Главная » Устав » Богослужебный устав на воскресные и праздничные дни декабря 2016 г.

Богослужебный устав на воскресные и праздничные дни декабря 2016 г.

Предстоящие события

Видеозаписи

Седмица 26-я по Пятьдесятнице

Четверг,  2  декабря.

Св. свщмч. Аввакума, иже  за древлее  благочестие  пострадавшаго

Служба  по  Общей  минее  или  рукописи (Пл),  канон  свщмч.  на  утр.  нарочит. (см.  календарь  Московской   Митрополии  РПСЦ  на  1997  г., с. 91 – 93, и тетрадь изд. Казань, 2006). Св. пр. Аввакуму  на  павеч. На  утр. Ев. Лк. 67. На лит. Ап. Тим. 283, Флп. 246. Ев. Лк. 80, Лк. 77.

 

Воскресение,  5  декабря

Неделя  26-я  по  Пятьдесятнице.  Глас  1-и (Пл)

Служба  во Окт. воскр. и в Минее прп. Саве  Освященному (Бд). Указ о сл. мч. XVII в. (Бд) см. ниже.

Малая вечерня. Возв. стих. воскр. на 4 (1-я 2жды). Сл., прп., возв. славн. мал. веч., «Преподобне отче». И ныне, Богор. во Окт. гл. наряду, «Радуися». На  стихов. едина стих. воскр., «Страстию». Таже  прп. стихов. вел. веч. вся, со ст. своими, кр. славн. Сл., прп., по 50-м пс., «Преподобне отче». И ныне, Богор. по гл., от воскр. стихов. славн. мал. веч., «Чистая Едина». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. воскр., «Камени», сл., прп., «Слезами твоих», и  ныне,  Богор. по гл., «Иже нас ради».  

Малая павечерница. Канон Богор. во Окт. (в  суб.  веч., гл. 1-и). По 6-й п. сед. наряду, «Молитва тепла». По 9-й п. «Достойно есть», по  Трисв. конд.  прп., «Яко от младенства», сл.,и ныне,воскр.,«Воскресл еси». Отп. мал., прощение, помянн. за  упокой  несть.

Великая вечерня. Возв. на  гл. 1-и. Стих. на  10: воскр. 4 и прп. 6 (3 вел. веч. и 3 возв. мал. веч.). Сл., прп., «Иже по образу», и ныне, догм., гл. 1-и, «Всемирную славу». Выход, прок.   «Господь воцарися», и паремии 3. На литии 1-я стих. храму, таже  прп. литийн. и мал. веч. стихов. без славн. (аще не Бд, и по 50-м пс., «Преподобне отче»). Сл., прп., славн. литийн., «Иже паче ума», и ныне, Богор. в Минее наряду, «Иже от века» (или по гл.,«О,чудесе новаго»). Стихов. воскр., сл., прп., славн. стихов., «Инок множества»,и ныне, Богор. по гл., «Безневестная Дево». По «Ныне отпущаеши» и  Трисв. троп. «Богородице  Дево, радуися» 2жды  и прп. единожды,  и пр. обычн.  Аще не Бд, троп. воскр., сл., прп., и ныне, Богор. по гл., «Иже нас ради», отп. иже на утр. пред 1-м ч., в нач. «Христос, истинныи…»,Крест не помин.

Утреня. «Бог Господь» на  гл. 1-и, троп. воскр. 2жды, сл., прп., и  ныне,  Богор. по гл., «Иже нас ради». Каф. 2-я, 3-я, 17-я,  сед. во Окт. наряду. По 1- й (2-й) каф. по сед. сл., и ныне, Богор. воскр. 1-го гл., «Гавриилу провещавшу». По 17-й каф.  «Ангельскии собор», ипакой гл. во Окт. И абие  Пл. и  велич. прп. по  Обиходу, пс. избр. «Терпя потерпех». По Пл. сед. прп., иже по каф., вси по един., без Богор, сл., иже по Пл., и ныне, Богор. его. Таже антиф. и прок. пред Ев. воскр. 1-го гл. Ев. 4-е, Лк. 112, и пр. обычн., стих. «Воскрес  Исус». Каноны: воскр. со ирм. на 4 (ирм. един.), Богор. на 2 (где 3 троп., 1-е 2 за  един) и прп. на 8, запев: «Преподобне отче Саво, моли Бога о нас». Где в каноне прп. 5 троп., 1-е 3 по 2жды, проч. по един.; где 4, 1-й 3жды, проч. 2 по 2жды, и Богор. един. Катав. «Спасе люди» (ирм. Рожеству Христ. 2-го творца, Большой Устав, л. 303). По  3-й  п.  конд. прп., «Яко от младенства», иже по 6-й п., и икос, сед. ему, «Крест Господень», сл., другии, «Страстей мглы», и ныне, Богор. наряду. По 6-й п. конд. и икос воскр. По катав. 9-й п., «Подобаше», «Достойно есть» и  покл. земн. «Свят Господь Бог наш» на гл. 1-и. Свет. воскр. 4-и, «Добродетельми», сл., прп., «Пустыню град», и ныне,  Богор. во Окт., «Во чрево». Хвалитн. стих. на 8: воскр. 4  и  прп. 4 (3 хвалитн. и  славн. «Преподобне»), со ст. прп. со стихов. вел.веч. Сл., 4-я стих. Ев., «Утреняя», и ныне, «Пребл. еси». По Славосл. троп. «Днесь спасение» и пр. обычн. Отп.: «Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и  Животворящаго  Креста, святых славных и всехвальных апостол, и преподобнаго и богоноснаго отца нашего Савы Освященнаго,и всех ради святых,помилует и спасет нас, яко благ и  человеколюбец».  И ч. 1-и.

На 1-м ч. и проч.  часех троп. воскр.,сл.,прп., по Отче  наш  премен. конд. воскр. и  прп. По 1-м ч. отп.мал. и,  аще Бд,  прощение.

Полунощница воскр., 1-го гл.,конд. воскр.,отп.мал.,прощение, помянн. за упокой несть.

По часех пред лит. отп. обычн., помин. св. Иоанна Златоустаго, и прощение.

Литургия. Блаж. на 10: воскр. на 6 (на ст. «Блажени миротворцы» 2 троп., иже пред «славой», за един), и прп. от кан. п. 3-я, на 4 (1-е 2 троп. за един). По входе  троп. воскр., храму  Богор. (аще не Бд, и храмом свв.)  и  прп.; конд. воскр. (аще не Бд, и храмом свв.), сл., прп., и ныне, храму Богор. Где храма Богор. несть, и ныне, конд.  «Заступнице  християном». Прок. и  аллил. гл. и  прп. Ап. Еф. 229, Гал. 213, Ев. Лк. 66, Мф. 43. Прич. «Хвалите» и «В память», отп. иже  на  утр. пред 1-м ч.

Сл. мч. XVII в. (Бд) см. в календаре Митрополии РПСЦ на 2013 г., с. 158 — 166, указ сицев.

Малая вечерня. Стих. воскр. 4 (1-я 2жды), сл., мч., мал. веч., «Приидете»,и ныне, Богор. 1-го гл. мал. веч., «Радуися». На стихов. стих. воскр. едина и мч., «Радуися мысленыи» и пр. 2. Сл., и ныне, Богор. наряду, «Что Твою». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. воскр., сл., мч., «Яко отеческим»,  и ныне,  Богор. по гл., «Иже от века», и пр. обычн.   

Малая павечерница. Канон Богор. во Окт. (в суб. веч., гл. 1-и) по «Достойно есть» и  Трисв.конд. мч., «Лик святых», сл., и ныне, воскр. Отп. мал., прощение, помянн. за  упокой  несть.

Великая  вечерня. Возв. на  гл. 1-и. Стих. на  10: воскр. 4 и мч. 6 (вси по един.), сл., мч., «Что вам принесем», и ныне, догм. 1-го гл., «Всемирную славу». Выход, прок. «Господь  воцарися», и паремии мч. 3. Лития: 1-я стих. храму, таже мч. лития вся (аще не Бд, и стих. мал. веч. вси, кр. стихов. славн.), сл., мч., литийн. славн., «Апостольским», и ныне, Богор. по гл., «Без семене». Стихов. воскр., сл., мч., стихов. славн., «Что шум», и ныне, Богор. по гл., «Под кров Твой». По «Ныне отп.» и  Трисв. троп. «Богородице Дево радуися», 2жды, и мч. един., и пр. обычн. Аще не Бд, троп. воскр., сл., мч., и ныне, Богор. по гл., «Иже от века», отп. иже на утр. пред 1-м ч., точию нач. «Христос, истинныи …» и не помин. Крест.  

Утреня. «Бог Господь» на гл. 1-и, троп. воскр. 2жды, сл., мч., и  ныне, Богор. по гл., «Иже от века». Каф. 2-я, 3-я, 17-я, сед. во Окт. наряду. По 1- й (2-й) каф. по сед. сл., и ныне, Богор. воскр. 1-го гл., «Гавриилу провещавшу». По 17-й каф. «Ангельскии собор» и ипакой во Окт. Пл. мч., велич.: «Величаем вас, святии новии страстотерпцы, и чтем еже по Христе ваше, за отеческия законы, крепкое страдание», пс. избр. мч., «Бог нам прибежище и сила». По Пл. сед. мч., вси по един.: «Добра ваша купля», «Удивишася подвигу», сл., «Отеческия законы», и ныне, Богор. его, «Никоторыи язык». Далее до канонов по указ. выше в 1-й сл.  Каноны: воскр. со ирм. на 4 (ирм. един.), Богор. на 2 (где 3 троп., 1-е  2 за един) и мч. на 8 (1-и троп. 3жды, следующ. 2 по 2жды (к посл. запев «слава»), и ныне, Богор.). Запев мч.: «Святии мученицы и исповедницы, молите Бога о нас». Катав. «Христос раждается». По 3-й п. конд. и икос мч., сед. им, «Воини», 2жды, сл.,и ныне, Богор. его, «Предвари». По 6-й п. конд. и икос воскр. Свет. воскр. 4-и, «Добродетельми», сл., мч., «Отеческаго», и ныне, Богор. воскр. свет., «Во чрево». Хвалитн. стих. 8: воскр. 4 и мч. 4, со ст. их. Сл., Ев. стих. 4-я, «Утреняя», и ныне, «Пребл. еси». По Славосл. троп. «Днесь спасение», и пр. обычн., на отп. по ап. первее помин. мч., таже пр. свв. дне сего, и ч. 1.

На 1-м ч. и проч. часех  троп. воскр., сл., мч., по Отче наш премен. конд. воскр. и мч.

По 1-м ч. отп. мал. и, аще пели Бд, прощение.

Полунощница  воскресна,  1-го гл., конд. воскр.

Литургия. Блаж. на 10: воскр. на 6 (на ст. «Блажени миротворцы» 2 троп. за един, Троич. един, Богор. оставл.), и мч. п. 3-я на 4. По входе троп. воскр., храму Богор. (где есть; аще не Бд,и храмом свв.) и мч., конд. воскр. (аще не Бд, и храмом свв.), сл., мч., и ныне, храму Богор. Аще несть храма Богор., и ныне, конд. «Заступнице християном». Прок. и  аллил. гл. и мч., Ап. Еф. 229, Рим. 99, Ев. Лк. 66, Мф. 80. Прич. «Хвалите» и «Радуйтеся», отп. пред 1-м ч.

 

Седмица 27-я по Пятьдесятнице

Понедельник,  6  декабря

Иже  во  свв.  отца  нашего  Николы,  архиеп. Мир  Ликийских, чудотворца

Служба  по  Минее (Бд).

Малая вечерня. Возв.стих.на 4(1-я 2жды),сл., наряду, «Доблестей твоих», и ныне, Богор. по гл.«от малых», в кон. Минеи, л. 481, «Архангела Гавриила». Прок. дню, «Се ныне» (2жды, 3-й раз от полу). Стихов. наряду, сл., там же, «Правило вере», и ныне, Богор. наряду, «На Тя упование». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт., «Правило  вере», сл., и ныне, Богор. по гл., «Иже от  века». Отп. мал.  

Малая павечерница. Канона несть, по «Достойно» и Трисв. конд. свт., «В Мирех», отп. мал., прощение, помянн. за  упокой  несть.

Великая вечерня. «Блажен  муж», 1-я «слава», возв. на гл. 2-и. Стих. на 8 (1-я и 4-я по 2жды, проч. по един.; аще не Бд, вси по един., и 2 возв. мал. веч., или поем возв. на 6, вси по един. (Большой Устав, л. 304)), сл., наряду, «Святителем удобрение», и ныне, догм. по  гл., «Кто Тебе не блажит». Выход,  прок. дню, «Се ныне» (3жды полн.),  паремии 3. На литии 1-я стих. храму, таже свт. литийн. Аще не Бд, пред «славой» оставш. стих. мал. веч., кр. славн. (поются в ряду на литии и хвалит.). Сл., наряду, «Благии рабе», и ныне, Богор. наряду же, «Послан бысть». Стихов. наряду, сл.,«Человече Божии»,и ныне, Богор. «от малых», «Богородице,Ты еси Лоза» (поем «молися Владычице со святителем»). По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт. 2жды и «Богородице  Дево, радуися» един.,и пр. обычн.  Аще не Бд, троп. свт., сл., и ныне, Богор. по гл., «Иже от века», отп. иже на утр. пред 1-м ч.  

Утреня. «Бог Господь» на гл. 4-и, троп. свт. 2жды, сл.,и ныне, Богор. по гл.,«Иже от  века». Каф. 4-я, 5-я, по них сед. по 2жды, сл., и ныне, Богор. их. Пл. и велич. свт. по  Обиходу, пс. избр. «Услышите сия  вси  языцы». По Пл. сед. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор.  его. Таже  антиф. 1-й 4-го гл., «От юности»,  прок. «Священницы Твои», Ев. Ин. 36.  По 50-м пс. «слава», «Молитв ради святителя», и ныне, «Молитв ради Богор.», пр. обычн., стих. «Наследниче Божии». Каноны: Богор. со ирм. на 6, ирм. 2жды, троп. на 4 (в Минее наряду), и  свт. 2 канона  на  8, запев: «Святителю  Христов  Николае,  моли  Бога  о  нас» (в 1-м кан. посл. троп. Богор.). Катав. «Христос  раждается». По  3-й п. сед. «Возшед на высоту», 2жды, сл.,и ныне, Богор. наряду. По 6-й п. конд. и икос свт. По катав. 9-й п., «Таинство странно», «Достойно есть» и покл. земн. Свет. «Великаго  пастырем» 2жды, сл., и ныне, Богор. его, «Мудрость составную». Хвалитн. стих. на 4, наряду, с 2-мя славн. «Вострубим». По Славосл. троп. свт., сл., и ныне, Богор. «Иже от века» и пр. обычн. Отп.:  «Христос, истинныи Бог наш,  молитвами  Пречистыя  Его  Матере, и иже во святых отца нашего Николы, архиепископа  Мир Ликийских, чудотворца, и всех ради  святых,  помилует  и  спасет  нас,  яко  благ  и  человеколюбец».  И ч. 1-и.

На 1-м ч. и проч. часех троп. и конд. свт. По 1-м ч. отп.мал. и, аще Бд, прощение.

Полунощница повседневная,  каф. 17-я, троп. обычн., отп. мал., прощение, помянн. за  упокой. Аще же храм свт., по 1-м Трисв. троп. свт.,сл.,и ныне, Богор. «Иже от века», по 2-м конд. свт., «Господи, помилуй»,12, отп. мал., прощение, помянн. за упокой несть.

По часех пред лит. отп. обычн., помин. св. Иоанна Златоустаго и прощение.

Литургия. Блаж.на 8, от 1-го кан. свт. п. 3-я  на 4 (ирм. и 3 троп., Богор. оставл.) и от 2-го п. 6-я, на 4 же. По входе  троп. храму Христ. и Богор. (где есть; аще не Бд, и храмом свв.) и свт., конд. храму Христ. (где храмы Христ. и Богор.; аще не Бд, и храмом свв.),сл., свт., и ныне, храму  Богор. Где храма Богор. несть, а храм Христ., и ныне, конд. храму Христ. Где несть храмов Христ. и Богор., и ныне, конд. «Заступнице християном».

Прок. и  аллил.  дню и свт.  Ап. Тим. 285, Евр. 335, Ев. Лк. 86, Лк. 24.

Прич. «Творяи  ангелы» и  «В память», отп.иже на утр. пред  1-м ч.

Где храм свт.,прок., Ап., аллил.,

Ев. и прич. точию   свт.

Воскресение, 12  декабря

Неделя свв. Праотец, 27-я по Пятьдесятнице. Глас  2-и (Пл)

Служба воскр. во Окт. и в Минее свв. Праотцем, 2-я служба 11 дек. Свт. Спиридону —  егда  рассудит  церкви  начальник.   

Малая  вечерня. Все во Окт. гл. по обыч.

Малая павечерница. Канон един, Богор. во Окт. (в суб. веч., гл. 2-и), по «Достойно» и  Трисв.конд. Праотцем, «Рукописаннаго образа»,сл.,и ныне,воскр.,«Воскресл еси», и пр. обычн. Отп. мал., прощение, помянн. за упокой несть.

Аще же восхощет церкви начальник, кан. 2, Богор. во Окт. и свт. Спиридону, в Минее 12 дек. Запев ему: «Святителю Христов Спиридоне, моли Бога о нас».По 3-й п. сед. свт., «От стада овец», сл.,и ныне, во Окт. сед. Богор., иже по 6-й п., «Молитва тепла». По 6-й п. конд. и икос свт. По 9-й п. чтем стих. свт.,с запевами кан.: возв. вси, со славн., славн. веч. стихов., сл., славн. утр. стихов., «Преподобне отче»,и ныне, «Достойно есть», пр. по вышеуказ.    

Великая вечерня. Возв. на гл. 2-и. Стих. на 10: воскр. 6 и Праотцем 4, сл., наряду, «Иже  прежде закона», и ныне, догм. 2-го гл., «Прейде сень». Выход, прок. «Господь   воцарися», 5-ю. На литии 1-я стих. храму, таже во Октае «Аммореевы» 3, сл., Праотцем,  «Луча облистающе», и ныне, Богор. по гл. наряду, «Се исполнися». Стихов. воскр., сл.,  Праотцем, «Праотец совокупление», и ныне, Богор. по гл. наряду,«Без семене». По  «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. «Богородице Дево, радуися» 2жды, и Праотцем, «Верою  праотцы», един., и пр. обычн. Аще не Бд, троп. воскр.,сл., и ныне, Праотцем, отп. иже на утр. пред 1-м ч., в нач. «Христос, истинныи…»,Крест не помин.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 2-и, троп. воскр. 2жды, сл.,и ныне, Праотцем. Каф. 2-я, 3-я, 17-я, сед. во Окт. наряду. По первой (2-й) каф. сл.,и ныне, Богор. воскр. 2-го гл., «Вся паче смысла». По 17-й каф. «Ангельскии собор», ипакой гл. во Окт. Пл. без велич. В кон.  его поем «слава», «и ныне» и «аллилуия» (полностью, 3жды) с обычн. полиел. припевами пс. 135-го. Таже ект. мал. и возгл., иже по Пл., и сед. Праотцем, «Авраама,  Исаака же, и Иякова», 2жды, сл., и ныне, Богор. его.  Антиф. и прок.  пред  Ев.  воскр. 2-го гл. Ев. 5-е, Лк. 113, и пр. обычн., стих. «Воскрес Исус». Каноны: воскр. со ирм. на 4 (ирм. един.),  свв. отроком на 4 (где 3 троп., 1-й 2жды) и Праотцем  на  6 (1-е 2 троп. по 2жды, «слава», троп. един, «и ныне», Богор.; где 5 троп., 1-й 2жды, проч. по един.). Запевы  посл. 2-х  канонов:  «Святии   трие  отроцы,  молите Бога о нас»,  «Святии   Праотцы, молите Бога о нас». Катав. «Христос раждается». По 3-й п. конд. и икос воскр., сл., и ныне, ипакой Праотцем, «В росу отроком». По 6-й п.  конд. и икос Праотцем. По катав. 9-й п., «Таинство  странно»,  «Достойно  есть»  и  покл.  земн.  «Свят Господь  Бог наш»  на  гл.  2-и. Свет. воскр. 5-и, «Живот и путь», 2жды, сл., и ныне, Праотцем, «Свет великии».  Хвалитн. стих. на 8, воскр. вси, сл., Праотцем,  «Приидите  вси»,и ныне,«Пребл. еси». По Славосл. троп. «Воскрес из гроба» и пр. обычн. Отп.:  «Воскрес из  мертвых,  Христос,  истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго  Креста,  святых славных и  всехвальных  апостол, и святых Праотец, и преподобнаго отца нашего  Спиридона чудотворца, епископа Тримифийскаго, и  всех  ради  святых, помилует и спасет  нас,  яко благ  и  человеколюбец». Таже Ев. стих. 5-я, «О, премудрых судеб», по указ. в Нед. Фомину, и ч. 1-и.

На 1-м ч. и проч. часех троп. воскр., сл., Праотцем,  по Отче наш  премен. конд. воскр. и  Праотцем. По 1-м ч. отп. мал. и, аще Бд, прощение.

Полунощница воскр., 2-го гл., конд. воскр.,отп.мал.,прощение, помянн. за  упокой  несть.

По часех пред лит. отп. обычн., помин. св. Иоанна  Златоустаго, и прощение.

Литургия. Блаж. на 10: воскр. на 6 (на ст. «Блажени миротворцы» 2 троп., иже пред «славой», за един) и Праотцем, от кан. им п. 3-я, на 4. По входе троп. воскр., храму  Богор. (где есть), Праотцем и храмом свв. Конд. воскр., храмом свв.,сл.,Праотцем,и ныне, конд. храму Богор.Где сего несть,сл.,конд. храмом свв.,и ныне,конд.Праотцем (Большой Устав, л. 311 об.). Прок. и  аллил. гл. и  Праотцем, Ап. Еф. 233, Кол. 257, Ев. Лк. 71, Лк. 76. Прич. «Хвалите» и «Радуйтеся», отп. иже на утр. пред 1-м ч.

 

Воскресение, 19  декабря

Неделя свв. Отец,  28-я  по  Пятьдесятнице.  Глас  3-и (Пл)

Служба воскр.во Окт. и в Минее свв. Отцем, 2-я служба от 18 декабря. Св. мч. Внифантию  —  егда рассудит  церкви  начальник.   

Малая  вечерня. Все во Окт. гл. по обыч.

Малая павечерница. Канон един, Богор. во Окт. (в суб. веч., гл. 3-и). По 6-й п. сед. наряду, «От теплоты веры». По «Достойно» и Трисв. конд. Отцем, «Рукописаннаго образа», сл., и ныне, воскр., «Воскресл еси днесь», и пр.обычн., отп. мал., прощение, помянн. за упокой  несть.

Аще же восхощет церкви начальник, кан. 2, Богор. во Окт. и мч. Внифантию, в Минее 19 дек. Запев ему: «Святыи мучениче Внифантие, моли Бога о нас». По 3-й п. сед. мч., «К сословию», сл.,и ныне, во Окт. сед. Богор., иже по 6-й п., «От теплоты». По 6-й п. по Часосл. конд. мч., «Изыде». По 9-й п. чтем 2 возв. стих. мч.,с запевами кан., сл., 3-я, «Раба тя»,и ныне, «Достойно есть», пр. по вышеуказ.    

Великая вечерня. Возв. на гл. 3-и. Стих. на 10: воскр. 6 и Отцем 4 (1-я, «Явися мира», 2жды), сл., наряду, «Даниил муж», и ныне, догм., гл. 3-и, «Како не дивимся». Выход,  прок. «Господь воцарися», 5-ю, и паремии 3. На литии 1-я стих. храму (Минея, л. 217 об.), и во Окт.«Аммореевы» 3, сл., Отцем, «Праотец совокупление», и ныне, Богор. по гл., «Без семене».  Стихов.воскр., сл.,Отцем, «Радуйтеся  пророцы», и ныне, Богор. по гл.,«О,чудесе новаго». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. «Богородице  Дево, радуися», 2жды, и Отцем, «Велия  веры», един., и пр. обычн. Аще не Бд, троп. воскр., сл., Отцем, и ныне, Богор.по гл.,«Вся паче»,отп.иже на утр.пред 1-м ч.,в нач. «Христос, истинныи…», Крест не помин.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 3-и, троп. воскр. 2жды, сл., Отцем, и ныне, Богор. по гл., «Вся  паче смысла». Каф. 2-я, 3-я, 17-я,  сед. во Окт. наряду.  По 1-й (2-й) каф.  сл., и ныне, Богор. воскр. 3-го гл., «Тебе ходатаицу». По 17-й каф. «Ангельскии собор», ипакой гл. во Окт. Пл. без велич. В кон. его поем «слава», «и ныне» и «аллилуия» (полностью, 3жды) с обычн. полиел. припевами пс. 135-го. Таже ект. мал. и возгл., иже по Пл., и сед. Отцем, «Праздник празднуем»,сл.,и ныне, той же (в Минее на л. 225; указ. в Большом Уставе на л.321 об.).Антиф.и прок.пред  Ев.воскр. 3-го гл. Ев. 6-е, Лк. 114, и пр. обычн., стих. «Воскрес  Исус». Каноны: воскр. со ирм. на 4 (ирм. един.), Крестовоскр. на 2 (посл. троп. оставл.), Богор. на 2 (где 3 троп., 1-е 2 за един) и Отцем на 6 (1-е 2 троп. воскр. оставл.; где 5 троп.,1-и 2жды, где 4, 1-е 2 по 2жды). Запев им: «Святии Отцы, молите Бога о нас». Катав. «Христос раждается». По 3-й п. конд. и икос воскр.,сл.,и ныне, ипакой Отцем, «Ангел детем». По 6-й п. конд. и икос Отцем. По катав. 9-й п., «Таинство странно»,   «Достойно есть» и покл. земн. «Свят Господь Бог наш» на гл. 3-и. Свет. воскр. 6-и, «Показался еси», сл., Отцем, «От семене», и ныне, Богор. во Окт., «Своего Сына» (Большой Устав, л. 322). Хвалитн. стих. на 8: воскр. 4 и Отцем  4 (1-я, «Возвыси глас», 2жды), со ст. их., сл., Отцем, «Законных  учении», и ныне, «Пребл. еси». По Славосл. троп. «Днесь спасение» и пр. обычн. Отп.:«Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш,  молитвами  Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго  Креста,  святых славных и всехвальных апостол, и святых Отец, и святаго мученика Внифантия, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко  благ  и  человеколюбец».  Таже  Ев. стих. 6-я, «Воистину мир», по указ. в Нед. Фомину, и ч. 1-и.

На 1-м ч. и проч. часех троп. воскр., сл., Отцем, по Отче наш премен. конд. воскр. и  Отцем. По 1-м ч. отп. мал. и, аще Бд, прощение.

Полунощница воскр., 3-го гл., конд. воскр., отп. мал.,прощение, помянн.за упокой  несть.

По часех пред лит. отп. обычн., помин. св. Иоанна Златоустаго, и прощение.

Литургия. Блаж. на 10: воскр. на 6 (на ст. «Блажени миротворцы» 2 троп., иже пред «славой», за един)и Отцем, от кан. им п. 3-я на 4 (1-е 2 воскр. троп. оставл., проч. по един.). По входе троп. воскр., храму  Богор. (где есть), Отцем и храмом свв., конд. воскр., Отцем, сл., храмом  свв., и ныне, храму Богор. Где сего несть, конд. воскр., сл., храмом свв., и ныне, Отцем. Прок. и аллил. гл. и  Отцем,  Ап. Евр. 328, Кол. 250, Ев. едино, Мф. 1. А ряд. Ев. 28-й Нед., Лк. 76, читано в предыдущ. Нед. свв. Праотец.  Прич. «Хвалите» и «Радуйтеся», отп. иже на утр. пред  1-м ч.

 

Седмица 29-я по Пятьдесятнице

Пятница,  24  декабря

Сочельник  Рожества  Христова. Служба  Царских  часов

Сл. в  Минее  наряду,  Предпразднеству  Рожества Христова  и  св. прпмц.  Евгении(4).

Вечерня. Каф. 9-я, возв. пс. чтением, до ст. «Аще беззакония  назриши». Стих. на 6: Предпр. 3 и прпмц. 3, сл., и ныне, Предпр.,«Не стени». Выхода  несть, «Свете тихии» чтением. Прок. дню, «Помощь моя» (3жды, полн.). Абие «Сподоби, Господи» и ект. «Исполним вечерняя». Стихов. Предпр. наряду. По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. Предпр. един, «Написашеся».Ект. «Помилуй нас, Боже» и отп.: «Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святыя  преподобномученицы  Евгении,  и всех  ради   святых,  помилует  и  спасет  нас,  яко  благ  и  человеколюбец».

Павечерница  малая. Канон Предпр., в Минее 24 дек. на павеч. наряду, на  8, ирм.   «розники» по 2жды, троп. на 6 (3 по 2жды). Запев «Слава Тебе, Боже наш,  слава  Тебе»,   к предпосл. троп. «слава», к посл. «и ныне». По кажд. п. поем катав. ирм. той же  Предпр. По 3-й и 6-й п. чтений несть. Пред 3-м троп. 8-й п. запев  «Благословим»,  по  8-й п. поем  «Хвалим,  благословим», катав. и покл. земн. Ирм. 9-й п. с покл. земн. По 9-й п. катав. и покл. земн. По Трисв. конд. Предпр., «Девая днесь Превечное  Слово». Отп.  мал., прощение, помянн. за  упокой  несть.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 4-и. Троп. Предпр. 3жды (2жды, сл., и ныне, той же). Каф. 19-я, 20-я, по них сед. в  Минее наряду, по 2жды (сед., сл., и ныне, той же). По посл. сед. пс. 50-и и  возгл. пред  каноном, «Милостию  и  щедротами». Канона  2:  Предпр. с ирм. на 8, ирм. 2жды, троп. на  6 (3 по 2жды), запев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; и прпмц. на 4, запев: «Святая  преподобномученице  Евгение, моли Бога о нас». Катав. ирм. канона прпмц. По 3-й п. по Часосл. конд. прпмц., «Благородия нравом», сед. ей, «Воздержавшися», сл., и ныне, Предпр.,«Небо». В 4-й п. канона Предпр. 4 троп., 1-е 2 по 2жды, проч. по един. В той же, и в 8-й и 9-й  п. канона прпмц. 5 троп., 1-е 2 за един. По  6-й п. конд. и икос Предпр. По 8-й п. поем «Честнейшую», по катав. 9-й п. «Достойно есть». Свет. Предпр., «Иже прежде», сл., и ныне, другии, «Царь всех». Хвалит. стих. Предпр. на 4, в Минее наряду. Таже  чтец: «Слава  показавшему  нам  Свет», и чтет  Славосл. по  Часосл. Ект. «Исполним заутренняя». Стихов. Предпр. наряду. По «Благо есть» и  Трисв. троп. Предпр. Ект. «Помилуй нас, Боже» и отп., иже на веч. 1-й же ч. не присовокупляем,  понеже  заутра  поем  Царския   часы,  нач.  с  1-го.

Аще в сей  день  литургия,  иерей  соверш. входное и нач. проскомидию  до  полунощницы. При чтении ея он продолж. просфиромисание,  прерывает  его  на  время  Царских  часов, а  заверш., покрыв. Предложение и кадит, в нач.  вел. веч.,  при  пении  возв. пс.  и  стих.  Аще же между Царск. часами и веч. расход на довольное время, входное и нач.  проскомидии могут соверш. пред веч., покрытие  же  Предложения и  кажд. якоже  указ. Неции  же  покрывают Предложение  при чт. паремий на веч., тогда  кажд. св. алтаря  по  оконч.  проскомидии  соверш. на  Ап.              

Полунощница  повседневн., каф. 17-я, троп. обычн., отп. мал., прощение,  помянн. за   упокой.

Часы Царския поем по Минее, якоже наряду указ. Пред  нач.  часов отверз. Царск.  врата, чрез них иерей  выносит  св.  Ев. (аще  есть  диакон,  предходит  с  кадилом),  пред ним — пономарь  со  свещею  выносн., и полаг. на  аналое  среди   церкви.  Царск. врата   остаются отверстыми до прочтения св. Ев. на  9-м  ч., после чего св. Ев. относится  во св.  алтарь  Царск. вратами и они затвор. Пред кажд. ч. возгл. «Благословен  Бог», далее на  1-м ч. «Царю Небесныи», и прочее до «Приидите, поклонимся»; на 3-м Трисв., до   «Приидите, поклонимся»; на 6-м и  9-м абие  «Аминь. Приидите, поклонимся». На 1-м ч. в нач., на пс., бывает каждение св. Ев. на  аналое  (крестообр., «якоже  престол»), св. алтаря,   иконостаса, клирошан, образов по всему храму и молящихся. В  нач.  3-го,  6-го  и   9-го  ч. кажд. не бывает (Устав  свт. Арсения  Уральск., л. 93 об.).  Аще  есть  диакон, на 1-м  ч. и на Ап. кадит он; ин устав:  в нач. 1-го ч. кадит  иерей (аще  есть  диакон — предходит  со  свещею), на Ап. же  диакон. При  чт. Ап. на  3-м и 6-м ч.  кадят  точию  Ев. на аналое (указ. выше обр.), иконостас и клироса (аще  диакон — в кон. кадит иерея). На 9-м ч. при чт. Ап. (и Ев.: Большой Устав, л.344) —  кажд. св. алтаря, храма и  молящ., якоже на 1-м  ч.

Ин  устав кажд. на  Царск. часах (календарь  изд. Донской и Кавказской  еп. на 2009 г., с. 109). Пред начальн. возгл. 1-го ч., «Благословен Бог», кажд. образа  праздн.  (справа  от   аналоя со св. Ев.,или пред ним, посреди  церкви) и св. Ев., крестообр., «якоже  престол». Полн. кажд., якоже выше указ. на пс. 1-го ч., на 1-м и 9-м ч. и на Ап. сих ч. Краткое  кажд., якоже выше указ. на Ап. 3-го и 6-го ч., на пс. и Ап. сих ч.

По «Приидите, поклонимся» на кажд. ч. чтем 3 пс. Посем сл.,и ныне, «аллилуия,  аллилуия, слава Тебе, Боже» (3жды,с покл.),сл., троп. Предпр., и ныне, Богор. (1-я  часть).  Таже поют тропари Царск. часов по 2жды: 1-и  без стихов, 2-и со стихами, 3-и  со  «слава»  и  «и  ныне». На 9-м ч . посл. троп. (стихеру), «Днесь раждается»,  первее   чтет  канонарх,  таже сл., и ныне, поет клирос (или оба лика на сходе). В кон. сея стих. 3 покл. земн.  Многолетия царю (и проч., иже в Минее на 9-м ч. наряду) в современн. практике опускаются. По тропарях иерей (или  диакон) возгл. «Вонмем!», иерей: «Мир  всем!», чтец: «И духови твоему!». Иерей (или  диакон): «Премудрость!», чтец: «Глас (иже тамо наряду)» (сказыв. точию «глас», понеже по прок. чтется  паремия, якоже  в  будничн. сл. Вел. поста),и возгл. прокимен. Певцы  повтор. его пением (на  глас, якоже кон. троп. на «Бог Госп.»).  Затем  чтец: стих,  певцы повтор. прок. Таже чтец: прок. до полу, певцы: 2-ю пол. прок. Чтец: заглавие  паремии («От  пророчества …»), иерей (или  диакон): «Вонмем!», и чтется паремия. Неции же «Вонмем! Мир всем!» и пр. зде не возглаш., но точию «Премудрость!» пред прок., проч. же по вышеопис. По оконч. паремии   иерей (или  диакон):  «Премудрость!»,  чтец:  надписание Ап., иерей (или диакон): «Вонмем!». Ап. на Царск. часех в навеч. Рожества  Христ.: Евр. 303, Гал. 208, Евр. 304, Евр. 306. По оконч. Ап. иерей (или диакон):  «Премудрость прости, услышим  святаго  Евангелия».  Иерей: «От  (именует  евангелиста)  святаго Евангелия  чтение». Певцы: «Слава Тебе,  Господи» (напевом, иже на утр. и молебне), иерей (или  диакон): «Вонмем!».Ев. на Царск. часех  в навеч. Рожества  Христ.: Мф. 2,  Лк. 5, Мф. 3, Мф. 4. По Ев. лик: «Слава  Тебе, Господи» (тем же напевом), и на клиросе  чтут 2-ю часть  Богор. часом. Таже  Трисв. по Отче наш, возгл. «Яко  Твое  есть  царство» и конд. Предпр. «Господи, помилуй», 40, «Иже на всяко время», и пр. обычн. По  «именем Господним благослови, отче» (аще служит еп., «владыко») на 1-м ч. возгл. «Боже,   ущедри   ны», на  3-м, 6-м  и  9-м  «За   молитв». 

На «славе» 9-го ч. по мол. «Владыко Господи Исусе  Христе» —  «Благослови   душе  моя   Господа», сл., «Хвали», и ныне, «Единородныи Сын». Таже «Во царствии Си» и блаж.  «скоро без пения. Не глаголем же на блаженнах  песней,  иже  в  Минеи, ни Ап., ни  Ев.» (Большой Устав, л. 348 об.).Таже «Помяни нас, Господи» и проч. Обедницы  по Часосл. По «Ослаби, остави» и Отче наш конд. Предпр., «Господи, помилуй», 40, и «Всесвятая  Троице». Аще несть литургии, посем «Буди  Имя», 3жды, и пс.  33-й. При кон. его (аще же лит., при кон. мол. «Всесвятая») иерей (или  диакон) отверз. Царск. врата и возгл.: «Премудрость!», певцы: «Достойно есть» (до полу). Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас». Певцы:«Честнейшую херувим  и  славнейшую…», и покл. земн. Иерей: «Слава  Тебе, Боже наш, упование наше, слава Тебе», певцы: «слава, и ныне (полностью), Господи, помилуй (2жды), Господи, благослови» (с покл. поясн.). Иерей: отп., иже  выше  на веч. Аще будет лит., а расхода по часех Царск. несть, на отп. в кон.  помин. «и иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа  Кесарии  каппадокийския». Певцы: «Аминь», и, аще без расхода нач. лит., прощение по обыч. И «Господи, помилуй», 3жды.

Более пространный указ служения Царск.часов, по чину «честных и великих  монастырей, иже в велицей России»: Большой Устав, лл. 341 об. —  348 об., Минея, лл. 352 — 355, календарь  изд.  Донской  и  Кавказской   еп. на  2009 г., с. 109 — 110.

Посем, где принято, бывает расход. А где не  бывает,  абие  нач. великую  вечерню, она  же литургия св. Василия Великаго. Возгл. «Благословенно  Царство», чтец:  «Аминь,  Царю  Небесныи» и  пр., до «Приидите, поклонимся» (аще  по  Царск.  часах   расхода  не  было, по нач. возгл. чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся»), пс. 103-й чтением. Пред  пс.,  по «Приидите, поклонимся», иерей затвор. Царск. врата (завеса остается  отверстой)  и  исх. на амвон сев. дверью  иконостаса, творит  пред  Царск. вратами  3  покл.  в  пояс,  и  по  одному, без крестн. знамения, на  кажд. из  клиросов,  таже (от обычая, осенив  себя  крестн. знамением) чтет  веч. мол. по Служебн. По вел. ект. каф. несть, но абие  возв. на  гл. 2-и. Стих. на 8, в Минее наряду (4 по 2жды), сл., и ныне, там же, «Августу». Выход  с  Ев., «Свете тихии» пением. Прок. вел., «Кто Бог велии, яко Бог наш» (см. во Ап. и  Минее 26 дек.), поем 5-ю (поем зде, а не на Рожество Христ. веч., т.к. праздн. в суб., а прок. в суб. веч. «Господь воцарися» не отмен.: Большой Устав, л. 360 и об., Минея, лл. 381, 403 об.).  И абие иерей (или диакон):  «Премудрость!»,  чтец: заглавие 1-й  паремии  («От  Бытия  чтение»), иерей (или  диакон): «Вонмем!», и чтется  паремия. Царск. врата затвор. По 3-х паремиях  чтец: «Глас шестыи. Тайно родился еси…», и проч. тропаря до кон. Иерей (или  диакон)  отверз. Царск. врата, кон. троп. «И волхвы Ти приведе» 1-й раз от обычая поют в  алтаре. Чтец  чтет  стихи, и  «слава», и «и  ныне», а к ним по клиросам припевают  «И  волхвы». В кон. чтец  вновь  читает троп.«Тайно родился еси», и сам поет конец его. Царск. врата затвор. Чтутся  следующ. 3 паремии. По них  паки  отверз. Царск. врата  и  чтется   ин   троп.,  гл. 6-и, и  стихи, с пением  кон. «Волхвы  наставил  еси»  в  алтаре,  на клиросах и в кон. самим чтецом, якоже  выше указ. Затем следуют  оставш. 2  паремии, их  чтут при закрыт. Царск. вратах. При кон. же посл. паремии Царск. врата отверз., иерей  (или  диакон) сказыв. ект. мал., «Паки и паки». По  ней  иерей  —  возгл. Трисв., «Яко свят», певцы — Трисв., на   напев  обеден., и проч. литургии  св. Василия Великаго. Ап. Евр. 303 (прок. и аллил. во Ап. наряду), Ев. Лк. 5. Задост. «О Тебе радуется», прич. един, «Хвалите». Отп. праздн.: «Рождеися в Вифлееме июдейстем, и в яслех возлегии, Христос, истинныи  Бог  наш, молитвами  Пречистыя  Его Матере, и  всех  ради  святых,  помилует  и  спасет  нас, яко благ и человеколюбец».  По отп. иерей исх. со св. Крестом на амвон,  обращ. на восток, и запев. троп. праздн., «Рожество Твое» (пред  иереем  поставл. выносной  подсвечник с горящ. свещею). Певцы на сходе продолж. пение троп., затем сл., и ныне, конд. «Девая  днесь  Пресущественнаго  раждает» (от обыч. «славу» и нач. конд. такожде запев. иерей)  и  «Иже  Крестом» (на  клиросе).

Аще же несть литургии, веч. нач. возгл. «Благословен  Бог», и соверш.  по чину  своему,  якоже выше  указ. По паремиях ект. мал. и возгл. Трисв., «Яко свят» (инии же егда несть лит. рекут зде возгл., иже на веч. по каф., «Яко Твоя Держава»), но  Трисв. не  поем  (Большой Устав, л. 352). По возгл. лик: «Аминь», иерей: «Мир  всем», чтец:  «И духови твоему». И далее по обыч. прок., Ап. и  аллил. (во  Ап. наряду).  Пред  посл.  «Аллилуия»  речем прич., «Хвалите Господа с небес». Таже Ев. Прок., аллил. и «Слава Тебе,  Господи» обеденное. По Ев. абие ект. «Рцем  вси», мол. «Сподоби, Господи» и ект. «Исполним вечерняя». По возгл. «Буди  держава» — «Премудрость! Пресвятая …», и пр., якоже  обычн. пред отп. Отп. праздн., «Рождеися», троп. и конд. праздн.  и  проч. по вышеуказ.

Аще Бд нощию, посем бывает павеч. малая, без  канона, по «Достойно» и  Трисв. конд. праздн., помянн. за упокой несть, затем исх. покл. и  расход до полунощи. В полунощи же поем полунощницу, затем нефимон (вел. павеч.) и пр. Бд.

Аще Бд с вечера,  мал. павеч. не бывает, но по веч. нач. нефимон.

Аще несть литургии и служба без Бд, на веч. по возгл. «Буди  держава» лития и стихов.  праздн. Неции же литии не поют, но возв. стих. поют на 10: 4 возв. («Приидите возрадуемся» и пр. 3), и 6 литийн. («Небо и земля» и пр. 3, и славн. «Волсви» и «Ликуют»). Сл., и ныне, «Августу», и пр. по вышеуказ., по возгл. «Буди» стихов. праздн. По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. праздн. Таже  «Премудрость! Пресвятая…» и проч., и отп.  праздн.  Пения  же  троп. и конд.  по  отп.  несть,  занеже   троп.  праздн.  был  пред отп. Тогда вечером вместо вел. павеч. малая, без  канона, по «Достойно» и  Трисв. конд. праздн., помянн. за  упокой   несть. Утр. нач. от  Трисв. и  2-х  пс. (Большой Устав, л. 353).

 

Суббота,  25   декабря

РОЖЕСТВО  ГОСПОДА  БОГА  И  СПАСА  НАШЕГО  ИСУСА   ХРИСТА

Служба  вся  праздн., в Минее  наряду.

Иерей отверз. завесу Царск. врат, исх. сев. дверью  иконостаса на амвон и полаг. приходн.  покл. Затем входит в алтарь южн. дверью иконостаса и в полн. облач. соверш.  кажд.  св. алтаря, вновь исх. сев. дверью на амвон и возгл.: «Востаните!» Затем  кадит  Царск. врата  и образа Спасителя и Богор. справа и слева от них, полаг. 3 покл. в  пояс (с мол. втай  «Боже, милостив…») и возгл.: «Благословен Бог». Чтец нач. нефимон (великую павечерницу): «Аминь. Царю Небесныи», до «Приидите, поклонимся», пс. «Внегда   возвах» и проч. по Часосл. Аще служба с диаконом,  иерей  с  ним   исх.  Царск.   вратами,  диакон  возгл: «Востаните!». По кажд.  Царск. врат  и  образов  по  странам  их мол. 3 покл., диакон: «Благослови, владыко!», иерей: «Благословен Бог» (Большой   Устав, л. 354  об.). Во Уставе же  свт. Арсения Уральск. (л. 163 об.) иерею указ. и без диакона исх. Царск. вратами в  нач. вел.  павеч. При чт. нач. пс. нефимона  соверш.  кажд. всего храма  и молящ. Затем, аще иерей служит один, он возвращ. во св. алтарь  южн.  дверью иконостаса. Аще же с диаконом — через Царск. врата, которые посем затвор. (завеса  же  остается  отверстой).

По пс. «Живыи в помощи»  поем  «С  нами  Бог». Чтец  сказыв. ст., 1-и — отдельно, проч.  же, до «славы», по 2. От обыч. 1-и стих поют в алтаре, при  открытых  Царск. вратах,  которые по оконч. всей песни «С нами Бог» затвор. По «Верую» «О, Пресвятая»  поем  по 2жды, с покл. поясн. Также  от  обыч.  при  открыт.  Царск. вратах в алтаре по  знамени  поют по 1-м Трисв. троп. праздн., по 2-м конд. По «Слава в  вышних» — оконч.  великой  вечерни: лития  и стиховна. По «Ныне  отпущаеши» и  Трисв. троп.  праздн.  3жды  и, где  бывает, благословение хлебом. Затем «Буди имя Господне…», 3жды, и пс. 33-й,  «Благословлю  Господа», до «не лишатся от всякаго блага». Возгл. «Благословение  Господне…» и  екса-псалмы (нач. утреня). Где принято, «Слава в  вышних»  и  «Господи,  устне» поют («Слава  в   вышних»  —  1-и  раз  в  алтаре).

На утрени  «Бог Господь» на гл. 4-и. Троп. праздн. 2жды, сл.,и ныне, той же. Каф. 16-я, 17-я. Сед. праздн. по 2жды (сед.,сл., и ныне, той же). Пл. и велич. праздн. по Обиходу,  пс. избр. «Воскликните Господеви вся земля». По Пл. сед. праздн. 2жды, якоже по каф. Антиф. 1-и 4-го гл.,«От юности». Прок. «Из чрева», Ев. Мф. 2. По 50-м пс. «слава»,  «Всяческая  днесь…» и пр., по  Обиходу.  Стих. «Слава в Вышних». Каноны праздн. 2,  ирм. обоих по 2жды, запев: «Слава, Господи, Рожеству Твоему». Троп. в кажд. из  кан. на  6 (где 3 троп., кажд. по 2жды, где 2 — по 3жды), катав. ирм. обоих творцов по  клиросам. По 3-й п. ипакой «Иже от начаток», един. По 6-й п. конд. и икос праздн. По 8-й п. «Хвалим,  благословим» поем ко 2-й катав., по ней покл. поясн. На 9-й  п. «Честнейшую» не поем, но припевы по Обиходу. Ирм. 9-й п. обоих творцов с покл. поясн., к перв. припеву  по ирмосе в кажд. из  творцов также  покл.  поясн. На сходе к 1-й  катав.  припев  праздн., ко 2-й  Богор. («Величай  душе  моя  Честнейшую»), ирм. «Подобаше» и покл. земн.  Свет. праздн. 2жды, сл., и ныне, той же (от обыч. 1-е 2 раза чтением, 3-й пением). Хвалитн. стих. на 4, наряду. Славосл. вел., троп. праздн. и  проч. обычн. Отп. иже  выше на веч. (она  же лит. св. Вас. Вел.), и ч. 1-и.

На 1-м ч. и проч. часех троп. и конд. праздн. По 1-м ч. отп. мал. и, аще Бд, прощение.

Полунощница субботняя. Каф. 9-я, по 1-м Трисв. троп. праздн., по 2-м конд. Отп. мал., прощение,  помянн. за  упокой  несть.

Оконч. «славы» 9-го часа: по мол. «Владыко Господи» вычит. пс. «Благослови», без  «славы» — «Хвали», «Во  царствии» и  Блаж., все до кон. (Большой  Устав,  л. 151  об.). Таже «Помяни нас, Господи» и проч. обычн. Пред лит. отп. обычн., нач. «Рождеися», помин.  св. Иоанна  Златоустаго, и прощение.

Литургия. Антиф. праздн., во Ап. наряду (аще же несть лит., блаж.  от  кан.  праздн. на 8: п. 3-я 1-го творца, п. 6-я 2-го творца, кажд. на 4). Входн. стих: «Из чрева прежде  денницы  родих  Тя, клятся  Господь и не раскается». На входе  поем «родивыися (или «рождеися») от Девы», по входе троп. праздн., сл., и ныне, конд. Вместо Трисв. «Елицы». Ап. Гал. 209, Ев. Мф. 3. Задост. праздн., 2 припева и ирм. «Подобаше», прич. «Избавление посла Господь». Отп. праздн., со Крестом, иже в  Сочельник  24  дек. на  веч.

По отп. славление  праздн.: возгл. «Благословен  Бог», таже ирм. «Христос  раждается» (где принято, поют и 2-го творца, «Спасе люди»; от обыч. нач. всех песнопений запев. иерей), троп. праздн., сл., и ныне, конд., 1-и припев  «Величай  душе моя», ирм. «Таинство  странно», 2-и припев, ирм. «Подобаше» и покл. земн.  Возгл. «Слава  Тебе,  Боже  наш,  упование  наше…»,  певцы:  «Слава, и  ныне…»  и  пр., с покл. поясн., и отп. праздн., иже  на  лит., посем «Иже  Крестом  ограждаеми».

 

 

Воскресение,  26  декабря

Неделя  по  Рожестве  Христове,  свв.  Богоотец,  29-я   по  Пятьдесятнице. Глас  4-и

Собор   Пресвятыя  Богородицы

Служба воскр. во Окт. и в Минее  Попраздн. Рожества Христ., Собору Пресв. Богор. (26 дек.) и  свв. Богоотцем (лл. 415 об. —  420 об.), с рассуждением, по уставу, иже в Минее на л. 469 об., и в Минее праздничной 26 дек. Свщмч. Евфимию на павеч. или напреди. Неции поют в сей день Тихв. иконе Богор., указы см. в  кн. «Службы Пресв. Богор.», лл. 35 об., 32 об. — 34. В рукописях же встречается и отд. Бд. сл. Собору Пресв. Богор.

 

Малая  вечерня. Все во  Окт. гл. по обыч.

Малая павечерница. Канон един, свщмч.  Евфимию. Запев: «Святыи  священномучениче  Евфимие, моли Бога о нас». Где 5 троп.,1-е 2 за един. По 6-й п. сед. свщмч., «Принесл  еси», сл., и ныне, Богор. в той же гл. и под., «Светлыи Светильниче» (в Минее на л. 185 об.). По 9-й п. чтем 2 стих. свщмч.,с запевами кан.,сл.,3-я, «Язык  движимь», и ныне, «Достойно есть». Ин указ (Большой Устав, л. 360 об.): «павечерница  поется  без  канона, святых же, певаемых на павечерницах, поем напреди». По Трисв. конд. воскр., «Спас и Избавитель», сл., Богоотцем,  «Веселия», и ныне, Собору Богор., «Иже прежде денницы». Ин устав: конд. Богоотцем,  сл., и ныне, Собору Богор.; или Рожеству, сл., Богоотцем, и ныне, Собору Богор. (устав старописм. «Савины главы», гл. 62, л. 97 об.). Отп. мал., прощение, помянн. за упокой несть.

Великая  вечерня. Возв.на гл. 4-и. Стих.на 10:воскр.3, Рожеству (с вел.веч.самого праздн. возв.)4 и Богоотцем 3 («Богоотца вси» и пр. 2). Сл., Богоотцем, «Память  сотворяем», и ныне, Рожеству, возв. славн. вел. веч., «Августу» (а догм. гл. не поем). Лития: стих. храму (старописм. «Савины главы», л. 97), и Рожеству с самого праздн. лития вся. Пред славн. стих. от 26 дек.: возв. славн. «Слава в Вышних», веч. стихов. вся («Преславно таинство» и пр. 2), со славн. «В Вифлеем», и хвалитн. славн. 2, «Днесь невидимое естество» и «Днесь Христос». Сл., «Волсви персидстии», и ныне, «Ликуют ангели». Стихов.воскр., сл., Богоотцем, «Святителем память», и ныне, Рожеству, славн. вел. веч. с самого праздн., «В вертеп вселился еси». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. «Богородице Дево», Рожеству и Богоотцем, по един. Аще не Бд, троп. воскр., сл., Богоотцем, и ныне, Рожеству, отп. иже на утр. пред 1-м ч., в нач. «Христос, истинныи…», Крест не помин.

Утреня. «Бог Господь» на гл. 4-и. Троп. воскр.  2жды, сл., Богоотцем, и ныне, Рожеству.  Каф. 2-я, 3-я, 17-я, по них сед. во Окт.  По 1-х  сед.  (каф. 2-я)  сл., и  ныне,  Богор.  воскр.   4-го гл., «Иже от века». Пл. несть. До канона все воскр. по обыч., Ев. 7-е, Ин. 63.  Каноны: воскр. со ирм. на 4 (ирм. един.), в Минее Рожеству оба кан. на 6 и Богоотцем  на 4 (Большой Устав, л. 367 об.; ин устав, старописм. «Савины главы», л. 97 об.: воскр. на 4, Богоотцем на 4 и Рожеству на 6). Запев свв.: «Святии Богоотцы, молите Бога о нас». Катав. праздн., ирм. обоих творцов по клир. По 3-й п. конд. и икос воскр., Рожеству (а по Минее праздн. Рожеству по 6-й п., тогда зде вместо сего Собору Богор.) и Богоотцем, сед. им, «Иосифа праведнаго», сл., и ныне, Попраздн. наряду, «Девая  роди  Творца». Ин указ (старописм. «Савины главы», л. 97 об.): сл., и ныне, ипакой с самого  праздн., «Иже от начаток»; или яко в Большом Уставе, л. 363 об.: сл.,  «Девая роди», и ныне, «Иже от начаток». Там же есть ин конд. Богоотцем: «Лик пророческии  празднует божествене  чудо, Тебе бывшее, Бога бо воплощенна на земли родила  еси. Тем  ангели с пастыри поют, волсви же верою со Иосифом  вопиют Давыдовы чудеса». Аще восхощет церкви начальник, чтем его пред конд. «Веселия днесь». По 6-й п. конд. и икос  Собору Богор., в Минее на л. 409 (а по Минее праздн. зде Рожеству). По  8-й п. поем  «Честнейшую». По 2-й катав. 9-й п., «Подобаше»,«Достойно есть» и покл. земн. «Свят Господь Бог наш» на гл.4-и. Свет. воскр. 7-и, «Яко взяша», сл., Богоотцем, «Со Ияковом воспоем» (см. в Минее праздн. и в Минее декабрьск., л. 469 об.), и  ныне, праздн., «Посетил». Хвалитн. стих. на 8: воскр. 4  и  Рожеству, хвалитн. с  самого   праздн., без  славн., 4. Посл. 2 —  со ст. стихов. праздн. Сл., Богоотцем , «Кровь и огнь», и  ныне, «Пребл. еси». По Славосл. вел. троп. «Воскрес из гроба». Отп. пред 1-м ч.:  «Воскрес  из мертвых, Христос,  истинныи  Бог  наш,  молитвами  Пречистыя  Его Матере, честнаго и славнаго Ея Собора, силою Честнаго и  Животворящаго  Креста,  святых  славных и всехвальных апостол, и святых праведных  Богоотец: Иосифа  обручника и Давыда царя, и Иякова,  брата  Господня  по  плоти, и  святаго  священномученика  Евфимия, епископа Сардийскаго, и всех ради святых, помилует и спасет  нас,  яко  благ  и  человеколюбец».  Ев. стих.  7-я, «Се тьма», и ч. 1-и.

На 1-м ч. и проч. часех троп. воскр., на «славу» праздн. и  Богоотцем  премен.  По  Отче   наш конд. Рожеству, воскр.,  Собору Богор. и Богоотцем,«Веселия днесь» (инии  премен. конд. Рожеству, Богоотцем и Собору Богор.; или воскр., Рожеству и Богоотцем).    

Полунощница   воскресна,  4-го гл., конд. воскр. и пр. обычн.

По часех пред  лит. отп. обычн., помин. св. Иоанна  Златоустаго, и прощение.

Литургия. Блаж. (по указ. Минеи, л. 469 об., Минеи праздн. и «Савиных глав») на 10: воскр. на 6 (2 троп. пред Троич. за един, Богор. оставл.) и Рожеству п. 3-я (или 1-я: старописм. «Савины главы», л. 98) на 4 (1-го творца, 1-й троп. 2жды; инии же поют 2-го, тогда кажд. троп. по 2жды; возможно же петь и 2-х творцов: 1-е 2 троп. за един, проч. по един.). Следовало бы же петь на 12, якоже указ. в Большом Уставе, л. 364, и в Минее, лл. 414 об. — 415, 420 об.: воскр. на 4 (троп. нараспев, 3 за един, 2 за един, и Троич., а Богор. оставл.), Рожеству п. вышеуказанн. на 4, и Богоотцем п. 6-я на 4. На входе поем «воскрес из мертвых». По входе троп. воскр., Рожеству и Богоотцем, конд. воскр., Рожеству («Савины главы», л. 98), сл., Богоотцем (аще волиши, 2 конд., «Веселия», сл., «Лик»), и ныне, Собору Богор. А храмом троп. и конд. не глаголем. Прок. и аллил. гл. и Богоотцем, Ап. Гал. 200, Евр. 306 (ряд 29-й Нед., Кол. 257, читан в Нед. свв. Праотец). Ев. общее Богоотцем и Собору Богор., Мф. 4, и ряд Лк. 85. Задост. Рожеству Христ.: 2 припева и ирм. «Подобаше». Прич. «Хвалите» и «Радуйтеся», отп. иже на утр. пред 1-м ч.