Главная Устав Богослужебный устав на воскресные и праздничные дни января 2014 г.

Богослужебный устав на воскресные и праздничные дни января 2014 г.

Седмица 30-я по Пятьдесятнице
Вторник, 1 января (здесь и далее даты по старому стилю)
Обрезание Господне и память св. Василия Великаго
Служба по Минее, праздн. и свт. (Пл)
Вечерня. Каф. 1-я, «Блажен муж», 1-я «слава». Возв. (т.е. стихи возвашных псалмов) на гл. 8-и. Стих. (здесь и далее сокращение «стих.» означает «стихеры») на 8: праздн. 4 и свт. 4, сл., свт., и ныне, праздн. Прок. дню, «Господь услышит мя», паремии 3. Литии несть. Стихов. (со славн.; здесь и далее сокращение «стихов.» означает «стиховна») свт., и ныне, праздн. По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт., сл., и ныне, праздн.Отпуст: «Приемыи по закону осмодневное Обрезание, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии каппадокийския, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
Павечерница малая. Канона несть, по Трисв. конд. свт., сл., и ныне, праздн. Отп. мал., прощение, помянн. за упокой несть.
Утреня. «Бог Господь» на гл. 1-и, троп. праздн. 2жды, сл., свт.,и ныне, праздн. Каф. 7-я, 8-я. По них сед. праздн., сл., и ныне, той же. Пл. и велич. свт., пс. «Услышите сия». Антиф. 1-й 4-го гл., «От юности». Прок. и Ев. свт., Ин. 36. По 50-м пс. «слава», «Молитв ради святителя». Стих. свт. Каноны: праздн. со ирм. на 6, ирм. 2жды, запев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», троп. на 4 (2 по 2жды) и свт. на 8 (где 5 троп., 1-е 3 по 2жды, где 6, 1-е 2 по 2жды, проч. по един.). Запев свт.: «Святителю Христов Василие, моли Бога о нас». Катав. Богоявл., ирм. обоих творцов по клир. По 3-й п. конд. праздн., сед. свт. 2жды, сл., и ныне, праздн. По 6-й п. конд. и ик. свт. На 9-й п. «Честнейшую» не поем, но припевы (по Ирмосам или Обиходу). Ирм. 9-й п. с покл. поясн., в каноне свт. к Богор. припев «Величай душе моя Честнейшую». По 9-й п. на сходе к 1-й катав. припев праздн. и ирм. «Недоумеет», ко 2-й «Величай душе моя Честнейшую», ирм. «О выше ума» и покл. земн. Свет. свт. 2жды, сл., и ныне, праздн. Хвалитн. стих. на 4 наряду, со славн. По Славосл. вел. троп. свт., сл., и ныне, праздн., и пр. обычн. Отп. пред 1-м ч. иже на веч.
Часы. Троп.праздн.,сл.,свт., конд. праздн.и свт. премен. По 1-м ч. отп. мал., прощения несть, т.к. не Бд.
Полунощница повседневная, каф. 17-я, по 1-м Трисв. троп. праздн., по 2-м конд. Отп. мал., прощение, помянн. за упокой несть.
По часех пред лит. отп. обычн., помин. «и иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии каппадокийския», и прощение.
Литургия св. Василия Великаго. Блаж. на 8: свт. п. 3-я и 6-я; ин устав: праздн. п. 3-я, свт. 6-я. По входе троп. праздн., свт., сл., конд. ему, и ныне, конд. праздн.
 
Прок. и аллил. Недели пред Просвещением и свт. (т.к. Рожество Христово 2013 г. (по ст.ст.) было во вторник, см. Большой Устав, лл. 365 об. — 366; здесь и далее ссылки на посл. изд.: Верещагино, 2009), Ап. той же Недели и общий праздн. и свт.: Тим. 298, ряд Евр. 321 (под главу), Кол. 254. Ев. тако же, Мр. 1, ряд Мр. 34 (под главу), Лк. 6.
Задост. «О Тебе радуется». Прич. «Хвалите» и «В память вечную»,
отп. иже на веч.
 
 
Пятница, 4 января
Служба Царских часов
На веч., павеч. и утр. служба вся в Минее наряду, Предпраздн. Богояв.(6), свв. ап. 70-ти (4) и прп. Феоктисту (4).
Вечерня. Каф. 15-я, возв. пс. — чтением, до ст. (здесь и далее сокращение «ст.» означает «стих», «стиха») «Аще беззакония назриши». Стих. на 6: ап. 3 и прп. 3, сл., и ныне, Предпр., «Светел убо». Выхода несть, «Свете тихии» чтением. Прок. дню, «Помощь моя»(3жды,полн.).Абие «Сподоби, Господи», и ект. «Исполним вечерняя». Стихов. Предпр. наряду. По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. ап., «Апостоли святии», сл., прп., «О тебе отче», и ныне, Предпр., «Готовися Заулоне». Ект. «Помилуй нас, Боже», и отп.: «Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святых апостол седмидесяти, и преподобнаго отца нашего Феоктиста, иже в Кукуме Сикелийстем, и всех ради святых, помилует и спасет   нас, яко благ и человеколюбец».
Павечерница малая. Канон Предпр., иже в Минее на павеч. наряду, на 8, ирм. Великого четверга и «розники» (см. Ирмосы в конце, «4 янв. на павеч.») по 2жды, троп. на 6 (кажд. по 2жды, где 2 троп., кажд. по 3жды). Запев   «Слава Тебе, Боже наш, слава   Тебе»,   к   предпосл. троп. — «слава», к посл. — «и ныне». По кажд. п. катав., ирм. той же. По 3-й и 6-й п. чтений несть. На 8-й п. предпоследний запев «Благословим», по 8   п. «Хвалим, благословим», катав. и покл. поясн. Ирм. 9-й п. с покл. поясн. По 9-й   п. катав. «Страньствия» и покл. земн. По Трисв. и Отче наш конд. Предпр., «Во струях днесь». Отп. малый,   «преподобных и    богоносных»,    прощение, помянника   за упокой несть.
Утреня.  Начало вседневное, по Часослову, от Трисв. и 2-х пс. «Бог Господь» на гл. 4-и, троп. Предпр. единожды,таже ап., сл., прп.,и ныне, паки Предпр. Каф. 19-я, 20-я, по них сед. в Минее наряду (сед., сл., и ныне, другии). По посл. сед. (по второй (20-й) каф., «Торжество светло») — пс. 50 и возглас пред каноном, «Милостию и щедротами». Канона 3: Предпр. с ирм. на 6, ирм. 2жды, троп. на 4 (запев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»), ап. на 4 (запев «Святии апостоли, молите Бога о нас») и прп. на 4 (запев «Преподобне отче Феоктисте, моли Бога о нас»). В каноне Предпр. 3 троп., 1-и чтем 2жды. Где в каноне ап. 5 троп., 1-е 2 за един. Катав. ирм. посл. канона (прп.). По 3-й п. сед. конд. ап., «Звезды светлыя», таже прп., по Часослову,«Яко ангел», сед. ап., «Столпи непоколебимии», сл., прп., «Упас богоугодно», и ныне, Предпр., «Исусу рождьшуся». По 6-й п. конд. Предпр., «Во струях днесь», и икос. По 8-й п. поем «Честнейшую», по катав. 9-й п. — «Достойно   есть». Свет. Предпр., «Готовися», сл., и ныне, той же. Хвалит. стих. на 4, Предпр., в Минее наряду, и «слава», и «и ныне», там же. Таже чтец: «Слава показавшему нам свет», и чтет Славословие по Часослову. Ект. «Исполним заутренняя». На стихов. стих. Предпр. в Минее наряду. «Благо есть» и Трисв. по Отче наш, по возгл. троп. ап., сл., прп., и ныне, Предпр. Ект. «Помилуй нас, Боже», отп., иже на веч.
