Главная Устав Богослужебный устав на воскресные и праздничные дни января 2016 г.

Богослужебный устав на воскресные и праздничные дни января 2016 г.

Седмица 33-я по Пятьдесятнице

Четверг, 1 января (здесь и далее даты по старому стилю)

Обрезание Господне и память св. Василия Великаго

Служба по Минее, праздн. и свт. (Пл)

Вечерня. Каф. 1-я, «Блажен муж», 1-я «слава». Возв. (т.е. стихи возвашных псалмов) на гл. 8-и. Стих. (здесь и далее сокращение «стих.» означает «стихеры») на 8: праздн. 4 и свт. 4, сл., свт., и ныне, праздн. Прок. дню, «Боже во Имя Твое», паремии 3. Литии несть. Стихов. (со славн.; здесь и далее сокращение «стихов.» означает «стиховна») свт., и ныне, праздн. По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт., сл., и ныне, праздн. Отпуст: «Приемыи по закону осмодневное Обрезание, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии каппадокийския, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Павечерница малая. Канона несть, по Трисв. конд. свт., сл., и ныне, праздн. Отп. мал., прощение, помянн. за упокой несть.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 1-и, троп. праздн. 2жды, сл., свт., и ныне, праздн. Каф. 13-я, 14-я. По них сед. праздн., сл., и ныне, той же. Пл. и велич. свт., пс. «Услышите сия». Антиф. 1-й 4-го гл., «От юности». Прок. и Ев. свт., Ин. 36. По 50-м пс. «слава», «Молитв ради святителя». Стих. свт. Каноны: праздн. со ирм. на 6, ирм. 2жды, запев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», троп. на 4 (2 по 2жды) и свт. на 8 (где 5 троп., 1-е 3 по 2жды, где 6, 1-е 2 по 2жды, проч. по един.). Запев свт.: «Святителю Христов Василие, моли Бога о нас». Катав. Богоявл., ирм. обоих творцов по клир. По 3-й п. конд. праздн., сед. свт. 2жды, сл., и ныне, праздн. По 6-й п. конд. и ик. свт. На 9-й п. «Честнейшую» не поем, но припевы (по Ирмосам или Обиходу). Ирм. 9-й п. с покл. поясн., в каноне свт. к Богор. припев «Величай душе моя Честнейшую». По 9-й п. на сходе к 1-й катав. припев праздн. и ирм. «Недоумеет», ко 2-й «Величай душе моя Честнейшую», ирм. «О выше ума» и покл. земн. Свет. свт. 2жды, сл., и ныне, праздн. Хвалитн. стих. на 4 наряду, со славн. По Славосл. вел. троп. свт., сл., и ныне, праздн., и пр. обычн. Отп. пред 1-м ч. иже на веч.

Часы. Троп.праздн.,сл.,свт., конд. праздн. и свт. премен. По 1-м ч. отп. мал., прощения несть, т.к. не Бд.

Полунощница повседневная, каф. 17-я, по 1-м Трисв. троп. праздн., по 2-м конд. Отп. мал., прощение, помянн. за упокой несть.

По часех пред лит. отп. обычн., помин. «и иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии каппадокийския», и прощение.

Литургия св. Василия Великаго. Блаж. на 8: свт. п. 3-я и 6-я; ин устав: праздн. п. 3-я, свт. 6-я. По входе троп. праздн., свт., сл., конд. ему, и ныне, конд. праздн.

 

Прок. и аллил. праздн. (прок. и 1-й ст.(здесь и далее сокращение «ст.» означает «стих») аллил. см. в Ап. в Нед. пред Просвещением, 2-й же ст. аллил. 1 янв. наряду) и свт. (т.к. Рожество Христово 2015 г. (по ст.ст.) было в четверг, см. Большой Устав, л. 366; здесь и далее ссылки на посл. изд.: Верещагино, 2009), Ап. праздн. и свт. (указ об Ап. и Ев. свт. — в Минее праздн. 1 янв. и в Ев. служебном, л. 218 об.):

Кол. 254, Евр. 318(1-е). Ев. тако же: Лк. 6, Лк. 24.

Ряд. Ап. и Ев. не чтем ввиду отступки.

Задост. «О Тебе радуется». Прич. «Хвалите» и «В память вечную», отп. иже на веч.

 

Воскресение, 4 января

Неделя пред Просвещением, 33-я по Пятьдесятнице. Глас 8-и

Служба   воскресна   во Октае и в Минее Предпразднеству   Богоявления и свв. ап. седмидесяти. Службу прп. Феоктисту оставляем или поем на павечернице.

Малая вечерня. Стих. воскр. и Богородице во Октае гл., и проч. все   по   обычаю.

Павечерница малая. Канон   Предпр.,   иже в   в   Минее   на павеч. наряду, на 8,   ирм. 2жды, троп. на 6 (где 3 троп., каждый по 2жды, где 2 — по 3жды), запев   «Слава   Тебе,   Боже   наш,   слава   Тебе». По каждой песни   поем   катавасию,   ирм. той же. По каждой песни   поем   катавасию,   ирм. канона   Предпр. По   3-й и 6-й п.   чтений несть. На 8-й п. пред 5-м стихом запев «Благословим», по   8-й   п. поем «Хвалим, благословим»,  катавасия   и покл. в пояс. Ирм. 9-й п. с   покл. поясн. По   9-й   п.   катавасия   ирм. 9-й песни   канона   Предпраздн., «Странствия Владычня», и покл. земн. По Трисвятом и Отче наш   конд.   воскр.,   слава,   и ныне, Предпр., «Во струях днесь»; ин устав (Предисл. во Окт. и Минее праздн.): един конд. Предпр. Отпуст малый,   «преподобных и   богоносных»,   помянника   за упокой несть.

Аще же поем и прп. Феоктисту, канона 2: Предпр. по вышеуказ. и прп.   канон   на   4,   запев:   «Преподобне отче   Феоктисте, моли Бога о нас». По кажд. песни катав., ирм. канона Предпр. По 3-й п.   сед. прп., «Упас богоугодно», сл., и ныне, сед. Предпр. наряду, «Исусу   рождьшуся». По   6-й п. по Часослову конд.   прп., «Яко ангел». На 8-й п. канона прп. пред 3-м стихом запев «Благословим», по   8-й   п. поем «Хвалим, благословим», катавасия и покл. в пояс. Ирм. 9-й п. с покл. поясн. По 9-й п. катавасии не   поем, но   чтем возв. стих.   прп. 2, с запевами канона его, слава, 3-я, «Кроток и незлобив», и ныне, ирм. 9-й песни   канона   Предпраздн., «Странствия», и покл. земн., пр. по вышеуказ.  

Великая   вечерня. Каф. 1-я, «Блажен муж», вся (бывает в субботу на вел. веч. всегда, кр. Вел. Суботы), возв. на гл. 8-и. Стих. на 10: воскр. 4, Предпр. 3 (с веч. стихов. дня сего, «Сыи огнь», и пр. 2) и свв. ап. 3 ( «Клеопу и Андроника» и пр. 2).   Слава, Предпр., возв. славн., «Светел убо», и ныне, догматик гл., «Царь Небесныи». На литии стих.   храму, таже Предпр.: хвалитн. славн. 1-й, «Да свершится», утр. стихов. вся,  кр.    славн. Слава, 2-й хвалитн. славн., «Ты Израиля», и ныне, славн. утр. стихов.,    «Светлейши   Солнца». Инии же поют на литии и хвалитн. стих. Предпр. все, тогда они абие по стих. храму, с 1-м славн., пр. по вышеуказ. Стихов. воскр., сл., и ныне, Предпр., славн. веч. стихов., «Грядет ко Иордану». По «Ныне отпущаеши» и Отче наш   «Богородице Дево», 2жды,   и   Предпр. троп., «Готовися   Заулоне», единожды.

Аще не Бд, по Отче наш троп. воскр., сл., ап., «Апостоли святии», и ныне, Предпр., «Готовися». Отпуст иже на утр. пред 1-м ч., в нач. «Христос, истинныи…», Крест не помин.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 8-и,   троп.   воскр.   2жды,   сл., ап., и ныне,  Предпр., «Готовися Заулоне». Каф. 2-я, 3-я, 17-я,   сед.   воскр.   во Октае. По первых   сед.   (по каф. 2-й) слава,   и ныне,   Богор.   воскр. 8-го   гл., «Иже нас ради». Пл. не поем. До канона   все   воскр.   по обычаю. Ев. 11-е, Ин. 67. Каноны: воскр.   со   ирм.   на 4,    Богор. на 2 (1-е 2 тропаря за един),   Предпр.    на   4 (запев   «Слава Тебе, Боже наш, слава   Тебе») и ап. на 4 (запев «Святии   апостоли,   молите   Бога о нас»). Катавасия   Богоявл.,   «Глубине». По 3-й п. конд.   Предпр., «Во струях   днесь»,   и   икос (иже по 6-й п.), конд. ап., «Звезды светлыя», сед.   им, «Столпи непоколебимии»,   слава,   и ныне,  сед. Предпр. наряду, «Исусу рождьшуся». По 6-й п.   конд. и   икос   воскр. (согл. Предисл. в Минее праздн.). По 8-й п. поем «Честнейшую» (бывает на воскр. утр. всегда, кр. особо указ. в Уставе случаев). По катав. 9-й п., «Недоумеет», — «Достойно есть», и покл. земн. «Свят Господь Бог наш» на гл. 8-и (бывает на воскр. утр. всегда, кр. особо указ. в Уставе случаев). По   9-й   п.   светилен   воскр. 11 – й, «По божественом», 2жды,   слава, и ныне, Предпр., «Готовися Заулоне». Хвалитн.   стих. на 8:   воскр. 4 и Предпр. 4, последние   2 стих. — со стихами Предпр., иже на стихов.   веч. и   утр. Инии же поют хвалитн. стих. Предпр. в литию, якоже тамо указ., тогда зде все стих. воскр. Слава, Ев. стих. 11-я, «Являя Себе», и ныне, «Пребл.   еси». По Славословии   великом троп. воскр., «Воскрес из гроба». Отпуст пред 1-м часом: «Воскрес из   мертвых, Христос,   истинныи   Бог   наш,   молитвами   Пречистыя   Его Матере, силою   Честнаго и Животворящаго Креста,   святых   славных и   всехвальных   апостол, и   святых апостол седмидесяти, и   преподобнаго отца нашего Феоктиста, иже в Кукуме сикилийстем,   и   всех ради   святых,   помилует и   спасет   нас,   яко благ и   человеколюбец».

На   1-м   часе и проч. часех   троп. воскр.,   слава, Предпр., по Отче наш   конд.   Предпр. и воскр. пременяем. Отпуст   малый,   «преподобных и богоносных» (в начале — «Воскрес из мертвых …»), и, аще пели Бд,   прощение.

Полунощница   воскресна, 8-го   гл., конд. воскр.

На литургии   блаж. на 10: воскр. на 6 (вси троп. по един., точию 2 иже пред Троичн. за един, Богор. оставл.), и Предпр. п. 3-я, на 4 (1-й троп. 2жды). По входе   троп. воскр., Предпр.,   храму   Богор.,   храмом свв., конд. воскр.,   Предпр., слава, храму св., и ныне, храму Богор.;   аще несть храма Богор., и ныне, конд. Предпр. Ин устав: конд. храму Богор. абие по воскр., сл., конд. храму св., и ныне, конд. Предпр. (Большой Устав, л.828 об., Часосл.,л. 135). Прок. и аллил.   Недели пред Просвещением и ап., Ап. Тим. 298, Рим. 96, Ев. Мр. 1, Лк. 50. Ряд. Ап. и Ев. не чтем ввиду отступки. По «Изрядно» — «Достойно есть». Причастны «Хвалите» и «Во всю землю». Отп. иже на утр. пред 1-м ч.

 

Седмица 34-я по Пятьдесятнице

Понедельник, 5 января

Крещенский сочельник. Служба Царских часов

На веч., павеч. и утр. служба вся в Минее   наряду, Предпразднеству Богоявления, свв. мч. Феопенту и Феоне и прп. Сигклитикии.

Вечерня. Каф. несть (понеже служба в неделю вечер), возв. стих. на 6: прп. 3, и мч. 3, слава, и ныне, Предпр., «Готовися Иордане». Выхода несть, «Свете   тихии» чтением. Прок. дню, «Се ныне». Абие чтем «Сподоби, Господи», и ект. «Исполним вечерняя». Стихов. Предпр. По «Ныне отпущаеши» и Отче наш троп. Предпр., «Возвращашеся иногда». Ект. «Помилуй нас, Боже», и отпуст: «Христос,   истинныи   Бог   наш,   молитвами   Пречистыя   Его   Матере,  заступлением честных Небесных Сил безплотных,   и святых   мученик Феопента и Феоны, и преподобныя   матере   нашея   Сигклитикии,     и   всех   ради   святых,   помилует и     спасет   нас,   яко благ и   человеколюбец».

Павечерница малая. Канон Предпр.,   иже в   в   Минее   на павеч. наряду, на 8,   ирм. 2жды, троп. на 6 (где 3 троп., кажд. по 2жды; где 4, 1-е 2 по 2жды, проч. по един.), запев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к предпоследнему стиху запев «слава», к последнему «и ныне». По каждой песни   поем катавасию,   ирм. канона   Предпр. По 3-й и 6-й п. чтений несть. Пред 5-м стихом 8-й п. канона запев «Благословим», по 8-й п. поем «Хвалим, благословим», катавасия и покл. в землю. Ирм. 9-й п. с покл. земн. По 9-й п. катавасия и покл. земн. По Трисвятом и Отче наш конд. Предпр., «Во струях днесь». Отпуст малый, «преподобных и богоносных», помянника   за упокой несть.

Утреня. Начало   вседневное, по Часослову, от Трисвятаго и двух   псалмов. «Бог Господь» на гл. 4-и, троп. Предпр., «Возвращашеся», 3жды. Каф. две, 4-я, 5-я, сед. по них в Минее наряду (сед., сл., и ныне, другии). По посл. сед. (по 2-й (5-й) каф., «Велие Солнце») — пс. 50 и возглас пред каноном, «Милостию и щедротами». Канона 3: Предпр. с ирм. на 6, ирм. по 2жды, троп. на 4 (1-й 2жды; запев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»), прп. на 4 (запев «Преподобная   мати Сигклитикие, моли Бога о нас») и мч. на 4 (запев «Святии мученицы Феопенте и Феоно, молите Бога о нас»). Катавасия — ирм. последнего канона (мч.). По 3-й п. сед. прп., «Постных превозшла», сл., мч., «Богопосланник явлься», и ныне, Предпр., «Великии дождь». В Большом же Уставе (л. 390 об.) указан по 3-й п. канона пред сед.   сей конд. Предпр.: «Иорданскими водами очищая мир Господь, днесь восходити начиная, тайная сокровенная, очищение являя сущим в мире, разума сияние. Дух бо родителев послушествова, яко се есть возлюбленныи мой Сын, и вкупе соприсносущныи». По 6-й п. конд. Предпр., «Во струях днесь», и икос. Или конд. Предпр. «Всех Христе» ( в Часослове 5 янв.), с икосом от конд. «Во струях» (Большой Устав, л. 391). По 8-й п. поем «Честнейшую», по катав. 9-й п. «Достойно есть». Свет. Предпр., «Яко виде Тя», сл., и ныне, той же. Хвалит. стих. на 4, Предпр., в Минее наряду, и «слава», и «и ныне» там же. Таже чтец: «Слава показавшему нам свет», и чтет Славословие по Часослову. Ект. «Исполним заутренняя». Стихов. Предпр. наряду. «Благо есть» и Трисвятое по Отче наш, по возгл. троп. Предпр., «Возвращашеся». Ект. «Помилуй нас, Боже» и отп., иже на веч. 1-й же час не   присовокупляем, понеже заутра поем Царския   часы, начиная   с 1-го.

Аще в сей день литургия, иерей совершает входное и начинает проскомидию до полунощницы, при чтении ея продолжает просфиромисание, прерывает его на время Царских часов, а завершает, покрывает   Предложение и кадит в начале великой вечерни, при пении возвашных псалмов и стихер. Аще же между Царскими часами и вечерней расход на довольное время, входное и начало проскомидии могут совершаться пред вечерней, покрытие же Предложения и каждение   якоже выше указася. Неции же покрывают Предложение во время чтения паремий на вечерни, и тогда каждение св. алтаря по окончании проскомидии совершается на Апостоле.              

Полунощница повседневная, троп. обычн., отп. малый, «преподобных и богоносных» и помянник за   упокой.

Часы Царския поем по Минее, якоже   тамо наряду указася. Пред началом   часов   отверзаются   Царские врата, чрез них иерей выносит св. Евангелие (аще есть диакон, предходит   с кадилом), пред ним – пономарь со свещею выносной, и   полагает на аналое среди   церкви. Царские врата   остаются   отверстыми   до   прочтения св. Евангелия на 9-м ч., после чего св. Евангелие   вновь   относится   во   св. алтарь Царскими   вратами   и они   затворяются. Перед каждым часом —   возгл. «Благословен   Бог», далее   на   1-м ч.   «Царю    Небесныи»,   и прочее   до   «Приидите,   поклонимся»,   на   3-м —   Трисвятое,   и   до   «Приидите,   поклонимся»,   на 6-м и 9-м —   абие   «Аминь. Приидите, поклонимся».

На 1-м ч. в начале, на псалмах, бывает каждение св. Евангелия   на   аналое (крестообразно, «якоже престол»), св. алтаря,   иконостаса, клирошан,   образов   по всему   храму   и   молящихся.   В нач. 3-го, 6-го и   9-го ч.   каждения   не   бывает (Устав   свт. Арсения Уральск., л. 93 об.). Аще есть диакон, на 1-м часе   и на Ап. кадит он; ин устав: в нач. 1-го ч. кадит иерей (аще есть диакон – предходит со свещею), на Ап. же един диакон. Во   время   чтения   Ап. на 3-м и 6-м ч. кадят точию Евангелие на аналое (указанным выше образом), иконостас и клироса (аще   диакон — в конце кадит иерея). На 9-м ч. во время чтения   Ап. (и Ев. – Большой   Устав, л. 344) —   каждение   св. алтаря, всего   храма и   молящихся, якоже   на 1 ч.

Ин устав каждения на Царских часах (календарь изд. Донской и Кавказской еп. на 2009 г., с. 109). Пред начальным возгласом 1-го часа, «Благословен Бог», — каждение образа праздника   (справа от   аналоя со св. Евангелием,   или   перед ним,   посреди   церкви) и св. Евангелия — крестообразно, «якоже   престол». Полное каждение, якоже выше указася на псалмах 1-го ч. — на 1-м и 9-м часах, и на Ап. этих часов. Краткое каждение, якоже выше указася на Ап. 3-го и 6-го ч., — на псалмах   этих часов, а также на   их Ап.

По «Приидите, поклонимся» на каждом   часе   чтем   три   псалма. Посем сл., и ныне, «аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (3жды, с покл.), сл., троп. Предпр., и ныне, Богородичен (1-я часть). Таже поют   троп. Царск. часов, по 2жды: 1-й — без стихов, 2-й — со стихами, 3-й — со «слава» и «и ныне». На 9-м ч. посл. троп. (стихеру), «Руку Твою», первее   чтет   канонарх, таже сл., и ныне, поет клирос (или оба лика на сходе). Многолетия царю (и прочие, иже в Минее на 9-м ч. наряду) в современной практике опускаются. По троп. иерей (или диакон) возгл. «Вонмем!», иерей: «Мир всем!», чтец: «И духови твоему!». Иерей (или диакон): «Премудрость!», чтец: «Глас (иже тамо наряду)» (сказывается точию «глас», т.к. по прокимне   чтется паремия, якоже в будничных службах Великаго поста), и возглашается прокимен. Певцы повторяют его пением (на глас). Затем чтец —   стих, певцы   повторяют прокимен. Таже чтец — прокимен до половины,   певцы — вторую половину прокимна. Чтец – заглавие паремии («От пророчества …»), иерей (или диакон): «Вонмем!», и чтется   паремия. По окончании   ея   иерей (или диакон): «Премудрость!», чтец — надписание Ап., иерей (или диакон): «Вонмем!». Ап. на Царск. часех в навеч. Богоявл.: Деян. 33, Деян. 42, Рим. 91, Тит. 302. Неции же пред прок. возгл. «Вонмем!» и пр. не говорят, но абие «Премудрость!» и пр., якоже выше указ. По окончании Ап. иерей (или диакон): «Премудрость прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «От (именует евангелиста) святаго Евангелия   чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи» (напевом, иже на утрени и молебне), иерей (или диакон): «Вонмем!». Ев. на Царск. часех в навеч. Богоявл.: Мф.5, Мр.1, Мр.2, Мф.6. По Ев. лик «Слава Тебе, Господи» (тем же напевом), и на клиросе   чтут   2-ю   часть Богор. часом. Таже Трисв. по Отче наш, возгл. «Яко Твое есть царство» и конд. Предпр., «Во струях». «Господи, помилуй», 40, «Иже на всяко время», и далее по обычаю, якоже на часех всего лета, и якоже   наряду в Минее указася. По «именем Господним благослови, отче» на 1-м и 9-м ч. возгл. «Боже, ущедри   ны», на   3-м и 6-м, —   «За   молитв».

На   «славе»   9-го   ч.   по   молитве «Владыко Господи Исусе   Христе»   — «Благослови   душе моя   Господа», сл., «Хвали», и   ныне, «Единородныи Сын». Таже «Во царствии Си», и блаженна «скоро без пения. Не глаголем же на блаженнах песней, иже в Минеи, ни Ап., ни Ев.» (Большой Устав, л. 394 об.). Таже «Помяни нас, Господи», и   прочее   Обедницы по Часослову. По «Ослаби,   остави» и Отче   наш   конд. Предпр., «Во струях», «Господи, помилуй», 40, и «Всесвятая Троице». Аще несть литургии, посем «Буди Имя», 3жды, и пс. 33-й. При конце его (аще же литургия —   при конце молитвы «Всесвятая») иерей (или диакон) отверзает Царские врата и возгл.: «Премудрость!», певцы — «Достойно есть» (до полу). Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас» Певцы: «Честнейшую херувим и славнейшую…», и покл. земн. Иерей: «Слава Тебе, Боже наш, упование   наше,   слава Тебе», певцы: «слава, и ныне (полностью), Господи, помилуй (2жды), Господи, благослови» (с покл. поясн.). Иерей – отп., иже на   веч. (аще лит., и расхода по часех несть, помин. и «иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии каппадокийския», и прощение, якоже обычн. пред лит.). Певцы: «Аминь, Господи, помилуй» (3жды).

 

Более пространный указ служения Царских часов, по чину «честных и великих монастырей, иже в велицей России»: Большой Устав, лл. 344 – 350 об., 392 – 396 об., календарь изд. Донской и Кавказской   еп. на 2009 г., с. 109 — 110.

Посем, где принято, бывает расход. А где расхода не бывает, абие начинаем великую вечерню (она же и литургия св. Василия Великаго). Возгл. «Благословенно   Царство», и   абие чтец: «Аминь, Царю Небесныи» и пр., до «Приидите, поклонимся» Аще по Царск. часах   расхода не было, по нач. возгл. иерея чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся». Пс. 103 чтением. Пред псаломом, по «Приидите, поклонимся», иерей затворяет Царские врата (завеса же   остается отверстой) и исходит на амвон северной дверью иконостаса, творит пред Царск. вратами 3 покл. поясн., и по одному, без крестнаго знамения, — на   кажд. из клиросов, таже (от обычая, осенив себя крестным знамением) чтет вечерние   молитвы по Служебнику. По великой ект. каф. несть, но абие   «возвахи» на гл. 2-и. Возв. стих. на 8, в Минее наряду (4 по 2жды), и славн. там же, «Преклонил еси». Выход с Евангелием, «Свете тихии» пением, прок. дню, «Господь услышит мя». И абие иерей (или диакон): «Премудрость!», чтец — заглавие   первой   паремии («От Бытия   чтение»), иерей (или диакон): «Вонмем!», и чтется паремия. Царские врата затворяются. По 3-х паремиях   чтец: «Глас   пятыи. Явился   еси…», и прочее   тропаря до конца. Иерей (или диакон) отверзает Царск. врата, конец тропаря, «Да просветиши», первый раз поют в алтаре. Чтец чтет стихи, и «слава», и «и ныне», а к ним по клиросам припевают «Да просветиши». В конце чтец вновь чтет троп. «Явился еси», и сам поет конец его. Царские   врата затворяются. Чтутся следующ. 3 паремии. По них паки отверзаются Царские врата и чтется ин троп., гл. 6-и, и стихи, с пением   концов «Где бо бы имел» в алтаре, на клиросах и в конце самим чтецом, якоже выше указася. Затем следуют   оставшиеся 7 паремий. Их чтут   при   закрытых Царск. вратах, при конце же последней   паремии Царск. врата отверзаются, иерей (или   диакон) глаголет   ект. малую, «Паки и паки». По   ней   иерей — возгл. Трисвятому, «Яко   свят еси», и певцы — Трисвятое, на напев обеденный, и прочее литургии св. Василия Великаго. Ап. Кор. 143 (прок. и аллил. во Ап. наряду), Ев. Лк. 9. Задост. «О Тебе радуется», прич. един, «Хвалите». По заамвонн. молитве (по «Аминь») иерей возвращ. в Царск. врата, от обычая, творит 3 покл. поясн. с мол. «Боже, очисти» и пр., запевает  «Глас Господень» и, обходя справа св. престол,   исходит   северной   дверью   иконостаса   «на воду», неся св. Крест на блюде на главе. И абие совершается Чин освящения великия   воды по обычаю своему, якоже   указася в Служебнике, Большом Уставе (лл. 398 — 399 об.) и Минее (лл. 120 об. — 122, 132 — 135). В нем имеются 2 иерейские молитвы «втай», от обычая, обе читаемые в сей Сочельник; при повторении водоосвящения в сам день Богоявления 2-ю молитву опускают. По указу же некоторых древлепис. Служебников XVI в., 2-я молитва в Сочельник не чтется, при 2-м же освящ. воды на само Крещение чтем обе, особым образом, якоже тамо будет указано, ради большего отличия между освящением «великой» воды и «годовой». По стих. «Воспоем вернии» — «Буди имя Господне», 3жды, пс. 33-й и оконч. лит. обычн. Отпуст праздничный: «Крестивыися от Иоанна во Иордане, Христос, истинныи Бог наш, молитвами   Пречистыя Его Матере, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». По отп. иерей исходит со св. Крестом на амвон, обращается на   восток, и  запевает   троп. праздн., «Во Иордане» (пред иереем поставляют   выносной подсвечник с горящей свещею). Таже певцы на сходе   продолжают пение троп., затем сл., и ныне,  конд., «Явился   еси днесь», и «Иже Крестом   ограждаеми» (на клиросе). Подходящих   ко   Кресту, по   целовании его, иерей (или диакон) окропляет св. водой.

 

Аще же несть литургии, вечерня   нач. возгл. «Благословен Бог», и совершается по чину своему, якоже выше указ. По посл.   паремии ект.   малая   и   возгл. Трисвятому, «Яко свят еси» (инии же аще несть лит. рекут зде возгл. иже на веч. по каф., «Яко Твоя держава»), но «Трисвятое не поем, занеже не   совершается   божественная   литоргия» (Большой Устав, л. 401). По возгл. лик: «Аминь», иерей: «Мир всем», чтец: «И   духови твоему». И далее по обыч. и по вышеуказ. прок., Ап. и аллил. (во Ап. наряду). Пред посл. «Аллилуия» сказываем прич., «Хвалите Господа с небес». Таже Ев. вышеуказ., «Слава Тебе, Господи» — «обеденное». По Ев. абие мол. «Сподоби, Господи» и ект. «Исполним вечерняя» (Большой Устав, л. вышеуказ.; а по Минее (л. 98) по Ев. ект. «Рцем вси», таже «Сподоби» и «Исполним»). По возгл. «Буди держава» иерей запевает в алтаре «Глас Господень» и   исходит «на воду», якоже выше указ. И соверш. освящ. великия воды по чину своему. По стих. «Воспоем вернии» ект. «Помилуй нас Боже» (согл. и Большому Уставу, л. 401 об.,и Минее, л. 99) и отп. праздн., «Крестивыися», и проч. по вышеуказ.

 

Аще несть литургии, и служба без бдения, по Ев. ект. «Рцем вси», мол. «Сподоби», ект. «Исполним», по возгл. «Буди держава» лития и стихов. праздн. Неции же литии зде не поют, а возв. стих. поют на 10: возв. 4 («Просветителя» и пр. 3), и литийн. 6 («Одеваяися» и пр. 3 (некие 2 стих., по рассужд. уставщика, за едину), и славн. «Господи» и «Днесь»). Сл., и ныне, «Преклонил», пр. по вышеуказ., по возгл. «Буди» стихов. По «и ныне» на стихов. «Глас Господень» и освящ. воды, по стих. «Воспоем вернии» абие «Ныне отпущаеши», Трисв. по Отче наш, возгл. и троп. праздн., «Во Иордане». Таже «Премудрость! Пресвятая…» и проч., и отп. праздн. Пения же троп. и конд. по отп. несть, занеже   троп. праздн. был пред   отп. Тогда   вечером   вместо великой — малая павечерница без канона, по «Достойно» и Трисв. конд. праздн., помянника за упокой несть. Утреню нач. от Трисв. и 2-х пс.

(Большой   Устав, лл. 401 об. — 402).

 

 

Вторник, 6 января

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Служба вся точию празднику, в Минее наряду (Бд).

Иерей отверзает завесу Царск. врат, исходит северной дверью иконостаса на амвон и полагает приходные   поклоны. Затем входит в алтарь южной дверью иконостаса и в полном облачении совершает каждение св. алтаря,   вновь исходит северной дверью на амвон и возгл.: «Востаните!» Затем кадит Царск. врата и образа Спасителя и Богородицы справа и слева от них, полагает 3   покл. поясн. (с мол. втай «Боже, очисти…» и пр.) и возгл. «Благословен Бог». Чтец начинает нефимон (великую павечерницу): «Аминь. Царю Небесныи», до «Приидите, поклонимся», псалом «Внегда   возвах» и проч. по Часосл. Аще   служба   с диаконом, иерей с ним   исходят Царскими вратами, диакон возглашает: «Востаните!». По каждении Царских   врат и образов по сторонам их молятся 3 покл., диакон: «Благослови, владыко!», иерей: «Благословен Бог» (Большой   Устав, л. 354 об.). Во Уставе же свт. Арсения Уральскаго (л. 163 об.) иерею указано и без диакона исходить Царскими вратами в нач. вел. павеч. Во время чтения начальных   псалмов   нефимона совершается каждение   всего храма и молящихся. Затем, аще иерей служит один, он возвращается во св. алтарь южной дверью   иконостаса. Аще же с диаконом (или и без него, согл. Уставу свт. Арсения) — через Царск. врата, которые после этого затворяются (завеса же остается   отверстой).

По пс. «Живыи в помощи» поем «С нами Бог». Чтец сказывает стихи, 1-й — отдельно, проч. же, до «славы», по 2. От обычая 1-й   стих   поют в алтаре, при   открытых   Царск. вратах, которые по окончании всей песни «С нами Бог» затворяются. По «Верую» «О, Пресвятая» поем по 2жды, с покл. поясн. Также при открытых Царск. вратах   в алтаре по знамени поют   по 1-м Трисв.   троп. праздн., а по   2-м — конд. По «Слава в   вышних» — окончание великой вечерни: лития со своими прошениями и молитвами, и стиховна. По «Ныне отпущаеши», Трисв. и Отче наш троп. праздн. 3жды и, где бывает, благословение   хлебом. Затем «Буди имя Господне…», 3жды, и пс. 33-й, «Благословлю Господа», до «не лишатся от всякаго блага». Возгл. «Благословение Господне…» и екса-псалмы (начинается утреня). Где принято, «Слава в вышних» и «Господи, устне» поют («Слава в   вышних» — 1-й раз в алтаре).

На утрени   «Бог Господь» на гл. 1-и, троп. праздн. 3жды (2жды, сл., и ныне, той же). Каф. 7-я, 8-я. Сед. праздн. по 2жды (сед., сл., и ныне, той же). Пл. и велич. праздн., пс. избр. «Боже, ущедри ны». По Пл. сед. праздн. 2жды, якоже по каф. Антифон 1-й 4-го гл., «От юности моея». Прок. праздн., «Море виде и побеже», «Всяко дыхание», Ев. Мр. 2. По 50-м пс. — «Слава. Всяческая   днесь…» и пр., по Обиходу. Стих. праздн., «Бог Слово», молитва «Спаси, Боже, люди Своя», «Господи, помилуй», 12 (в нач. 3 покл. поясн.) и возгл. «Милостию и щедротами». Каноны праздн. 2, ирм. обоих по 2жды, запев «Слава, Господи, Богоявлению   Твоему». Троп. в кажд. из канонов на 6, катав. — ирм. обоих творцов по клиросам. Где в каноне 3 троп., кажд. по 2жды, где 2 — по 3жды. По 3-й п. ипакой праздн. единожды. По 6-й п. конд. и икос праздн. По 8-й п. «Хвалим, благословим» поем ко 2-й катав., по ней   покл. поясн. На 9-й п. «Честнейшую» не поем, но припевы по Обиходу. Ирм. 9-й п. обоих творцов с покл. поясн., к 1-му припеву после ирмоса в каждом из творцов также покл. поясн. На сходе к 1-й катав. припев праздн., ко 2-й — Богор. («Величай душе моя Честнейшую»), таже ирм. «О, выше ума» и покл. земн. Светилен   праздн. 3жды (2жды, сл., и ныне, той же; от обычая первые 2 раза чтением, 3-й пением). Хвалитн. стих. на 4, «слава» и «и ныне» наряду. Славословие   великое, по возгл. троп. праздн. Ект. 2 и   пр. обычн. Отп. указ. выше 5 янв. на веч.

На 1-м ч. и проч. часех троп. и конд. праздн. По 1-м ч. отп. малый, «преподобных и богоносных», в нач. «Христос, Истинныи Бог наш …», и (аще служили Бд) прощение.

Полунощница повседневная, каф. 17-я, по 1-м Трисв. троп. праздн., по 2-м конд. Отп. малый, якоже на 1-м ч., прощение,   помянника за упокой несть.

Литургия св. Иоанна Златоустаго. Окончание «славы» 9-го часа: по   молитве «Владыко Господи» чтем пс. «Благослови   душе моя Господа», таже без «славы» — «Хвали», «Во царствии Си» и Блаженны, все до конца (Большой Устав, л. 151 об.). Затем «Помяни нас, Господи» и проч. обычн. На лит. антифоны   праздн., во Ап. и Минее наряду (аще же несть лит., блаж. от канона праздн. на 8: п.3-я 1-го творца, п. 6-я 2-го творца, каждая на 4). Входн. стих: «Благословен грядыи во имя Господне,   благословихом вы из дому Господня, Бог Господь и явися нам». На входе поем «крестивыися во Иордане», по входе троп. праздн., сл., и ныне, конд. Вместо Трисвятаго «Елицы». Прок. и аллил. праздн., во Ап. наряду. Ап. Тит. 302, Ев. Мф. 6. Задост. праздн., 2 припева и «О, выше ума», прич. праздн., «Явися». Отп. праздн.,   указ.   выше 5 янв. на   веч. По отп. хождение «на иордань» (Большой Устав, л. 405 и об.). Молебен праздн., 1-й канон с ирм. на 8, ирм. 2жды, троп. на 6, катав. ирм. обоих канонов по клиросам. По 6-й п.,по Ев. Мр. 2 и стих. по 50-м пс., «Бог Слово», — вынос Креста и освящ. воды по чину Сочельника. На нем от обычая иерей не чтет 2-ю из 2-х молитв «втай». По указу же некоторых древлепис. Служебников XVI в. сия 2-я молитва не чтется в Сочельник, при 2-м же освящ. воды на само Крещение она едина чтется «втай». Вслух же тогда чтем мол. 1-ю, «Господи Исусе Христе Единородныи», вместо мол. «Велии еси Господи», ради исключения связанных с последней действий, для большего отличия между освящ. «великой» воды и «годовой». По стихере «Воспоем вернии», — 7-я п. канона, и проч. молебна по обычаю. Вместо «Владычице, приими» 2 припева и задост. праздн., «О, выше ума». По Трисв. и Отче наш   троп. праздн., сл., и ныне, конд. Ект. «Помилуй нас, Боже» и отп. праздн., иже на лит. Неции же, аще исхождения вне церкви «на иордань» несть, молебна не поют, но соверш. освящ. воды якоже в Сочельник, аще он не в субботу или неделю, по заамвонн. молитве, по чину   вышеуказ. Аще же несть лит., и без хождения «на воду» подобает пети молебен праздн. непременно.

 

По отп. — славление праздн.: возгл. «Благословен Бог», таже ирм. «Глубине открыл есть дно» (где принято, поют и ирм. 2-го творца, «Путь морскии»), троп. праздн., сл., и ныне, конд., 1-й припев «Величай душе моя», ирм. «Недоумеет», 2-й припев, ирм. «О, выше ума» и покл. земн. Возгл. «Слава Тебе, Боже наш, упование наше…», певцы: «Слава, и ныне…» и пр., с покл., и отп. праздн., иже на лит.,

посем стих. «Иже Крестом ограждаеми».

Подходящих   ко   Кресту окропляют св. водой,

якоже указ. выше

в Сочельник.

 

Среда, 7 января

Собор св. Иоанна Предотечи

Служба в Минее, Попраздн. (10) и Предот. (Сл).

Вечерня. Каф. несть, «возвахи» на гл. 2-и. Возв. стих. на 6: праздн. 3 и Предот. 3. Сл., Предот., «Во плоти светильниче», и ныне, праздн., «Бог Слово». Выход с кадилом, «Свете тихии» — пением. Прок. великий, «Бог наш на небеси и на земли», писан во Ап. и Минее, поем 5 раз. Абие по прок. Царск. врата затвор., чтец на клиросе: «Сподоби, Господи». Таже ект. «Исполним вечерняя» и проч. обычн. (Минея праздн. на Собор Предот., Большой Устав, л. 936 об.; по др. же изд. Минеи праздн. по прок. ект. «Рцем вси», таже «Сподоби Господи» и ект. «Исполним вечерняя»). Стихов. в Минее наряду. «Ныне отпущаеши», Трисв. по Отче наш, возгл. и троп. Предотече, сл., и ныне, праздн. Ект. «Помилуй нас, Боже» (аще не было ект. «Рцем вси» по прок.), возгл. «Премудрость! Пресвятая…» и проч. обычн., отпуст: «Крестивыися   от   Иоанна   во Иордане, Христос, истинныи Бог   наш, молитвами   Пречистыя   Его Матере, честнаго   и славнаго пророка и Предотечи, Крестителя Иоанна, и   всех   ради   святых,   помилует и   спасет нас,   яко благ и   человеколюбец».

Павечерница   малая. Канона несть, по «Достойно» и Трисв.   конд. Предот., сл., и ныне, праздн. Отп. малый, «преподобных», прощение, помянника   за упокой несть.

Утреня. Нач. от Трисв. и 2-х пс. «Бог Господь» на гл. 1-и. Троп. праздн. 2жды, сл., Предот., и ныне, праздн. Каф. 10-я, 11-я, по них   сед. в Минее наряду (сед., сл., и ныне, той же). По посл. сед. — пс. 50-и, возгл. «Милостию и   щедротами» и каноны: праздн. 1-го творца со ирм. на 6 (ирм. 2жды), 2-го творца со ирм. на 4 (ирм. также 2жды) и Предот. без ирм. на 4. Запев. Предот.: «Святыи великии пророче   Иоанне   Предотече, Крестителю   Господень, моли Бога о нас» (Устав свт. Арсения Уральск., л. 63 об.). Где в каноне Предот. 5 троп., 1-е 2 чтем за един. Катав. праздн. 1-го творца, «Глубине». По 3-й п. конд. и икос праздн., сед. Предот., сл., и ныне, той же. По 6-й п. конд. и икос Предот. На 9-й п. «Честнейшую» не поем, но припевы   праздн., по Обиходу или Ирмосам (Предот. — свой припев). Ирм. 9-й п. с покл. поясн. В каноне Предот. к Богор. припев «Величай душе моя Честнейшую». По 9-й п. на сходе якоже выше 6 янв. указ. Светилен Предот. единожды, сл., и ныне, праздн. Хвалитн. стих. праздн., на 4, сл., Предот., наряду, «Ангел от неплодных», и ныне, праздн., там же, «Днесь Христос». Славословие великое, по возгл. троп. якоже на веч. по «Ныне отпущаеши». Ект. 2 и пр. обычн., отп. иже на веч.

На 1-м часе и на проч. часех троп. праздн., сл., Предот., по Отче наш конд. праздн. и Предот. премен. По 1-м ч. отп. малый, «преподобных».

Полунощница повседневная, каф. 17-я, по 1-м Трисв. троп. Предот., сл., и ныне, праздн., по 2-м конд. Предот., сл., и ныне, праздн. Отп. малый, якоже на 1-м ч., прощение,   помянника за упокой несть.

На литургии блаж. на 8: праздн. п. 1-я (1-го творца; инии же поют 2-х творцов) и Предот. п. 6-я, кажд. на 4. По входе троп. праздн., Предот., сл.,конд. ему, и ныне, праздн. Прок. и аллил. точию Предот., Ап. Деян. 42, Ев. Ин. 3. Задост. праздн., прич. «Явися» и «В память», отп. иже на веч.

 

Воскресение, 11 января

Неделя по Просвещении, 34-я по Пятьдесятнице. Глас 1-и

Служба воскр. во Октае и в Минее Попраздн. Богоявл. (4) и прп. Феодосию (Пл), с рассуждением по указу иже в Минее, лл. 232 — 233. Прп. Михаилу клопскому (Пл; в Минее 11 янв. 2-я служба) поется 9 янв.(Большой Устав, л. 417 об.).

Малая вечерня. Стих. воскр. и Богор. во Окт. гл., и прочее все по обычаю.

Малая павечерница. Канон Богор. во Окт., по «Достойно», Трисв. и Отче наш конд. воскр., сл., прп., «Насажден», и ныне, Богоявл. Ин устав (Предисл. во Окт. и Минее праздн.): конд. прп., сл., и ныне, Богоявл. Отп. мал., «преподобных», прощение, помянника за упокой несть.

Великая вечерня. Каф.1-я, «Блажен муж», вся, возв. на гл. 1-и. Стих. на 10: воскр. 3, Богоявл., с вел. веч. самого праздн. возв., 4, и прп. 3. Сл., прп., «Преподобне отче яко град», и ныне, догм. гл., «Всемирную славу». Выход с кадилом, «Свете тихий» пением, прок. «Господь воцарися», 5-ю, и паремии прп. 3. На литии 1-я стих. храму. Таже стих. Попраздн., иже в Минее 11 янв. наряду: возв. славн. «Преклонил еси», стихов. веч. вся («Видел еси» и пр. 2), со славн. «Ангельская воинства», и славн. хвалитн., «Днесь Христос». Сл., прп., по 50-м пс., «Преподобне отче во всю землю», и ныне, славн. литии самого праздн., «Днесь тварь». Стихов. воскр., сл., прп., «Инок множества», и ныне, Богоявл., со стихов. самого праздн., «Еже от Девы». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. вси по единожды: «Богородице Дево радуися», прп. и Богоявл.

Аще не Бд, троп. воскр., сл., прп., и ныне, Богоявл., отп. иже на утр. пред 1-м ч.,в нач. «Христос, истинныи…», Крест не помин.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 1-и, троп. воскр. 2жды, сл., прп., «Слез твоих», и ныне, Богоявл. Каф. 2-я, 3-я, 17-я. По 1-х сед. (каф. 2-я) сл., и ныне, Богор. воскр. 1-го гл., «Гавриилу провещавшу». Пл. и величание общее прп., пс. избр. «Терпя потерпех». По Пл сед. прп., «К божественей высоте», 2жды, сл., и ныне, наряду Попраздн., «Владыка днесь». И абие антифоны гласу, и прочее до канона все воскр. по обыч. Ев. 1-е, Мф. 116. Каноны: воскр. со ирм. на 4, ирм. един., и в Минее 11 янв. наряду, Богоявл. (2-го творца) на 4 (где 2 троп., кажд. по 2жды; где 3, 1-й 2жды, проч. по един.) и прп. на 6 (где 5 троп.,1-й 2жды; где 6, вси по един.; где 4, 1-е 2 по 2жды, проч. по един.; где 7, 1-е 2 за един). Запев прп.: «Преподобне отче Феодосие, моли Бога о нас». Катав. Богоявл., ирм. канона 1-го творца, «Глубине». По 3-й п. конд. и икос Богоявл., конд. прп., «Насажден», и икос (иже по 6-й песни), сед. ему, «Воздержанием», 2жды, сл., и ныне, сед. Попраздн. наряду, «Иордан». По 6-й п. конд. и икос воскр. (согл. Предисл. в Минее праздн.). По катав. 9-й п., «Недоумеет», — «Достойно есть», и покл. земн. Светильны: воскр. 1-и, «Со ученики», сл., прп., «Очистихомся», и ныне, Богоявл., «Явися Спас». Хвалитн. стих. на 8: воскр. 4, и прп. со славн., 4; посл. 2 — со ст. прп.: «Блажен муж бояися Господа,*в заповедех Его восхощет зело», «Глас вторыи.Честна пред Господем*смерть преподобных Его». Сл., 1-я стих. Ев., «На гору», и ныне, «Пребл. еси». По Славословии великом троп. «Днесь спасение». Отп. пред 1-м ч.: «Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, и преподобнаго и богоноснаго отца нашего Феодосия, общему житию начальника, и преподобнаго отца нашего Михаила клопскаго, новгородскаго чудотворца, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». И ч. 1-и.

На 1-м часе и проч. часех троп. воскр., на «славу» Богоявл. и прп. премен., по Отче   наш   конд. Богоявл., воскр. и прп. премен. (согл. Предисл. в Минее празд. и во Окт., гл. 5 — 8; а по Октаю, гл. 1 — 4, премен. конд. Богоявл., прп. и воскр.). По 1-м ч. отп. мал., «преподобных» (в нач. «Воскрес из мертвых»), и, аще Бд, прощение.

Полунощница воскресна, 1-го гл., конд. воскр. и пр. якоже обычн.

На литургии блаж. на 12: воскр. на 4 ( троп. нараспев, 3 за един., 2 за един, Троичен един, а Богор. оставл.), Богоявл. от канона 2-го творца п. 6-я на 4 (кажд. троп. по 2жды), и прп. п. 6-я на 4 (вси троп. по един.). По входе троп. воскр., Богоявл., храму Богор., храмом свв. и прп. Конд. воскр., храму Богор., храмом свв., сл., прп., и ныне, Богоявл. Ин устав: конд. Богоявл. – по воскр., и ныне, конд. храму Богор. (Большой Устав, л. 828 об., Часосл., л. 135). Прок. и аллил. Недели по Просвещении и прп., Ап. Еф. 224 (от полу), Кор. 176. Ев. Мф. 8, Мф. 43. Ряд. Ап. и Ев. не чтем ввиду отступки. Задост. Богоявл. Прич. «Явися благодать» и «В память» (Большой Устав, л. 412), отп. иже на утр. пред 1-м ч.

 

Воскресение, 18 января

Неделя 35-я по Пятьдесятнице. Глас 2-и (Пл)

Служба воскр. во Октае и в Минее свт. Афанасию(4) и Кирилу (4).

Указ о службе прпмч. Аркадию и Константину шамарским см. ниже.

Малая вечерня. Стих. воскр. и Богор. во Окт. гл., и проч. все по обыч.

Малая павечерница. Канон Богор. во Окт., по Трисв. конд. воскр. и пр. обычн.

Великая вечерня. Возв. на гл. 2-и. Стих. на 10: воскр. 4, свт. Афанасию 3 и свт. Кирилу 3. Сл., свт. Афанасию, «Христова святителя», и ныне, догм., гл. 2-и, «Прейде сень». На литии 1-я стих. храму. Таже во Окт. стих. Богор. Аммореевы 3. Сл., свт. Афанасию, с утр. стихов., «Велика Истине труба», и ныне, Богор. по гл., возв. славн. мал. веч. 3-го гл., «Велие чудо». Стихов. воскр., сл., свт. Афанасию, славн. веч. стихов., «Паки нам», и ныне, Богор. от воскр. стихов. по гл., «Без семене». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. «Богородице Дево радуися», 3жды, и пр. обычн.

Аще не Бд, троп. воскр., сл., свв., «Боже отец наших» (в Часослове 15 янв.), и ныне, Богор. по гл., «Иже от века». Отп. иже на утр. пред 1-м ч.,в нач. «Христос, истинныи…», Крест не помин.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 2-и, троп. воскр., 2жды, сл., свв., «Боже отец» (в Часослове 15 янв.), и ныне, Богор. по гл., «Иже от века». Каф. 2-я, 3-я, 17-я, сед. воскр. наряду. По 1-й (2-й) каф. по сед. сл., и ныне, Богор. воскр. 2-го гл., «Вся паче смысла». По 17-й каф. «Ангельскии собор», ект. и ипакой гл. И абие Пл. без велич. В конце его поем «слава», «и ныне» и «аллилуия» (полностью, 3жды) с обычн. полиел. припевами пс. 135-го. Таже антиф. и прок. пред Ев. воскр. 2-го гл. Ев. 2-е, Мр. 70, и проч. до канона воскр. Каноны: воскр. со ирм. на 4, Богор. на 2 (где 3 троп., 1-е 2 за един), свт. Афанасию на 4 и свт. Кирилу на 4. Где в канонах свв. 5 стихов, 1-е 2 за един. Запевы свв.: «Святителю Христов Афанасие, моли Бога о нас», «Святителю Христов Кириле, моли Бога о нас». Катав. «Отверзу». По 3-й п. конд. и икос свт. Афанасию, иже по 6-й п., конд. свв. «Святителя истовая», иже по 3-й п., сед. свт. Афанасию, «Якоже предповеле», сл., свт. Кирилу, «Ересем лесть», и ныне, Богор. наряду, «Недомыслено». По 6-й п. конд. и икос воскр. Свет. воскр. 2-и, «Камень видевше», таже свт. Афанасию, «Троице проповедника», сл., свт. Кирилу, «Иже со дерзновением», и ныне, Богор. светильна воскр. во Окт., «Восиявыи солнце». Хвалитн. стих. воскр. вси, сл., 2-я стих. Ев., «С миры», и ныне, «Пребл. еси».По Славосл. троп. «Воскрес из гроба», и пр. обычн. Отпуст: «Воскрес из мертвых, Христос, истинныи   Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, и иже во святых отец наших архиепископов Александрийских Афанасия Великаго и Кирила, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».  

