем в промежуточное время — между Первым пришествием Христовым, бывшим
для спасения людей, и Вторым пришествием — для суда. Сейчас время суда еще не
настало, но продолжается время спасения. И подтверждение сему — совершение
Божественной Литургии: Агнец Божий, вземлющий грехи мира, ежедневно закалается
на жертвенниках в святых церквах. Когда эта всемирная спасительная жертва была
совершена на Голгофе, она примирила падшее человечество с Богом. Когда же она
теперь приносится, за живых и мертвых, она преклоняет Бога на милость к
согрешившим. Именно для того и отсрочен Страшный Суд, чтобы эта Жертва
искупила как можно больше людей, желающих и ищущих спасения, спасла их для
будущего Царствия. Сам Господь Исус Христос, Сын Божий, есть Священник и
Жертва в этом беспримерном жертвоприношении (Евр. 7, 17), есть Ходатай к Богу и
само очищение наше от грехов (1 Ин. 2, 1—2).
Св. Иоанн Златоуст пишет: «При такой великой и могущественной Жертве как
невозможно умилостивить Бога о умерших, когда Жертву сию, в лице
священнодействующего, приносит Сам Христос!»
Св. Кирил Иеросалимский, уча, что Литургия помогает мучимым за грехи душам,
приводит такое сравнение: когда кто-нибудь провинится перед земным царем и
будет наказан изгнанием или темницей, родные собирают и приносят царю великие
дары, моля о смягчении участи изгнанного. И весьма часто просьба эта бывает
успешной. Так и мы приносим наши моления к Небесному Царю о повинных и
осужденных душах. Мы приносим Ему не дары, не венцы, но самого Его
возлюбленного Сына Христа и преклоняем Его на милость не только к наказуемым,
но и ко всем нам.
Усердно совершающие заупокойные Литургии (т.е. и священники, и заказывающие
их миряне) таким образом сами привлекают к себе милость Божию и по смерти также
получают щедрое воздаяние от Него.