И аще заутра литургия, поем 1-и час, понеже тогда по Царских бывают и часы обычныя. На них троп. Предпр., на «славу» ап. и прп. премен., по Отче наш конд. точию Предпр. (см. Большой Устав, л. 350).
Аще же заутра несть литургии, 1-и час не поем, но по отп. утр. абие «Господи помилуй» 3жды и исх. поклоны.
Аще литургия, иерей совершает входное и начинает проскомидию по обычаю до полунощницы, при чтении ея продолжает просфиромисание, прерывает его на время Царских часов, а завершает, покрывает   Предложение и кадит на последующих обычных часах, якоже всегда. 
Полунощница повседневная, троп. обычн., отп. малый,   «преподобных и    богоносных», прощение   и помянник за упокой.
Часы Царския поем по Минее, якоже   тамо наряду указася. Пред началом   часов   отверзаются   Царские врата, чрез них иерей выносит св. Евангелие (аще есть диакон, предходит   с кадилом), пред ним – пономарь со свещею выносной,    и   полагает на аналое среди   церкви. Царские врата   остаются   отверстыми   до   прочтения св. Евангелия на 9-м    ч.,   после чего св. Евангелие   вновь   относится   во   св. алтарь Царскими   вратами   и они   затворяются.  Перед каждым часом —   возгл. «Благословен   Бог», далее   на   1-м ч.   «Царю    Небесныи»,   и прочее   до   «Приидите,    поклонимся»,   на   3-м —   Трисвятое,   и   до   «Приидите,    поклонимся»,   на 6-м и 9-м —   абие   «Аминь. Приидите, поклонимся».  
На 1-м ч. в начале, на псалмах, бывает каждение св. Евангелия   на   аналое (крестообразно, «якоже престол»), св. алтаря,   иконостаса, клирошан,   образов   по всему   храму   и    молящихся.   В нач. 3-го, 6-го и   9-го ч.   каждения   не   бывает (Устав   свт. Арсения Уральск., л. 93 об.). Аще есть диакон, на 1-м часе   и на Ап. кадит он;  ин устав: в нач. 1-го ч. кадит иерей (аще есть диакон – предходит со свещею), на Ап. же един диакон. Во   время   чтения   Ап. на 3-м и 6-м ч. кадят точию Евангелие   на аналое (указанным выше образом), иконостас и клироса (аще   диакон — в конце   кадит иерея). На 9-м ч.   во   время чтения   Ап. (и Ев. – Большой   Устав, л. 344) —   каждение   св. алтаря, всего   храма и   молящихся, якоже   на 1 ч.
Ин устав каждения на Царских часах (календарь изд. Донской и Кавказской еп. на 2009 г., с. 109). Пред начальным возгласом 1-го часа, «Благословен Бог», — каждение образа   праздника   (справа от   аналоя со св. Евангелием,   или   перед ним,    посреди   церкви) и св. Евангелия — крестообразно, «якоже   престол». Полное каждение, якоже выше указася на псалмах 1-го ч. — на 1-м и 9-м часах, и на Ап. этих часов. Краткое каждение, якоже выше указася на Ап. 3-го и 6-го ч., — на псалмах   этих часов, а также на   их Ап.
По «Приидите, поклонимся» на каждом   часе   чтем   три   псалма. Посем сл., и ныне, «аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (3жды, с покл.), сл., троп. Предпр., и ныне, Богородичен (1-я часть). Таже поют   троп. Царск. часов, по 2жды: 1-й — без стихов, 2-й — со   стихами, 3-й — со «слава» и «и ныне». На 9-м ч. посл. троп. (стихеру), «Руку Твою», первее   чтет   канонарх, таже   сл., и ныне,   поет   клирос (или оба лика на сходе). Многолетия   царю (и прочие, иже в Минее на 9-м ч. наряду) в современной практике опускаются. По троп. иерей (или диакон) возгл. «Вонмем!», иерей: «Мир всем!», чтец: «И духови твоему!». Иерей (или диакон): «Премудрость!», чтец: «Глас (иже тамо наряду)» (сказывается точию «глас», т.к. по прокимне   чтется паремия, якоже в будничных службах Великаго поста), и возглашается прокимен. Певцы повторяют его пением (на глас). Затем чтец —   стих, певцы   повторяют прокимен. Таже чтец — прокимен до половины,   певцы — вторую половину прокимна. Чтец – заглавие паремии («От пророчества …»), иерей (или диакон): «Вонмем!», и чтется   паремия. По окончании   ея   иерей (или диакон): «Премудрость!», чтец — надписание Ап., иерей (или диакон): «Вонмем!». Ап. на Царск. часех в навеч. Богоявл.: Деян. 33, Деян. 42, Рим. 91, Тит. 302. Неции же пред прок. возгл. «Вонмем!» и пр. не говорят, но абие «Премудрость!» и пр., якоже выше указ. По окончании Ап. иерей (или диакон): «Премудрость прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «От (именует евангелиста) святаго Евангелия   чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи» (напевом, иже на утрени и молебне), иерей (или диакон): «Вонмем!». Ев. на Царск. часех в навеч. Богоявл.: Мф.5, Мр.1, Мр.2, Мф.6. По Ев. лик — «Слава Тебе, Господи» (тем же напевом), и на клиросе   чтут   2-ю   часть Богор. часом. Таже Трисв. по Отче наш, возгл. «Яко Твое есть царство» и конд. Предпр., «Во струях». «Господи, помилуй», 40, «Иже на всяко время», и далее по обычаю, якоже на часех всего лета, и якоже   наряду в Минее указася. По «именем   Господним   благослови,   отче» на 1-м и 9-м ч. возгл. «Боже, ущедри   ны», на   3-м и 6-м, —   «За   молитв». 
