Богослужебный устав на воскресные и праздничные дни января (2015 г.) | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Устав Богослужебный устав на воскресные и праздничные дни января (2015 г.)

Богослужебный устав на воскресные и праздничные дни января (2015 г.)

Поделиться:

Седмица 32-я по Пятьдесятнице

Среда, 1 января (здесь и далее даты по старому стилю)

Обрезание Господне и память св. Василия Великаго

Служба по Минее, праздн. и свт. (Пл)

Вечерня. Каф. 1-я, «Блажен муж», 1-я «слава». Возв. (т.е. стихи возвашных псалмов) на гл. 8-и. Стих. (здесь и далее сокращение «стих.» означает «стихеры») на 8: праздн. 4 и свт. 4, сл., свт., и ныне, праздн. Прок. дню, «Милость Твоя», паремии 3. Литии несть. Стихов. (со славн.; здесь и далее сокращение «стихов.» означает «стиховна») свт., и ныне, праздн. По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт., сл., и ныне, праздн. Отпуст: «Приемыи по закону осмодневное Обрезание, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии каппадокийския, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Павечерница малая. Канона несть, по Трисв. конд. свт., сл., и ныне, праздн. Отп. мал., прощение, помянн. за упокой несть.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 1-и, троп. праздн. 2жды, сл., свт., и ныне, праздн. Каф. 10-я, 11-я. По них сед. праздн., сл., и ныне, той же. Пл. и велич. свт., пс. «Услышите сия». Антиф. 1-й 4-го гл., «От юности». Прок. и Ев. свт., Ин. 36. По 50-м пс. «слава», «Молитв ради святителя». Стих. свт. Каноны: праздн. со ирм. на 6, ирм. 2жды, запев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», троп. на 4 (2 по 2жды) и свт. на 8 (где 5 троп., 1-е 3 по 2жды, где 6, 1-е 2 по 2жды, проч. по един.). Запев свт.: «Святителю Христов Василие, моли Бога о нас». Катав. Богоявл., ирм. обоих творцов по клир. По 3-й п. конд. праздн., сед. свт. 2жды, сл., и ныне, праздн. По 6-й п. конд. и ик. свт. На 9-й п. «Честнейшую» не поем, но припевы (по Ирмосам или Обиходу). Ирм. 9-й п. с покл. поясн., в каноне свт. к Богор. припев «Величай душе моя Честнейшую». По 9-й п. на сходе к 1-й катав. припев праздн. и ирм. «Недоумеет», ко 2-й «Величай душе моя Честнейшую», ирм. «О выше ума» и покл. земн. Свет. свт. 2жды, сл., и ныне, праздн. Хвалитн. стих. на 4 наряду, со славн. По Славосл. вел. троп. свт., сл., и ныне, праздн., и пр. обычн. Отп. пред 1-м ч. иже на веч.

Часы. Троп.праздн.,сл.,свт., конд. праздн. и свт. премен. По 1-м ч. отп. мал., прощения несть, т.к. не Бд.

Полунощница повседневная, каф. 17-я, по 1-м Трисв. троп. праздн., по 2-м конд. Отп. мал., прощение, помянн. за упокой несть.

По часех пред лит. отп. обычн., помин. «и иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии каппадокийския», и прощение.

Литургия св. Василия Великаго. Блаж. на 8: свт. п. 3-я и 6-я; ин устав: праздн. п. 3-я, свт. 6-я. По входе троп. праздн., свт., сл., конд. ему, и ныне, конд. праздн.

Прок. и аллил. праздн. (прок. и 1-й ст.(здесь и далее сокращение «ст.» означает «стих») аллил. см. в Ап. в Нед. пред Просвещением, 2-й же ст. аллил. 1 янв. наряду) и свт. (т.к. Рожество Христово 2014 г. (по ст.ст.) было во среду, см. Большой Устав, л. 366; здесь и далее ссылки на посл. изд.: Верещагино, 2009), Ап. праздн., дню под главу и свт. (указ об Ап. и Ев. свт. — в Минее праздн. 1 янв. и в Ев. служебном, л. 218 об.):

Кол. 254, ряд Ияк. 55 (под главу), Евр. 318(1-е).

Ев. тако же: Лк. 6, ряд Мр. 51 (под главу), Лк. 24.

Задост. «О Тебе радуется». Прич. «Хвалите» и «В память вечную», отп. иже на веч.

Пятница, 3 января

Служба Царских часов

На веч., павеч. и утр. служба вся в Минее наряду, Предпраздн. Богояв.(6), свв. пр. Малахии (4) и мч. Гордию (4).

Вечерня. Каф. 15-я, возв. пс. — чтением, до ст. (здесь и далее сокращение «ст.» означает «стих», «стиха») «Аще беззакония назриши». Стих. на 6: пр. 3 и мч. 3, сл., и ныне, наряду, Предпр., «О, преславному чудесе». Выхода несть, «Свете тихии» чтением. Прок. дню, «Помощь моя»(3жды,полн.). Абие «Сподоби, Господи», и ект. «Исполним вечерняя». Стихов. Предпр. наряду. По «Ныне отпущаеши» и Трисв. по Часосл. троп. пр., «Пророка Твоего», сл., мч., «Мученик Твой», и ныне, Предпр., «Готовися Заулоне». Ект. «Помилуй нас, Боже», и отп.: «Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго пророка Малахия, и святаго мученика Гордия, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Павечерница малая. Канон — четверопеснец (п. 3-я, 5-я, 8-я и 9-я) Предпр., иже в Минее на павеч. наряду, на 8, ирм. обычные и «розники» (см. Ирмосы в конце, «3 янв. на павеч.») по 2жды, троп. на 6. Запев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к предпосл. троп. — «слава», к посл. — «и ныне». П. 3-я 2-го гл., ирм. «На камени» 2жды, и 2 троп., кажд. по 3жды. По кажд. п. катав., ирм. той же. П. 5-я (и пр. песни канона) 6-го гл., ирм. — розник «К Тебе утренюю» 2жды, и 2 троп., кажд. по 3жды. П. 8-я 2-х творцов: ирм. «Глагол мучителев» 2жды, и троп. 1-го творца 3, вси по един.; во 2-м творце 1-е 2 троп. за един, предпоследний запев «Благословим», по троп. на «и ныне», — «Хвалим, благословим», катав. ирм. 2-го творца, розник «Тело злобе», и покл. поясн. Ирм. 9-й п. «Душами чистыми» с покл. поясн. П. 9-я также 2-х творцов: в 1-м творце ирм. «Душами» 2жды и троп. 3, вси по един.; во 2-м творце 1-е 2 троп. за един, таже «слава» и «и ныне». По 9-й п. катав. ирм. 2-го творца, «Честнейшую херувим», и покл. земн. По Трисв. и Отче наш конд. Предпр., «Во струях днесь». Отп. малый, «преподобных и богоносных», прощение, помянника за упокой несть (т.к. Предпразднество Просвещения; инии же и в Предпразднества и Попразднества 12-х праздников глаголют на павеч. помянник за упокой, егда рядовая служба, без Сл, Пл или Бд).

Утреня. Начало вседневное, по Часослову, от Трисв. и 2-х пс. «Бог Господь» на гл. 4-и, троп. Предпр. единожды, таже пр., сл., мч., и ныне, паки Предпр. Каф. 19-я, 20-я, по них сед. в Минее наряду (сед., сл., и ныне, другии). По посл. сед. (по второй (20-й) каф., «Собезначальное Слово») — пс. 50 и возглас пред каноном, «Милостию и щедротами». Канона 3: Предпр. с ирм. на 6, ирм. 2жды, троп. на 4 (запев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»), пр. на 4 (запев «Святыи пророче Малахие, моли Бога о нас») и мч. на 4 (запев «Святыи мучениче Гордие, моли Бога о нас»). Где в канонах по 3 троп., 1-и чтем 2жды, где 5 — 1-е 2 за един. Катав. ирм. посл. канона (мч.). По 3-й п. по Часосл. конд. пр., «Яко ангел», таже мч., в Минее наряду, «Всею любовию», сед. пр., «Пророчествия благодатию», сл., мч., «Разжегся любовию», и ныне, Предпр., «Лик пророческии». По 6-й п. конд. Предпр., «Во струях днесь», и икос. По 8-й п. поем «Честнейшую», по катав. 9-й п. — «Достойно есть».Свет. Предпр., «Вифлеема оставльше», сл.,и ныне, той же. Хвалит. стих. на 4, Предпр., в Минее наряду, и «слава», и «и ныне», там же. Таже чтец: «Слава показавшему нам свет», и чтет Славословие по Часослову. Ект. «Исполним заутренняя». На стихов. стих. Предпр. в Минее наряду. «Благо есть» и Трисв. по Отче наш, по возгл. троп. пр., сл., мч., и ныне, Предпр. Ект. «Помилуй нас, Боже», отп., иже на веч.

И аще заутра литургия, по возгл. ект. 1-и час, понеже тогда по Царских бывают и часы обычныя. На них троп. Предпр., на «славу» пр. и мч. премен., по Отче наш конд. Предпр. (см. Большой Устав, л. 350). По 1-м ч. сл.,и ныне и пр. с покл. поясн., отп. иже на веч.

Аще же заутра несть литургии, 1-и час не поем, но по отп. утр. абие «Господи помилуй» 3жды и исх. поклоны.

Аще литургия, иерей совершает входное и начинает проскомидию по обычаю до полунощницы, при чтении ея продолжает просфиромисание, прерывает его на время Царских часов, а завершает, покрывает Предложение и кадит на последующих обычных часах, якоже всегда.

Полунощница повседневная, троп. обычн., отп. малый, «преподобных и богоносных», прощение и помянник за упокой.

Часы Царския поем по Минее, якоже тамо наряду указася. Пред началом часов отверзаются Царские врата, чрез них иерей выносит св. Евангелие (аще есть диакон, предходит с кадилом), пред ним – пономарь со свещею выносной, и полагает на аналое среди церкви. Царские врата остаются отверстыми до прочтения св. Евангелия на 9-м ч., после чего св. Евангелие вновь относится во св. алтарь Царскими вратами и они затворяются. Перед каждым часом — возгл. «Благословен Бог», далее на 1-м ч. «Царю Небесныи», и прочее до «Приидите, поклонимся», на 3-м — Трисвятое, и до «Приидите, поклонимся», на 6-м и 9-м — абие «Аминь. Приидите, поклонимся».

На 1-м ч. в начале, на псалмах, бывает каждение св. Евангелия на аналое (крестообразно, «якоже престол»), св. алтаря, иконостаса, клирошан, образов по всему храму и молящихся. В нач. 3-го, 6-го и 9-го ч. каждения не бывает (Устав свт. Арсения Уральск., л. 93 об.). Аще есть диакон, на 1-м часе и на Ап. кадит он; ин устав: в нач. 1-го ч. кадит иерей (аще есть диакон – предходит со свещею), на Ап. же един диакон. Во время чтения Ап. на 3-м и 6-м ч. кадят точию Евангелие на аналое (указанным выше образом), иконостас и клироса (аще диакон — в конце кадит иерея). На 9-м ч. во время чтения Ап. (и Ев. – Большой Устав, л. 344) — каждение св. алтаря, всего храма и молящихся, якоже на 1 ч.

Ин устав каждения на Царских часах (календарь изд. Донской и Кавказской еп. на 2009 г., с. 109). Пред начальным возгласом 1-го часа, «Благословен Бог», — каждение образа праздника (справа от аналоя со св. Евангелием, или перед ним, посреди церкви) и св. Евангелия — крестообразно, «якоже престол». Полное каждение, якоже выше указася на псалмах 1-го ч. — на 1-м и 9-м часах, и на Ап. этих часов. Краткое каждение, якоже выше указася на Ап. 3-го и 6-го ч., — на псалмах этих часов, а также на их Ап.

По «Приидите, поклонимся» на каждом часе чтем три псалма. Посем сл., и ныне, «аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (3жды, с покл.), сл., троп. Предпр., и ныне, Богородичен (1-я часть). Таже поют троп. Царск. часов, по 2жды: 1-й — без стихов, 2-й — со стихами, 3-й — со «слава» и «и ныне». На 9-м ч. посл. троп. (стихеру), «Руку Твою», первее чтет канонарх, таже сл., и ныне, поет клирос (или оба лика на сходе). Многолетия царю (и прочие, иже в Минее на 9-м ч. наряду) в современной практике опускаются. По троп. иерей (или диакон) возгл. «Вонмем!», иерей: «Мир всем!», чтец: «И духови твоему!». Иерей (или диакон): «Премудрость!», чтец: «Глас (иже тамо наряду)» (сказывается точию «глас», т.к. по прокимне чтется паремия, якоже в будничных службах Великаго поста), и возглашается прокимен. Певцы повторяют его пением (на глас). Затем чтец — стих, певцы повторяют прокимен. Таже чтец — прокимен до половины, певцы — вторую половину прокимна. Чтец – заглавие паремии («От пророчества …»), иерей (или диакон): «Вонмем!», и чтется паремия. По окончании ея иерей (или диакон): «Премудрость!», чтец — надписание Ап., иерей (или диакон): «Вонмем!». Ап. на Царск. часех в навеч. Богоявл.: Деян. 33, Деян. 42, Рим. 91, Тит. 302. Неции же пред прок. возгл. «Вонмем!» и пр. не говорят, но абие «Премудрость!» и пр., якоже выше указ. По окончании Ап. иерей (или диакон): «Премудрость прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «От (именует евангелиста) святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи» (напевом, иже на утрени и молебне), иерей (или диакон): «Вонмем!». Ев. на Царск. часех в навеч. Богоявл.: Мф.5, Мр.1, Мр.2, Мф.6. По Ев. лик — «Слава Тебе, Господи» (тем же напевом), и на клиросе чтут 2-ю часть Богор. часом. Таже Трисв. по Отче наш, возгл. «Яко Твое есть царство» и конд. Предпр., «Во струях». «Господи, помилуй», 40, «Иже на всяко время», и далее по обычаю, якоже на часех всего лета, и якоже наряду в Минее указася. По «именем Господним благослови, отче» на 1-м и 9-м ч. возгл. «Боже, ущедри ны», на 3-м и 6-м, — «За молитв».

На «славе» 9-го ч. по молитве «Владыко Господи Исусе Христе»:

  • аще несть литургии, «Благослови душе моя Господа», сл., «Хвали», и ныне, «Единородныи Сын». Таже «Во Царствии Си», и блаженна на 8, Предпр. п. 3-я с ирм. на 4 и мч. п. 6-я на 4 же. Таже прок. дню и мч. (прок. и аллил. мч. что и во вторник Предотече; неции пред сим от обычая возглашают «Яко свят» и поют Трисвятое), Ап. Петр. 58, Тим. 292, аллил. якоже прок. Ев. Мр. 53, Мф. 36. Посем «Помяни нас, Господи», и прочее Обедницы по Часослову. По «Ослаби, остави» и Отче наш конд. Предпр. (инии же чтут конд. якоже на лит.: храму Богор., храмом свв., пр., мч., сл., «Со святыми покой», и ныне, Предпр.; или 1-й конд. Предпр., а на «и ныне» храму Богор.), «Господи помилуй», 40, «Всесвятая Троице», «Буди Имя», 3жды, и пс. 33-й. При конце его иерей (или диакон) отверзает Царские врата и возгл.: «Премудрость!», певцы — «Достойно есть» (до полу). Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас» Певцы: «Честнейшую херувим и славнейшую…», и покл. земн. Иерей: «Слава Тебе, Боже наш, упование наше, слава Тебе», певцы: «слава, и ныне (полностью), Господи помилуй (2жды), Господи благослови» (с покл. поясн.). Иерей – отп., иже на веч., с Крестом, певцы: «Аминь. Иже Крестом ограждаеми …», и ограждение Крестом молящихся, «Многолетны»(где принято), «Господи помилуй» (3жды) и исх. покл.(Большой Устав, лл. 351, 396 об., Минея, л. 119 об.; здесь и далее ссылки на Минею на январь изд.: М.,1644 г.);

  • аще же литургия, по мол. «Владыко Господи» абие отп. дню, что на веч., а «Во Царствии» чтем точию на лит. (Минея, л. 117 об.). Ин указ (Большой Устав, л. 394 об., Минея, л.118 и об.): по мол. «Владыко Господи» абие «Во Царствии Си», просто, без пения, «Помяни нас Господи» и пр., сл., и ныне, «Собор святых», «Ослаби остави», (или, где принято, сл., «Собор», и ныне, «Ослаби»),Отче наш, возгл., конд. Предпр., «Господи помилуй», 40, «Всесвятая Троице», возгл. «Слава Тебе, Боже наш …» и отп. дню, якоже на веч. Затем (где принято, бывает расход) начинаемобычные часы, указ о троп. и конд. см. выше на 1-м ч. Лит. св. Иоанна Златоустаго. Блаж. якоже выше указ. По входе троп. Предпр., храму Богор., храмом свв., пр. и мч., таже конд., все по вышеуказ. Ап. и Ев. по вышеуказ. же. По «Изрядно» — «Достойно есть», прич. дню, «Знаменася», и мч., «В память вечную», отп. иже на веч. и пр. обычн.(Большой Устав, лл. 350 об., 395 об.).

Более пространный указ служения Царских часов, по чину «честных и великих монастырей, иже в велицей России»: Большой Устав, лл. 342 – 348 об., 390 – 394 об., Минея, лл. 90 об. — 93, календарь изд. Донской и Кавказской еп. на 2009 г., с. 109 — 110.

Воскресение, 5 января

Неделя пред Просвещением, 32-я по Пятьдесятнице. Глас 7-и

Крещенский сочельник

Служба воскр. во Октае и в Минее Предпраздн. Богоявл. (4) и свв. мч. Феопенту и Феоне (4). Прп. Сигклитикии — на павеч. или якоже изволит церкви начальник. По отп. лит. — великая вечерня с Чином освящ. воды.

Малая вечерня. Стих. воскр. и Богор. во Окт. гл., и прочее все по обычаю.

Малая павечерница. Канон Предпр., иже в Минее на павеч. наряду, на 8, ирм. «розники» (см. Ирмосы в конце, «5 янв. на павеч.») по 2жды, троп. на 6 (кажд. по 2жды). Запев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к предпосл. троп. — «слава», к посл. — «и ныне». По кажд. п. катав., ирм. той же. По 3-й и 6-й п. чтений несть. В 7-й п. 4 троп., 1-е 2 по 2жды, проч. по един.Пред 3-м троп. 8-й п. запев «Благословим», по 8 п. «Хвалим, благословим», катав. и покл. поясн. Ирм. 9-й п. с покл. поясн. По 9-й п. катав. и покл. земн. Аще же поем и прп. Сигклитикии, первее чтем канон Предпр., якоже выше указ., точию все запевы «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе», таже прп. на 4, запев ей «Преподобная мати Сигклитикие, моли Бога о нас».По кажд. песни катав., ирм. канона Предпр. По 3-й п. чтений несть, по 6-й же чтем сед. прп., иже по 3-й п., «Постных превозшла еси», сл., и ныне, Богор. в той же глас и подобен, в Минее на л. 328 об., «Ужасно чудо». По 9-й п. канона прп. чтем возв. стих. ей 2, с запевами канона, «Славу отец» и следующ., сл., 3-я, «Жениха красную доброту», и ныне, катав. 9-й п. канона Предпр., «Не дивися,о, Мати»,и покл. земн. По Трисв. и Отче наш конд. воскр., сл.,и ныне, Предпр., «Во струях днесь». Ин устав (Предисл. во Окт. и Минее праздн.): един конд. Предпр. Отп. мал., «преподобных», прощение, помянника за упокой несть.

Великая вечерня. Каф.1-я, «Блажен муж», вся (бывает в субботу на вел. веч. всегда, кр. Вел. Суботы). Возв. на гл. 7-и, стих. на 10: воскр. 4, Предпр. 3, с веч. стихов. 5 янв. («Земля и земленая» и пр. 2), и мч. 3 («Феону и Феопента» и пр. 2). Сл., Предпр., возв. славн. «Готовися Иордане», и ныне, догм. гл., «Мати убо познася». На литии 1-я стих. храму. Таже стих. Предпраздн., иже в Минее 5 янв.: хвалитн. славн. 2 («С трепетом» и «Воспоем людие») и утр. стихов. вся. Сл., и ныне, там же наряду, «Иоанне Крестителю». Неции же поют в литию все хвалитн. стих. Предпр., а не точию славн. Стихов. воскр., сл., и ныне, Предпр., славн. веч. стихов., «Да возрадуется». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. «Богородице Дево» 2жды, и Предпр. троп. «Возвращашеся иногда», единожды. Аще не Бд, троп. воскр., сл., и ныне, Предпр., отп. иже на утр. пред 1-м ч., в нач. «Христос, истинныи…», Крест не помин.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 7-и, троп. воскр. 2жды, сл., и ныне, Предпр. Каф. 2-я, 3-я, 17-я. По 1-х сед. (каф. 2-я) сл.,и ныне, Богор. воскр. 7-го гл., «Яко нашему воскресению». Пл. не поем. До канона все воскр. по обыч. Ев. 10-е, Ин.66. Каноны: воскр. со ирм. на 4, ирм. един., Богор. на 2, и в Минее 5 янв. наряду: Предпр. на 4 (1-й троп. 2жды) и мч. на 4. Запев Предпр.: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе», мч.: «Святии мученицы Феопенте и Феоно, молите Бога о нас». Катав. Богоявл., 1-го творца, «Глубине». По 3-й п. конд. и ик. Предпр., иже п 6-й п., сед. мч., «Богопосланник явлься», сл., и ныне, сед. Предпраздн. наряду, «Великии дождь». В Большом же Уставе (л. 388 об.) указан по 3-й п. сей конд. Предпр.: «Иорданскими водами очищая мир Господь, днесь восходити начиная, тайная сокровенная, очищение являя сущим в мире, разума сияние. Дух бо родителев послушествова, яко се есть возлюбленныи Мой Сын, и вкупе соприсносущныи». В Часосл. 5 янв. указ. и 3-й конд. Предпр., «Всех Христе». Аще хощещи, рцы все 3: «Иорданскими», «Всех Христе», «Во струях», таже икос и сед. по вышеуказ. По 6-й п. конд. и ик. воскр. (согл. Предисл. в Минее праздн.). По 8-й п. поем «Честнейшую» (бывает на воскр. утр. всегда, кр. особо указ. в Уставе случаев). По катав. 9-й п., «Недоумеет», — «Достойно есть», и покл. земн. «Свят Господь Бог наш» на гл. 7-и (бывает на воскр. утрвсегдакр. особо указ. в Уставе случаев). Светильны: воскр. 10-и, «Тивериадское море», 2жды, сл., и ныне, Предпр. наряду, «Яко виде Тя». Хвалитн. стих. на 8: воскр. 4 и Предпр. 4, посл. 2 — со ст. Предпраздн., иже на его веч. и утр. стихов. Неции же хвалитн. стих. Предпр. поют в литию, тогда хвалитн. стих. вси воскр. Сл., 10-я стих. Ев., «Иже по Сошествии во ад», и ныне, «Пребл. еси». По Славословии великом троп. «Днесь спасение миру». Отп. пред 1-м ч.: «Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, и святых мученик Феопента и Феоны, и преподобныя матере нашея Сигклитикии, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». И ч. 1-и.

На 1-м часе и проч. часех троп. воскр., сл., Предпр., по Отче наш конд. Предпр. (аще хощеши, рцы 3 конд., указ. по 3-й п. канона на утр., или 2, «Во струях» и «Всех Христе») и воскр. премен. (согл. Предисл. во Окт.). По 1-м ч. отп. мал., «преподобных» (в нач. – «Воскрес из мертвых»), и, аще Бд, прощение.

Полунощница воскресна, 7-го гл., якоже обычн.

Литургия св. Иоанна Златоустаго. Блаж. на 10: воскр. на 6 (вси троп. по един., точию 2 иже пред Троичн. за един, Богор. оставл.) и Предпр. от канона п. 3-я на 4 (1-й троп. 2жды). По входе троп. воскр., Предпр., храму Богор. и храмом свв., конд. воскр., храму Богор., сл., храмом свв., и ныне, Предпр. (аще рцем 3 или 2 конд. Предпр., глаголи 1-е 2 или 1-й по конд. воскр., 3-й же на «и ныне»)Ин устав: конд. Богоявл. – по воскр., и ныне, конд. храму Богор. (Большой Устав,л.828 об.,Часосл.,л. 135).Прок. и аллил. Недели пред Просвещением и Богор.,Ап. Тим. 298, Евр. 320. Ев. Мр.1, Лк. 54 (всегда чтем с преступкой в Лк. 59)Ряд. же Ап. и Ев. не чтем ввиду отступки. По «Изрядно» — «Достойно есть». Прич. «Хвалите» и «Чашу», отп. иже на утр. пред 1-м ч.(Большой Устав, л. 396).

Посем, где принято, бывает расход. А где расхода не бывает, абие начинаем великую вечерню. Возгл. «Благословен Бог», и абие чтец: «Аминь, Царю Небесныи» и пр., до «Приидите, поклонимся» (аще по Царск. часах расхода не было, по нач. возгл. иерея чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся»), пс. 103 — чтением. Пред псаломом, по «Приидите, поклонимся», иерей затворяет Царские врата (завеса же остается отверстой) и исходит на амвон северной дверью иконостаса, творит пред Царск. вратами 3 покл. поясн., и по одному, без крестнаго знамения, — на кажд. из клиросов, таже (от обычая, осенив себя крестным знамением) чтет вечерние молитвы по Служебнику. По великой ект. каф. 1-я, «Блажен муж», точию 1-я «слава» («Большой Устав», л. 401), «возвахи» на гл. 2-и. Стих. на 8, в Минее наряду (4 по 2жды), и славн. там же, «Преклонил еси». Выход с Евангелием, «Свете тихии» — пением, прок. дню, «Се ныне», 3жды. И абие иерей (или диакон): «Премудрость!», чтец — заглавие первой паремии («От Бытия чтение»), иерей (или диакон): «Вонмем!», и чтется паремия. Царские врата затворяются. По 3-х паремиях чтец: «Глас пятыи. Явился еси…», и прочее тропаря до конца. Иерей (или диакон) отверзает Царск. врата, конец тропаря, «Да просветиши», от обычая первый раз поют в алтаре. Чтец чтет стихи, и «слава», и «и ныне», а к ним по клиросам припевают «Да просветиши». В конце чтец вновь читает троп. «Явился еси», и сам поет конец его. Царские врата затворяются. Чтутся следующ. 3 паремии. По них паки отверзаются Царские врата и чтется ин троп., гл. 6-и, и стихи, с пением концов «Где бо бы имел» в алтаре, на клиросах и в конце самим чтецом, якоже выше указася. Затем следуют оставшиеся 7 паремий. Их чтут при закрытых Царск. вратах, при конце же последней паремии Царск. врата отверзаются, иерей (или диакон) глаголет ект. малую, «Паки и паки». По ней иерей — возгл. Трисвятому, «Яко свят еси»(инии же рекут зде возгл. иже на веч. по каф., «Яко Твоя Держава»), но «Трисвятое не поем, занеже не совершается божественная литоргия» (Большой Устав, л. 401). По возгл. лик: «Аминь», иерей: «Мир всем», чтец: «И духови твоему». И далее по обыч. прок., Ап. Кор. 143 (от полу) и аллил. (во Ап. наряду)Пред посл. «Аллилуия» сказываем прич., «Хвалите Господа с небес». Таже Ев. Лк. 9, «Слава Тебе Господи» — «обеденное». По Ев. абие мол. «Сподоби, Господи», Царск. врата затворяются, и ект. «Исполним вечерняя» (Большой Устав, л. вышеуказ.; а по Минее (л. 120 об.) по Ев. Царск. врата не затвор., ект. «Рцем вси», таже «Сподоби» и «Исполним»). По возгл. «Буди держава» иерей, от обычая, творит 3 покл. поясн. с мол. «Боже, очисти» и пр., запевает «Глас Господень» и, обходя справа св. престол, исходит северной дверью иконостаса «на воду», неся св. Крест на блюде на главе. И абие совершается Чин освящения великия воды, якоже указася в Служебнике, Большом Уставе (лл. 398 — 399 об.) и Минее (лл. 120 об. — 122, 132 — 135). В нем имеются 2 иерейские молитвы «втай», от обычая, обе читаемые в сей Сочельник; при повторении водоосвящения в сам день Богоявления 2-ю молитву опускают. По указу же некоторых древлепис. Служебников XVI в. 2-я молитва в Сочельник не чтется, при 2-м же освящ. воды на само Крещение чтем обе, особым образом, якоже тамо будет указано, ради большего отличия между освящением «великой» воды и «годовой». По стих. «Воспоем вернии» ект. «Помилуй нас Боже», возгл. «Премудрость! Пресвятая …» и оконч. веч. обычн. Отпуст праздничный: «Крестивыися от Иоанна во Иордане, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». По отп. иерей исходит со св. Крестом на амвон, обращается на восток, и запевает троп. праздн., «Во Иордане» (пред иереем поставляют выносной подсвечник с горящей свещею). Таже певцы на сходе продолжают пение троп., затем — сл., и ныне, конд., «Явился еси днесь», и «Иже Крестом ограждаеми» (на клиросе)Подходящих ко Кресту, по целовании его, иерей (или диакон) окропляет св. водой.

Аще служба без бдения, по Ев. ект. «Рцем вси», мол. «Сподоби Господи», ект. «Исполним вечерняя», по возгл. «Буди держава» — лития и стихов. праздн. Неции же литии зде не поют, а возв. стих. поют на 10: возв. 4 («Просветителя» и пр. 3), и литийн. 6 («Одеваяися» и пр. 3 (некие 2 стих., по рассужд. уставщика, за едину), и славн. «Господи» и «Днесь»), сл., и ныне, «Преклонил», пр. по вышеуказ., по возгл. «Буди» стихов. По «и ныне» на стихов. — «Глас Господень» и освящ. воды, по стих. «Воспоем вернии» — «Ныне отпущаеши», Трисв. по Отче наш, возгл. и троп. праздн., «Во Иордане». Таже возгл. «Премудрость! Пресвятая…» и проч., и отп. праздн. Пения же троп. и конд. по отп. несть, занеже троп. праздн. был пред отп. Тогда вечером вместо великой — малая павечерница без канона, по «Достойно» и Трисв. конд. праздн., помянника за упокой несть. Утреню нач. от Трисв. и 2-х пс. (Большой Устав, лл. 401 об. — 402).

Седмица 33-я по Пятьдесятнице

Понедельник, 6 января

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Служба вся точию празднику, в Минее наряду (Бд).

Иерей отверзает завесу Царск. врат, исходит северной дверью иконостаса на амвон и полагает приходные поклоны. Затем входит в алтарь южной дверью иконостаса и в полном облачении совершает каждение св. алтаря, вновь исходит северной дверью на амвон и возгл.: «Востаните!» Затем кадит Царск. врата и образа Спасителя и Богородицы справа и слева от них, полагает 3 покл. поясн. (с мол. втай «Боже, очисти…» и пр.) и возгл. «Благословен Бог». Чтец начинает нефимон (великую павечерницу): «Аминь. Царю Небесныи», до «Приидите, поклонимся», псалом «Внегда возвах» и проч. по Часосл. Аще служба с диаконом, иерей с ним исходят Царскими вратами, диакон возглашает: «Востаните!». По каждении Царских врат и образов по сторонам их молятся 3 покл., диакон: «Благослови, владыко!», иерей: «Благословен Бог» (Большой Устав, л. 354 об.). Во Уставе же свт. Арсения Уральскаго (л. 163 об.) иерею указано и без диакона исходить Царскими вратами в нач. вел. павеч. Во время чтения начальных псалмов нефимона совершается каждение всего храма и молящихся. Затем, аще иерей служит один, он возвращается во св. алтарь южной дверью иконостаса. Аще же с диаконом (или и без него, согл. Уставу свт. Арсения) — через Царск. врата, которые после этого затворяются (завеса же остается отверстой).

По пс. «Живыи в помощи» поем «С нами Бог». Чтец сказывает стихи, 1-й — отдельно, проч. же, до «славы», по 2. От обычая первый стих поют в алтаре, при открытых Царск. вратах, которые по окончании всей песни «С нами Бог» затворяются.По «Верую» «О, Пресвятая» поем по 2жды, с покл. поясн. Также при открытых Царск. вратах в алтаре по знамени поют по 1-м Трисв. троп. праздн., а по 2-м — конд. По «Слава в вышних» — окончание великой вечерни: лития со своими прошениями и молитвами и стиховна. По «Ныне отпущаеши», Трисв. и Отче наш троп. праздн. 3жды и, где бывает, благословение хлебом. Затем «Буди имя Господне…», 3жды, и пс. 33-й, «Благословлю Господа», до «не лишатся от всякаго блага». Возгл. «Благословение Господне…» и екса-псалмы (начинается утреня). Где принято, «Слава в вышних» и «Господи, устне» поют («Слава в вышних» — 1-й раз в алтаре).

На утрени «Бог Господь» на гл. 1-и, троп. праздн. 3жды (2жды, сл., и ныне, той же). Каф. 4-я, 5-я. Сед. праздн. по 2жды(сед., сл., и ныне, той же). Пл. и велич. праздн., пс. избр. «Боже, ущедри ны». По Пл. сед. праздн. 2жды, якоже по каф. Антифон 1-й 4-го гл., «От юности моея». Прок. праздн., «Море виде и побеже», «Всяко дыхание», Ев. Мр. 2. По 50-м пс. —«Слава. Всяческая днесь…» и пр., по Обиходу. Стих. праздн., «Бог Слово», молитва «Спаси, Боже, люди Своя», «Господи, помилуй», 12 (в нач. 3 покл. поясн.) и возгл. «Милостию и щедротами». Каноны праздн. 2, ирм. обоих по 2жды, запев «Слава, Господи, Богоявлению Твоему». Троп. в кажд. из канонов на 6, катав. — ирм. обоих творцов по клиросам. Где в каноне 3 троп., кажд. по 2жды, где 2 — по 3жды. По 3-й п. ипакой праздн. единожды. По 6-й п. конд. и икос праздн. По 8-й п. «Хвалим, благословим» поем ко 2-й катав., по ней покл. поясн. На 9-й п. «Честнейшую» не поем, но припевы по Обиходу. Ирм. 9-й п. обоих творцов с покл. поясн., к 1-му припеву после ирмоса в каждом из творцов также покл. поясн. На сходе к 1-й катав. припев праздн., ко 2-й — Богор. («Величай душе моя Честнейшую»), таже ирм. «О, выше ума» и покл. земн. Светилен праздн. 3жды (2жды, сл., и ныне, той же; от обычая первые 2 раза чтением, 3-й пением). Хвалитн. стих. на 4, «слава» и «и ныне» наряду. Славословие великое, по возгл. троп. праздн. Ект. 2 и пр. обычн. Отп. указ. выше 5 янв. на веч.

На 1-м ч. и проч. часех троп. и конд. праздн. По 1-м ч. отп. малый, «преподобных и богоносных», в нач. «Христос, Истинныи Бог наш …», и (аще служили Бд) прощение.

Полунощница повседневная, каф. 17-я, по 1-м Трисв. троп. праздн., по 2-м конд. Отп. малый, якоже на 1-м ч., прощение, помянника за упокой несть.

Литургия св. Василия Великаго (Большой Устав, л. 400)Окончание «славы» 9-го часа: по молитве «Владыко Господи» чтем пс. «Благослови душе моя Господа», таже без «славы» — «Хвали», «Во царствии Си» и Блаженны, все до конца(Большой Устав, л. 151 об.). Затем «Помяни нас, Господи» и проч. обычн. На лит. антифоны праздн., во Ап. и Минее наряду(аще же несть лит., блаж. от канона праздн. на 8: п.3-я 1-го творца, п. 6-я 2-го творца, каждая на 4). Входн. стих:«Благословен грядыи во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь и явися нам». На входе поем «крестивыися во Иордане», по входе троп. праздн., сл., и ныне, конд. Вместо Трисвятаго «Елицы». Прок. и аллил. праздн., во Ап. наряду. Ап. Тит. 302, Ев. Мф. 6. Задост. праздн., 2 припева и «О, выше ума», прич. праздн., «Явися». Отп. праздн., указ. выше 5 янв. на веч. По отп. хождение «на иордань» (Большой Устав, л. 405 и об.). Молебен праздн., 1-й канон с ирм. на 8, ирм. 2жды, троп. на 6, катав. ирм. обоих канонов по клиросам. По 6-й п.,по Ев. Мр. 2 и стих. по 50-м пс., «Бог Слово», — вынос Креста и освящ. воды по чину Сочельника. На нем от обычая иерей не чтет 2-ю из 2-х молитв «втай». По указу же некоторых древлепис. Служебников XVI в. сия 2-я молитва не чтется в Сочельник, при 2-м же освящ. воды на само Крещение она едина чтется «втай». Вслух же тогда чтем мол. 1-ю, «Господи Исусе Христе Единородныи», вместо мол. «Велии еси Господи», ради исключения связанных с последней действий, для большего отличия между освящ. «великой» воды и «годовой». По стихере «Воспоем вернии», — 7-я п. канона, и проч. молебна по обычаю. Вместо «Владычице, приими» 2 припева и задост. праздн., «О, выше ума». По Трисв. и Отче наш троп. праздн., сл., и ныне, конд. Ект. «Помилуй нас, Боже» и отп. праздн., иже на лит. Неции же, аще исхождения вне церкви «на иордань» несть, молебна не поют, но соверш. освящ. воды якоже в Сочельник, аще он не в субботу или неделю, по заамвонн. молитве, по чину вышеуказ. Аще же несть лит., и без хождения «на воду» подобает пети молебен праздн. непременно.

По отп. — славление праздн.: возгл. «Благословен Бог», таже ирм. «Глубине открыл есть дно» (где принято, поют и ирм. 2-го творца, «Путь морскии»), троп. праздн., сл., и ныне, конд., 1-й припев «Величай душе моя», ирм. «Недоумеет», 2-й припев, ирм. «О, выше ума» и покл. земн. Возгл. «Слава Тебе, Боже наш, упование наше…», певцы: «Слава, и ныне…» и пр., с покл., и отп. праздн., иже на лит.,

посем стих. «Иже Крестом ограждаеми».

Подходящих ко Кресту окропляют св. водой,

якоже указ. выше

в Сочельник.

Вторник, 7 января

Собор св. Иоанна Предотечи

Служба в Минее, Попраздн. (10) и Предот. (Сл).

Вечерня. Каф. несть, «возвахи» на гл. 2-и. Возв. стих. на 6: праздн. 3 и Предот. 3. Сл., Предот., «Во плоти светильниче», и ныне, праздн., «Бог Слово». Выход с кадилом, «Свете тихии» — пением. Прок. великий, «Бог наш на небеси и на земли», писан во Ап. и Минее, поем 5 раз. Абие по прок. Царск. врата затвор., чтец на клиросе: «Сподоби, Господи». Таже ект. «Исполним вечерняя» и проч. обычн. (Минея праздн. на Собор Предот., Большой Устав, л. 936 об.; по др. же изд. Минеи праздн. по прок. ект. «Рцем вси», таже «Сподоби Господи» и ект. «Исполним вечерняя»). Стихов. в Минее наряду. «Ныне отпущаеши», Трисв. по Отче наш, возгл. и троп. Предотече, сл., и ныне, праздн. Ект. «Помилуй нас, Боже» (аще не было ект. «Рцем вси» по прок.), возгл. «Премудрость! Пресвятая…» и проч. обычн., отпуст: «Крестивыися от Иоанна во Иордане, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, честнаго и славнаго пророка и Предотечи, Крестителя Иоанна, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Павечерница малая. Канона несть, по «Достойно» и Трисв. конд. праздн. Отп. малый, «преподобных», прощение, помянника за упокой несть.

Утреня. Нач. от Трисв. и 2-х пс. «Бог Господь» — на гл. 1-и. Троп. праздн. 2жды, сл., Предот., и ныне, праздн. Каф. 7-я, 8-я, по них сед. в Минее наряду (сед., сл., и ныне, той же). По посл. сед. — пс. 50-и, возгл. «Милостию и щедротами» и каноны: праздн. 1-го творца со ирм. на 6 (ирм. 2жды), 2-го творца со ирм. на 4 (ирм. также 2жды) и Предот. без ирм. на 4. Запев. Предот.: «Святыи великии пророче Иоанне Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о нас» (Устав свт. Арсения Уральск., л. 63 об.)Где в каноне Предот. 5 троп., 1-е 2 чтем за един. Катав. праздн. 1-го творца, «Глубине». По 3-й п. конд. и ик. праздн., сед. Предот., сл., и ныне, той же. По 6-й п. конд. и ик. Предот. На 9-й п. «Честнейшую» не поем, но припевы праздн., по Обиходу или Ирмосам (Предот. — свой припев). Ирм. 9-й п. с покл. поясн. В каноне Предот. к Богор. припев «Величай душе моя Честнейшую». По 9-й п. на сходе — якоже выше 6 янв. указ. Светилен Предот. единожды, сл., и ныне, праздн. Хвалитн. стих. праздн., на 4, сл., Предот., наряду, «Ангел от неплодных», и ныне, праздн., там же, «Днесь Христос». Славословие великое, по возгл. троп. якоже на веч. по «Ныне отпущаеши». Ект. 2 и пр. обычн., отп. иже на веч.

На 1-м часе и на проч. часех троп. праздн., сл., Предот., по Отче наш конд. праздн. и Предот. премен. По 1-м ч. отп. малый, «преподобных».

На литургии блаж. на 8: праздн. п. 1-я (1-го творца; инии же поют 2-х творцов) и Предот. п. 6-я, кажд. на 4. По входе троп. праздн., Предот., сл.,конд. ему, и ныне, праздн. Прок. и аллил. точию Предот., Ап. Деян. 42, Ев. Ин. 3. Задост. праздн., прич. «Явися» и «В память», отп. иже на веч.

Воскресение, 12 января

Неделя по Просвещении, 33-я по Пятьдесятнице, о Закхее. Глас 8-и

Служба воскр. во Октае и в Минее Попраздн. Богоявл. (4) и св. мц. Татияне (4). Свт. Саве Сербскому (Бд) службы в Минее 12 янв. несть (писана 14 янв.).

Малая вечерня. Стих. воскр. и Богор. во Окт. гл., и прочее все по обычаю.

Малая павечерница. Канон Богор. во Окт., по «Достойно», Трисв. и Отче наш конд. воскр., сл.,и ныне, Богоявл. Ин устав (Предисл. во Окт. и Минее праздн.): един конд. Богоявл. Отп. мал., «преподобных», прощение, помянника за упокой несть.

Великая вечерня. Каф.1-я, «Блажен муж», вся (бывает в субботу на вел. веч. всегда, кр. Вел. Суботы). Возв. на гл. 8-и, стих. на 10: воскр. 3, Богоявл., с вел. веч. самого праздн. возв., 4, и мц. 3. Сл., Богоявл., с самого праздн., «Преклонил еси», и ныне, догм. гл., «Царь Небесныи». На литии 1-я стих. храму. Таже стих. Попраздн., иже в Минее 12 янв. наряду: возв. 3 («Господи, аще и креститися» и пр. 2), славн. «Зрящи Тя», стихов. веч. вся («Ныне пророчески» и пр. 2), со славн. «Воспоем вернии», и стихов. утр. вся, со славн. «О, иже паче ума». Сл.,и ныне, славн. литии самого праздн., «Днесь тварь». Стихов. воскр., сл., и ныне, Богоявл., со стихов. самого праздн., «Еже от Девы». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. «Богородице Дево» 2жды, и Богоявл. троп. единожды. Аще не Бд, троп. воскр., сл., мц., и ныне, Богоявл., отп. иже на утр. пред 1-м ч.,в нач. «Христос, истинныи…»,Крест не помин.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 8-и, троп. воскр. 2жды, сл., мц., «Агница Твоя», и ныне, Богоявл. Каф. 2-я, 3-я, 17-я. По 1-х сед. (каф. 2-я) сл., и ныне, Богор. воскр. 8-го гл., «Иже нас ради». Пл. не поем (Попраздн. Богоявл.). До канона все воскр. по обыч. Ев. 11-е, Ин. 67. Каноны: воскр. со ирм. на 4, ирм. един., Богор. на 2, и в Минее 12 янв. наряду, Богоявл. (1-го творца)на 4 (где 3 троп., 1-й 2жды, где 2, кажд. по 2жды) и мц. на 4 (где 3 троп.,1-й 2жды). Запев мц.: «Святая мученице Татияно, моли Бога о нас». Катав. Богоявл., ирм. канона 2-го творца, «Путь морскии». По 3-й п. конд. и ик. Богоявл., конд. мц., «Светлее во страдании», сед. ей, «Сугуб прошедши», сл., и ныне, сед. Попраздн. наряду, «Иже светом». По 6-й п. конд. и ик. воскр. (согл. Предисл. в Минее праздн.). По 8-й п. поем «Честнейшую» (бывает на воскр. утр. всегда, кр. особо указ. в Уставе случаев). По катав. 9-й п., «О, выше ума», — «Достойно есть», и покл. земн. «Свят Господь Бог наш» на гл. 8-и(бывает на воскр. утрвсегдакр. особо указ. в Уставе случаев). Светильны: воскр. 11-и, «По божественем», 2жды, сл., и ныне, Богоявл., «Явися Спас». Хвалитн. стих. на 8: воскр. 4, и Богоявл., хвалитн. с самого праздн., со славн., 4 (1-е 2 за едину)посл. 2 — со ст. праздн., иже на его веч. стихов. Сл., 11-я стих. Ев., «Являя Себе», и ныне, «Пребл. еси». По Славословии великом троп. «Воскрес из гроба». Отп. пред 1-м ч.: «Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, и святыя мученицы Татияны, и иже во святых отца нашего Савы, архиепископа Сербскаго, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». И ч. 1-и.

На 1-м часе и проч. часех троп. воскр., на «славу» Богоявл. и мц. премен., по Отче наш конд. Богоявл. и воскр. премен.(согл. Предисл. во Окт.). По 1-м ч. отп. мал., «преподобных» (в нач. – «Воскрес из мертвых»), и, аще Бд, прощение.

Полунощница воскресна, 8-го гл., якоже обычн.

На литургии блаж. на 10: воскр. на 6 (вси троп. по един., точию 2 иже пред Троичн. за един, Богор. оставл.) и Богоявл. от канона 1-го творца п. 7-я на 4 (1-й троп. 2жды). По входе троп. воскр., Богоявл., храму Богор., храмом свв. и мц. Конд. воскр., храму Богор., храмом свв., сл., мц., и ныне, Богоявл. Ин устав: конд. Богоявл. – по воскр., и ныне, конд. храму Богор. (Большой Устав, л. 828 об., Часосл., л. 135). Прок. и аллил. Недели по Просвещении и Богор., Ап. Еф. 224 (от полу), ряд(ввиду отступки, 32-й Недели) Тим. 285 (под главу), Флп. 240. Ев. Мф. 8, ряд (ввиду отступки, 32-й Недели) Лк. 94 (под главу), Лк. 54. Задост. Богоявл. Прич. «Явися благодать» и «Чашу» (Большой Устав, лл. 411, 412), отп. иже на утр. пред 1-м ч.

Воскресение, 19 января

Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-и (Пл)

Начало Триоди постной

Служба воскр. во Октае и в Триоди.

Св. дневному поем егда восхощет церкви начальник (Большой Устав, л. 913 об.).

Малая вечерня. Стих. воскр. и Богор. во Окт. гл., и проч. обычн.

Малая павечерница. Канон Богор. во Окт. гл. Аще восхощет церкви начальник, поем зде и прп. Макарию египетск., в Минее 19 янв. Запев: «Преподобне отче Макарие, моли Бога о нас» (где 5 троп., 1-е 2 за един). По 3-й п. сед. прп., сл., и ныне, сед. Богор. во Окт., иже по 6-й п. По 6-й п. конд. и ик. прп., в Минее наряду. По 9-й п. чтем стих. прп., с запевами канона: возв. вси, со славн. «Веселися Египте», славн. веч. стихов. «Преподобне отче», сл., славн. утр. стихов. «Просияша добрая», и ныне, «Достойно есть». По Трисв. конд. воскр., сл., и ныне, Триодн., «Мытаря иногда», и пр. обычн.

Великая вечерня. Возв. на гл. 1-и, стих. на 10: воскр. 6 и в Триоди 4 (2 по 2жды), сл., в Триоди, «Вседержителю Господи», и ныне, догм. гл.,«Всемирную славу». На литии 1-я стих. храму, таже во Окт. стих. Богор. Аммореевы 3, сл., в Триоди, «Мытаря и фарисея»,и ныне, Богор. по гл., «Без семене». Стихов. воскр., сл., в Триоди, «Отягченыма очима», и ныне, Богор. по гл., «Церковь и Дверь». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. «Богородице Дево, радуися» 3жды и пр. обычн. Аще не Бд троп. воскр., сл., и ныне, Богор. его, отп. иже на утр. пред 1-м ч., в нач. «Христос, истинныи…», Крест не помин.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 1-и, троп. воскр. 2жды, сл., и ныне, Богор. его. Каф. 2-я, 3-я, 17-я, по них сед. и ипакой во Окт. и пр. обычн. По ипакое Пл. без велич. В конце его поем «слава», «и ныне» и «аллилуия» (полностью, 3жды) с обычн. полиел. припевами пс. 135-го. Ев. 1-е, Мф. 116. По 50-м пс. «слава» — «Молитв ради апостол», и пр. обычн., но вместо «Воскрес Исус» стих. «Множество содеянных ми зол». Каноны: воскр. со ирм. на 4, Крестовоскр. на 2 (посл. троп. оставл.), Богор. на 2 (1-е 2 троп. за един), и в Триоди на 6 (1-е 2 троп. по 2жды, проч. по един.). Запев Триодн.: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Катав. «Отверзу». По 3-й п. конд. и ик. воскр., сед. в Триоди 2жды, сл.,и ныне, Богор. его. По 6-й п. конд. и ик. в Триоди. Аще чтем Синаксарь в Триоди, пред. конд. чтец объявл. глас его, концы конд. и ик. поем на гл., и тако бывает до Недели Всех свв. Свет. воскр. 1-й, сл., в Триоди, «Мытаревым гласом», и ныне, Богор. его,«Пречистая». Хвалитн. стих. на 8: воскр. 5 и в Триоди 3 (1-я 2жды), со ст. их, сл., там же, «Иже от дел», и ныне, «Пребл. еси». По Славосл. троп. «Днесь спасение», и пр. обычн. Отпуст: «Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, и преподобнаго отца нашего Макария египетскаго, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Таже канонарх возгл.: «Аминь. Сл. (полностью), и ныне, глас 1-и», певцы (где принято, «посреде церкве» или близ притвора, где пели Славосл.): «И ныне» (полностью, на гл. 1-и), и Ев. стих. 1-я, и час 1-и.

На 1-м ч. и проч. часех троп. воскр., по Отче наш конд. воскр. и Триодн. премен. По 1-м ч. отп. мал., «преподобных» (в нач. «Воскр. из мертвых»), и, аще Бд, прощение.

Полунощница воскресна, 1-го гл., конд. воскр. и пр. обычн.

Литургия. Блаж. точию воскр. на 8. По входе троп. воскр., храму Богор., храмом свв., конд. воскр., храму Богор., сл., храмом свв., и ныне, Триодн. А храму Христову троп. и конд. не чтем (Большой Устав, л. 915). Прок. и аллил. гл. и Богор., Ап. Тим. 296 (33-й нед.), Флп. 240. Ев. Лк. 89 (33-й нед.), Лк. 54. Прич. «Хвалите» и «Чашу», отп. иже на утр. пред 1-м ч.

Суббота, 25 января

Иже во свв. отца нашего Григория Богослова

Служба по Минее (Пл).

Вечерня. Нач. от «Царю Небесныи», «Блажен муж» — 1-я «слава». Возв. на гл. 4-и, стих. на 6 (3 по 2жды). Сл., наряду, «Бодрыи язык», и ныне, догм. проходящ. 1-го гл., «Всемирную славу». Выход, «Свете тихии» пением, прок. дню, «Боже заступник мой» (поем 3жды полн.), и паремии 3. Литии несть, стихов. в Минее наряду. Сл., там же, «Сердца верных», и ныне, Богор. по гл., «Безневестная Дево». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт., сл., и ныне, Богор. по гл. (он же и проходящ. 1-го гл.), «Гавриилу провещавшу».Возгл. «Премудрость! Пресвятая…» и проч. Отпуст: «Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константиня — града, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Павечерница малая. Канона несть, по «Достойно» и Отче наш конд. свт., отп. мал., «преподобных», прощение, помянника за упокой несть.

Утреня. Нач. от Трисв. и 2-х пс. «Бог Господь» на гл. 1-и, троп. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. по гл., «Гавриилу провещавшу». Каф. 16-я, 17-я. По 1-й каф. сед. свт. 2, по един.,сл.,и ныне, Богор. наряду. По 2-й каф. сед. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. наряду. Пл. и велич. свт. (якоже свт. Николе, точию поем «Григорие Богослове»). Пс. избр. свт., «Услышите».По Пл. сед. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. наряду. Таже 1-й антиф. 4-го гл., «От юности». Прок. свт., «Уста», Ев. Ин. 35 (от полу). По 50-м пс. «слава» — «Молитв ради святителя». Стих. свт., «Излияся благодать». Каноны: аще храм Христов или Богор., 1-й канон храму, со ирм. на 6, ирм. 2жды, троп. на 4. Аще же ин храм, 1-й канон Богор. 8-го гл., ирм. «Поем Господеви», в Минее наряду, со ирм. на 6 же, ирм. 2жды, троп. на 4 ( 1-й троп. 2жды), и свт. на 8 (1-й троп. 3жды, 2-й и 3-й по 2жды и Богор. един.). Запев свт.: «Святителю Христов Григорие Богослове, моли Бога о нас». Катав. «Отверзу». По 3-й п. аще храм Христов или Богор., конд. и икос храму, сед. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. нарядуАще же храм Христов или Богор., сл., и ныне, сед. или ипакой храму. По 6-й п. конд. и ик. свт. По 9-й п. свет. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. его. Хвалитн. стих. на 4 (1-я 2жды), сл., наряду, гл. 1-и, «Цевницу духовную», и ныне, Богор. по гл. «от малых», в кон. Минеи, л. 507 об., «в суботу на утрени», «Радуися от нас». По Славосл. троп. свт. и Богор., якоже на веч. по «Ныне отпущаеши». Ект. 2 и пр. обычн., отп. иже на веч., и час 1-и.

На 1-м ч. и проч. часех троп. свт., по Отче наш конд. свт., по 1-м ч. отп. мал., «преподобных» (в нач. «Христос, истинныи …»), прощения несть (т.к. Пл, а не Бд).

Полунощница субботняя, каф. 9-я, троп. обычн., отп. мал., прощ. и помянник за упокой.

Литургия. Блаж. на 8, от канона свт. п. 3-я и 6-я, обе по 4 (в 3-й п. Богор. оставл.) . По входе троп. храму Христову, храму Богор., храмом свв. и свт. Конд. храму Христову, храмом свв., сл., свт., и ныне, храму Богор. Аще несть храма Богор., и ныне, конд. храму Христову. Аще несть храмов ни Христова, ни Богор., и ныне, конд. «Заступнице християном». Прок. и аллил. дню (субботе, кр. заупокойн., во Ап. в прок. дневн.) и свт. (во Ап. 25 янв.), Ап. Тим. 295, Кор. 151, Ев. Лк. 103, Ин. 36. Прич. дню, «Радуйтеся», и свт., «В память вечную», отп. иже на веч.

Воскресение, 26 января

Неделя о блудном сыне, глас 2-и (Пл)

Служба воскресна во Октае и в Триоди.

Малая вечерня. Стих. воскр. и Богор. во Окт. гл., и пр. обычн.

Малая павечерница. Канон Богор. во Окт. Аще восхощет церкви начальник, поем зде и прп. Ксенефонту, иже в Минее 26 янв., запев: «Преподобне отче Ксенефонте, моли Бога о нас» (где 3 троп., 1-й 2жды). По 3-й п. сед. прп., сл., и ныне, во Окт. сед. Богор., иже по 6-й п. По 6-й п. конд. и икос прп. По 9-й п. чтем возв. стих. прп. 2, с запевами канона, сл., 3-я, «Страсти уморивше», и ныне, «Достойно есть». По Трисв. конд. воскр., сл., и ныне, Триодн., «Отеческия славы».

Великая вечерня. Стих. воскр. 6 и в Триоди 4 (2 по 2жды), сл., в Триоди, «О, коликих благ», и ныне, догм. гл., «Прейде сень». На литии стих. храму, и во Окт. Богор. Аммореевы, сл., в Триоди, «Яко блудныи», и ныне, по гл., «Подаждь утешение». Стихов. воскр., сл., в Триоди, «Отеческаго дара», и ныне, по гл., «Творец и Избавитель». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. «Богородице Дево», 3ждыАще не Бд, троп. воскр., сл., и ныне, Богор. его, отп. иже на утр. пред 1-м ч., в нач. «Христос, истинныи…»,Крест не помин.

Утреня. На «Бог Господь» троп. воскр. 2жды, сл., и ныне, Богор. его. Каф. 2-я, 3-я, 17-я, по них сед. воскр. и ипакой по обычаю. Пл. без велич. и без «славы», затем пс. «На реце Вавилонстей». До канона все воскр. по обыч. Ев. 2-е, Мр. 70. По 50-м пс. «Множество». Каноны: воскр. со ирм. на 4, Крестовоскр. на 2 (без Богор.), Богор. на 2, и в Триоди на 6 (запев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). Катав. «Отверзу». По 3-й п. конд. и ик. воскр., сед. в Триоди, «Объятия Отча», 2жды, сл., и ныне, Богор. его. По 6-й п. конд. и ик. в Триоди. Аще чтем Синоксарь, зри указ выше в Нед. мытаря. Свет. воскр. 2-й, сл., в Триоди, «Простер руце», и ныне, Богор. его. Хвалитн. стих. на 8: воскр. 5 и в Триоди 3, со ст. наряду. Сл., там же, «Отче благии»,и ныне, «Пребл.еси». По Славосл. троп. «Воскрес из гроба». Отпуст: «Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, и преподобнаго отца нашего Ксенефонта, и иже с ним, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Ев. стих. 2-я (по указу в Нед. мытаря), и ч. 1-и.

На 1-м ч. и проч. часех троп. воскр., по Отче наш конд. воскр. и Триодн. премен.

Полунощница воскресна, 2-го гл.

Литургия. Блаж. на 10, воскр. на 6 и в Триоди п. 3-я на 4 (а по Большому Уставу, лл. 476, 924, п. 6-я). По входе троп. воскр., храму Богор., храмом свв., конд. воскр., храму Богор., сл., храмом свв., и ныне, Триодн. (Большой Устав, лл. 917 об., 915).Прок. и аллил. гл. и Богор., Ап. Кор. 135, Евр. 320. Ев. Лк. 79, Лк. 54. Прич. «Хвалите» и «Чашу», отп. иже на утр. пред 1-м ч.

Понедельник, 27 января

Возвращение мощем св. Иоанна Златоустаго

Служба по Минее (Пл).

Вечерня. Нач. от «Царю Небесныи», «Блажен муж» — 1-я «слава». Возв. на гл. 4-и, стих. на 6 (3 по 2жды), сл., наряду, «Не подобаше ти», и ныне, догм. по гл., «Иже Тебе ради». Выход, «Свете тихии» пением, прок. дню, «Се ныне». Паремии 3, литии несть. Стихов. наряду, сл., там же, «Преподобне треблаженне»,и ныне, Богор. по гл., «Творец и избавитель» (Большой Устав, л. 439 об.; а по Минее (л. 430 об.) «Богородице, Ты еси Лоза», тогда поем «молися, Владычице, со святителем»). По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт.,сл.,и ныне, Богор. по гл., «Иже нас ради». Возгл. «Премудрость! Пресвятая…» и проч. Отпуст: «Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, патриарха Царя-града,и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Павечерница малая. Канона несть, по «Достойно» и Отче наш конд. свт., отп. мал., «преподобных», прощение, помянника за упокой несть.

Утреня. Нач. от Трисв. и 2-х пс. «Бог Господь» на гл. 8-и, троп. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. по гл., «Иже нас ради». Каф. 4-я, 5-я, по них сед. свт. по 2жды, сл., и ныне, Богор. их. Пл. и велич. свт. (якоже свт. Николе, точию поем «Иоанне Златоусте»). Пс. избр. свт., «Услышите». По Пл. сед. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. его. Таже 1-й антиф. 4-го гл., «От юности». Прок. свт., «Уста», Ев. Ин. 35 (от полу). По 50-м пс. «слава» — «Молитв ради святителя». Стих. свят., «Труба златогласна». Каноны: Богор. 8-го гл. «Воду прошед», в Минее наряду, со ирм. на 6, ирм. 2жды, троп. на 4, и в Минее свят. на 8 (где 5 троп., 1- е 3 по 2жды, проч. по един., где 4 — 1-й троп. 3жды, 2-й и 3-й по 2жды и Богор. един.). Запев свт.: «Святителю Христов Иоанне Златоусте, моли Бога о нас». Катав. Сретению, «Сушу глубородительную землю». По 3-й п.конд. свт. «Возвеселися тайно», по Часосл. (Большой Устав, л. 439 об.),сед. ему 2жды, сл.,и ныне, Богор. наряду. По 6-й п. ин конд. свт., «С небес прием», и икос. По 9-й п. свет. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. его. Хвалитн. стих. на 4, сл., наряду, и ныне, Богор. по гл. «от малых», в кон. Минеи, «в понедельник на утрени», л. 509«Богородице всем Царице». По Славосл. троп. свт. и Богор. по гл., якоже указ. на веч. по «Ныне отпущаеши», и пр. обычн., отп. иже на веч.

На 1-м ч. и проч. часех троп. свт., по Отче наш конд. свт. 2, «Возвеселися тайно» (в Часосл. 27 янв.) и «С небес» (в Часосл. 13 нояб.) премен.

Полунощница повседневная, каф. 17-я, троп. обычн.,отп. мал.,прощение и помянник за упокой.

Литургия. Блаж. на 8, от канона свт. п. 3-я и 6-я, по 4 (в 3-й п. Богор. оставл.). По входе троп. храму Христову, храму Богор., храмом свв. и свт. Конд. храму Христову, храмом свв., свт. 1-и, сл., свт. 2-и, и ныне, храму Богор. Аще несть храма Богор., и ныне, конд. храму Христову. Аще несть храмов ни Христова, ни Богор., и ныне, конд. «Заступнице християном». Прок. и аллил. дню и свт. (во Ап. 13 нояб.) Ап. Ин. 71, Евр. 318 (1-е).

Ев. Мр. 49, Ин. 36. Прич. «Творяи ангелы» и «В память вечную»,

отп. иже на веч.

Четверг, 30 января

Свв. триех свт. Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго

Служба по Минее свт. (по Большому Уставу, л. 443 об., Бд, в Минее же наряду Пл).

Малая вечерня. Возв. стих. на 4, от возв. вел. веч. посл. 3 (1-я 2жды), сл., там же, «Человецы Божии»,и ныне, Богор. по гл., «Богородице, Ты еси Лоза» (поем «молися, Владычице, со святители»). Стихов. стих. 3, с хвалитн., а стихи со стихов. вел. веч. Сл., с хвалитн., «Добрии раби», и ныне, Богор. по гл. «от малых», в кон. Минеи, л. 510 об., «в среду вечер», «Око сердца». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт., сл., и ныне, Богор. по гл., «Иже от века», и пр. обычн.

Павечерница малая. Канон един, св. Ипполиту Римскому, на 4, запев: «Святыи священномучениче Ипполите, моли Бога о нас». По 3-й п. чтений несть, по 6-й сед. св., «Светильник», сл., и ныне, Богор. в той же гл. и под., в Минее на л. 350, в службе преп. Макарию егип., «Настави нас». По 9-й п. чтем стих. св., с запевами канона ему, 2, сл.,3-я, «Яко дерзновение», и ныне, «Достойно есть». По Трисв. конд. 3-м свт., «Священныя», и пр. обычн.

Великая вечерня. «Блажен муж», 1-я «слава». Возв. на гл. 4-и, стих. на 8 (1-е 2 по 2жды, проч. по един.; аще Пл, стих. на 6, вси по един.: Большой Устав, л. 444), сл., наряду, «Человецы Божии», и ныне, догм. по гл., «Кто Тебе не блажит». Выход, «Свете тихии» пением. Прок. дню, «Боже во Имя Твое», и паремии свт. 3. На литии 1-я стих. храму, таже свт. стих. наряду, и славн. там же, и ныне, Богор., под. «Тридневно», «Покров Твой». Стихов. наряду, сл., там же, «Апостольским преданием», и ныне, Богор. по гл., «Без семене». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт. 2жды, и «Богородице Дево, радуися», един., и пр. обычн. Аще не Бд, троп. свт., сл., и ныне, Богор. по гл.,«Иже от века», отп. иже пред 1-м ч.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 4-и, троп. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. по гл., «Иже от века». Каф. 13-я, 14-я, по них сед. свт.по 2жды, сл., и ныне, Богор. их. Таже Пл. и 3 велич.: 1 — е — св. Василию, 2-е — св. Григорию, 3 — е – св. Иоанну, по Обиходу, с каф. 17-й.Каждая ея «слава» — пс. избр. для одного из велич. На всех «славах» — каждения, нач. от образа Триех свт. посреди церкви, на 1-й — св. алтаря и всего храма, на 2-й и 3-й — «токмо в началех», т.е. иконостаса и клиросов, а прочего и молящихся — с амвона, после чего возвращ. к образу и заверш. кажд. На 3-й «славе» прикладываемся к образу свт., целуем благословляющ. десницы каждого из свт. по отдельности, в порядке их прославления в службе: св. Василия, св. Григория, таже св. Иоанна. По последн. велич. ект. и сед. свт., иже по Пл., 2жды, сл., и ныне, Богор. его. Таже 1-й антиф. 4-го гл., «От юности». Прок. «Во всю землю», Ев. Ин. 36 (Большой Устав, л. 447, и Ев. служебн.; а по Минее, л. 374 об., прок. «Честна пред Господем», Ев. Ин.35,от полу). По 50-м пс. «слава» — «Молитв ради триех святителей». Стих. «Преподобнии отцы».Каноны: Богор. на 6, в Минее наряду, ирм. «Тристояще крепкии», 2жды, троп. на 4 (2 троп. по 2жды; где 3 троп., 1-й 2жды, проч. по един.). И свт. каноны 2-х творцов на 8, кажд. на 4 (где 3 троп., 1-и 2жды). Запев свт.: «Святии велиции трие святителие, Василие Великии, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте, молите Бога о нас». Катав. «Сушу глубородительную». По 3-й п. сед. свт. 2жды. сл., и ныне, Богор. его. По 6-й п. конд. и ик. свт. В 7-й п. канона Богор. посл. троп. Троичен. По 9-й п. катав. «В законнем», таже «Достойно есть», свет. свт. 2жды, сл.,и ныне, Богор. его. Хвалитн. стих. на 4 (1-я 2жды), сл., наряду, «Добрии раби», и ныне, Богор. по гл. «от малых», «Богородице, Ты еси Лоза» (поем «молися, Владычице, со святители»). По Славосл. троп. свт., сл., и ныне, Богор. «Иже от века», и проч. обычн. Отпуст: «Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и иже во святых отец наших триех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, и святаго священномученика Ипполита, папы Римскаго, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». .

На 1-м ч. и проч. часех троп.свт., по Отче наш конд. свт. По 1-м ч. отп. мал., «преподобных», и, аще пели Бд., прощение.

Полунощница повседневная,каф.17-я,троп.обычн.,отп.мал.,прощение, помянник за упокой.

Литургия. Блаж. на 8: от канона 1-го творца п. 3-я на 4 (Богор. оставл.), от канона 2-го творца п. 6-я на 4. По входе троп. храму Христову, храму Богор. и свт., конд. храму Христову, сл., свт., и ныне, храму Богор. Аще несть храма Богор., и ныне, конд. храму Христову. Аще несть храмов ни Христова, ни Богор., и ныне, конд. «Заступнице християном». Аще не Бд, но Пл, пред троп. и конд. свт. чтем троп. и конд. храмом свв. Прок., аллил. дню и свт., Ап. Ин. 74, Евр.334, Ев. Мр. 66, Мф.11.Прич. един, дню и свт. совпад., «Во всю землю», отп. иже на утр. пред 1-м ч.

Поделиться: