В давние времена на Руси повсеместно хоронили умерших в долбленых
деревянных некрашеных гробах. В некоторых местностях Урала и Сибири старообрядцы
сохраняют этот обычай до сих пор. Но, учитывая то, что теперь наиболее
привычным стало обивать гробы тканью, скажем, что весьма нежелательно
использовать для этого ткань яркую, в особенности красного цвета. На верху
крышки гроба нашивают осьмиконечный крест.
Приготовленный гроб освящают святой водой или кадят фимиамом. Если есть
возможность призвать священника, тогда положение покойного во гроб совершается
по уставу, как указано в Потребнике перед чином погребения. Все действия должны
быть неторопливыми, чинными и благообразными. Когда священник после ектений
говорит отпуст, в это время назначенные люди подходят к умершему и благоговейно
кладут его во гроб, а певчие поют: Рабу
Божию, преставльшемуся (имя рек), ему
же и во гроб положение творим: вечная память, вечная память, вечная память.
Затем протяжно поется Святыи Боже,
а умершего покрывают до уровня груди белым полотном и принесенным из церкви
покровом, имеющим на себе осьмиконечный крест. По блаженному Симеону, погребальный
покров означает, что покойный находится под покровом (т.е. защитой) Христовым и
Его св. Церкви.
Уместно вспомнить здесь и слова пророка Давыда: …покрыю и, яко позна имя Мое (Пс. 90). Белое полотно должно быть
длиною в рост умершего. Но сначала оно кладется под покров в сложенном виде
так, чтобы не выступало за его края и не закрывало лицо.
Гроб ставится так, чтобы умерший был обращен лицом к святым иконам, ногами
к переднему углу, то есть должен лежать так, как бы и по смерти взирая на лице
Бога — своего Праведного Судии. Затем полагается икона или святый Крест на
грудь усопшему, поверх покрова. Перед иконой ставится свеча — или в изголовье
гроба, или рядом с ним, на подсвечнике. Если возможно, то около гроба со всех
сторон ставятся 4 подсвечника со свечами (или свечи прилепляются
непосредственно к краям гроба).
Когда все закончено, говорится заупокойный
тропарь: Покой, Господи, душу
усопшаго раба Своего трижды, с пятнадцатью поклонами…
Если, нужды ради, положение во гроб совершают без священника, то по
совершении приходных поклонов читают Трисвятое
и по Отче наш, затем тропари Со духи праведными, 40 Господи, помилуй, молитва Помяни, Господи Боже, отпуст, Вечная память и 15 поклонов за упокой.
Порядок действия сохраняется тот же, что и при священнике.
Во гроб умершему кладут платок, которым он отирал свои уста после принятия
Причастия.