На 1-м ч. и проч. часех троп. воскр., на «славу» свв., «Боже отец» (в Часосл. 15 янв.), по Отче наш конд. точию воскр. По 1-м ч. отп. мал., «преподобных» (в нач. «Воскрес   из   мертвых»), и, аще Бд, прощение.

Полунощница   воскресна, 2 — го гл., конд. воскр. и пр. обычн.

Литургия. Блаж. На 10: воскр. на 6 (вси троп. по един., точию 2 иже пред Троичн. за един, Богор. оставл.) и свт. Афанасию п. 3-я на 4. По входе троп. воскр., храму Богор., храмом свв. и свв. Конд. воскр., храмом свв., свт. Афанасию («Православия насаждь»), сл., свв. («Святителя истовая»), и ныне, храму Богор. Где храма Богор. несть, и ныне, конд. «Заступнице християном». Прок. и аллил. гл. и свв. Ап. Кол. 258 (ввиду отступки, 30-й нед.),Евр. 334. Ев. Лк. 91 (также 30-й нед.), Мф. 11. Прич. «Хвалите» и «Радуйтеся», отп. иже на утр.пред 1-м ч.

 

Аще служба прпмч. Аркадию и Константину шамарским (Бд), свт. Афанасию и Кирилу на павеч. Прпмч. поем по Общей минее, с рассуждением, по указу: Большой Устав, гл. 4, лл. 27 — 29. На утр. Ев. Мр.70, по 3-й п. конд. и икос прпмч., по 6-й воскр. На лит. Ап. Кол. 258, Тим. 291. Ев. Лк. 91, Лк. 64.

 

 

Воскресение, 25 января

Неделя 36-я по Пятьдесятнице. Глас 3-и (Пл)

Иже во свв. отца нашего Григория Богослова

Служба воскр. во Октае и в Минее свт. Григорию (Бд).

Малая вечерня. Возв. стих. все воскр. по обыч. На стихов. едина стих. воскр., «Страстию Твоею», таже свт., иже в Минее на л. 407 («Другии сын громов» и пр. 3). По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. воскр., сл., свт., «Пастырскии сопль», и ныне, Богор. по гл., «Гавриилу провещавшу», пр. обычн.

Малая павечерница. Канон Богор. во Окт., по «Достойно», Трисв. и Отче наш конд. свт., «Богословным ти», сл., и ныне, воскр. Отп. мал., прощение, помянника за упокой несть.

Великая вечерня. Возв. на гл. 3-и, стих. на 10: воскр. 4 и свт. 6 (3 по 2жды; или 3 возв. вел. веч., и 3 со стихов. вел. веч. («Божествеными деяньми» и пр. 2); аще не Бд, возможно петь 3 воскр., 3 возв. вел. веч. и 4 стихов. мал. веч.: («Другии сын» и пр. 3). Сл., свт., «Бодрыи язык», и ныне, догм. гл., «Како не дивимся». По прок. «Господь воцарися» паремии свт. 3. На литии 1-я стих. храму, таже свт. стихов. вел. веч. вся, без славн., аще не пета на возв. вел. веч.; аще же стихов. пета, поем в литию хвалитн. стих. свт., кр. славн.; аще не Бд, поем в литию, абие по стих. храму, и мал. веч. свт., аще не пета на возв. вел. веч.). Сл., свт., иже по 50-м пс., «Излияся благодать», и ныне, Богор. по гл., «Творец и Избавитель». Стихов. воскр., сл., свт., «Сердца верных», и ныне, Богор. по гл., «Безневестная Дево». По «Ныне отпущаеши» и   Трисв. «Богородице   Дево» 2жды, и свт. троп. един.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 3-и, троп. воскр. 2жды, сл., свт., и ныне, Богор. по гл., «Гавриилу». Каф. 2-я, 3-я, 17-я. По 1-х сед. (каф. 2-я) сл., и ныне, Богор. воскр. 3-го гл., «Тебе Ходатаицу». По ипакое Пл. свт., величание общее (якоже свт. Николе, точию поем «Григорие Богослове»), пс. избр. «Услышите сия вси языцы». По Пл. сед. свт. вси: иже по 1-й каф. («Божественое сияние», «Столп был еси»), иже по 2-й («Бодрствовав словом»), сл., иже по Пл. («Обличая лесть»), и ныне, Богор. его. Таже антифоны гласу и пр. до канона   все воскр. по обыч. Ев. 3-е, Мр. 71. Каноны: воскр. со ирм. на 4 (ирм. един.), Богор. на 2, и свт. на 8, запев ему: «Святителю Христов Григорие Богослове, моли Бога о нас» (1-й троп. 3жды, 2-й и 3-й по 2жды и Богор. един.). Катав. «Отверзу». По 3-й п. конд. и икос свт. (иже в Минее по 6-й п.), сед. ему, «Отверз уста словом», 2жды, сл., и ныне, Богор. его, «Помышленьми». По 6-й п. конд. и икос воскр. По катав. 9-й п., «Всяк земен», — «Достойно   есть». Светильны: воскр. 3-и, «Яко Христос воскресе», сл., свт., «Меч словес», и ныне, Богор. воскр. светильна, «Существеными». Хвалитн. стих. на 8: воскр. 4, и свт. хвалитн. со славн. 4; посл. 2 со ст. свт., иже на его веч. стихов. Сл., 3-я стих. Ев., «Магдалыни Марии»,и ныне, «Пребл. еси». По Славословии великом троп. «Днесь спасение». Отп. пред   1-м ч.: «Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, и иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константиня — града, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

На 1-м ч. и проч. часех троп. воскр., на «славу» свт., по Отче наш конд. воскр. и свт. премен. По 1-м ч. отп. мал., «преподобных», и, аще Бд, прощение.

Полунощница воскресна, 3-го гл., якоже обычн.

На литургии блаж. на 10: воскр. на 6 (вси троп. по един., точию 2 иже пред Троичн. за един, Богор. оставл.) и свт. п. 3-я на 4. По входе троп. воскр., храму Богор. (аще не Бд, храмом свв.) и свт., конд. воскр. (аще не Бд, храмом свв.), сл., свт., и ныне, храму Богор. Где храма Богор. несть, и ныне, конд. «Заступнице християном». Прок. и аллил. гл. и свт., Ап. Тим. 280, от полу (ввиду отступки, 31-й нед.), Кор. 151. Ев. Лк. 93 (также 31-й нед.) , Ин. 36. Прич. «Хвалите» и «В память», отп. иже на утр. пред 1-м ч.

 

Седмица 37-я по Пятьдесятнице

Вторник, 27 января

Возвращение мощем св. Иоанна Златоустаго

Служба по Минее (Пл).

Вечерня. Нач. от «Царю Небесныи», «Блажен муж» — 1-я «слава». Возв. на гл. 4-и, стих. на 6 (3 по 2жды), сл., наряду, «Не подобаше ти», и ныне, догм. по гл., «Иже Тебе ради». Выход, «Свете тихии» пением, прок. дню, «Господь услышит мя». Паремии 3, литии несть. Стихов. наряду, сл., там же, «Преподобне треблаженне»,и ныне, Богор. по гл., «Творец и избавитель» (Большой Устав, л. 439 об.; а по Минее, л. 430 об., «Богородице, Ты еси Лоза», тогда поем «молися, Владычице, со святителем»). По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт.,сл.,и ныне, Богор. по гл., «Иже нас ради». Возгл. «Премудрость! Пресвятая…» и проч. Отпуст: «Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, патриарха Царя-града,и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Павечерница малая. Канона несть, по «Достойно» и Отче наш конд. свт., отп. мал., «преподобных», прощение, помянника за упокой несть.

Утреня. Нач. от Трисв. и 2-х пс. «Бог Господь» на гл. 8-и, троп. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. по гл., «Иже нас ради». Каф. 7-я, 8-я, по них сед. свт. по 2жды, сл., и ныне, Богор. их. Пл. и велич. свт. (якоже свт. Николе, точию поем «Иоанне Златоусте»). Пс. избр. свт., «Услышите». По Пл. сед. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. его. Таже 1-й антиф. 4-го гл., «От юности». Прок. свт., «Уста», Ев. Ин. 35 (от полу). По 50-м пс. «слава» — «Молитв ради святителя». Стих. свят., «Труба златогласна». Каноны: Богор. 8-го гл. «Воду прошед», в Минее наряду, со ирм. на 6, ирм. 2жды, троп. на 4, и в Минее свят. на 8 (где 5 троп., 1- е 3 по 2жды, проч. по един.; где 4 — 1-й троп. 3жды, 2-й и 3-й по 2жды и Богор. един.).Запев свт.: «Святителю Христов Иоанне Златоусте, моли Бога о нас». Катав. Сретению, «Сушу глубородительную землю». По 3-й п. конд. свт. «Возвеселися тайно», по Часосл. (Большой Устав, л. 439 об.), сед. ему 2жды, сл.,и ныне, Богор. наряду. По 6-й п. ин конд. свт., «С небес прием», и икос. По 9-й п. свет. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. его. Хвалитн. стих. на 4, сл., наряду, и ныне, Богор. по гл. «от малых», в кон. Минеи, «во вторник на утрени», л. 509, «От всех бед». По Славосл. троп. свт. и Богор. по гл., якоже указ. на веч. по «Ныне отпущаеши», и пр. обычн., отп. иже на веч.

На 1-м ч. и проч. часех троп. свт., по Отче наш конд. свт. 2, «Возвеселися тайно» (в Часосл. 27 янв.) и «С небес» (в Часосл. 13 нояб.) премен.

Полунощница повседневная, каф. 17-я, троп. обычн.,отп. мал.,прощение и помянник   за упокой.

Литургия. Блаж. на 8, от канона свт. п. 3-я и 6-я, по 4 (в 3-й п. Богор. оставл.). По входе троп. храму Христову, храму Богор., храмом свв. и свт. Конд. храму Христову, храмом свв., свт. 1-и, сл., свт. 2-и, и ныне, храму Богор. Аще несть храма Богор., и ныне, конд. храму Христову. Аще   несть храмов ни Христова, ни Богор., и ныне, конд. «Заступнице християном». Прок. и аллил. дню и свт. (во Ап. 13 нояб.) Ап. Ияк. 54 (ввиду отступки, вторн. 32-й седм.), Евр. 318 (1-е). Ев. Мр. 50 (также вторн. 32-й седм.), Ин. 36. Прич. един (дню и свт. совпад.), «В память вечную», отп. иже на веч.

 

 

Пятница, 30 января

Свв. триех свт. Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго

Служба по Минее свт. (по Большому Уставу, л. 443 об., Бд, в Минее же наряду Пл).

Малая вечерня. Возв. стих. на 4, от возв. вел. веч. посл. 3 (1-я 2жды), сл., там же, «Человецы Божии»,и ныне, Богор. по гл., «Богородице, Ты еси Лоза» (поем «молися, Владычице, со святители»). Стихов. стих. 3, с хвалитн., а стихи со стихов. вел. веч. Сл., с хвалитн., «Добрии раби», и ныне, Богор. по гл. «от малых», в кон. Минеи, л. 510 об., «в четверток на утрени», «Преложение скорбящим». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт., сл., и ныне, Богор. по гл., «Иже от века», и пр. обычн.

Павечерница малая. Канон един, св. Ипполиту Римскому, на 4, запев: «Святыи   священномучениче Ипполите, моли Бога о нас». По 3-й п. чтений несть, по 6-й сед. св., «Светильник», сл., и ныне, Крестобогор. в той же гл. и под., в Минее на л. 350, в службе преп. Макарию егип., «Нескверная Агница». По 9-й п. чтем стих. св., с запевами канона ему, 2, сл.,3-я, «Яко дерзновение», и ныне, «Достойно есть». По Трисв. конд. 3-м свт., «Священныя», и пр. обычн.

Великая вечерня. «Блажен муж», 1-я «слава». Возв. на гл. 4-и, стих. на 8 (1-е 2 по 2жды, проч.по един.; аще Пл, стих. на 6, вси по един.: Большой Устав, л. 444), сл., наряду, «Человецы Божии», и ныне, догм. по гл., «Кто Тебе не блажит». Выход, «Свете тихии» пением. Прок. дню, «Помощь моя», и паремии свт. 3. На литии 1-я стих. храму, таже свт. стих. наряду, и славн. там же, и ныне, Богор., под. «Тридневно», «Покров Твой». Стихов. наряду, сл., там же, «Апостольским преданием», и ныне, Богор. по гл., «Без семене». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт. 2жды, и «Богородице Дево, радуися», един., и пр. обычн. Аще не Бд, троп. свт., сл., и ныне, Богор. по гл.,«Иже от века», отп. иже пред 1-м ч.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 4-и, троп. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. по гл., «Иже от века». Каф. 19-я, 20-я, по них сед. свт. по 2жды, сл., и ныне, Богор. их. Таже Пл. и 3 велич.: 1 — е — св. Василию, 2-е — св. Григорию, 3 — е — св. Иоанну, по Обиходу, с каф. 17-й. Каждая ея «слава» —   пс. избр. для одного из велич. На всех «славах» — каждения, нач. от образа Триех свт.   посреди церкви, на 1-й — св. алтаря и всего храма, на 2-й и 3-й — «токмо в началех», т.е. иконостаса и клиросов, а прочего и молящихся — с амвона, после чего возвращ. к образу и заверш. кажд. На 3-й «славе» прикладываемся к образу свт., целуем благословляющ. десницы каждого из свт. по отдельности, в порядке их прославления в службе: св. Василия, св. Григория, таже св. Иоанна. По последн. велич. ект. и сед. свт., иже по   Пл., 2жды, сл., и ныне, Богор. его. Таже 1-й антиф. 4-го гл., «От юности». Прок. «Во всю землю», Ев. Ин. 36 (Большой Устав, л. 447, и Ев. служебн.; а по Минее, л. 374 об., прок. «Честна пред Господем», Ев. Ин.35, от полу). По 50-м пс. «слава» — «Молитв ради триех святителей». Стих. «Преподобнии отцы». Каноны: Богор. на 6, в Минее наряду, ирм. «Тристояще крепкии», 2жды, троп. на 4 (2 троп. по 2жды; где 3 троп., 1-й 2жды, проч. по един.). И свт. каноны 2-х творцов на 8, кажд. на 4 (где 3 троп., 1-и 2жды). Запев свт.: «Святии велиции трие святителие, Василие Великии, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте, молите Бога о нас». Катав. «Сушу глубородительную». По 3-й п. сед. свт. 2жды. сл., и ныне, Богор. его. По 6-й п. конд. и икос свт. В 7-й п. канона Богор. посл. троп. Троичен. По 9-й п. катав. «В законнем», таже «Достойно есть», свет. свт. 2жды, сл.,и ныне, Богор. его. Хвалитн. стих. на 4 (1-я 2жды), сл., наряду, «Добрии раби», и ныне, Богор. по гл. «от малых», «Богородице, Ты еси Лоза» (поем «молися, Владычице, со святители»). По Славосл. троп. свт., сл., и ныне, Богор. «Иже от века», и проч. обычн. Отпуст: «Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и иже во   святых отец наших триех   святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, и святаго священномученика Ипполита, папы Римскаго, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».    .

На 1-м ч. и проч. часех троп. свт., по Отче наш конд. свт. По 1-м ч. отп. мал., «преподобных», и, аще Бд, прощение.

Полунощница повседневная, каф.17-я, троп.обычн., отп.мал., прощение, помянник за упокой.

Литургия. Блаж. на 8: от канона 1-го творца п. 3-я на 4 (Богор. оставл.), от канона 2-го творца п. 6-я на 4. По входе троп. храму Христову, храму Богор. и свт., конд. храму Христову, сл., свт., и ныне, храму Богор. Аще несть храма Богор., и ныне, конд. храму Христову. Аще несть храмов ни Христова, ни Богор., и ныне, конд. «Заступнице християном». Аще не Бд, но Пл, пред троп. и конд. свт. чтем троп. и конд. храмом свв. Прок. и аллил. дню и свт., Ап. Петр. 58 (ввиду отступки, пятн. 32-й седм.), Евр.334, Ев. Мр. 53 (также пятн. 32-й седм.), Мф.11. Прич. «Знамнася» и «Во всю землю», отп. иже на утр. пред 1-м ч.