Жизнь в миру

Жизнь в миру

 Родина этой преподобной город Ростов. Отцом благочестивой девицы был князь ростовский и углический Дмитрий Иванович. С ранних  лет  Анна имела воспитание в страхе Господнем и научена Его пресвя­тые заповеди исполнять. Научена же была и Бо­жественному Писанию и хорошо наставлена страху Господню и Его поучению, взирала на красоту века сего, как на обман, и не уклонялась к сладости пищи и покоя. Но пищей ей была мо­литва непрестанная и стремление ненасытное к Богу.

И ни честь, и ни слава не останавливали, ког­да она из любви к Богу всегда прилежала к благим делам, чтобы угодить Богу. И на Его пресвятую волю полагая упование свое, и нахо­дя поучение в Законе Господнем, как дерево при источниках вод, напоена была божественных слов поучением и оттого привыкла к духовному веселию, молясь часто Господу, чтобы не лишил ее небесного Своего чертога, но да сотворил с ней по пресвятой воле Своей. Нищим же и убогим давала милостыню и, постоянно цветя благими делами в юности своей, в чести и славе и всяком покое устремлялась к божественным делам.

Когда же пришла в совершенный возраст, чтобы вступить в сочетание браком, обручили ее великому князю Михаилу Ярославичу, который тогда властвовал в городе Твери (1271 — 1318 гг.). Так же и тот благоверный князь Михаил был весьма благо­честив и боголюбив, смирением, кротостью и бла­готворением к нищим и к странникам все устрояя, после же скончался мученическим подви­гом и венцом мучения повязан рукой Вседержи­теля, как после об этом сказано будет.

Жили же они в благочестии и в Законе Гос­поднем, поучаясь ему день и ночь, побуждая ус­тройством дел своих к милостыни нищим и убо­гим, странникам и больным, как в древности Ав­раам праведный, по Иову же терпеливому был ногами хромым и глазами слепым. Более же любил священнический чин как слуг Божиих, и всегда говорил о данной им благодати, и премного почитал иноков, как ближайших Божиих работ­ников, ибо не смотрят на красоту этого суетного века, которая есть обман и скоро проходит, как тень, мимо течет; не возносился благородством и величием власти своей, ни гордостью не превоз­носился, как делают некоторые, которые возно­сятся величием рода своего и, как бессмертные, кичатся надменностью, и тщеславием, и высокоумием, и гордостью, превозносясь друг над дру­гом, не ведая, как из-за гордости некогда бывший денница отпал от славы Божией,  вместо света стал тьмой и переименован во диавола. Хотящим быть во смирении враг душ наших сильно пре­пятствует и в преисподнюю с собой сводит, как свел Адама, праотца нашего, который из-за своей самонадеянности пал и был изгнан из рая.

И так вспоминали в себе благоверный и бла­гочестивый великий князь Михаил с благовер­ною великою княгинею своею Анною, весьма смирение любя и равную любовь ко всем держа, зная из Божественного Писания, как ради люб­ви Сын Божий покинул небеса и сошел на зем­лю и воплотился ради нашего спасения от Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и был совершенный Бог и совершенный человек, и так смирил Себя Тво­рец и Создатель всей твари, и был послушлив даже до креста и смерти. Как говорит апостол: «Да нас примирит Богу и Отцу Своему. И вся сия пострадав безгрешныи, да нас свободит от клятвы законныя и наследники ны сотворит Царства Своего небеснаго». И помышляла в себе блаженная, как с такой высоты сойдя и из-за премногой благости уподобясь нам, кроме грехов, и не имея где главы пре­клонить, любил всех людей. Нам ли, говорила, будучи смертными и тленными, не подобает ради Него смиряться и любить всех, не только своих и единоплеменных, но и врагов наших, по еван­гельскому слову. И увидит Бог наше смирение, и отпустит нам согрешения, и сделает наследни­ками Небесного Своего Царствия.

Так рассуждали в себе блаженный и благо­честивый князь Михаил с супругою великою княгинею Анною, всегда поучаясь в псалмах, и пении песен духовных, и молясь Богу, чтобы со­храниться отечеству и всей державе их от наше­ствия иноверных народов. И так блаженные цве­тущими и благими делами беззлобием, и кра­сотою, и смирением, и благотворением во всей великой России, как некие два светила великие, сияли своею жизнью, не менее Авраама, и Иова, и Давыда, и во всем следовали сродникам, быв­шим в России светильниками великому кня­зю Михаилу Черниговскому и деду своему великому князю Александру Невскому.

По прошествии времени родилось у них четыре сына. Пер­вый князь Дмитрий, второй сын Александр, тре­тий сын Василий, четвертый сын князь Констан­тин. И воспитали их в страхе Господнем, чтобы бояться Бога и творить Его пресвятую волю. Тогда враг и супостат душ наших, видя блажен­ного и великого князя Михаила в такой славе и чести, почитаемого, словно царя, и ничем не по­беждаемого, но всегда побеждающего, так что вко­нец разрушилась диавольская его сила и был попираем ногами, словно совсем худая птица, пораженная Богом, вздумал в злых своих ухищ­рениях наслать на него, как в древности на праведного Иова, своих единомышленников и срод­ников по плоти. И замыслил коварный диавол некое коварство против блаженного князя Михаила, желая на его добром пути соблазн ус­троить, а великой княгине Анне великую тревогу.

Господь нам помощник и не убоимся, что со­творит нам человек. Если и воздвигает диавол вражду против святых, то спустя немного на его голову болезнь возвратится. Тогда многие зави­сти и крамлоу поднимаются против блаженных, и многие распри от своих на князя и на его дер­жаву приходят, но Господь, видя непорочное житие Своего угодника, даровал ему великую по­беду над врагами его и над восстающими на него с ними единородными его братьями.

Диавол же, видя, что ничего не может сделать великому князю Михаилу и что попрана диавольская его сила, снова воздвигает вражду сви­репее прежней. Напускает на него ордынского царя Озбяка и советника его, а более же своего угодника Колгу. Благочестивый же и великий князь Михаил, слыша, что беззаконный царь хочет пленить его державу и пролить неповин­ную кровь христианскую, сильно скорбел душою и горько сетовал, говоря супруге своей, великой княгине Анне: «О, госпожа моя, слышу повеле­ние злочестивого царя и восстающую на нашу державу зависть, ибо хочет, чтобы много раздо­ров устроилось между нами и пролилась кровь стада Христова. Но я хочу, если изволит Бог, идти сам в Орду к беззаконному царю и собою ответ сотворить и душу мою положить за овец стада Христова, по слову Христову».

Слыша все это, блаженная и великая княги­ня Анна опечалилась душою и говорила: «Чти­мый благоверный мой князь, хотящий идти в Орду к нечестивому царю и душу свою положить за овец стада Христова! Будет ли достойно так, как хочешь, за имя Христово пострадать?» И так говорила ему: «О, дорогой мой и великий князь Михаил, боишься злочестивого царя и его без­законного повеления и трепещешь, как немощ­ный? Разве не имеешь у себя воинственных и сильных людей, могущих носить оружие, или множества окружающих тебя храбрых воинов? Неужели не можешь с таким множеством рат­ных людей, и более всего с Божией помощью, стать против беззаконного царя? Не ты ли полу­чил Божию помощь незадолго перед этими дня­ми, когда пришел на тебя ратью брат твой, вели­кий князь Георгий с окаянным варваром, и сколько тогда побил ты пришедших на тебя из их воинства и самого варвара, ибо предал тебе их Бог! И ныне ли, благочестивый мой княже, боишься злочестивого царя и хочешь самоволь­но предаться ему, как агнец злохищному волку?»

Он же говорил: «Я, госпожа, давно желаю пострадать за имя Христово и душу мою поло­жить за порученное мне стадо, но не было тако­го случая. Ныне же, если Бог захочет, готов по­страдать за Того, Который пострадал ради меня. И думаю, что лучше мне одному умереть за ста­до Христово, нежели ради меня крови многих христиан от мучителей пролиться».

