О деятельности комиссии по диалогу с РПЦ (Доклад на Освященном Соборе РПСЦ 22 октября 2015 г.) | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Документы О деятельности комиссии по диалогу с РПЦ (Доклад на Освященном Соборе РПСЦ 22 октября 2015 г.)

Навигация по документам

Раздел документов — это летопись нашей Церкви. В новой версии сайта мы хорошенько поработали над структурой и собрали все важные постановления в одном доступном месте. Также в этом разделе мы публикуем богослужебный устав по месяцам.

О деятельности комиссии по диалогу с РПЦ (Доклад на Освященном Соборе РПСЦ 22 октября 2015 г.)

Большинство окружающих нас людей сегодня считают себя «православными», не понимая точного смысла этого слова, и относят себя к юрисдикции Московского Патриархата, хотя подавляющая часть их не воцерковлены. Свои суждения по духовным вопросам эти люди строят по высказываниям духовных лидеров, а так же по фразам, выхваченным из СМИ или прочитанным в случайных книжках. О старой вере большинство новообрядцев не имеет информации, а от своих пастырей им иногда приходится слышать различного рода предостережения или прямые хулы. В свою очередь, большинство пастырей и сами не имеют правильного представления по этому вопросу, а довольствуются тем, что вычитали на страницах миссионерской литературы или услышали от старших наставников. Всему этому способствует отсутствие обоснованной позиции РПЦ в вопросе отношения к старообрядческой иерархии.

Нельзя забывать, что и сегодня в церковных и светских архивах хранятся многие тысячи документов, а в библиотеках — сотни наименований различных книг антистарообрядческой направленности. Несмотря на всю необоснованность и лживость этих произведений, они официально никем не осуждены, а потому и сегодня нередко находятся любители пересказать в печати старые мифы или запустить в эфир новые домыслы о старой вере.

В результате этого многие люди, которые пытаются разобраться в вопросах истории церкви и тонкостях церковного предания, наталкиваются на серьезные препятствия, и, зачастую, на этом их духовный поиск прекращается. Мы осознаем, что с церковно-канонической точки зрения новообрядцы пребывают в духовном заблуждении, что они в силу принятых в РПЦ многочисленных нововведений и искажений древней церковной традиции отлучили себя от евхаристического единства древней Христовой Церкви. Однако нельзя отрицать и того, что многие последователи нового обряда непритворно хранят веру в Господа и многими полезными и важными делами подкрепляют свою веру.

Созданию данной комиссии, как это бывает, неожиданно поспособствовал случай. В 2013 году между митрополитом Иларионом (Алфеевым), руководителем Отдела внешних церковных связей МП, и митрополитом Корнилием, Предстоятелем РПСЦ возникла переписка по некоему частному вопросу. Эта переписка привела стороны к необходимости уточнения официального отношения Московского Патриархата к старообрядческой Белокриницкой иерархии. В одном из своих писем митрополит Иларион выступил с предложением: «…Если вы сочтёте это уместным, можно создать для этого двустороннюю рабочую группу или избрать иную форму ведения диалога» (исх. № 04/1891 от 30 декабря 2013 г.).

В другом своем письме митрополит Иларион, цитируя действующие документы Синодального периода, комментирует сложившуюся ситуацию следующим образом: «К концу XIX столетия, когда отношение к старообрядчеству постепенно менялось, вопрос канонической легитимности Белокриницкой иерархии изучался на соответствующих кафедрах духовных академий, на миссионерских съездах 1885, 1887, 1891 гг. и в трудах отдельных авторов. Тем не менее, достаточных оснований для пересмотра прежнего отношения к достоинству Белокриницкой иерархии не усматривалось и каких-либо принципиально новых решений по сему вопросу не принималось. В настоящее время не видится препятствий для инициирования нового тщательного рассмотрения обстоятельств возникновения Белокриницкой иерархии. Новые исторические сведения, на которые было богато прошлое столетие, должны быть изучены и осмыслены. Мне представляется важным, чтобы оценка этих сведений происходила и в совместном их обсуждении, что давало бы возможность не только лучше понять иную сторону, но и иметь надежды на добрые плоды и развитие взаимоотношений» (исх. № 04/1033 от 6 мая 2014 г.).

Как видно из приведенных фрагментов переписки, митрополит Иларион не стал защищать решения синодальной церкви, порожденные в прежние времена. Более того: руководитель ОВЦС пригласил нас к совместному обсуждению официальной позиции РПЦ в вопросе о каноническом статусе Белокриницкой иерархии.

Данное предложение митрополита Илариона было вынесено в повестку дня Совета митрополии РПСЦ, проходившего 4-5 февраля 2015 г. Решение о создании комиссии содержится в п.6 Постановлений указанного Совета митрополии.

Смысл всей состоявшейся переписки сводится к тому, что представители Московского патриархата предлагают нам вступить в двусторонний диалог и фактически просят нас дать ответ о нашем уповании. Как же нам, православным христианам, следует поступать в данном случае? Ответ на этот практический вопрос мы находим в апостольском призыве: «[будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15). Это фактически означает для нас прямую обязанность вступить в предлагаемый диалог, считая его, прежде всего,  делом христианской проповеди!

Однако кто-то, может быть, считает, что никакого диалога, никакой беседы с еретиками допустить невозможно, пока они не покаются? Однако такое мнение глубоко ошибочно, а апостольская практика напрямую научает нас богоугодному общению с еретиками: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:10). Эти слова апостола можно понимать так, что еретика необходимо увещать неоднократно – прежде, чем совершенно разорвать с ним общение. Необходимо совершить добросовестную попытку его вразумления, и даже не менее двух попыток, а такое возможно осуществить только в процессе общения, поскольку никто не сможет увещать и вразумлять, не общаясь.

Так человеколюбие Божие проявляет себя в том, чтобы даже и заблуждающимся в вере указать путь спасения и неоднократно призвать их обратиться к истине. С другой стороны, и для каждого из нас – постараться помочь хотя бы одному из миллионов русских христиан, преодолев вековую завесу клеветы и лжи, составить свое адекватное мнение о старой вере и древлецерковных традициях благочестия – это есть наша благородная христианская задача. Каждый православный христианин имеет право  и должен быть готов общаться с теми, кто сегодня пребывает в духовном заблуждении — именно с целью способствовать их скорейшему обращению к истине. Конечно же, наше отношение к заблуждающимся должно быть доброжелательным, исполненным милосердия, терпения и христианской любви.

В письме митрополита Илариона от 30.12.2014 г. был определен состав рабочей группы от Русской Православной Церкви: 1) протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии, председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви; 2) протоиерей Игорь Якимчук, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям; 3) иерей Иоанн Миролюбов, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

В ответном письме митрополита Корнилия от 15.02.2015 г. был назван состав комиссии от Русской Православной Старообрядческой Церкви: 1) протоиерей Евгений Чунин; 2) иерей Вадим Коровин, 3) иерей Александр Панкратов, 4) А.В. Антонов.

Первая встреча делегаций состоялась 31 марта с.г. в Доме причта на Рогожском. Возглавить делегацию РПСЦ в этот раз пожелал митрополит Корнилий лично. В процессе совместного заседания стороны обменялись суждениями о возможных форматах дальнейшего взаимодействия. Представители Московского патриархата озвучили несколько традиционных сомнений в легитимности Белокриницкой иерархии: единоличное рукоположение епископа, каноничность действий митрополита Амвросия вне благословения своего священноначалия, каноничность действий на территории иной церкви. Однако стороны условились, что делегация РПЦ подготовит и направит в старообрядческую митрополию официальный список вопросов для последующего рассмотрения комиссией.

Конечно, трудно надеяться, что деятельность этой комиссии принесет скорые благостные плоды. Однако продолжение начавшихся совместных трудов, при условии взаимного стремления к укреплению доверия и взаимопонимания, все-таки сулит надежды на достижение богоугодного успеха.

 

протоиерей Евгений Чунин

Поделиться: