Иже во свв. отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константиня-града (389) [Пл].
Явление иконы Пресвятыя Богородицы «Утоли моя печали» («Утолимыя печали») (1640).
Прпп. отец наших Пугилия (Поплия, ок. 380) и Мария певца (ок. 430), сирийских. Св. мц. Фелицаты и седми сыновей ея: Кануария (Иануария), Феликса, Силвана, Александра, Виталия, Филиппа и Марциела (Марциала) (ок. 120–164). Свт. Кастина, еп. Византийскаго (III). Прп. Аполлоса (IV). Прп. Димитрия, обличителя иконоборцем (VIII). Св. мч. Медулы. Свт. Моисея, архиеп. Новгородскаго (1362).
Григорий Богослов родился в христианской семье знатного рода в Арианзе (близ г. Назианза в Каппадокии). Сын св. Григория, еп. Назианза (память 1 января) и св. Нонны (память 5 августа), под руководством которой и получил свое первоначальное воспитание и образование. Св. Григорий получил самое полное и разностороннее образование, пройдя курс наук в Кесарии Каппадокийской, Александрии и Афинах, где он учился вместе с св. Василием Великим. Некоторое время преподавал красноречие в Афинах. В 358 г. Григорий, покинув Афины, вернулся в Назианз к родителям и, почти в 30-летнем возрасте, принял крещение от своего отца. Теперь для него «более значило быть последним у Бога, чем первым у царя». Некоторое время подвизался в пустыне вместе с св. Василием Великим. Через 3 года по требованию отца вернулся в город и был посвящен во презвитеры и помогал отцу в служении и управлении паствой. В 378 г. дал согласие возглавить Константинопольскую кафедру. В это время повсюду господствовали еретики. Православные собирались только в одной небольшой домовой церкви родственников святого, которую святитель назвал Анастасия («Воскресение»), веря, что именно в этом небольшом храме и воскреснет Православие. Много потрудился в деле борьбы с разного рода еретиками, искажавшими догматы христианской веры. Глубоко и тщательно исследуя Свящ. Писание, святитель Христов пункт за пунктом опровергает положение еретических учений и излагает, четко и ясно формулируя, спасительные догматические истины христианского богословия. В 381 г. на 2-м Вселенском Соборе был утвержден в сане Константинопольского патриарха. По кончине св. Мелетия, патр. Антиохийскаго, председательствовал на Соборе. Ради мира Церкви оставил Константинопольскую кафедру и удалился в уединение на родину. Называется Богословом за свое высокое учение о Св. Троице. Оставил после себя много проповедей, слов, писем и стихов духовного содержания. Мирно скончался и погребен в Назианзе.
На Утр. Ев. Ин. 35 (от полу). На Лит. Ап. Тим. 295, Кор. 151, Ев. Лк. 103, Ин. 36.
Поклоны все поясные.