Главная » Устав » Богослужебный устав на воскресные и праздничные дни декабря 2017 г.

Богослужебный устав на воскресные и праздничные дни декабря 2017 г.

Предстоящие события

Пятница,  2  декабря.

Св. свщмч. Аввакума, иже  за древлее  благочестие  пострадавшаго

Служба  по  Общей  минее  или  рукописи (Пл),  канон  свщмч.  на  утр.  нарочит. (см.  календарь  Московской   Митрополии  РПСЦ  на  1997  г., с. 91 – 93, и тетрадь изд. Казань, 2006). Св. пр. Аввакуму  на  павеч. На  утр. Ев. Лк. 67. На лит. Ап. Тит. 301, Флп. 246. Ев. Лк. 101, Лк. 77.

 

Воскресение,  4  декабря

Неделя  28-я  по  Пятьдесятнице.  Глас  3-и (Пл)

Служба во Окт. воскр. и в Минее  свв. влмц. Варвары (6) и прп. Иоанну Дамаскину (4). Указ о сл. мч. XVII в. (Бд) см. ниже.

 

Малая вечерня. Все во Окт. гл. по обыч. По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. воскр., «Да веселятся», сл., и ныне, Богор. его, «Тебе ходатаицу», отп. мал.  

Малая  павечерница. Канон Богор. во Окт. (в суб. веч., гл. 3-и). По 6-й п. сед. Богор., «От теплоты веры». По 9-й п.«Достойно есть», по Трисв. конд. воскр. Отп. мал., прощение,    помянн. за упокой  несть.

Великая вечерня.  Возв. на  гл. 3-и. Стих. на 10: воскр. 4,  влмц. 3 и  прп.  3. Сл., влмц., «Отечество», и ныне,догм.,гл. 3-и, «Како не дивимся». Выход,  прок. «Господь  воцарися», со ст.его,5-ю.На литии 1-я стих.храму, таже влмц. хвалитн. 4, и славн. «Страдальческим», сл., прп., с утр. стихов., «Инок множества», и ныне, Богор. по гл., «Безневестная Дево». Ин устав: во Окт. стих. «Аммореевы» 3, и влмц. хвалитн. 4-я, «Торжество», славн. по вышеуказ., а проч. хвалитн. влмц. поем на утр. Стихов. воскр., сл., прп., «Преподобне отче», и ныне, Богор. по гл., «Творец и Избавитель». По «Ныне  отпущаеши» и Трисв. «Богородице  Дево, радуися» 3жды, и пр. обычн. Аще не Бд, троп. воскр., влмц., «Агница», сл., прп., «Православию наставниче», и ныне, Богор. по гл., «Иже нас ради», отп. иже на утр. пред 1-м ч., в нач. «Христос, Истинныи…», Крест не помин.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 3-и, троп. воскр. един., влмц., «Агница», сл., прп., «Православию», и ныне, Богор. по гл., «Иже нас ради». Каф. 2-я, 3-я, 17-я, сед. во Окт. наряду. По 1-й каф. по  сед. сл., и ныне,Богор. воскр. 3-го гл.,«Тебе ходатаицу». По 17-й каф. «Ангельскии собор» и ипакой гл. во Окт. И абие Пл. без велич. В кон. его поем «слава», «и ныне» и «аллилуия» (полностью, 3жды) с обычн. полиел. припевами пс. 135-го.  Таже  антиф. и прок.  пред  Ев.  воскр. 3-го гл. Ев. 6-е, Лк. 114 и пр. обычн., стих. «Воскрес  Исус». Каноны: воскр. со  ирм. на 4 (ирм. един.), и  свв. 2 кан., влмц. на 6 и прп. на 4. Запевы свв.: «Святая великомученице Варваро, моли Бога о  нас» (кажд. из 3-х троп. по 2жды, Богор. несть), «Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас» (1-й троп. 2жды, проч. по един.). Катав. «Христос раждается». По 3-й п. конд. влмц., «Иже в Троице», и икос, иже по 6-й п., конд. прп., «Песнописца», и икос, сед. влмц., «В страдании», 2жды, сл., сед. прп., «Труба богогласна», и ныне, Богор. его, «Божественая». По 6-й п. конд. и икос воскр. По катав. 9-й п.,«Таинство странно», «Достойно есть» и покл. земн.«Свят Господь Бог наш» на гл. 3-и. Свет. воскр. 6-и, «Показался еси», таже влмц., «Яко шипок», сл., прп., «Яко божествен», и ныне,  Богор. во  Окт., «Своего Сына». Хвалитн. стих. воскр. вси, на 8. Ин устав: воскр. 4 и влмц. 4 («Земныя» и пр. 2, и славн. «Страдальческим»;  4-я хвалитн. «Торжество» пета в литию), со ст. «Дивен Бог во святых Своих,*Бог Израилев», «В церквах благословите Бога Господа,*от источник Израилев».  Сл., 6-я стих. Ев., «Воистину мир», и ныне, «Пребл. еси». По Славосл. троп.  «Днесь спасение» и пр. обычн. Отп.: «Воскрес  из  мертвых,  Христос,  истинныи Бог  наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и  Животворящаго  Креста, святых славных и всехвальных апостол, и святыя великомученицы Варвары, и преподобнаго отца нашего Иоанна Дамаскина, и всех  ради  святых,  помилует и  спасет  нас,  яко благ и человеколюбец».  И ч. 1-и.

На 1-м ч. и проч. часех  троп. воскр., сл., влмц. и прп. премен., по Отче наш  конд. воскр. и влмц. премен. По  1-м ч. отп. мал. и,  аще Бд,  прощение.

Полунощница воскр., 3-го гл.,конд.воскр.,отп. мал., прощение, помянн. за  упокой  несть.

По часех пред лит. отп. обычн., помин. св. Иоанна  Златоустаго, и прощение.

Литургия. Блаж. точию воскр., на 8. По  входе  троп. воскр., храму Богор., храмом свв., влмц. и прп., конд. воскр., храмом свв., влмц., сл., прп., и ныне, храму Богор. Где  храма Богор. несть, и ныне,конд. «Заступнице  християном». Прок. и аллил. гл. и  влмц. Ап. Кол. 250, Гал. 208, Ев. Лк. 93(31-й Недели, в которую прилучается Рожество Христово; а Ев. 28-й Недели, Лк.76, чтем непременно в следующую Неделю 29-ю, свв. Праотец: Большой Устав,л.311 об.,Минея,л.124), Мр. 21. Прич. «Хвалите» и  «Радуйтеся», отп. иже  на  утр. пред  1-м ч.

Сл. мч. XVII в. (Бд) см. в календаре Митрополии РПСЦ на 2013 г., с. 158 — 166, указ сицев.

Малая вечерня. Стих. воскр. 4 (1-я 2жды), сл., мч., мал. веч., «Приидете»,и ныне, Богор. 3-го гл. мал. веч., «Велие чудо». На стихов. стих. воскр. едина и мч., «Радуися мысленыи» и пр. 2. Сл., и ныне, Богор. наряду, «Что Твою». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. воскр., сл., мч., «Яко отеческим»,  и ныне,  Богор. по гл., «Иже от века», и пр. обычн.   

Малая павечерница. Канона 3: Богор. во Окт. (в суб. веч., гл. 3-и) и в Минее 4 дек.  влмц. Варваре и прп. Иоанну Дамаскину. Запевы им см. выше в первом указе на утр. Каноны им на 4, 1-й троп. 2жды, проч. по един. В каноне влмц. Богор. несть, все 4 запева точию влмц. По 3-й п. конд. и икос прп., сед. влмц., сл., сед. прп., и ныне, во Окт. сед. Богор., иже по 6-й п., «От теплоты». По 6-й п. конд. и икос влмц. По 9-й п. чтем стих. свв., с запевами канонов им: влмц. возв. 3, и славн. «Отечество», хвалитн. 4, и славн. «Страдальческим»; прп. возв. 3, славн. веч. стихов. «Преподобне», сл., славн. утр. стихов., «Инок», и ныне, «Достойно есть». По  Трисв. конд. мч., «Лик святых», сл., и ныне, воскр. Отп. мал., прощение, помянн. за  упокой  несть.

Великая  вечерня. Возв. на  гл. 3-и. Стих. на  10: воскр. 4 и мч. 6 (вси по един.), сл., мч., «Что вам принесем», и ныне, догм. 3-го гл., «Како не дивимся». Выход, прок. «Господь  воцарися», и паремии мч. 3. Лития: 1-я стих. храму, таже мч. лития вся (аще не Бд, и стих. мал. веч. вси, кр. стихов. славн.), сл., мч., литийн. славн., «Апостольским», и ныне, Богор. по гл., «Без семене». Стихов. воскр., сл., мч., стихов. славн., «Что шум», и ныне, Богор. по гл., «Под кров Твой». По «Ныне отп.» и Трисв. троп. «Богородице Дево радуися», 2жды, и мч. един., и пр. обычн. Аще не Бд, троп. воскр., сл., мч., и ныне, Богор. по гл., «Иже от века», отп. иже на утр. пред 1-м ч., точию нач. «Христос, истинныи …» и не помин. Крест.  

Утреня. «Бог Господь» на гл. 3-и, троп. воскр. 2жды, сл., мч., и  ныне, Богор. по гл., «Иже от века». Каф. 2-я, 3-я, 17-я, сед. во Окт. наряду. По 1- й (2-й) каф. по сед. сл., и ныне, Богор. воскр. 3-го гл., «Тебе ходатаицу». По 17-й каф. «Ангельскии собор» и ипакой во Окт. Пл. мч., велич.: «Величаем вас, святии новии страстотерпцы, и чтем еже по Христе ваше, за отеческия законы, крепкое страдание», пс. избр. мч., «Бог нам прибежище и сила». По Пл. сед. мч., вси по един.: «Добра ваша купля», «Удивишася подвигу», сл., «Отеческия законы», и ныне, Богор. его, «Никоторыи язык». Далее до канонов по указ. выше в 1-й сл.  Каноны: воскр. со ирм. на 4 (ирм. един.), Богор. на 2 (где 3 троп., 1-е 2 за един) и мч. на 8 (1-и троп. 3жды, следующ. 2 по 2жды (к посл. запев «слава»), и ныне, Богор.). Запев мч.: «Святии мученицы и исповедницы, молите Бога о нас». Катав. «Христос раждается». По 3-й п. конд. и икос мч., сед. им, «Воини», 2жды, сл.,и ныне, Богор. его, «Предвари». По 6-й п. конд. и икос воскр. Свет. воскр. 6-и, «Показался еси», сл., мч., «Отеческаго», и ныне, Богор. воскр. свет., «Своего Сына». Хвалитн. стих. 8: воскр. 4 и мч. 4, со ст. их. Сл., Ев. стих. 6-я, «Воистину мир», и ныне, «Пребл. еси». По Славосл. троп. «Днесь спасение», и пр. обычн., на отп. по ап. первее помин. мч., таже пр. свв. дне сего, и ч. 1.

На 1-м ч. и проч. часех  троп. воскр., сл., мч., по Отче наш премен. конд. воскр. и мч.

По 1-м ч. отп. мал. и, аще пели Бд, прощение.

Полунощница  воскресна,  3-го гл., конд. воскр.

Литургия. Блаж. на 10: воскр. на 6 (на ст. «Блажени миротворцы» 2 троп. за един, Троич. един, Богор. оставл.), и мч. п. 3-я на 4. По входе троп. воскр., храму Богор. (где есть; аще не Бд,и храмом свв.) и мч., конд. воскр. (аще не Бд, и храмом свв.), сл., мч., и ныне, храму Богор. Аще несть храма Богор., и ныне, конд. «Заступнице християном». Прок. и  аллил. гл. и мч., Ап. Кол. 250, Рим. 99, Ев. Лк. 93, Мф. 80. Прич. «Хвалите» и «Радуйтеся», отп. пред 1-м ч.

 

Седмица 29-я по Пятьдесятнице

Вторник, 6  декабря

Иже  во  свв.  отца  нашего  Николы,  архиеп. Мир  Ликийских, чудотворца

Служба  по  Минее (Бд).

Малая вечерня. Возв.стих.на 4(1-я 2жды),сл., наряду, «Доблестей твоих», и ныне, Богор. по гл.«от малых», в кон. Минеи, л. 481 об., «Радуися вселенней похвало». Прок. дню, «Господь услышит мя» (2жды, 3-й раз от полу). Стихов. наряду, сл., там же, «Правило вере», и ныне, Богор. наряду, «На Тя упование». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт., «Правило  вере», сл., и ныне, Богор. по гл., «Иже от  века». Отп. мал.  

Малая павечерница. Канона несть, по «Достойно» и Трисв. конд. свт., «В Мирех», отп. мал., прощение, помянн. за  упокой  несть.

Великая вечерня. «Блажен  муж», 1-я «слава», возв. на гл. 2-и. Стих. на 8 (1-я и 4-я по 2жды, проч. по един.; аще не Бд, вси по един., и 2 возв. мал. веч., или поем возв. на 6, вси по един. (Большой Устав, л. 304)), сл., наряду, «Святителем удобрение», и ныне, догм. по  гл., «Кто Тебе не блажит». Выход,  прок. дню, «Господь услышит мя» (3жды полн.),  паремии 3. На литии 1-я стих. храму, таже свт. литийн. Аще не Бд, пред «славой» оставш. стих. мал. веч., кр. славн. (поются в ряду на литии и хвалит.). Сл., наряду, «Благии рабе», и ныне, Богор. наряду же, «Послан бысть». Стихов. наряду, сл.,«Человече Божии»,и ныне, Богор. «от малых», «Богородице,Ты еси Лоза» (поем «молися Владычице со святителем»). По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт. 2жды и «Богородице  Дево, радуися» един.,и пр. обычн.  Аще не Бд, троп. свт., сл., и ныне, Богор. по гл., «Иже от века», отп. иже на утр. пред 1-м ч.  

Утреня. «Бог Господь» на гл. 4-и, троп. свт. 2жды, сл.,и ныне, Богор. по гл.,«Иже от  века». Каф. 7-я, 8-я, по них сед. по 2жды, сл., и ныне, Богор. их. Пл. и велич. свт. по  Обиходу, пс. избр. «Услышите сия  вси  языцы». По Пл. сед. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор.  его. Таже  антиф. 1-й 4-го гл., «От юности»,  прок. «Священницы Твои», Ев. Ин. 36.  По 50-м пс. «слава», «Молитв ради святителя», и ныне, «Молитв ради Богор.», пр. обычн., стих. «Наследниче Божии». Каноны: Богор. со ирм. на 6, ирм. 2жды, троп. на 4 (в Минее наряду), и  свт. 2 канона  на  8, запев: «Святителю  Христов  Николае,  моли  Бога  о  нас» (в 1-м кан. посл. троп. Богор.). Катав. «Христос  раждается». По  3-й п. сед. «Возшед на высоту», 2жды, сл.,и ныне, Богор. наряду. По 6-й п. конд. и икос свт. По катав. 9-й п., «Таинство странно», «Достойно есть» и покл. земн. Свет. «Великаго  пастырем» 2жды, сл., и ныне, Богор. его, «Мудрость составную». Хвалитн. стих. на 4, наряду, с 2-мя славн. «Вострубим». По Славосл. троп. свт., сл., и ныне, Богор. «Иже от века» и пр. обычн. Отп.:  «Христос, истинныи Бог наш,  молитвами  Пречистыя  Его  Матере, и иже во святых отца нашего Николы, архиепископа  Мир Ликийских, чудотворца, и всех ради  святых,  помилует  и  спасет  нас,  яко  благ  и  человеколюбец».  И ч. 1-и.

На 1-м ч. и проч. часех троп. и конд. свт. По 1-м ч. отп.мал. и, аще Бд, прощение.

Полунощница повседневная,  каф. 17-я, троп. обычн., отп. мал., прощение, помянн. за  упокой. Аще же храм свт., по 1-м Трисв. троп. свт.,сл.,и ныне, Богор. «Иже от века», по 2-м конд. свт., «Господи, помилуй»,12, отп. мал., прощение, помянн. за упокой несть.

По часех пред лит. отп. обычн., помин. св. Иоанна Златоустаго и прощение.

Литургия. Блаж.на 8, от 1-го кан. свт. п. 3-я  на 4 (ирм. и 3 троп., Богор. оставл.) и от 2-го п. 6-я, на 4 же. По входе  троп. храму Христ. и Богор. (где есть; аще не Бд, и храмом свв.) и свт., конд. храму Христ. (где храмы Христ. и Богор.; аще не Бд, и храмом свв.),сл., свт., и ныне, храму  Богор. Где храма Богор. несть, а храм Христ., и ныне, конд. храму Христ. Где несть храмов Христ. и Богор., и ныне, конд. «Заступнице християном».

Прок. и  аллил.  дню и свт.  Ап. Евр. 310, Евр. 335, Ев. Лк. 106, Лк. 24. Прич. «Творяи  ангелы» и  «В память», отп.иже на утр. пред  1-м ч.  Где храм свт.,прок., Ап., аллил., Ев. и прич. точию   свт.

 

Воскресение, 11  декабря

Неделя свв. Праотец, 29-я по Пятьдесятнице. Глас  4-и (Пл)

Служба воскр. во Окт. и в Минее свв. Праотцем, 2-я служба 11 дек. Прп. Даниилу —  егда  рассудит  церкви  начальник (при повседневн. сл. – «прежде в пяток на павеч.»: Большой Устав, л. 310). Прп. Луке в печатн. Минее сл. несть.  

Малая  вечерня. Все во Окт. гл. по обыч.

Малая павечерница. Канон един, Богор. во Окт. (в суб. веч., гл. 4-и), по «Достойно» и  Трисв.конд. Праотцем, «Рукописаннаго образа»,сл.,и ныне,воскр.,«Спас и Избавитель», и пр. обычн. Отп. мал., прощение, помянн. за упокой несть.

Аще же восхощет церкви начальник, кан. 2, Богор. во Окт. и прп. Даниилу, в Минее 11 дек. 1-я сл. Запев ему: «Преподобне отче Данииле, моли Бога о нас»(где 3 троп., 1-й 2жды; где 5, 1-е 2 за един).По 3-й п. сед. прп., «На столп», сл.,и ныне, во Окт. сед. Богор., иже по 6-й п.,«Многими прегрешении». По 6-й п. конд. и икос прп. По 9-й п. чтем стих. прп., с запевами кан.: возв. 3, сл., славн. возв., «Порученныи»,и ныне, «Достойно есть», пр. по вышеуказ.    

Великая вечерня. Возв. на гл. 4-и. Стих. на 10: воскр. 6 и Праотцем 4, сл., наряду, «Иже  прежде закона», и ныне, догм. 4-го гл., «Иже Тебе ради». Выход, прок. «Господь   воцарися», 5-ю. На литии 1-я стих. храму, таже во Октае «Аммореевы» 3, сл., Праотцем,  «Луча облистающе», и ныне, Богор. по гл. наряду, «Се исполнися». Стихов. воскр., сл.,  Праотцем, «Праотец совокупление», и ныне, Богор. по гл. наряду, «Без семене». По  «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. «Богородице Дево, радуися» 2жды, и Праотцем, «Верою  праотцы», един., и пр. обычн. Аще не Бд, троп. воскр., сл., и ныне, Праотцем, отп. иже на утр. пред 1-м ч., в нач. «Христос, истинныи…»,Крест не помин.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 4-и, троп. воскр. 2жды, сл., и ныне, Праотцем. Каф. 2-я, 3-я, 17-я, сед. во Окт. наряду. По первой (2-й) каф. сл.,и ныне, Богор. воскр. 4-го гл., «Иже от века». По 17-й каф. «Ангельскии собор», ипакой гл. во Окт. Пл. без велич. В кон.  его поем «слава», «и ныне» и «аллилуия» (полностью, 3жды) с обычн. полиел. припевами пс. 135-го. Таже ект. мал. и возгл., иже по Пл., и сед. Праотцем, «Авраама,  Исаака же, и Иякова», 2жды, сл., и ныне, Богор. его.  Антиф. и прок.  пред  Ев.  воскр. 4-го гл. Ев. 7-е, Ин. 63, и пр. обычн., стих. «Воскрес Исус». Каноны: воскр. со ирм. на 4 (ирм. един.),  свв. отроком на 4 (где 3 троп., 1-й 2жды) и Праотцем  на  6 (1-е 2 троп. по 2жды, «слава», троп. един, «и ныне», Богор.; где 5 троп., 1-й 2жды, проч. по един.). Запевы  посл. 2-х  канонов:  «Святии   трие  отроцы,  молите Бога о нас»,  «Святии   Праотцы, молите Бога о нас». Катав. «Христос раждается». По 3-й п. конд. и икос воскр., сл., и ныне, ипакой Праотцем, «В росу отроком». По 6-й п. конд. и икос Праотцем. По катав. 9-й п., «Таинство  странно»,  «Достойно  есть»  и  покл.  земн.  «Свят Господь  Бог наш»  на  гл. 4-и. Свет. воскр. 7-и, «Яко взяша», 2жды, сл., и ныне, Праотцем, «Свет великии».  Хвалитн. стих. на 8, воскр. вси, сл., Праотцем,  «Приидите  вси»,и ныне,«Пребл. еси». По Славосл. троп. «Воскрес из гроба» и пр. обычн. Отп.:  «Воскрес из  мертвых,  Христос,  истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго  Креста,  святых славных и  всехвальных  апостол, и святых Праотец, и преподобнаго отца нашего Даниила столпника, и преподобнаго отца нашего Луки столпника, и всех  ради  святых, помилует и спасет  нас,  яко благ  и  человеколюбец». Таже Ев. стих. 7-я, «Се тьма», по указ. в Нед. Фомину, и ч. 1-и.

На 1-м ч. и проч. часех троп. воскр., сл., Праотцем,  по Отче наш  премен. конд. воскр. и  Праотцем. По 1-м ч. отп. мал. и, аще Бд, прощение.

Полунощница воскр., 4-го гл., конд. воскр.,отп.мал.,прощение, помянн. за  упокой  несть.

По часех пред лит. отп. обычн., помин. св. Иоанна  Златоустаго, и прощение.

Литургия. Блаж. на 10: воскр. на 6 (на ст. «Блажени миротворцы» 2 троп., иже пред «славой», за един) и Праотцем, от кан. им п. 3-я, на 4. По входе троп. воскр., храму  Богор. (где есть), Праотцем и храмом свв. Конд. воскр., храмом свв.,сл.,Праотцем,и ныне, конд. храму Богор.Где сего несть,сл.,конд. храмом свв.,и ныне,конд.Праотцем (Большой Устав, л. 311 об.). Прок. и  аллил. гл. и  Праотцем, Ап. един, ряд и Праотцем совпад., Кол. 257. Ев. Лк. 85, Лк. 76. Прич. «Хвалите» и «Радуйтеся», отп. иже на утр. пред 1-м ч.

 

Воскресение, 18  декабря

Неделя свв. Отец,  30-я  по  Пятьдесятнице.  Глас  5-и (Пл)

Служба воскр.во Окт. и в Минее свв. Отцем, 2-я служба от 18 декабря. Св. мч. Севастиану  —  егда рассудит  церкви  начальник.   

Малая  вечерня. Все во Окт. гл. по обыч.

Малая павечерница. Канон един, Богор. во Окт. (в суб. веч., гл. 5-и). По 6-й п. сед. наряду, «Всесвятая Дево». По «Достойно» и Трисв. конд. Отцем, «Рукописаннаго образа», сл., и ныне, воскр., «Ко аду Спасе», и пр.обычн., отп. мал., прощение, помянн. за упокой  несть.

Аще же восхощет церкви начальник, кан. 2, Богор. во Окт. и мч. Севастиану, в Минее 18 дек. Запев ему: «Святыи мучениче (или «великомучениче») Севастиане, моли Бога о нас» (где 5 троп., 1-е 2 за един). По 3-й п. сед. мч., «Кровными», сл., и ныне, Богор. его, «Иже на престоле». По 6-й п. во Окт. сед. Богор., «Всесвятая». По 9-й п. чтем 2 возв. стих. мч., с запевами кан., сл., 3-я, «Непобедимии», и ныне, «Достойно есть», пр. по вышеуказ.    

Великая вечерня. Возв. на гл. 5-и. Стих. на 10: воскр. 6 и Отцем 4 (1-я, «Явися мира», 2жды), сл., наряду, «Даниил муж», и ныне, догм., гл. 5-и, «В Чермнем мори». Выход,  прок. «Господь воцарися», 5-ю, и паремии 3. На литии 1-я стих. храму (Минея, л. 217 об.), и во Окт.«Аммореевы» 3, сл., Отцем, «Праотец совокупление», и ныне, Богор. по гл., «Без семене».  Стихов.воскр., сл.,Отцем, «Радуйтеся  пророцы», и ныне, Богор. по гл.,«О,чудесе новаго». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. «Богородице  Дево, радуися», 2жды, и Отцем, «Велия  веры», един., и пр. обычн. Аще не Бд, троп. воскр., сл., Отцем, и ныне, Богор.по гл.,«Вся паче»,отп.иже на утр.пред 1-м ч.,в нач. «Христос, истинныи…», Крест не помин.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 5-и, троп. воскр. 2жды, сл., Отцем, и ныне, Богор. по гл., «Вся  паче смысла». Каф. 2-я, 3-я, 17-я,  сед. во Окт. наряду.  По 1-й (2-й) каф.  сл., и ныне, Богор. воскр. 5-го гл., «Радуися двери». По 17-й каф. «Ангельскии собор», ипакой гл. во Окт. Пл. без велич. В кон. его поем «слава», «и ныне» и «аллилуия» (полностью, 3жды) с обычн. полиел. припевами пс. 135-го. Таже ект. мал. и возгл., иже по Пл., и сед. Отцем, «Праздник празднуем», сл., и ныне, той же (в Минее на л. 225; указ. в Большом Уставе на л.321 об.).Антиф.и прок.пред  Ев.воскр. 5-го гл. Ев. 8-е, Ин. 64, и пр. обычн., стих. «Воскрес  Исус». Каноны: воскр. со ирм. на 4 (ирм. един.), Крестовоскр. на 2 (посл. троп. оставл.), Богор. на 2 (1-е 2 троп. за един) и Отцем на 6 (1-е 2 троп. воскр. оставл.; где 5 троп.,1-и 2жды; где 4, 1-е 2 по 2жды). Запев им: «Святии Отцы, молите Бога о нас». Катав. «Христос раждается». По 3-й п. конд. и икос воскр., сл., и ныне, ипакой Отцем, «Ангел детем». По 6-й п. конд. и икос Отцем. По катав. 9-й п., «Таинство странно»,   «Достойно есть» и покл. земн. «Свят Господь Бог наш» на гл. 5-и. Свет. воскр. 8-и, «Два ангела», сл., Отцем, «От семене», и ныне, Богор. во Окт., «Безсеменно» (Большой Устав, л. 322). Хвалитн. стих. на 8: воскр. 4 и Отцем  4 (1-я, «Возвыси глас», 2жды), со ст. их., сл., Отцем, «Законных  учении», и ныне, «Пребл. еси». По Славосл. троп. «Днесь спасение» и пр. обычн. Отп.:«Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш,  молитвами  Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго  Креста,  святых славных и всехвальных апостол, и святых Отец, и святаго мученика Севастиана, и дружины его, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко  благ  и  человеколюбец».  Таже  Ев. стих. 8-я, «Мариины слезы», по указ. в Нед. Фомину, и ч. 1-и.

На 1-м ч. и проч. часех троп. воскр., сл., Отцем, по Отче наш премен. конд. воскр. и  Отцем. По 1-м ч. отп. мал. и, аще Бд, прощение.

Полунощница воскр., 5-го гл., конд. воскр., отп. мал.,прощение, помянн.за упокой  несть.

По часех пред лит. отп. обычн., помин. св. Иоанна Златоустаго, и прощение.

Литургия. Блаж. на 10: воскр. на 6 (на ст. «Блажени миротворцы» 2 троп., иже пред «славой», за един) и Отцем, от кан. им п. 3-я на 4 (1-е 2 воскр. троп. оставл., проч. по един.). По входе троп. воскр., храму  Богор. (где есть), Отцем и храмом свв., конд. воскр., Отцем, сл., храмом  свв., и ныне, храму Богор. Где сего несть, конд. воскр., сл., храмом свв., и ныне, Отцем. Прок. и аллил. гл. и  Отцем,  Ап. Евр. 328, Кол. 258, Ев. Мф. 1, Лк. 91. Прич. «Хвалите» и «Радуйтеся», отп. иже на утр. пред  1-м ч.

 

Седмица 31-я по Пятьдесятнице

Пятница,  23  декабря

Служба  Царских  часов

На веч., павеч. и утр. служба вся в Минее наряду, Предпраздн. Рожества Христова (8) и свв. мч. 10-ти (6). Указ о сл. свт. Филиппу, митр. Моск. (Бд), см. ниже по сем уставе.

Вечерня. Каф. 15-я, возв. пс. —  чтением,  до  ст. (здесь и далее сокращение «ст.» означает «стих», «стиха») «Аще  беззакония  назриши».  Стих. на 6:  Предпр. 3 и мч. 3, сл., мч., «Предпраздньственыи», и ныне, Предпр., «Украсися». Выхода  несть, «Свете  тихии» чтением. Прок. дню, «Помощь моя»(3жды,полн.).Абие «Сподоби, Господи», и  ект. «Исполним  вечерняя». Стихов. Предпр., сл., мч., «Крит», и ныне, Предпр., «Се время».  По «Ныне отпущаеши»  и  Трисв.  троп. мч., «Мученицы Твои», сл., и ныне, Предпр., «Готовися Вифлееме». Ект. «Помилуй  нас, Боже», и отп.: «Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою  Честнаго и  Животворящаго  Креста, и святых мученик десяти, иже в Крите, и иже во святых отца нашего Филиппа митрополита, Московскаго и всея Русии чудотворца, и всех ради святых, помилует и  спасет   нас,  яко  благ  и  человеколюбец».

Павечерница  малая.  Канон — трипеснец  Предпр., иже  в  Минее  на  павеч.  наряду, п. 5-я, 8-я и 9-я, на  8. Ирм. п. 5-й и 8-й «розники» (см. Ирмосы  в  конце, «23  дек. на павеч.»), ирм. 9-й п. – Вел. пятка, «Честнейшую херувим». Ирм. по 2жды, троп. на 6 ( где 2 троп., кажд. по 3жды; где 4 – 1-е 2 по 2жды, проч. по един.). Запев   «Слава  Тебе, Боже  наш,  слава Тебе», к  предпосл.  троп.  —  «слава»,  к посл. —  «и  ныне». По  кажд. п.  катав.,  ирм. той же. По 3-й и 6-й п. чтений  несть. На 8-й п. предпоследний запев  «Благословим»,  по 8-й п.  «Хвалим, благословим», катав. и  покл. земн.  Ирм.  9-й  п. с  покл.  земн. По  9-й   п. катав. «Честнейшую» и покл.  земн.  По Трисв. и Отче  наш конд.  Предпр., «Девая». Отп. малый,   «преподобных  и    богоносных»,    прощение, помянника   за  упокой  несть.

Утреня.  Начало  вседневное, по Часослову, от Трисв. и 2-х пс. «Бог Господь» на гл. 4-и,  троп. Предпр. 2жды, сл., мч., и ныне, паки Предпр. Каф. 19-я, 20-я,  по  них  сед.  в  Минее  наряду (сед., сл., и ныне, другии). По  посл. сед. (по второй (20-й) каф.,  «Рожества»)  —  пс. 50  и  возглас  пред  каноном, «Милостию  и  щедротами». Канона 2:  Предпр. с ирм.  на  8,  ирм. 2жды, «розники» и не только (п. 1 — 4-я – розники «24 дек. на павеч.»; п. 5-я –розник  «23 дек. на павеч.»; п. 6 — 8-я – ирм. Вел. Пятка; п. 9-я – паки розник «24 дек. на павеч.»), троп. на 6 (запев  «Слава  Тебе,  Боже  наш,  слава  Тебе»), и  мч. на 6 (запев  «Святии мученицы, молите Бога о нас»). В каноне Предпр. 3 троп., кажд. по 2жды. Где в каноне мч. 5 троп., 1-и 2жды; где 3, 1-и 3жды, 2-и 2жды и Богор. един.; где 4, 1-е 2 по 2жды, проч. по един. Катав. ирм. посл. канона (мч.). По 3-й п. сед. конд. Предпр., «Девая», и икос, сед. мч., «Критстии», 2жды (Большой Устав, л. 336 об.), сл., и ныне, Предпр., «Преклонеи». По 6-й п. конд. мч., «Звезда»,и икос. По 8-й п. поем «Честнейшую», по катав. 9-й  п.  —  «Достойно есть». Свет. мч., «Полк», 2жды (Большой Устав, л. 336 об.), сл., и ныне,  Предпр., «Таинство». Хвалит. стих. на 4,  Предпр., в Минее наряду, и  «слава»,  и  «и  ныне»,  там же. Таже  чтец: «Слава показавшему нам свет», и чтет Славословие по Часослову. Ект. «Исполним  заутренняя». На  стихов. стих. Предпр., сл., мч., «Доблии», и ныне, Предпр., «Восприими». «Благо  есть»  и  Трисв.  по  Отче  наш,  по  возгл.  троп. мч., сл., и ныне, Предпр. Ект. «Помилуй  нас, Боже»,  и отп.,  иже  на  веч.

Аще  заутра несть литургии, 1-и час не поем, но по отп. утр. абие «Господи помилуй» 3жды и исх. поклоны.

Аще же заутра литургия, по возгл. «Яко милостив» абие 1-и час, понеже тогда по Царских бывают и часы обычныя. На них троп. Предпр., на «славу» мч., по Отче наш конд. точию Предпр. (Большой Устав, л. 350). По 1-м ч. отп. иже на веч., пред ним 3 покл. поясн.

Аще литургия,  иерей  совершает  входное и  начинает  проскомидию по обычаю  до  полунощницы, при  чтении ея продолжает просфиромисание,  прерывает  его  на  время  Царских  часов, а  завершает,  покрывает Предложение и кадит на последующих обычных часах, якоже всегда. 

Полунощница повседневная, троп. обычн., отп. малый, «преподобных  и    богоносных»,  прощение  и  помянник  за упокой.

Часы Царския поем по Минее, якоже наряду указ. Пред  нач.  часов отверз. Царск.  врата, чрез них иерей  выносит  св.  Ев. (аще  есть  диакон,  предходит  с  кадилом),  пред ним — пономарь  со  свещею  выносн., и полаг. на  аналое  среди   церкви.  Царск. врата   остаются отверстыми до прочтения св. Ев. на  9-м  ч., после чего св. Ев. относится  во св.  алтарь  Царск. вратами и они затвор. Пред кажд. ч. возгл. «Благословен  Бог», далее на  1-м ч. «Царю Небесныи», и прочее до «Приидите, поклонимся»; на 3-м Трисв., до   «Приидите, поклонимся»; на 6-м и  9-м абие  «Аминь. Приидите, поклонимся». На 1-м ч. в нач., на пс., бывает каждение св. Ев. на  аналое  (крестообр., «якоже  престол»), св. алтаря,   иконостаса, клирошан, образов по всему храму и молящихся. В  нач.  3-го,  6-го  и   9-го  ч. кажд. не бывает (Устав  свт. Арсения  Уральск., л. 93 об.).  Аще  есть  диакон, на 1-м  ч. и на Ап. кадит он; ин устав:  в нач. 1-го ч. кадит  иерей (аще  есть  диакон — предходит  со  свещею), на Ап. же  диакон. При  чт. Ап. на  3-м и 6-м ч.  кадят  точию  Ев. на аналое (указ. выше обр.), иконостас и клироса (аще  диакон — в кон. кадит иерея). На 9-м ч. при чт. Ап. (и Ев.: Большой Устав, л.344) —  кажд. св. алтаря, храма и  молящ., якоже на 1-м  ч.

Ин  устав кажд. на  Царск. часах (календарь  изд. Донской и Кавказской  еп. на 2009 г., с. 109). Пред начальн. возгл. 1-го ч., «Благословен Бог», кажд. образа  праздн.  (справа  от   аналоя со св. Ев.,или пред ним, посреди  церкви) и св. Ев., крестообр., «якоже  престол». Полн. кажд., якоже выше указ. на пс. 1-го ч., на 1-м и 9-м ч. и на Ап. сих ч. Краткое  кажд., якоже выше указ. на Ап. 3-го и 6-го ч., на пс. и Ап. сих ч.

 

По «Приидите, поклонимся» на кажд. ч. чтем 3 пс. Посем сл.,и ныне, «аллилуия,  аллилуия, слава Тебе, Боже» (3жды,с покл.),сл., троп. Предпр., и ныне, Богор. (1-я  часть).  Таже поют тропари Царск. часов по 2жды: 1-и  без стихов, 2-и со стихами, 3-и  со  «слава»  и  «и  ныне». На 9-м ч . посл. троп. (стихеру), «Днесь раждается»,  первее   чтет  канонарх,  таже сл., и ныне, поет клирос (или оба лика на сходе). В кон. сея стих. 3 покл. земн.  Многолетия царю (и проч., иже в Минее на 9-м ч. наряду) в современн. практике опускаются. По тропарях иерей (или  диакон) возгл. «Вонмем!», иерей: «Мир  всем!», чтец: «И духови твоему!». Иерей (или  диакон): «Премудрость!», чтец: «Глас (иже тамо наряду)» (сказыв. точию «глас», понеже по прок. чтется  паремия, якоже  в  будничн. сл. Вел. поста),и возгл. прокимен. Певцы  повтор. его пением (на  глас, якоже кон. троп. на «Бог Госп.»).  Затем  чтец: стих,  певцы повтор. прок. Таже чтец: прок. до полу, певцы: 2-ю пол. прок. Чтец: заглавие  паремии («От  пророчества …»), иерей (или  диакон): «Вонмем!», и чтется паремия. Неции же «Вонмем! Мир всем!» и пр. зде не возглаш., но точию «Премудрость!» пред прок., проч. же по вышеопис. По оконч. паремии   иерей (или  диакон):  «Премудрость!»,  чтец:  надписание Ап., иерей (или диакон): «Вонмем!». Ап. на Царск. часех в навеч. Рожества  Христ.: Евр. 303, Гал. 208, Евр. 304, Евр. 306. По оконч. Ап. иерей (или диакон):  «Премудрость прости, услышим  святаго  Евангелия».  Иерей: «От  (именует  евангелиста)  святаго Евангелия  чтение». Певцы: «Слава Тебе,  Господи» (напевом, иже на утр. и молебне), иерей (или  диакон): «Вонмем!».Ев. на Царск. часех  Рожества  Христ.: Мф. 2,  Лк. 5, Мф. 3, Мф. 4. По Ев. лик: «Слава  Тебе, Господи» (тем же напевом), и на клиросе  чтут 2-ю часть  Богор. часом. Таже  Трисв. по Отче наш, возгл. «Яко  Твое  есть  царство» и конд. Предпр. «Господи, помилуй», 40, «Иже на всяко время», и пр. обычн. По  «именем Господним благослови, отче» (аще служит еп., «владыко») на 1-м ч. возгл. «Боже,   ущедри   ны», на  3-м, 6-м  и  9-м  «За   молитв».

 

На   «славе»   9-го   ч.,  по  молитве  «Владыко  Господи  Исусе   Христе» и далее:

  • аще несть литургии, «Благослови душе  моя   Господа», сл., «Хвали»,  и   ныне,  «Единородныи Сын».  Таже  «Во  Царствии  Си», и  блаженна на 8, Предпр. п. 3-я с ирм. на 4 и мч. п. 6-я, на 4 же. Таже прок. дню и мч. (неции пред сим от обычая возглашают «Яко свят» и поют Трисвятое), Ап. Ияк. 52, Еф. 233, аллил. якоже  прок. Ев. Мр. 46, Лк. 106. Посем «Помяни  нас,  Господи»,  и прочее   Обедницы  по Часослову.  По  «Ослаби,   остави»  и  Отче  наш  конд.  Предпр. (инии же чтут конд. якоже на лит.: храму Богор., храмом свв., мч., сл., «Со святыми покой», и ныне, Предпр.; или 1-й конд. Предпр., а на «и ныне» храму Богор.), «Господи помилуй»,  40, «Всесвятая  Троице», «Буди Имя», 3жды, и пс.  33-й. При конце его иерей (или  диакон) отверзает Царские  врата и  возгл. «Премудрость!», певцы —  «Достойно  есть» (до полу). Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси  нас». Певцы: «Честнейшую  херувим  и славнейшую…», и  покл. земн. Иерей: «Слава  Тебе, Боже наш, упование наше, слава Тебе», певцы: «слава, и ныне (полностью), Господи  помилуй (2жды), Господи  благослови» (с  покл.  поясн.). Иерей –  отп.,  иже на веч., с Крестом, певцы: «Аминь. Иже Крестом ограждаеми …», и огражд. Крестом молящихся, «Многолетны» (где принято), «Господи  помилуй» (3жды) и исх. покл.(Большой  Устав, л. 351);

 

  • аще же литургия, по мол. «Владыко Господи» абие «Во Царствии Си», просто, без пения, «Помяни нас Господи» и пр., сл., и ныне, «Собор святых», «Ослаби остави», (или, где принято, сл., «Собор», и ныне, «Ослаби»),Отче наш, возгл., конд. Предпр., «Господи помилуй», 40, «Всесвятая Троице», возгл. «Слава Тебе, Боже наш …» и отп. дню, якоже на веч. (Большой Устав, лл. 349 об. — 350). Ин указ (Минея, л. 355): абие по мол. «Владыко Господи» возгл. «Премудрость!», певцы —  «Достойно  есть» (до полу). Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси  нас». Певцы: «Честнейшую  херувим  и славнейшую…», и покл. земн. Иерей: «Слава  Тебе, Боже наш, упование наше, слава Тебе», певцы: «слава, и ныне (полностью), Господи  помилуй (2жды), Господи  благослови» (с покл. поясн.). Иерей –  отп.,  иже на веч. Затем (где принято, бывает расход) начинаем обычные часы, указ о троп. и конд. см. выше на утр. на 1-м ч. В кон. сих часов чтем «Помяни нас Господи» и пр. обычн., а «Во Царствии» точию на лит. Лит. св. Иоанна Златоустаго. Блаж. якоже выше указ. По входе троп. Предпр., храму Богор., храмом свв. и мч., таже  конд., все по вышеуказ.  По «Изрядно» — «Достойно есть», прич. дню, «Знаменася», и мч., «Радуйтеся», отп. иже на веч. и пр. обычн.    

 

Более  пространный  указ  служения  Царских  часов,  по  чину  «честных  и  великих  монастырей, иже  в  велицей  России»: Большой  Устав, лл. 342 – 348 об., Минея, лл. 352 — 355, календарь  изд.  Донской  и  Кавказской   еп. на  2009 г., с. 109 — 110.

Аще же сл. свт. Филиппу Моск. (Бд), сему указ сицев.

Малая вечерня. Стих. свт. 4 (1-я 2жды), сл., свт., «Святителем»,и ныне, Богор. по гл., «Богор. Ты еси Лоза» (поем «молися Владычице со святителем»; или по «и ныне» Предпр., возв. славн. 23 дек., «Украсися»). На стихов. стих. свт., «Дом Духу Святому» и пр. 2. Сл., и ныне, Богор. наряду, «Радуися Марие»(или Предпр., славн. веч. стихов. 23 дек., «Се время»). По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт., «Первопрестольником»,  и ныне,  Предпр., «Готовися», и пр. обычн.   

Малая павечерница. Канона 2: в Минее 23 дек. мч. 10-ти и трипесн. Предпр.(п. 5-я, 8-я и 9-я). Запевы см. выше в первом указе на утр. Канон мч. на 4: где 5 троп., 1-е 2 за един; где 3, 1-й троп. 2жды. По 3-й п. сед. мч., «Критстии», сл., и ныне, Богор. в той же гл. и подобен, в Минее на л. 185 об., «Светлыи» (а Крестобогор. в Предпр. не чтем). П. 5-я с трипеснцем: ирм. трипесн. 2жды, троп. на 4 (1-и 2жды), и мч. на 4, катав. ирм. трипесн.  По 6-й п. конд. и икос мч. П. 8-я и 9-я с трипесн. якоже 5-я. На 8-й п. в кан. мч. вместо «славы» — «Благословим», по «и ныне» — «Хвалим, благословим», катав. «Тело злобе» и покл. поясн.(т.к. Бд, а не рядовая сл.). Ирм. 9-й п. с покл. поясн. Абие по троп. на «и ныне» на 9-й п. чтем стих. мч., с запевами канона им: возв. 3, и славн. «Предпраздньственыи», славн.веч.стихов.«Крит»,сл.,славн.утр. стихов. «Доблии», и ныне, катав. «Честнейшую», и покл. земн. По  Трисв. конд. свт., «Православию», сл., и ныне, Предпр., «Девая». Отп. мал., прощение, помянн. за  упокой  несть.

Великая  вечерня. Возв. на  гл. 4-и. Стих. на  8: Предпр. 3 («Се Бог» и пр. 2) и свт. 5 ( 1-я «Радуися священная» 2жды, проч. по един.), сл., свт., «Радуися и веселися», и ныне, Предпр., «Украсися». Выход, прок. «Помощь моя», и паремии свт. 3 (в Минее на л. 265 об.). Лития: 1-я стих. храму, таже Предпр. с веч. стихов. 3 («Безмерная» и пр. 2), с утр. стихов. 3 («Благоухай» и пр. 2; возможно петь зде и хвалитн. Предпр. вси, кр. 2-го славн.), и свт. лития вся (аще не Бд, и стих. мал. веч. вси, кр. стихов.славн.). Сл., свт., литийн. славн., «Подобает», и ныне, Предпр., славн. утр. стихов., «Восприими». Стихов. свт., сл., свт., «Яко светозарная», и ныне, Предпр., славн. веч. стихов., «Се время». По «Ныне отп.» и Трисв. троп. свт. «Первопрестольником», 2жды, и Предпр. един., и пр. обычн. Аще не Бд, троп. свт., сл., и ныне, Предпр., отп. иже на утр. пред 1-м ч.

 Утреня. «Бог Господь» на гл. 4-и, троп. Предпр. 2жды, сл., свт. (аще волиши, рцы 2-й троп. свт. «Яко апостолом», в Минее на л. 326), и ныне, Предпр. Каф. 19-я, 20-я, сед. свт. по 2жды, сл., и ныне, сед. Предпр., иже 23 дек. в 1-й сл. Пл. свт., велич. свт. общее, пс. избр. свт., «Услышите сия вси языцы». По Пл. сед. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. его (или Предпр., иже 23 дек. в 1-й сл. по 3-й п., «Преклонеи»). 1-й антиф. 4-го гл., «От юности», прок. свт., «Всяко дыхание» и Ев. Лк. 24. По 50-м пс. «слава, молитв ради святителя», и пр. обычн., стих. свт. «Апостолом». Каноны: Предпр. со ирм. на 6 (ирм. 2жды, троп. на 4, 1-и 2жды), и свт. на 8 (1-и троп. 3жды, следующ. 2 по 2жды (к посл. запев «слава»), и ныне, Богор.).Запев свт.: «Святителю Христов Филиппе, моли Бога о нас». Катав. «Христос раждается». По 3-й п. конд. и икос Предпр., сед. свт., «Яко апостолу», 2жды, сл.,и ныне, Предпр., «Преклонеи». По 6-й п. конд. и икос свт. Свет. свт., «Тезоимените», 2жды,сл.,и ныне, Предпр., «Таинство». Хвалитн. стих. на 8: Предпр. 5 («Предповеленное» и пр. 3, и славн. «Пойте»), и свт. 3. Ин устав: аще хвалитн. Предпр. петы на веч. на литии (кр. 2-го славн.), стих. точию свт. на 4 (1-я 2жды). Сл., свт., «Ты еси пастырь», и ныне, Предпр.,2-й хвалитн.славн.«Явился».По Славосл.троп.свт. «Первопрестольником», сл., и ныне, Предпр., и пр. обычн. Отп.:«Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и иже во святых отца нашего Филиппа митрополита, Московскаго и всея Русии чудотворца, и святых мученик десяти, иже в Крите, и всех ради святых, помилует и  спасет  нас,  яко  благ  и  человеколюбец», и, аще заутра лит., ч. 1-и.

На 1-м ч. и проч. часех  троп. Предпр., сл., свт. (аще волиши, премен. 2 троп., «Первопрестольником» и «Яко апостолом»), по Отче наш премен. конд. Предпр. и свт. По 1-м ч. отп. мал. и, аще Бд, прощение.

Аще же заутра несть лит., 1-и час не присоед., но абие по отп. утр. «Господи помилуй» 3жды и исх. покл.

Полунощница  повседневная,  троп. обычн., отп. мал., прощение и помянник за упокой.

 

Аще литургия,  иерей  совершает  входное и  начинает  проскомидию по обычаю  до  полунощницы, при  чтении ея продолжает просфиромисание,  прерывает  его  на  время  Царских часов, а завершает, покрывает Предложение  и  кадит на последующих обычных часах, якоже всегда.

Затем Царские часы по вышеописанному.

На  «славе»   9-го ч.,  по  молитве  «Владыко  Господи  Исусе   Христе» и далее:

  • аще несть литургии, «Благослови душе  моя   Господа», сл., «Хвали»,  и   ныне,  «Единородныи Сын».  Таже  «Во  Царствии  Си», и  блаженна на 8, Предпр. п. 3-я с ирм. на 4 и свт. п. 6-я, на 4 же. Таже прок. дню и свт. (неции пред сим от обычая возглашают «Яко свят» и поют Трисвятое), Ап. Ияк. 52, Евр. 335, аллил. якоже  прок. Ев. Мр. 46, Ин. 36. Посем «Помяни  нас,  Господи»,  и прочее   Обедницы  по Часослову.  По  «Ослаби, остави»  и  Отче  наш  конд.  Предпр. Инии же чтут конд. якоже на лит.: храму Богор. (аще не Бд, и храмом свв.), сл., свт., и ныне, Предпр.; или 1-й конд. Предпр., а на «и ныне» храму Богор. «Господи помилуй»,  40, «Всесвятая Троице», «Буди Имя», 3жды, и пс.  33-й. При конце его иерей (или  диакон) отверзает Царские  врата и  возгл. «Премудрость!», певцы —  «Достойно  есть» (до полу). Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую  херувим  и славнейшую…», и  покл. земн. Иерей: «Слава  Тебе, Боже наш, упование наше, слава Тебе», певцы: «слава, и ныне (полностью), Господи  помилуй (2жды), Господи  благослови» (с  покл. поясн.). Иерей – отп., иже на утр., с Крестом, певцы: «Аминь. Иже Крестом ограждаеми …», и огражд. Крестом молящихся, «Многолетны» (где принято), «Господи  помилуй» (3жды) и исх. покл.;

 

  • аще же литургия, по мол. «Владыко Господи» абие «Во Царствии Си», просто, без пения, «Помяни нас Господи» и пр., сл., и ныне, «Собор святых», «Ослаби остави», (или, где принято, сл., «Собор», и ныне, «Ослаби»),Отче наш, возгл., конд. Предпр., «Господи помилуй», 40, «Всесвятая Троице», возгл. «Слава Тебе, Боже наш …» и отп. дню, якоже на утр. Ин указ: абие по мол. «Владыко Господи» возгл. «Премудрость!», певцы — «Достойно  есть» (до полу). Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси  нас». Певцы: «Честнейшую  херувим  и славнейшую…», и покл. земн. Иерей: «Слава  Тебе, Боже наш, упование наше, слава Тебе», певцы: «слава, и ныне (полностью), Господи  помилуй (2жды), Господи  благослови» (с покл. поясн.). Иерей –  отп., иже на утр. пред 1-м ч. Затем (где принято, бывает расход) начинаем обычные часы, указ о троп. и конд. см. выше на утр. на 1-м ч. В кон. сих часов чтем «Помяни нас Господи» и пр. обычн., а «Во Царствии» точию на лит. Лит. св. Иоанна Златоустаго. Блаж. якоже выше указ. По входе троп. Предпр., храму Богор. (аще не Бд, и храмом свв.) и свт.(аще волиши, 2 троп., «Первопрестольником» и «Яко апостолом»), таже  конд., все по вышеуказ.  По «Изрядно» — «Достойно есть», прич. дню, «Знаменася», и свт., «В память», отп. иже на утр. пред 1-м ч., и пр. обычн.

 

 

 

 

 

Суббота,  24  декабря

Сочельник  Рожества  Христова.

Сл. в  Минее  наряду,  Предпраздн. Рожества Христова (8) и  св. прпмц.  Евгении (4).

Вечерня. Каф. 9-я (аще же накануне было Бд свт. Филиппу, каф. несть; аще было Бд и повседневн. служба, до нач. вечерни некто от клирошан чтет каф. 9-ю в храме «втай»:Большой Устав, л. 131 об.), возв. пс. чтением, до ст. «Аще беззакония  назриши». Стих. на 6: Предпр. 3 и прпмц. 3, сл., и ныне, Предпр.,«Не стени». Выхода  несть, «Свете тихии» чтением. Прок. дню, «Боже заступник мой» (3жды, полн.). Абие «Сподоби, Господи» и ект. «Исполним вечерняя». Стихов. Предпр. наряду. По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. Предпр. един, «Написашеся». Ект. «Помилуй нас, Боже» и отп.: «Христос, истинныи   Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере (аще храм Богор., — «честнаго и славнаго Ея» имярек), силою Честнаго и Животворящаго Креста, заступлением честных Небесных Сил безплотных, честнаго и славнаго пророка и Предотечи Крестителя Иоанна, и святых славных и всехвальных апостол, и святых добропобедных мученик, и преподобных и богоносных отец наших, и святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и святаго егоже храм, и святыя преподобномученицы Евгении, и всех ради святых, помилует и спасет   нас,  яко  благ  и  человеколюбец».

Павечерница  малая. Канон Предпр., в Минее 24 дек. на павеч. наряду, на 8, ирм.   «розники» по 2жды, троп. на 6 (3 по 2жды). Запев «Слава Тебе, Боже наш,  слава  Тебе»,   к предпосл. троп. «слава», к посл. «и ныне». По кажд. п. поем катав. ирм. той же  Предпр. По 3-й и 6-й п. чтений несть. Пред 3-м троп. 8-й п. запев  «Благословим»,  по  8-й п. поем  «Хвалим,  благословим», катав. и покл. поясн.(т.к. под субботу). Ирм. 9-й п. с покл. поясн.(под субботу). По 9-й п. катав. и покл. земн. По Трисв. конд. Предпр., «Девая днесь Превечное  Слово». Отп. мал., прощение, помянн. за  упокой  несть.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 4-и. Троп. Предпр. 3жды (2жды, сл., и ныне, той же). Каф. 16-я, 17-я, по них сед. в  Минее наряду, по 2жды (сед., сл., и ныне, той же). По посл. сед. пс. 50-и и  возгл. пред  каноном, «Милостию  и  щедротами». Канона  2:  Предпр. с ирм. на 8, ирм. 2жды, троп. на 6 (3 по 2жды), запев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; и прпмц. на 4, запев: «Святая  преподобномученице  Евгение, моли Бога о нас». Катав. ирм. канона прпмц. По 3-й п. по Часосл. конд. прпмц., «Благородия нравом», сед. ей, «Воздержавшися», сл., и ныне, Предпр.,«Небо». В 4-й п. канона Предпр. 4 троп., 1-е 2 по 2жды, проч. по един. В той же, и в 8-й и 9-й  п. канона прпмц. 5 троп., 1-е 2 за един. По  6-й п. конд. и икос Предпр. По 8-й п. поем «Честнейшую», по катав. 9-й п. «Достойно есть». Свет. Предпр., «Иже прежде», сл., и ныне, другии, «Царь всех». Хвалит. стих. Предпр. на 4, в Минее наряду. Таже  чтец: «Слава  показавшему  нам  Свет», и чтет  Славосл. по  Часосл. Ект. «Исполним заутренняя». Стихов. Предпр. наряду. По «Благо есть» и Трисв. троп. Предпр. Ект. «Помилуй нас, Боже», по возгл. «Яко милостив» ч. 1-и.

 

На 1-м ч. и проч. часех троп.  Предпр., по Отче наш конд. Предпр. По 1-м ч. отп. иже на веч., пред ним 3 покл. поясн.

 

Полунощница  субботняя, каф. 9-я, троп. обычн., отп. мал., прощение, помянн. за   упокой.

 

Литургия св. Иоанна Златоустаго. Блаж. на 8, Предпр. п. 3-я и 6-я (в ней 1-й троп. 2жды). По входе троп. Предпр., храму Богор. и храмом свв., конд. храму Богор., храмом свв. и прпмц., «Благородия», сл., «Со святыми покой», и ныне, конд. Предпр. Ин устав: конд. Предпр.по троп. храмом свв., и ныне, конд. храму Богор. Прок. и аллил. дню и за упокой, Ап. Суботе пред Рожеством Христовым, Гал. 205, ряд  Кол. 248 (от полу, под главу),и за упокой Сол. 270. Ев. тако же,  Лк. 72, Лк. 81 (под главу), Ин. 16. По «Изрядно» — «Достойно есть», прич. «Радуйтеся» и «Блажени», отп. иже на веч. (Большой Устав, л. 320, Минея, л. 216 об.).

Посем бывает расход, затем нач. великую вечерню (аще ли не было лит., возможно петь веч. без расхода, абие по отп. часов). Возгл. «Благословен Бог», чтец: «Аминь, Царю  Небесныи» и  пр., до «Приидите, поклонимся» (аще  по  часех   расхода  не  было, по нач. возгл. чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся»), пс. 103-й чтением. Пред  пс.,  по «Приидите, поклонимся», иерей затвор. Царск. врата (завеса остается  отверстой)  и  исх. на амвон сев. дверью  иконостаса, творит  пред  Царск. вратами  3  покл.  в  пояс,  и  по  одному, без крестн. знамения, на  кажд. из  клиросов,  таже (от обычая, осенив  себя  крестн. знамением) чтет  веч. мол. по Служебн. По вел. ект. «Блажен муж», каф. 1-я вся, по ней ект. мал., и возв. на гл. 2-и. Стих. на 8, в Минее наряду (4 по 2жды), сл., и ныне, там же, «Августу». Выход с Ев., «Свете тихии» пением. Прок. «Господь воцарися», 5-ю по обыч. И абие иерей (или диакон):  «Премудрость!»,  чтец: заглавие 1-й  паремии  («От  Бытия  чтение»), иерей (или  диакон): «Вонмем!», и чтется  паремия. Царск. врата затвор. По 3-х паремиях  чтец: «Глас шестыи. Тайно родился еси…», и проч. тропаря до кон. Иерей (или  диакон)  отверз. Царск. врата, кон. троп. «И волхвы Ти приведе» 1-й раз от обычая поют в  алтаре. Чтец  чтет  стихи, и «слава», и «и  ныне», а к ним по клиросам припевают  «И  волхвы». В кон. чтец  вновь  читает троп. «Тайно родился еси», и сам поет конец его. Царск. врата затвор. Чтутся  следующ. 3 паремии. По них  паки  отверз. Царск. врата  и  чтется   ин   троп.,  гл. 6-и, и  стихи, с пением  кон. «Волхвы  наставил  еси»  в  алтаре,  на клиросах и в кон. самим чтецом, якоже  выше указ. Затем следуют  оставш. 2  паремии, их  чтут при закрыт. Царск. вратах. По паремиях отверз. Царск. врата, ект. мал. и возгл. Трисв., «Яко свят», но  Трисв. не  поем  (Большой Устав, л. 352). По возгл. лик: «Аминь», иерей: «Мир  всем», чтец:  «И духови твоему». И далее по обыч. прок., Ап. Гал. 207 и  аллил. (во  Ап. наряду).  Посл. «Аллилуия» без ст., якоже на лит. Ев. Мф. 53. Прок., аллил. и «Слава Тебе,  Господи» поем обеденное. По Ев. абие ект. «Рцем  вси», мол. «Сподоби, Господи», и ект. «Исполним вечерняя». По возгл. «Буди держава» — «Премудрость! Пресвятая …», и отп. праздн.: «Рождеися в Вифлееме июдейстем, и в яслех возлегии, Христос, истинныи  Бог  наш, молитвами  Пречистыя  Его Матере, и  всех  ради  святых,  помилует  и  спасет  нас, яко благ и человеколюбец».  По отп. иерей исх. со св. Крестом на амвон,  обращ. на восток, и запев. троп. праздн., «Рожество Твое» (пред  иереем  поставл. выносной  подсвечник с горящ. свещею). Певцы на сходе продолж. пение троп., затем сл., и ныне, конд. «Девая  днесь  Пресущественнаго  раждает» (от обыч. «славу» и нач. конд. такожде запев. иерей) , «Господи помилуй» 3жды, и, где после бывает расход, исх. покл. Пения «Иже Крестом» и огражд. Крестом несть, занеже было утром на лит. Аще же лит. не было, а веч. нач. абие по отп. часов, поем «Иже  Крестом» и бывает огражд. молящ.

 

Аще Бд с вечера,  мал. павеч. не бывает, но по веч.(с расходом или без, по обычаю кажд. прихода) нач. нефимон.

 

Аще же Бд нощию, посем бывает павеч. малая, без  канона, по «Достойно» и  Трисв. конд. праздн., помянн. за упокой несть, затем исх. покл. и  расход до полунощи. В полунощи же поем полунощницу, затем нефимон (вел. павеч.) и пр. Бд.

 

Аще служба без Бд, на веч. по возгл. «Буди  держава» лития и стихов.  праздн. Неции же литии не поют, но возв. стих. поют на 10: 4 возв. («Приидите возрадуемся» и пр. 3), и 6 литийн. («Небо и земля» и пр. 3, и славн. «Волсви» и «Ликуют»). Сл., и ныне, «Августу», и пр. по вышеуказ., по возгл. «Буди» стихов. праздн. По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. праздн. Таже  «Премудрость! Пресвятая…» и проч., и отп.  праздн. Пения  же  троп. и конд. по отп. несть, занеже   троп.  праздн.  был  пред отп. (Большой Устав, л. 353). Тогда вечером вместо вел. павеч. малая, без канона, по «Достойно» и  Трисв. конд. праздн., помянн. за  упокой  несть. Утр. нач. от  Трисв. и  2-х  пс.

 

Воскресение,  25   декабря

 

Неделя 31-я по Пятьдесятнице. Глас 6-и

 

РОЖЕСТВО  ГОСПОДА  БОГА  И  СПАСА  НАШЕГО  ИСУСА   ХРИСТА

 

Служба  вся  праздн., в Минее  наряду.

Воскр. не поем, точию на утр. целов. Ев. по обыч., и полунощн. воскр. гл.

 

Иерей отверз. завесу Царск. врат, исх. сев. дверью  иконостаса на амвон и полаг. приходн.  покл. Затем входит в алтарь южн. дверью иконостаса и в полн. облач. соверш.  кажд.  св. алтаря, вновь исх. сев. дверью на амвон и возгл.: «Востаните!» Затем  кадит  Царск. врата  и образа Спасителя и Богор. справа и слева от них, полаг. 3 покл. в  пояс (с мол. втай  «Боже, милостив…») и возгл.: «Благословен Бог». Чтец нач. нефимон (великую павечерницу): «Аминь. Царю Небесныи», до «Приидите, поклонимся», пс. «Внегда   возвах» и проч. по Часосл. Аще служба с диаконом,  иерей  с  ним   исх.  Царск.   вратами,  диакон  возгл: «Востаните!». По кажд.  Царск. врат  и  образов  по  странам  их мол. 3 покл., диакон: «Благослови, владыко!», иерей: «Благословен Бог» (Большой   Устав, л. 354  об.). Во Уставе же  свт. Арсения Уральск. (л. 163 об.) иерею указ. и без диакона исх. Царск. вратами в  нач. вел.  павеч. При чт. нач. пс. нефимона  соверш.  кажд. всего храма  и молящ. Затем, аще иерей служит один, он возвращ. во св. алтарь  южн.  дверью иконостаса. Аще же с диаконом — через Царск. врата, которые посем затвор. (завеса  же  остается  отверстой). По пс. «Живыи в помощи»  поем  «С  нами  Бог». Чтец  сказыв. ст., 1-и — отдельно, проч.  же, до «славы», по 2. От обыч. 1-и стих поют в алтаре, при  открытых  Царск. вратах,  которые по оконч. всей песни «С нами Бог» затвор. По «Верую» «О, Пресвятая»  поем  по 2жды, с покл. поясн. Также  от  обыч.  при  открыт.  Царск. вратах в алтаре по  знамени  поют по 1-м Трисв. троп. праздн., по 2-м конд. По «Слава в  вышних»  оконч. великой  вечерни: лития  и стиховна. По «Ныне  отпущаеши» и  Трисв. троп. праздн.  3жды  и, где  бывает, благословение хлебом. Затем «Буди имя Господне…», 3жды, и пс. 33-й,  «Благословлю  Господа», до «не лишатся от всякаго блага». Возгл. «Благословение  Господне…» и екса-псалмы (нач. утреня). Где принято, «Слава в  вышних»  и  «Господи,  устне» поют («Слава  в   вышних»  —  1-и  раз  в  алтаре).

На утрени  «Бог Господь» на гл. 4-и. Троп. праздн. 2жды,сл.,и ныне, той же. Каф. 2-я, 3-я. Сед. праздн. по 2жды (сед.,сл., и ныне, той же). Пл. и велич. праздн. по Обиходу,  пс. избр. «Воскликните Господеви вся земля». По Пл. сед. праздн. 2жды, якоже по каф. Антиф. 1-и 4-го гл.,«От юности». Прок. «Из чрева», Ев. Мф. 2. Вынос и целов. Ев., якоже на воскр. утр. всегда. По 50-м пс. «слава»,  «Всяческая  днесь…» и пр., по  Обиходу.  Стих. «Слава в Вышних». Каноны праздн. 2, ирм. обоих по 2жды, запев: «Слава, Господи, Рожеству Твоему». Троп. в кажд. из кан. на  6 (где 3 троп., кажд. по 2жды, где 2 — по 3жды), катав. ирм. обоих творцов по  клиросам. По 3-й п. ипакой «Иже от начаток», един. По 6-й п. конд. и икос праздн. По 8-й п. «Хвалим,  благословим» поем ко 2-й катав., по ней покл. поясн. На 9-й  п. «Честнейшую» не поем, но припевы по Обиходу. Ирм. 9-й п. обоих творцов с покл. поясн., к перв. припеву  по ирмосе в кажд. из  творцов также  покл.  поясн. На сходе к 1-й  катав.  припев  праздн., ко 2-й  Богор. («Величай  душе  моя  Честнейшую»), ирм. «Подобаше» и покл. земн.  Свет. праздн. 2жды, сл., и ныне, той же (от обыч. 1-е 2 раза чтением, 3-й пением). Хвалитн. стих. на 4, наряду. Славосл. вел., троп. праздн. и  проч. обычн. Отп. иже  выше на веч., и ч. 1-и.

На 1-м ч. и проч. часех троп. и конд. праздн. По 1-м ч. отп. мал. и, аще Бд, прощение.

 

Полунощница  воскресная, 6-го гл., конд. воскр., «Живоначальною дланию». Отп. мал., в нач. «Воскрес из мертвых», прощение,  помянн. за  упокой  несть.

 

Оконч. «славы» 9-го часа: по мол. «Владыко Господи» вычит. пс. «Благослови», без  «славы» — «Хвали», «Во  царствии» и  Блаж., все до кон. (Большой  Устав,  л. 151  об.). Таже «Помяни нас, Господи» и проч. обычн. Пред лит. отп. обычн., нач. «Рождеися», помин. «иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския», и  прощение.

 

Литургия св. Василия Великаго. Антиф. праздн., во Ап. и Минее наряду. Входн. стих: «Из чрева прежде  денницы  родих  Тя, клятся  Господь и не раскается». На входе  поем «родивыися (или «рождеися») от Девы», по входе троп. праздн., сл., и ныне, конд. Вместо Трисв. «Елицы». Ап. Гал. 209, Ев. Мф. 3. Ап. 31-й нед., Тим. 280 (от полу) чтем на Прич. часех, Ев. 31-й нед. читано напреди в нед. 28-ю. Задост. праздн., 2 припева и ирм. «Подобаше», прич. «Избавление посла Господь». Отп. праздн., со Крестом, иже в  Сочельник  24  дек. на  веч., и «Господи помилуй», 3жды.

 

По отп. славление  праздн.: иерей исходит Царск. вратами со Крестом на амвон, пред ним ставят выносной подсвещник со свещею горящею. Возгл. «Благословен  Бог», таже ирм. «Христос  раждается» (где принято, поют и 2-го творца, «Спасе люди»; от обыч. нач. всех песнопений запев. иерей), троп. праздн., сл., и ныне, конд., 1-и припев  «Величай  душе моя», ирм. «Таинство  странно», 2-и припев, ирм. «Подобаше» и покл. земн.  Возгл. «Слава  Тебе,  Боже  наш,  упование  наше…»,  певцы:  «Слава, и  ныне…»  и  пр., с покл. поясн., и отп. праздн., иже  на  лит., посем «Иже  Крестом  ограждаеми».

 

Аще же несть лит., на часех блаж.  от  кан.  праздн. на 8: п. 3-я 1-го творца, п. 6-я 2-го творца, кажд. на 4.

 

 

Седмица 32-я по Пятьдесятнице

Понедельник,  26  декабря

Собор   Пресвятыя   Богородицы

Служба в Минее, Попраздн. Рожества Христова, Собору Богор. и свв. Богоотцем ( указы: Большой Устав, лл. 366 об. – 368 об., Минея, лл. 411 – 412 об.).

Вечерня. Каф. несть, возв. на гл. 2-и. Стих. на 6: праздн. 3 («Приидите возрадуемся» и пр. 2) и Богоотцем 3 («Богоотца вси» и пр. 2). Сл., Богоотцем, «Память совершаем», и ныне, праздн., «Слава в Вышних». Выход с кадилом, «Свете тихии» пением. Прок. великий, «Кто  Бог  велии,  яко  Бог наш», писан во Ап. и Минее, поем 5 раз. Абие по прок. Царск. врата затвор., чтец  на  клиросе: «Сподоби, Господи» (Минея праздн. на Собор Богор., Большой Устав, л. 936 об.; в др. же изд. Минеи праздн. указ. по прок. ект. «Рцем вси», «Сподоби Господи», пр. по указ. ниже). Таже ект. «Исполним  вечерняя» и пр. обычн. Стихов. праздн. («Преславно таиньство» и пр. 2), сл., Богоотцем, «Святителем память», и ныне, праздн., «В Вифлеем стекошася». По «Ныне отп.» и Трисв. троп. Богоотцем, «Благовествуй Иосифе»,сл., и ныне, праздн., «Рожество Твое». Ект. «Помилуй нас, Боже», по возгл. «Яко милостив» — «Премудрость! Пресвятая…» и пр. обычн. Отп.: «Рождеися в  Вифлееме  июдейстем, и в яслех возлегии, Христос, истинныи Бог  наш, молитвами  Пречистыя Его Матере, честнаго и  славнаго Ея Собора, и святых праведных  Богоотец: Иосифа  обручника и Давыда царя, и Иякова,  брата  Господня  по  плоти, и святаго священномученика  Евфимия, епископа Сардийскаго, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко  благ  и  человеколюбец».

Павечерница малая. Канон един,  свщмч.  Евфимию. Запев: «Святыи  священномучениче  Евфимие,  моли  Бога о нас» (где 5 троп., 1-е 2 за един). По 3-й п. чтений несть. По 6-й п. сед. свщмч., «Принесл еси», сл., и ныне,  Богор. в той же гл. и подобен, «Упование християном» (Минея, л. 118). По 9-й п. чтем 2 стих. свщмч., с запевами  канона, сл., 3-я, «Язык движимь», и ныне, «Достойно есть». Ин указ (Большой Устав, л. 360 об.): «павечерница поется без  канона, святых же, певаемых  на  павечерницах, поем напреди».  По Трисв. конд. праздн., «Девая днесь», сл., и ныне, Собору Богор., «Иже прежде  денницы». Отп. мал., «преподобных», помянн. за упокой  несть.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 4-и., троп. праздн., «Рожество  Твое», 2жды, сл., Богоотцем, и ныне, паки праздн. Каф. 4-я, 5-я, по них  сед. праздн. по 2жды, в  Минее наряду (сед., сл., и ныне, той же). По посл. сед. пс. 50-и,  возгл. «Милостию и щедротами»  и  каноны:  праздн. 1-го творца со ирм. на 6 (ирм. 2жды, троп. на 4), 2-го  творца без ирм. на 4, и Богоотцем на 4. Запев  им: «Святии  Богоотцы, молите Бога о нас». Катав.  праздн. 1-го творца,  «Христос  раждается». Ин устав: праздн. 1-й канон со ирм. на 6 по вышеуказ., Богоотцем на 4, и паки праздн., 2-й канон без ирм. на 4, катав. праздн. обоих творцов по клиросам. По 3-й п. конд. Собору Богор., «Иже прежде», и икос, сед. Богоотцем, «Иосифа праведнаго», сл., и ныне, ипакой  праздн., «Иже от начаток». По 6-й п. конд. и икос  Богоотцем. Аще восхощет церкви начальник, чтем первее конд. Богоотцем, иже в Большом Уставе на л. 363 об.: «Лик пророческии празднует божествене чудо, Тебе бывшее, Бога бо воплощенна на земли родила  еси. Тем  ангели с пастыри поют, волсви же верою со Иосифом  вопиют  Давыдовы чудеса». Таже конд. «Веселия днесь» и икос. На 9-й п. «Честнейшую»  не  поем,  но  припевы   праздн.,  по  Обиходу  или  Ирмосам, Богоотцем же чтем запевы по обыч.  Ирм. 9-й  п. с покл. поясн. По 9-й п. на сходе — якоже выше указ. на сам праздн. 25 дек. Свет. Богоотцем един., «Со Ияковом воспоем» (см. в Минее праздн., или в Минее декабрьск., л. 469 об.), сл., и ныне, праздн., «Посетил».  Хвалитн. стих.  праздн., на  4,  сл.,  Богоотцем,  «Кровь и огнь»,  и  ныне,  праздн., «Днесь  Христос». Славосл. вел., по возгл. троп. Богоотцем, сл., и ныне, праздн.  Ект. 2 и пр. обычн., отп. иже на веч., и ч. 1-и.

На 1-м часе и проч. часех троп. праздн., сл., Богоотцем,  по Отче наш премен. конд. Собору Богор. и Богоотцем. По 1-м ч. отп.  мал., «преподобных».

 

Полунощница повседневная. Каф. 17-я, по 1-м Трисв. троп. праздн., по 2-м конд. праздн., «Девая днесь», сл., и ныне,конд. Собору Богор., «Иже прежде денницы». «Господи помилуй», 12, и абие отп. мал. и прощение, помянн. за упокой несть.

 

Пред  лит. отп. обычн., нач. «Рождеися», помин. Златоустаго, и прощение.

 

Литургия. Блаж. на 8:  праздн. от 1-го  канона  п. 3-я (ирм. и 3 троп.)  и Богоотцем  п. 6-я. На входе поем  «родивыися (или «рождеися») от  Девы». По  входе  троп.  праздн. и Богоотцем, сл., конд. Богоотцем, и ныне, конд. Собору Богор. Трисвятое. Прок. и аллил.  Собору  Богор. и Богоотцем. Ап. Евр. 306, Гал. 200. Ев. едино, вкупе Богор. и свв.,  Мф. 4. Задост. праздн., прич. «Избавление» и «Радуйтеся», отп. иже на веч.

 

Аще же на Рож. Хр. не было лит.,

на блаж. п. 3-я праздн. от 2 — го кан. (ирм., 1-и троп. 2жды, 2-и един.)