Блаженная княгиня Анна, слыша, что он по­истине хочет пострадать за имя Господа Исуса, говорит ему с кротостью: «О, господине благоче­стивый княже. Поистине только Господь наш Исус Христос, и нет больше никого с нами пе­ред нечестивым царем. Как громогласный учи­тель вселенной божественный апостол Павел пишет к Тимофею: «яко вси хотяще жити благочестно о Христе гоними будут, лукавии же человецы предуспеют на гóршее».  Сам Сын Божий, беседуя с учениками Своими, говорил: «Аще бысте от міра были, мір убо своя любил бы. Но Аз избрах вы от міра, сего ради и мір вас ненавидит». И снова  говорил иуде­ям: «Сего ради ищете Мя убити, яко слово Мое не вмещается в вас». По этому Христову слову, господине мой, если бы жили мы подобно нечестивым  или  угождали бы им, поистине не было бы против нас такой зависти, когда восстали против нашей державы твои бра­тья, которые тебе позавидовали. Но как Спас Своим ученикам говорил: «Яко хощете, рече, скорбь имети, но дерзайте, яко Аз победих мір и прелесть его. И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити. Но паче подобает боятися могущаго по убиении тело и душу воврещи в дебрь огненую».

Смотри, благочестивый великий и дорогой мой княже, как сродники твои, благоверные кня­зья Борис и Глеб братом своим Святополком убиты были. Также и благоверный великий князь Михаил Черниговский с боярином своим Федором сколько пострадали за веру Христову от злочестивого Батыя и никак не покорились беззаконному велению, но кровь свою пролили за Христа. За это и венцом мученическим рукою Вседержителя венчаны и мучениками Христовы­ми названы. И если, господин мой благоверный княже, пойдешь к беззаконному царю и по своей воле хочешь пострадать за имя Господа Исуса, когда никто тебя не понуждает ныне пойти, бла­жен будешь из рода в род и память о тебе будет вовеки. Только постарайся усердно в звании сво­ем стоять, и Господь тебе помощником будет. Блаженный и великий князь Михаил сказал ей: «Что для меня лучше этого, чем за имя Гос­пода Исуса Христа пострадать и уповать на щедроты Его. Пускай исполнит Бог желание сер­дца твоего».

Тогда блаженная говорит ему: «Молюсь, гос­подин мой благоверный княже, когда предстанешь перед нечестивым царем как добрый воин Хрис­тов и когда нанесут тебе злоковарные муки, желая покорить тебя своим помышлениям, тогда, госпо­дин мой, да не убоишься грядущих на тебя зол. Ни огонь, ни колесо, ни меч, ни сечиво да не устра­шат тебя. Но будь терпелив в намерении своем. На это хочешь по своей воле идти. Пускай же помыслу твоему не препятствует ни величие дер­жавы твоей, ни иное что земное и тленное да не помешает собственному твоему стремлению. Все это пусть минует тебя, да не ослабят твоего терпе­ния ласкательства друзей твоих, да не украдут твоей веры во Христа некими коварными словами и умыслами и отнюдь не слушай их нечестивые советы, но только возлюби, господин мой, единого Исуса Христа, возлюбившего нас от младых ногтей и предавшего Себя за нас. Тогда и я буду блаженна тебя ради во всех русских женах».

Так говорила блаженная великая княгиня Анна супругу своему, благочестивому князю Михаилу, чтобы он не отказался от доброго под­вига пострадать ради Христова имени. Он же, слыша такие слова, весьма удивлялся премуд­рости ее слов и премудрому ее совету и хвалил Бога, словно известие получил о Божией помо­щи на желанном пути к подвигу.

Видите, братия, как через жену подал ему Бог такой совет, и подивитесь этому премудрому со­вету блаженной и великой княгини Анны. Ибо не захотела, чтобы супруг ее в недолгом времени был прославляем, но вовеки блажен, и похваляем, и прославляем Богом за добрую славу. И не как Евва собеседовала с Адамом о вкушении от древа в раю, но как Ревека советовала о благо­словении сыну своему Иакову.

Князь же сказал ей с обрадованным лицом: «О, госпожа моя и супруга Анна! Живу с Хри­стом и, если умру, приобщусь к Нему. И что же­ланнее и возлюбленнее, чем умереть за имя Гос­пода Исуса Христа». И сказав это, умолк. За­тем призвал детей своих и поучал их страху Гос­подню и во всем велел им подражать доброй своей жизни. «Матери же своей, сказал, покоряйтесь и на нее взирайте, и непорочным делам ее и мно­гим добродетелям ее следуйте». В конце же при­бавил: «Если видите, сказал, ее делающую что-либо, и вы так же делайте, и мир Господень да будет с вами».

И разделив им наследственный удел свой, благословив каждому его город и приняв благо­словение епископа своего, блаженного Варсонофия, пошел в Орду, взяв с собою одного только сына, князя Константина, чтобы видел страдания его. И много плакал перед всем народом, мужа­ми и женами. Желающие же узнать об этом да прочтут о житии и страданиях блаженного и ве­ликого князя, как подвизался по доброй своей воле ради имени Господа нашего Исуса Хрис­та, и сколько от беззаконного и нечестивого царя и его бояр, более же всего от треклятого и зверо­образного варвара Кавгадыя принял поношения и унижения, ран и печалей, и различных муче­ний и притеснений. Под конец же принял бла­женную кончину, будучи усекновен мечом. И так, венцом мучения увенчан, славным подвигом жизненный путь окончил и веру сохранил.

В год 6827 (1319), месяца ноября в 22-й день тело же его пресвятое принесено было в славный город Тверь и положено было с честью, с пением псал­мов и песен духовных и со многими слезами все­го народа в соборной церкви, где и доныне бес­численные чудеса источает с верою приходящим к пресвятому гробу его и прикасающимся к мно­гоцелебным мощам его.

Благоверная же и благочестивая великая княгиня радовалась душою, весьма благодаря Бога, что сподобил супруга ее, великого князя Михаила пострадать за имя Его пресвятое и чудное и с доброй славой блаженную кончину принять. И, припадя на грудь с духовными сле­зами, словно живому, говорила: «Блажен ты ныне, господин мой великий княже, и поистине блажен будешь из рода в род, ибо пострадал ради Пост­радавшего за нас. И вот ныне отошел к возлю­бившему тебя Христу и там божественную и неизреченную Его славу видишь и вместе с Ангелами воспеваешь Пресвятую и Живоначальную Троицу. Ныне молю тебя: о, страдалец Хри­стов, да не оставишь меня окруженной обольще­ниями жизни этой, но позовешь к престолу Все­держителя Христа Бога нашего, достойна и я буду небесного чертога с мудрыми девами, чтобы не угас светильник души моей от доброго подвига. В тебе ныне обрела ходатая к Богу обо мне и крепкого молитвенника».

И так, долго молившись и целовав любезное пресвятое тело его и вместо многоразличных ароматов многими слезами обливая тело его, отошла в дом свой, славя и благодаря Христа Бога нашего и Его рождьшую Деву Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию.

 После этого благоверная княгиня Анна, пребывая в дому своем с сыном своим благоверным князем Константином Михайловичем, ибо этому юнейшему сыну князя тот славный город Тверь, отчий удел, в наследство достался, как горлица чадолюбивая, частыми вдовьими молитвами и многими мольбами непрестанно Бога молила, чтобы не лишил и ее достояния быть со святыми и наследия Небесного Царства. И многим постам и воздержаниям себя посвятила, кротостью и смирением украшаясь, и нищих питая, и странников с убогими повелевая в дом свой приводить и довольно им пищи и одежды подавая, сирот и вдовиц защищая, притесняющим препятствуя, наказывая и уча их не обижать нищих и сирот, так как сиротам, и вдовицам, и убогим помощник и заступник Отец наш Небесный.

Как и пророк говорит: «Терпение убогих не погибнет до конца». А также: «Сиру и убогу Ты буди помощник». И всякую неправду не­навидя, и всякое нечестие истребляя, уча и сына своего, благоверного князя Константина, любить Господа всем сердцем и всею душою, и непрес­танно перед собою подлинные заповеди его хра­нить и суд праведный вершить, ласкательств и льстивых словес вельмож гнушаться и иметь ко всем любовь равную, сирот и убогих от притесняющих их отнимать.

Такими плодами добродетелей процветая и Богу угождая, благочестивая и великая княги­ня Анна, подобно древним святым, помышляла, как бы отречься от мира и одному Богу служить в молчании, и Его милосердия истинно насы­щаться. Ибо, говорила: «Уязвлéнна есмь Того любовию; и вслед Твоего человеколюбия пойду». И молилась к Богу:: «Приими мя, женишé небесныи, Исусе Христе, Твоею любовию, и сопричти мя мудрым девам». И так, молясь Богу, исповедова­лась.

После этого блаженная, рассуждая в себе, говорила: «Если останусь в доме моем в такой чести и славе и покое, более же всего в тревогах и суете, истинно отлучена буду от Божией люб­ви и никогда не буду допущена в безмолвии с Единым Богом молитвою беседовать. И какая польза от этого будет, если человек и весь мир приобретет, душу же свою потеряет. Ибо и Моисей боговидец никогда бы не сподобился славу Божию видеть и в купине на горе Синай­ской закон принять, если бы только не удалился от славы называться сыном дочери фараоновой. Ради этого подобает служащим Богу со всем усердием на высоту добродетелей взойти, вся­кого покоя и славы мира этого удалиться, чтобы в Доме Божием поселиться и в безмолвии Богу служить. Ибо так Господь Исус Христос учит нас, говоря: «Аще кто не отвержется себе, сиречь пристрастия земнаго, и не вóзметъ креста своего и в след Мене грядет, не может Мой быти ученик». Этому слову святые отцы следовали и святые жены подражали, скитаясь в пустынях, и в горах, и в пещерах, и в ущельях земных, что удивления достойно, как и повсед­невной пищи лишаемы были, и озлобляемы бе­сами. Как божественный апостол Павел говорит: «Их же не достоин весь мир». За это и Бог про­славил их, ибо возлюбили Господа Бога всем сердцем. Что же даст мне мир этот и слава, богатство и красота века этого, и многие тревоги и смуты бывающие? Ибо невозможно одним оком смот­реть на небо, а другим на землю. Невозможно и весьма неудобно среди многих тревог от всего сердца Единому Богу служить, ибо соблазн века этого помрачает очи душевные, и озлобляет мысли, и мешает служащим Богу во всякой доб­родетели. За что Бог и лишил рая праотца на­шего Адама и Евву, когда увидели красоту древа, а от Бога заповедь имели не вкушать ничего ра­стущего. Разве не прельстилась Евва очами от древа? Разве не попользовался Адам? За что не только отпадением от рая пострадали, но и от Бога отлучились и смертью осудились. Разве я крепче их, буду в такой чести находиться и пе­ред глазами моими будет всякая честь и слава господства моего и, как царица, почитаема буду от бояр и от всех людей, и как могу я избежать уловления в сети диавольские? Ибо многие из многих, начав в тишине добродетель совершать, смиренными становились. Поэтому девственный сосуд, возлюбленный ученик Христов Иоанн Богослов говорит: «Не любите міра и яже в нем. Вся бо сущая видимаго сего міра похоть плотская, и похоть очнáя, и гордыня житейская».

 И так рассуждая в себе, блаженная и поис­тине благочестивая великая княгиня Анна вскоре к делу приступает, зная, что промедление к перемене помысла приводит. Тогда блаженная оставляет мир и распинается со Христом, оставляет дом и власть века этого и хочет поселиться в дому Божием, чтобы более понести тяготу и в общий двор водвориться, нежели жить в царских па­латах, иметь славу и власть мимотекущего века этого, преходящего, словно тень. Ибо и Моисей боговидец изволил страдать с людьми Божиими и терпеть поношение, как Христос, нежели иметь сладость временного греха и жить в дому фараоновом.

Поделиться: