Русская Церковь от крещения Руси до середины XVII века

Главная История Краткая история старообрядчества Русская Церковь от крещения Руси до середины XVII века

Русская Церковь от крещения Руси до середины XVII века

Крещение Руси в 988 году при святом равноапостольном великом князе Владимире было важнейшим событием руссокй истории. Со времени св. князя Владимира в течение более 600 лет русская Церковь расширялась и процветала, пребывая в единстве и мире.

Управление русской Церковью сначала находилось в Киеве. Во главе церкви стоял митрополит. Первыми митрополитами на Руси были греки, которые присылались из Константинополя греческими патриархами. Позднее русские митрополиты стали избираться собором русского духовенства и ездили в Константинополь для принятия поставления от греческого патриарха. Киевский митрополит ставил епископов на важнейшие русские города.

После разорения Киева (в 1240 году) войсками татарского хана Батыя местопребывание митрополита было перенесено во Владимир, а при св. митрополите Петре кафедра митрополита была учреждена в Москве.

В 1439 году во Флоренции (Италия) был созван церковный собор по вопросу соединения церквей — западной и восточной. Этого соединения желали византийский император и патриарх для того, чтобы заручиться помощью от римского папы в борьбе против турок, все более теснивших Византию. На Флорентийском соборе была принята уния (союз), по которой папа признавался главою обеих церквей: католической и православной, причем последняя должна была признать и католические догматы. За православной Церковью сохранялись лишь ее богослужебные обряды.

На собор во Флоренцию прибыл и московский митрополит Исидор — грек, присланный незадолго перед собором константинопольским патриархом. Он открыто примкнул к унии. По возвращении митрополита Исидора в Москву состоялся собор русского духовенства, который нашел действия митрополита неправильными, и он был низложен с первосвятительской кафедры. Вместо него собор избрал главой русской Церкви рязанского архиепископа Иону, который и был поставлен в митрополиты в 1448 году уже без утверждения константинопольского патриарха. С этого времени русские митрополиты стали избираться собором русского духовенства без утверждения и поставления византийским патриархом. Таким образом, русская Церковь приобрела независимость от греческой.

При митрополите Ионе на Руси произошло отделение юго-западной церкви от северо-восточной. Литовские князья с неудовольствием смотрели на зависимость духовенства и населения их земель от московского митрополита. По их настоянию в Киеве была учреждена особая митрополия. Митрополит Киевский продолжал назначаться константинопольским патриархом. Так образовались две русские митрополии: одна управляла северо-восточной частью России, другая — юго-западным краем. Юго-западная церковь вскоре подпала под влияние католичества; Русская же православная Церковь с центром в Москве, Церковь независимого, сильного, крепнущего государства, сохраняла чистоту православия.

В 1453 году Константинополь был взят турками и вся Византия подпала под турецкую власть. «Божья кара за измену Православию, за союз с папой-католиком постигла Византию», — говорили тогда в Москве, узнав о победе турок.

В 1551 году при царе Иоанне Васильевиче (Грозном) в Москве состоялся знаменитый церковный собор, получивший название Стоглавый, так как сборник его деяний состоял из ста глав. Этот собор оградил древневизантийские православные традиции, сохранившиеся на Руси, от новых религиозных веяний. Собор пригрозил строгими церковными прещениями тем, кто дерзнул бы нарушать правила святых апостолов, искажать или отметать старые обряды и предания св. Церкви.

В 1589 году при царе Феодоре Иоанновиче в Москву приехал восточный патриарх Иеремия. Его пребывание в Москве русская Церковь использовала для учреждения в России патриархии. В тот же год митрополит Московский Иов был возведен в сан всероссийского патриарха. Обращаясь к царю Феодору, патриарх Иеремия сказал: «Ветхий Рим пал от ересей, вторым Римом — Константинополем — завладели агарянские внуки — турки; твое же великое Российское царство — Третий Рим — всех превзошло благочестием» (В. О. Ключевский. Курс русской истории. М., 1957, ч. 3, с. 293).

Но именно в то время, когда русская Церковь достигла наибольшего величия и расцвета, в ней произошел раскол, разделивший русских людей. Это печальное событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона во второй половине XVII столетия.

Поделиться: