пенересено
Жития святых приводят многие случаи, когда умерших грешников избавляла от
муки частная молитва их близких. Но во всех случаях она была связана с
подвигом, с самоотвержением, соединена с постом, бдением и милостынею. Особую
благодать молитвы за умерших имели именно те, кто трудился во всех этих
добродетелях — отцы-пустынники Макарий Великий, Паисий Великий, Павел Препростый,
Христа ради юродивый Андрей и другие.
В среде христиан издавна вошло в обычай молиться об избавлении от мук умерших без покаяния преимущественно двум святым — прп. Паисию Великому и св. мч. Уару. Их жития содержат замечательные примеры истинной молитвы к Богу.
Преподобный Паисий, всю жизнь трудившийся в иноческих подвигах, не желал иметь
никакого воздаяния за них ради того только, чтобы была избавлена от наказания
душа молодого грешника. И Господь милостиво принял бдения и слезы Своего раба,
явившись ему: О угодниче мой, добро есть,
любви Моей подобяся, печешися о грешных, изволяяи муки прияти за их избавление.
Нам нужно помнить еще об одном необходимом условии. Часто бывает, что усопший
отошел от жизни во вражде, кого-то не простив или сам будучи не прощен теми,
кого он обидел. И если прегрешение это велико и требует исправления делом, то
до самого исправления могут не принести пользы и разрешательные молитвы, и
приношения за душу покойного. Поэтому близким следует хотя бы теперь смириться
со всеми врагами, удовлетворить обиженных, простить обидевших. Известно, как
слезно царь Феодосии Младший просил прощения у гроба св. Иоанна Златоуста — не
за себя, но за свою мать, царицу Евдоксию, неправедно изгнавшую святителя.
Подобно сему и русский царь Алексей Михайлович перед мощами митрополита
Филиппа просил прощения от лица виновного в его убийстве царя Иоанна Грозного.
А вот пример еще более достойный подражания. Когда в IV веке по Рожестве
Христовом во время языческого мятежа в сирийском г. Апамее был убит епископ
Маркел, то его родные Христа ради простили убийц, уговорив судей не предавать
их казни.
О чрезвычайной важности прощения врагов говорит и следующее правило,
которое Номоканон возводит к самому апостолу Павлу: если два человека имеют
между собою вражду и один из них умирает, то другой на год отлучается от
причастия Св. Тайн и в качестве епитимии должен сорок дней ходить на могилу
умершего, говоря: Прости мя, брате, а
тебя Бог простит (Номоканон).
(Косвенное указание на то, что в 40-й день душа умершего предстанет на частный
суд пред Богом и если епитимия будет исполнена, то эта душа получит облегчение.)