На   «славе»   9-го   ч. по молитве «Владыко Господи Исусе   Христе»:
       аще несть литургии, «Благослови душе моя   Господа», сл., «Хвали», и   ныне, «Единородныи Сын». Таже «Во Царствии Си»,  и блаженна на 8, Предпр. п. 3-я с ирм. на 4 и ап. п. 6-я на 4 же. Таже прок. дню и ап. (неции пред сим от обычая возглашают «Яко свят» и поют Трисвятое), Ап. Евр. 327, Рим. 96, аллил. якоже прок. Ев. Мр. 41, Лк. 50. Посем «Помяни нас, Господи», и прочее   Обедницы по Часослову. По «Ослаби,   остави» и Отче наш конд. Предпр. (инии же чтут конд. якоже на лит.: храму Богор., храмом свв., ап., прп., сл., «Со святыми покой», и ныне, Предпр.; или 1-й конд. Предпр., а на «и ныне» храму Богор.), «Господи помилуй», 40, «Всесвятая Троице», «Буди Имя», 3жды, и пс. 33-й. При конце его иерей (или диакон) отверзает Царские врата и возгл.: «Премудрость!», певцы — «Достойно есть» (до полу). Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас» Певцы: «Честнейшую херувим и славнейшую…», и покл. земн. Иерей: «Слава Тебе, Боже наш, упование наше, слава Тебе», певцы: «слава, и ныне (полностью), Господи помилуй (2жды), Господи благослови» (с покл. поясн.). Иерей – отп., иже на   веч., с Крестом, певцы: «Аминь. Иже Крестом ограждаеми …», и ограждение Крестом молящихся, «Многолетны» (где принято), «Господи помилуй» (3жды) и исх. покл.(Большой Устав, лл. 351,396 об.,Минея, л. 97);
       аще же литургия,  по мол. «Владыко Господи» абие «Во Царствии Си», просто, без пения, «Помяни нас Господи» и пр., сл., и ныне, «Собор святых», «Ослаби остави», (или, где принято, сл., «Собор», и ныне, «Ослаби»),Отче наш, возгл., конд. Предпр., «Господи помилуй», 40, «Всесвятая Троице», возгл. «Слава Тебе, Боже наш …» и отп. дню, якоже на веч. (ин указ (Минея, л. 95): отп. абие по мол. «Владыко Господи», а «Во Царствии» и пр. чтем точию в конце часов обычных и на лит.). Затем (где принято, бывает расход) начинаем обычные часы, указ о троп. и конд. см. выше на 1-м ч. Лит. св. Иоанна Златоустаго. Блаж. якоже выше указ. По входе троп. Предпр., храму Богор., храмом свв., ап. и прп., таже конд., все по вышеуказ. По «Изрядно» — «Достойно есть», прич. дню, «Знаменася», и ап., «Во всю землю», отп. иже на веч. и пр. обычн. (Большой Устав, лл. 350 об.,395 об., Минея, лл. 95 — 97).            
Более пространный указ служения Царских часов, по чину «честных и великих монастырей, иже в велицей России»: Большой Устав, лл. 342 – 348 об., 390 – 394 об., календарь  изд. Донской и Кавказской   еп. на 2009 г., с. 109 — 110.
 
Суббота, 5 января
Крещенский   сочельник
На веч., павеч. и утр. служба вся в Минее наряду, Предпраздн. Богояв., свв. мч. Феопенту и Феоне и прп. Сигклитикии.
Вечерня. Каф. 18 -я, возв. пс. —   чтением, до ст. «Аще беззакония назриши». Стих. на 6: прп. 3 и мч. 3, сл., и ныне, Предпр., «Готовися Иордане». Выхода несть, «Свете тихии» чтением. Прок. дню, «Боже заступник» (3жды,полн.). Абие «Сподоби, Господи», и ект. «Исполним вечерняя». Стихов. Предпр. наряду. По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. Предпр., «Возвращашеся». Ект. «Помилуй нас, Боже», и отп.: «Христос, истинныи   Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере (аще храм Богор., — «честнаго и славнаго Ея» имярек), силою Честнаго и Животворящаго Креста, заступлением честных Небесных Сил безплотных, честнаго и славнаго пророка и Предотечи Крестителя Иоанна, и святых славных и всехвальных апостол, и святых добропобедных мученик, и преподобных и богоносных отец наших, и святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и святаго егоже храм, и святых мученик Феопента и Феоны, и преподобныя матере нашея Сигклитикии, и всех ради святых, помилует и спасет   нас, яко благ и человеколюбец».
Павечерница малая. Канон Предпр., иже в Минее на павеч. наряду, на 8,   ирм. «розники» (см. Ирмосы в конце, «5 янв. на павеч.») по 2жды, троп. на 6 (кажд. по 2жды). Запев   «Слава   Тебе,   Боже   наш,   слава   Тебе», к   предпосл. троп. — «слава», к посл. — «и ныне». По кажд. п. катав., ирм. той же. По   3-й и 6-й п.   чтений несть. В 7-й п. 4 троп., 1-е 2 по 2жды, проч. по един. Пред 3-м троп. 8-й п. запев «Благословим», по 8 п. «Хвалим, благословим», катав. и покл. поясн. Ирм. 9-й п. с покл. поясн. По 9-й п. катав. и покл. земн. По   Трисв. и Отче наш   конд. Предпр., «Во струях». Отп. мал., «преподобных и богоносных», прощение, помянника   за упокой несть.
Утреня.  Начало   вседневное, по Часослову, от Трисв. и 2-х пс. «Бог Господь» на гл. 4-и, троп. Предпр. 3жды (2жды, сл., и ныне, той же). Каф. 16-я, 17-я, по них сед. в Минее наряду (сед., сл., и ныне, другии). По посл. сед. (по второй (17-й) каф., «Велие Солнце») — пс. 50 и возглас пред каноном, «Милостию и щедротами». Канона 3: Предпр. с ирм. на 6, ирм. 2жды, троп. на 4 (запев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»), прп. на 4 (запев «Преподобная   мати Сигклитикие, моли Бога о нас») и мч. на 4 (запев «Святии мученицы Феопенте и Феоно, молите Бога о нас»). В каноне Предпр. 3 троп.,1-й 2жды. Катав. ирм. посл. канона (мч.). По 3-й п. сед. прп., «Постных превозшла», сл., мч., «Богопосланник явлься», и ныне, Предпр., «Великии дождь». В Большом же Уставе (л. 388 об.) указан по 3-й п. пред сед. сей конд. Предпр.: «Иорданскими водами очищая мир Господь, днесь   восходити начиная, тайная сокровенная, очищение являя сущим в мире, разума сияние. Дух бо родителев послушествова, яко се есть возлюбленныи Мой Сын, и вкупе соприсносущныи».  По 6-й п. конд. Предпр., «Во   струях   днесь», и   ик. Или конд. Предпр. «Всех Христе» ( в Часосл. 5 янв.), с ик. от конд. «Во струях» (Большой Устав, л. 389). По 8-й п. поем «Честнейшую», по катав. 9-й п. — «Достойно есть». Свет. Предпр., «Яко виде», сл., и ныне, той же. Хвалит. стих. на 4, Предпр., в Минее наряду, и «слава», и «и ныне», там же. Таже чтец: «Слава показавшему нам свет», и чтет Славословие по Часослову. Ект. «Исполним заутренняя». На   стихов. стих. Предпр. в Минее наряду. «Благо есть» и Трисв. по Отче наш, по возгл. троп. Предпр., «Возвращашеся». Ект. «Помилуй нас, Боже» и отп., иже на веч.
На 1-м ч. и проч. часех троп. и конд. точию Предпр. Аще восхощет церкви начальник, премен. 3 конд. Предпр.: «Иорданскими водами»,«Во струях» и «Всех Христе».      
Полунощница субботняя, каф. 9-я,троп.   обычн., отп. малый,   «преподобных и    богоносных», прощение   и помянник   за   упокой.
Литургия св. Иоанна Златоустаго.  Блаж. на 8, Предпр. п. 3-я и 6-я (в ней 1-й троп. 2жды). По входе троп. и конд. по вчерашн. указу. Аще хощеши, рцы все 3 конд. Предпр. Прок. и аллил. дню и за упокой, Ап. Суботе пред Просвещением, Тим. 284, и ряд Еф. 228, Ев. тако же, Мф. 5, Лк. 74. По «Изрядно» — «Достойно есть», прич. «Радуйтеся» и «Блажени», отп. иже на веч. (Большой Устав, л. 396, Минея, л. 95 и об.).   
Посем, где принято, бывает расход. А где расхода не бывает, абие начинаем великую вечерню. Возгл. «Благословен Бог», и абие чтец: «Аминь, Царю Небесныи» и пр., до «Приидите, поклонимся» (аще по Царск. часах   расхода не было, по нач. возгл. иерея чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся»), пс. 103 — чтением. Пред псаломом, по «Приидите, поклонимся», иерей  затворяет Царские врата (завеса же   остается отверстой) и исходит на   амвон северной дверью иконостаса, творит пред Царск. вратами 3 покл. поясн., и по одному, без крестнаго знамения, — на   кажд. из клиросов, таже (от обычая, осенив себя крестным знамением)   чтет вечерние   молитвы по Служебнику. По великой ект. каф. 1-я, «Блажен муж», вся («Большой Устав», л. 401), «возвахи» на гл. 2-и.Стих. на 8, в Минее наряду (4 по 2жды), и славн. там же, «Преклонил еси». Выход с Евангелием, «Свете   тихии» — пением, прок. дню, «Господь воцарися», 5-ю. И   абие   иерей (или диакон): «Премудрость!», чтец — заглавие   первой   паремии («От Бытия   чтение»), иерей (или диакон): «Вонмем!», и чтется паремия. Царские  врата затворяются. По 3-х паремиях   чтец: «Глас   пятыи. Явился   еси…», и прочее   тропаря до конца. Иерей (или диакон) отверзает Царск. врата, конец тропаря, «Да   просветиши», от обычая первый раз поют в алтаре. Чтец   чтет   стихи, и  «слава», и «и ныне», а к ним по клиросам   припевают «Да просветиши». В конце чтец   вновь читает троп. «Явился еси», и сам поет конец его. Царские   врата затворяются. Чтутся следующ. 3 паремии. По   них   паки   отверзаются Царские врата   и   чтется   ин   троп., гл. 6-и,   и стихи, с пением   концов «Где бо бы имел» в алтаре, на клиросах и в конце самим чтецом, якоже   выше указася. Затем следуют   оставшиеся 7 паремий. Их чтут   при   закрытых Царск. вратах, при конце же последней   паремии Царск. врата отверзаются, иерей (или диакон) глаголет   ект. малую, «Паки и паки». По   ней   иерей — возгл. Трисвятому, «Яко   свят еси» (инии же аще несть лит. рекут зде возгл. иже на веч. по каф.), но «Трисвятое не поем, занеже не   совершается   божественная   литоргия» (Большой Устав, л. 401). По возгл. лик: «Аминь», иерей: «Мир всем», чтец: «И   духови    твоему». И далее по обыч. прок., Ап. Кор. 143 (от полу) и аллил. (во Ап. наряду). Пред посл. «Аллилуия» сказываем прич., «Хвалите Господа с небес». Таже Ев. Лк. 9, «Слава Тебе Господи» — «обеденное». По Ев. абие мол. «Сподоби, Господи», Царск. врата затворяются, и ект. «Исполним   вечерняя» (Большой Устав, л. вышеуказ.; а по Минее (л. 98) по Ев. Царск. врата не затвор., ект. «Рцем вси», таже «Сподоби» и «Исполним»). По возгл. «Буди держава» иерей, от обычая, творит 3 покл. поясн. с мол. «Боже, очисти» и пр., запевает «Глас Господень» и, обходя справа св. престол, исходит  северной дверью иконостаса   «на воду», неся св. Крест на блюде на главе. И абие совершается Чин освящения   великия    воды, якоже   указася в Служебнике, Большом Уставе (лл. 398 — 399 об.) и Минее (лл. 98 — 99, 107 об. — 110). В нем имеются 2 иерейские молитвы «втай», от обычая, обе читаемые в сей Сочельник; при повторении водоосвящения в сам день Богоявления 2-ю молитву опускают. По указу же некоторых древлепис. Служебников XVI в. 2-я молитва в Сочельник не чтется, при 2-м же освящ. воды на само Крещение чтем обе, особым образом, якоже тамо будет указано, ради большего отличия между освящением «великой» воды и «годовой». По стих. «Воспоем вернии» ект. «Помилуй нас Боже»и оконч. веч. обычн. Отпуст праздничный: «Крестивыися от Иоанна во Иордане, Христос,   истинныи Бог   наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и всех   ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и   человеколюбец».  По отп.   иерей исходит со св. Крестом на амвон, обращается на   восток, и   запевает    троп. праздн., «Во   Иордане» (пред иереем поставляют   выносной подсвечник с горящей свещею). Таже певцы на сходе продолжают пение троп., затем — сл., и ныне, конд., «Явился еси   днесь», и «Иже Крестом ограждаеми» (на   клиросе). Подходящих   ко   Кресту, по   целовании его, иерей (или диакон) окропляет св. водой.    
Аще служба без бдения,  по Ев. ект. «Рцем вси», мол. «Сподоби Господи», ект. «Исполним вечерняя», по возгл. «Буди держава» — лития и   стихов. праздн., по «и ныне» на   стихов. — «Глас Господень» и   освящ. воды, по стих. «Воспоем   вернии» — «Ныне отпущаеши», Трисв. по Отче наш, возгл. и троп. праздн., «Во Иордане». Таже возгл. «Премудрость! Пресвятая…» и проч., и отп. праздн. Пения же троп. и конд. по отп. несть, занеже   троп. праздн. был пред отп. Тогда вечером вместо великой — малая павечерница без канона, по «Достойно» и Трисв. конд. праздн., помянника за упокой несть. Утреню нач. от Трисв. и 2-х пс. (Большой   Устав, лл. 401 об. — 402).
 
Воскресение, 6 января
Неделя 30-я по Пятьдесятнице. Глас 5-и
СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Служба вся точию празднику (кроме полунощницы), в Минее наряду (Бд).
Иерей отверзает завесу Царск. врат, исходит северной дверью иконостаса на амвон и полагает приходные   поклоны. Затем входит в алтарь южной дверью иконостаса и в полном облачении совершает каждение св. алтаря,   вновь исходит северной дверью на амвон и возгл.: «Востаните!» Затем кадит Царск. врата и образа Спасителя и Богородицы справа и слева от них, полагает 3   покл. поясн. (с мол. втай «Боже, очисти…» и пр.) и возгл. «Благословен Бог».  Чтец начинает  нефимон (великую павечерницу): «Аминь. Царю Небесныи», до «Приидите, поклонимся», псалом «Внегда   возвах» и   проч. по Часосл.  Аще   служба   с диаконом, иерей с ним   исходят   Царскими   вратами, диакон возглашает: «Востаните!». По каждении Царских   врат и образов по сторонам их молятся 3 покл., диакон: «Благослови, владыко!», иерей: «Благословен Бог» (Большой   Устав, л. 354 об.). Во Уставе же свт. Арсения Уральскаго (л. 163 об.) иерею указано и без диакона исходить Царскими вратами в нач. вел. павеч. Во время чтения начальных   псалмов   нефимона   совершается  каждение   всего храма и молящихся. Затем, аще иерей служит один, он возвращается во св. алтарь южной дверью   иконостаса. Аще же с диаконом (или и без него, согл. Уставу свт. Арсения) — через Царск. врата, которые после этого затворяются (завеса же остается   отверстой)
По пс. «Живыи в помощи»   поем «С нами Бог». Чтец сказывает стихи, 1-й — отдельно, проч. же, до «славы», по 2.  От обычая первый   стих   поют в алтаре, при   открытых   Царск. вратах, которые по окончании всей песни «С нами Бог» затворяются. По «Верую» «О, Пресвятая» поем по 2жды, с покл. поясн. Также при открытых Царск. вратах   в алтаре по знамени поют   по 1-м Трисв.   троп. праздн., а по   2-м — конд. По «Слава в   вышних»   — окончание великой вечерни: лития со своими прошениями и молитвами и стиховна. По «Ныне отпущаеши», Трисв. и Отче наш троп. праздн. 3жды и, где бывает, благословение   хлебом. Затем «Буди имя Господне…», 3жды, и пс. 33-й, «Благословлю Господа», до «не   лишатся от всякаго блага». Возгл. «Благословение Господне…» и   екса-псалмы (начинается утреня). Где принято, «Слава в   вышних» и «Господи, устне» поют  («Слава в   вышних» — 1-й раз в алтаре).
На утрени   «Бог Господь» на гл. 1-и,   троп. праздн. 3жды (2жды, сл., и ныне, той же). Каф. две, 2-я, 3-я. Сед. праздн. по 2жды (сед., сл., и ныне, той же). Пл. и велич. праздн., пс. избр. «Боже, ущедри ны». По полиел. сед. праздн. 2жды, якоже по каф. Антифон 1-й 4-го гл., «От юности моея». Прок. праздн., «Море виде и побеже», «Всяко дыхание», Ев. Мр. 2. По 50-м   пс. — «Слава. Всяческая   днесь…» и пр., по Обиходу. Стих. праздн., «Бог Слово», молитва «Спаси, Боже, люди Своя», «Господи, помилуй», 12 (в нач. 3 покл. поясн.) и возгл. «Милостию и щедротами». Каноны  праздн. 2, ирм. обоих по 2жды, запев «Слава, Господи, Богоявлению   Твоему». Троп. в кажд. из канонов на 6, катав. — ирм. обоих творцов по клиросам. Где в каноне 3 троп., кажд. по 2жды, где 2 — по 3жды. По 3-й п. ипакой праздн. единожды. По 6-й п. конд. и ик. праздн. По 8-й п. «Хвалим, благословим» поем ко 2-й катав., по ней   покл. поясн. На 9-й п. «Честнейшую» не   поем, но   припевы по Обиходу. Ирм. 9-й п. обоих творцов с покл. поясн., к 1-му припеву после ирмоса в каждом из творцов — также покл. поясн. На сходе к 1-й катав. припев праздн., ко 2-й — Богор. («Величай душе моя Честнейшую»), таже ирм. «О, выше ума» и покл. земн. Светилен   праздн. 3жды (2жды, сл., и ныне, той же; от обычая первые 2 раза чтением, 3-й пением). Хвалитн. стих. на 4, «слава» и «и ныне» наряду. Славословие   великое, по возгл. троп. праздн. Ект. 2 и   пр. обычн. Отп.   указ. выше   5 янв. на   веч.
На 1-м ч. и проч. часех троп. и конд. праздн. По 1-м ч. отп. малый, «преподобных и богоносных», и (аще служили Бд) прощение.
Полунощница воскресная, 5-го гл., конд. воскр. Отп. малый, «преподобных», в нач. — «Воскрес из мертвых», прощение,   помянника   за упокой несть.
Литургия св. Василия Великаго (Большой Устав, л. 400). Окончание «славы» 9-го часа: по   молитве «Владыко Господи» чтем   пс. «Благослови   душе моя Господа», таже без «славы» — «Хвали», «Во царствии Си» и Блаженны, все до конца  (Большой Устав, л. 151 об.). Затем «Помяни нас, Господи» и проч. обычн. На лит. антифоны   праздн., во Ап. и Минее наряду (аще же несть лит., блаж. от канона праздн. на 8: п.3-я 1-го творца, п. 6-я 2-го творца, каждая на 4). Входн. стих: «Благословен грядыи во имя Господне,   благословихом   вы из дому Господня, Бог Господь и явися нам». На входе поем «крестивыися во Иордане», по входе троп. праздн., сл., и ныне, конд. Вместо Трисвятаго «Елицы».  Прок. и аллил. праздн., во Ап. наряду. Ап. Тит. 302, Ев. Мф. 6. Задост.   праздн., 2 припева и «О, выше ума», прич. праздн., «Явися». Отп. праздн.,   указ.   выше 5 янв. на   веч. (она же — лит. св. Вас. Вел.). По отп. хождение «на иордань» (Большой Устав, л. 405 и об.). Молебен праздн., 1-й канон с ирм. на 8, ирм. 2жды, троп. на 6, катав. ирм. обоих канонов по клиросам. По 6-й п., по Ев. Мр. 2 и стих. по 50-м пс., «Бог Слово», — вынос Креста и освящ. воды по чину Сочельника. На нем от обычая иерей не чтет 2-ю из 2-х молитв «втай». По указу же некоторых древлепис. Служебников XVI в. сия 2-я молитва не чтется в Сочельник, при 2-м же освящ. воды на само Крещение она едина чтется «втай», вслух же тогда чтем мол. 1-ю, «Господи Исусе Христе Единородныи», вместо мол. «Велии еси Господи», ради исключения связанных с последней действий, для большего отличия между освящ. «великой» воды и «годовой». По стихере «Воспоем вернии», — 7-я п. канона, и проч. молебна по обычаю. Вместо «Владычице, приими» 2 припева и задост. праздн., «О, выше ума». По Трисв. и Отче наш   троп. праздн., сл., и ныне, конд.  Ект. «Помилуй нас, Боже» и отп. праздн., иже на лит. Неции же, аще исхождения вне церкви «на иордань» несть, молебна не поют, но соверш. освящ. воды якоже в Сочельник, аще он не в субботу или неделю, по заамвонн. молитве, по чину   вышеуказ. Аще же несть лит., и без хождения «на воду» подобает пети молебен праздн. непременно.
По отп. — славление праздн.: возгл. «Благословен Бог», таже ирм. «Глубине открыл есть дно» (где принято, поют и ирм. 2-го творца, «Путь морскии»), троп. праздн., сл., и ныне, конд., 1-й припев «Величай душе моя», ирм. «Недоумеет», 2-й припев, ирм. «О, выше ума» и покл. земн. Возгл. «Слава Тебе, Боже наш, упование наше…», певцы: «Слава, и ныне…» и пр., с покл., и отп. праздн., иже на лит., посем стих. «Иже Крестом ограждаеми».  Подходящих   ко   Кресту окропляют св. водой, якоже указ. выше в Сочельник.
 
Седмица 31-я по Пятьдесятнице
Понедельник, 7 января
Собор св. Иоанна Предотечи
Служба в Минее, Попраздн. (10) и Предот. (Сл).
Вечерня. Каф. несть, «возвахи» на гл. 2-и. Возв. стих. на 6: праздн. 3 и Предот. 3. Сл., Предот., «Во плоти светильниче», и ныне, праздн., «Бог Слово». Выход с кадилом, «Свете тихии» — пением. Прок. великий, «Бог наш на небеси и на земли», писан во Ап. и Минее, поем 5 раз.  Абие по прок. Царск.   врата затвор., чтец на клиросе: «Сподоби, Господи» (Большой Устав, л.   936 об.). Таже   ект. «Исполним   вечерняя» и проч. обычн. Стихов. в Минее наряду. «Ныне отпущаеши», Трисв. по Отче наш, возгл. и троп. Предотече, сл., и ныне, праздн. Ект. «Помилуй нас, Боже», по возгл. — «Премудрость! Пресвятая…» и проч. обычн., отпуст: «Крестивыися   от   Иоанна   во Иордане, Христос, истинныи Бог   наш, молитвами   Пречистыя   Его Матере, честнаго   и славнаго пророка и Предотечи, Крестителя Иоанна, и   всех    ради   святых,   помилует и   спасет нас,   яко благ и   человеколюбец».
Павечерница   малая. Канона несть, по «Достойно» и Трисв.   конд. праздн. Отп. малый, «преподобных», прощение, помянника   за упокой несть.
Утреня. Нач. от Трисв. и 2-х пс. «Бог Господь» —   на гл. 1-и. Троп. праздн. 2жды, сл., Предот., и ныне,   праздн. Каф. 4-я, 5-я, по них   сед. в Минее   наряду (сед., сл., и ныне, той же). По посл. сед. — пс. 50-и, возгл. «Милостию и   щедротами» и каноны: праздн. 1-го творца со   ирм. на 6 (ирм. 2жды), 2-го творца со ирм. на 4 (ирм. также 2жды) и Предот. без ирм. на 4. Запев. Предот.: «Святыи великии пророче   Иоанне   Предотече, Крестителю   Господень, моли Бога о   нас» (Устав свт. Арсения   Уральск., л. 63 об.). Где в каноне Предот. 5 троп., 1-е два чтем за един. Катав. праздн. 1-го творца, «Глубине». По 3-й п. конд. и ик. праздн., сед. Предот., сл., и ныне, той же. По 6-й п. конд. и ик. Предот. На 9-й п. «Честнейшую» не поем, но припевы   праздн., по Обиходу или Ирмосам (Предот. — свой   припев). Ирм. 9-й п.  с покл. поясн. В каноне Предот. к Богор. припев «Величай душе моя Честнейшую». По 9-й п. на сходе — якоже   выше 6 янв. указ. Светилен Предот. единожды, сл., и ныне, праздн. Хвалитн. стих. праздн., на 4, сл., Предот., наряду, «Ангел от неплодных», и ныне, праздн., там же, «Днесь Христос». Славословие великое, по возгл. троп. якоже на веч. по «Ныне отпущаеши». Ект. 2 и пр. обычн., отп. иже на веч.
На 1-м часе и на проч. часех троп. праздн., сл., Предот., по Отче наш конд. праздн. и Предот. премен. По 1-м ч. отп. малый, «преподобных».
На литургии блаж. на 8: праздн. п. 1-я (1-го творца; инии же поют 2-х творцов) и Предот. п. 6-я, кажд. на 4. По входе троп. праздн., Предот., сл.,конд. ему, и ныне, праздн. Прок. и аллил. точию Предот., Ап. Деян. 42, Ев. Ин. 3. Задост. праздн., прич. «Явися» и «В память», отп. иже на веч.
 
Воскресение, 13 января
Неделя по Просвещении, 31-я по Пятьдесятнице. Глас 6-и
Служба воскр. во Октае и в Минее Попраздн. Богоявл. (4) и свв. мч. Ермилу и Стратонику (4). Прп. отцем избиенным — на павеч. или якоже изволит церкви начальник.  
Малая вечерня.  Стих. воскр. и Богор. во Окт. гл., и прочее все по обычаю.
Малая павечерница. Канона несть (неции же чтут канон Богор. во Окт.). Аще чтем канон прп. отцем (на 4), запев им «Святии преподобномученицы, молите Бога о нас». По 3-й п. : аще не чтем канон Богор., сед. прп., «Якоже пришельцы», сл., и ныне, Богор. в той же глас и подобен, в Минее на л. 328, «Обновила еси»; аще же чтем канон Богор., первее конд. прп., «От мирския молвы», и икос (иже по 6-й п.), далее по вышеуказ. По 6-й п. конд. и икос прп.; аще же чтем канон Богор., конд. Богор., «Заступнице», а конд. и икос прп. по 3-й п. По 9-й п. чтем стих. прп., с запевами канона: возв. 3 («Велми подвизастеся» и пр. 2),и славн. «Преподобнии отцы», стиховенный славн. «Равноангельно житие», сл., славн. утр. стихов., «Блажени есте», и ныне, «Достойно есть». По «Достойно», Трисв. и Отче наш конд. воскр., сл.,и ныне, Богоявл. Ин устав (Предисл. во Окт. и Минее праздн.): един конд. Богоявл. Отп. мал., «преподобных», прощение, помянника за упокой несть.
Великая вечерня. Каф.1-я, «Блажен муж», вся (бывает в субботу на вел. веч. всегда, кр. Вел. Суботы). Возв. на гл. 6-и, стих. на 10: воскр. 3, Богоявл., с вел. веч. самого    праздн. возв., 4, и мч. 3. Сл., Богоявл., с самого праздн., «Преклонил еси», и ныне, догм. гл., «Кто Тебе не блажит». На литии 1-я стих. храму. Таже стих. Попраздн., иже в Минее 13 янв. наряду: возв. славн. (на «и ныне») «Господи исполнити хотя», стихов. веч. вся («Явися Отеческое» и пр. 2), со славн. (на «и ныне») «Ангельская воинства», и стихов. утр. вся. Сл.,и ныне, там же наряду (то же и славн. литии самого праздн.),«Днесь тварь». Стихов. воскр., сл., и ныне, Богоявл., со стихов. самого праздн., «Еже от Девы». По «Ныне отпущаеши» и   Трисв. «Богородице Дево»  2жды, и Богоявл. троп.   единожды.
Утреня. «Бог Господь» на гл. 6-и, троп. воскр. 2жды, сл., мч., «Мученицы Твои», и ныне, Богоявл. Каф. 2-я, 3-я, 17-я. По 1-х сед. (каф. 2-я) сл., и ныне, Богор. воскр. 6-го гл., «Иже благословеную». Пл. не поем (Попраздн. Богоявл.). До канона   все   воскр. по обыч. Ев. 9-е, Ин. 65. Каноны: воскр. со ирм. на 4, ирм. един., Богор. на 2, и в Минее 13 янв. наряду, Богоявл. (2-го   творца) на 4 и мч. на 4. Запев мч.: «Святии мученицы Ермиле и Стратониче, молите Бога о нас». Катав. Богоявл., ирм. канона 1-го творца, «Глубине». По 3-й п. конд. и ик. Богоявл., сед. мч., «В водах купно», сл., и ныне, сед. Попраздн. наряду, «Воды освятил еси». По 6-й п. конд. и ик. воскр. (согл. Предисл. в Минее праздн.). По 8-й п. поем   «Честнейшую» (бывает на воскр. утр. всегда, кр. особо указ. в Уставе случаев). По катав. 9-й п., «Недоумеет», — «Достойно   есть», и   покл. земн. «Свят Господь Бог наш» на   гл. 6 -и (бывает на воскр. утр. всегда, кр. особо указ. в Уставе случаев). Светильны: воскр. 9-и, «Затвореным Владыко», 2жды, сл., и ныне, Богоявл. наряду, «Света незаходимаго». Хвалитн. стих. на 8: воскр. 4, и Богоявл., хвалитн. с самого праздн., со славн., 4 (1-е 2   — за едину); посл. 2 — со ст. праздн., иже на его веч. стихов. Сл., 9-я стих. Ев., «Яко в последняя», и ныне, «Пребл. еси». По Славословии великом троп. «Воскрес из гроба». Отп. пред 1-м ч.: «Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш,   молитвами   Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, и святых мученик Ермила и Стратоника, и преподобных отец наших, иже в Синаи и в Раифе избиенных, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». И ч. 1-и.
На 1-м часе и проч. часех троп. воскр., на «славу» Богоявл. и мч. премен., по Отче   наш   конд. Богоявл. и воскр. премен. (согл. Предисл. во Окт.). Отп. мал., «преподобных» (в нач. – «Воскрес из мертвых»), и прощение. 
Полунощница воскресна, 6-го гл., якоже обычн.
На литургии блаж. на 10: воскр. на 6 (вси троп. по един., точию 2 иже пред Троичн. за един, Богор. оставл.) и Богоявл. от канона 2-го   творца   п. 8-я на 4 (1-й троп. 2жды). По входе троп. воскр., Богоявл., храму Богор., храмом свв. и мч. Конд. воскр., храму Богор., храмом свв., сл., мч., и ныне, Богоявл. Ин устав: конд. Богоявл. – по воскр., и ныне, конд. храму Богор. (Часосл.,л. 135). Прок. и   аллил. Недели по Просвещении и Богор., Ап. Еф. 224 (от полу), ряд Тим. 280 (от полу, под главу), Евр. 320. Ев. Мф. 8, ряд Лк. 93 (под главу), Лк. 54 (всегда чтем с преступкой в Лк. 59). Задост. Богоявл. Прич. «Явися благодать» и «Чашу» (Большой Устав, лл. 411, 412), отп. иже на утр. пред 1-м ч.
 
Воскресение, 20 января
Неделя 32-я по Пятьдесятнице, о Закхее. Глас 7-и (Пл)
Служба воскр. во Октае и в Минее прп. Евфимию Великому (Бд).
Малая вечерня. Возв. стих. воскр. 4 (1-я 2жды), сл., прп., возв. славн. мал. веч., «Преподобне отче», и ныне, Богор. гласу, мал. веч., «Из Тебе Пресвятая». На стихов.едина стих. воскр., таже прп. стихов. вел. веч. («Радуися яко благодушия» и пр. 2), кр. славн., сл., прп., по 50-м пс., «Преподобне отче, во всю землю», и ныне, Богор. по гл., от воскр. стихов. славн. мал. веч., «Чистая Едина». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. воскр., сл., прп., «Веселися пустыня», и ныне, Богор. по гл., «Иже от века», пр. обычн. 
Малая павечерница. Канон Богор. во Окт., по «Достойно», Трисв. и Отче наш конд. прп., «В пречестнем», сл., и ныне, воскр.Отп. мал., прощение, помянника за упокой несть.
Великая вечерня. Возв. на гл. 7-и, стих. на 10: воскр. 4 и прп. 6 (4 с вел. веч.: «Отче Евфимие, твое» и пр. 3, и 2 с мал. веч.: «На небесных» и «Добродетельми»). Сл., ему же, «Освящен быв», и ныне, догм. гл., «Мати убо познася». По прок. паремии прп. 3. На литии 1-я стих. храму, таже прп. лития вся («Благодушствуйте» и пр. 2) и оставш. мал. веч. (3-я возв. («Единосущная») и стихов. вся, без Богор.; аще не Бд, поем в литию всю мал. веч. прп., кр. 2-х 1-х возв. стих., со славн., стихов. вел. веч. всю, без славн., и стих. по 50-м пс.). Сл., прп., «Просияша добрая», и ныне, Богор. по гл., «Подаждь утешение». Стихов. воскр., сл., прп., «Инок множества», и ныне, Богор. по гл., «Безневестная Дево». По «Ныне отпущаеши» и   Трисв. «Богородице   Дево» 2жды, и прп. троп. един.
Утреня. «Бог Господь» на гл. 7-и, троп. воскр. 2жды, сл., прп., и ныне, Богор. по гл., «Иже от века». Каф. 2-я, 3-я, 17-я. По 1-х сед. (каф. 2-я) сл., и ныне, Богор. воскр. 7-го гл., «Яко нашему воскресению». По ипакое Пл. прп., величание общее («Ублажаем тя …»), пс. избр. «Терпя потерпех». По Пл. сед. прп. вси: иже по 1-й каф. («Светом сияя»), иже по 2-й («Печалей жития»), сл., иже по Пл. («Нищету»), и ныне, Богор. его. Таже антифоны гласу и пр. до канона   все воскр. по обыч. Ев. 10-е, Ин. 66. Каноны: воскр. со ирм. на 4 (ирм. един.), Богор. на 2, и прп. на 8, запев ему: «Преподобне отче Евфимие, моли Бога о нас». Где в каноне прп. 5 троп., 1-е 3 троп. по 2жды, проч. по един; где 4 троп., 1-й 3жды, проч. 2 по 2жды (к предпосл. запев «слава») и Богор. един. Катав. «Отверзу».По 3-й п. конд. и ик. прп. (иже в Минее по 6-й п.), сед. ему, «Воздержания маслом», 2жды, сл., и ныне, Богор. его, «Радостно». По 6-й п. конд. и ик. воскр. По катав. 9-й п., «Всяк земен», — «Достойно   есть». Светильны: воскр. 10-и, «Тивериадское море», сл., прп., «Из ложесн освяти», и ныне, Богор. воскр. светильна, «Своего Сына». Хвалитн. стих. на 8: воскр. 4, и прп. хвалитн. со славн. 4; посл. 2 со ст. прп., иже на его веч. стихов. Сл., 10-я стих. Ев., «Иже по сошествии», и ныне, «Пребл. еси». По Славословии великом троп. «Днесь спасение». Отп. пред   1-м ч.: «Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, и преподобнаго отца нашего Евфимия Великаго, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». 
На 1-м ч. и проч. часех троп. воскр., на «славу» прп., по Отче наш конд. воскр. и прп. премен. По 1-м ч. отп. мал., «преподобных», и (аще было Бд) прощение. 
Полунощница воскресна, 7-го гл., якоже обычн.
На литургии блаж. на 10: воскр. на 6 (вси троп. по един., точию 2 иже пред Троичн. за един, Богор. оставл.) и прп. п. 3-я на 4 (1-е 2 троп. за един, проч. по един.). По входе троп. воскр., храму Богор. (аще не Бд, храмом свв.) и прп., конд. воскр. (аще не Бд, храмом свв.), сл., прп., и ныне, храму Богор. Где храма Богор. несть, и ныне, конд. «Заступнице християном». Прок. и аллил. гл. и прп., Ап.Тим. 285, Евр. 335. Ев. Лк. 94, Лк. 24. Прич. «Хвалите» и «В память», отп. иже на утр. пред 1-м ч.
 
 
Пятница, 25 января
Иже во свв. отца нашего Григория Богослова
Служба по Минее (Пл).
Вечерня. Нач. от «Царю Небесныи», «Блажен муж» — 1-я «слава». Возв. на гл. 4-и, стих. на 6 (3 по 2жды). Сл., наряду, «Бодрыи язык», и ныне, догм. по гл., «Царь Небесныи». Выход, «Свете   тихии» пением, прок. дню, «Помощь моя» (поем 3жды полн.), и паремии 3. Литии   несть, стихов. в Минее наряду. Сл., там же, «Сердца верных», и ныне, Богор.  по гл., «Безневестная Дево». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт., сл., и ныне, Богор. по гл.,«Гавриилу провещавшу».Возгл. «Премудрость! Пресвятая…» и проч. Отпуст: «Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константиня — града, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
Павечерница малая. Канона несть, по «Достойно» и Отче наш конд. свт., отп. мал., «преподобных», прощение, помянника за упокой несть.
Утреня. Нач. от Трисв. и 2-х пс. «Бог Господь» на гл. 1-и, троп. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. по гл., «Гавриилу провещавшу». Каф. 19-я, 20-я. По 1-й каф. сед. свт. 2, по един.,сл.,и ныне, Богор. наряду. По 2-й каф. сед. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. наряду. Пл. и велич. свт. (якоже свт. Николе, точию поем «Григорие Богослове»). Пс. избр. свт., «Услышите».По Пл. сед. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. наряду. Таже 1-й антиф. 4-го гл., «От юности». Прок. свт., «Уста», Ев. Ин. 35 (от полу). По 50-м пс. «слава» — «Молитв ради святителя». Стих. свт., «Излияся благодать». Каноны: Богор. 8-го гл., ирм. «Поем Господеви», в Минее наряду, со ирм. на 6, ирм. 2жды, троп. на 4 ( 1-й троп. 2жды), и свт. на 8 (1-й троп. 3жды, 2-й и 3-й по 2жды и Богор. един.). Запев свт.: «Святителю Христов Григорие Богослове, моли Бога о нас». Катав. «Отверзу». По 3-й п. сед. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. наряду. По 6-й п. конд. и ик. свт. По 9-й п. свет. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. его. Хвалитн. стих. на 4 (1-я 2жды), сл., наряду, гл. 1-и, «Цевницу духовную», и ныне, Богор. по гл. «от малых», в кон. Минеи, л. 507 об., «в четверток на утрени» (или «в пяток вечер»), «Радуися Богородице». По Славосл. троп. свт. и Богор., якоже на   веч. по «Ныне отпущаеши». Ект. 2 и пр. обычн., отп. иже на веч., и час 1-и.
На 1-м ч. и проч. часех  троп. свт., по Отче наш конд. свт., отп. мал., «преподобных» (в нач.   «Христос, истинныи …»), прощения несть (т.к. Пл, а не Бд).  
Полунощница   повседневная,   троп. обычн., отп. мал., прощ. и помянник   за упокой.
Литургия. Блаж. на 8, от канона свт. п. 3-я и 6-я, обе по 4 (в 3-й п. Богор. оставл.) . По входе троп. храму Христову, храму Богор., храмом свв. и свт. Конд. храму Христову, храмом свв., сл., свт., и ныне, храму Богор. Аще несть храма Богор., и ныне, конд. храму Христову. Аще несть храмов ни Христова, ни Богор.,
 и ныне, конд. «Заступнице християном».  
Прок. и аллил. дню (пятку,  во Ап. в прок. дневн.) и свт. (во Ап. 25 янв.),
Ап. Петр. 64, Кор. 151, Ев. Мр. 58, Ин. 36.
Прич. дню, «Знаменася», и свт., «В память вечную», 
отп. иже на веч.
 
 
Воскресение, 27 января
Неделя о мытаре и фарисее. Глас 8-и (Пл)
Начало Триоди постной
Возвращение мощем св. Иоанна Златоустаго
Служба воскр. во Октае, в Триоди и в Минее св. Иоанну Златоустому (Пл).
Малая вечерня.  Стих. воскр. и   Богор. во Окт. гл., и проч. обычн.
Малая павечерница. Канон Богор. во Окт. гл., по «Достойно» и Трисв. конд. воскр., сл., свт., «Возвеселися тайно», и ныне, Триодн., «Мытаря иногда», и пр. обычн. 
Великая вечерня. Возв. на гл. 8-и, стих. на 10: воскр. 4, в Триоди 3 (1-я 2жды) и свт. 3, сл., в Триоди, «Вседержителю Господи», и ныне, догм. гл., «Царь Небесныи». По прок. паремии свт. 3. На литии 1-я стих. храму, и в Триоди 2-я хвалитн., «Фарисея велехвальныи глас» (а 1-я, «Мытаря и фарисея», — литийн. славн.). Таже в Минее свт.: возв. славн. «Не подобаше», стихов. вся (без славн.), и 4-я хвалитн., «Яко украшение». Сл., свт., по 50-м пс., «Труба златогласна», и ныне, в Триоди, «Мытаря и фарисея». Стихов. воскр.,сл., свт., славн. стихов., «Преподобне треблаженне», и ныне, в Триоди, «Отягченыма». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. «Богородице Дево» 2жды, и свт. троп. един.,«От уст твоих» (Большой Устав, л. 494 об.; или «Богородице Дево», 3жды (там же, л. 506 об.))
Утреня. «Бог Господь» на гл. 8-и, троп. воскр. 2жды, сл., свт., и ныне, Богор. по гл. (он же и гл. Недели), «Иже нас ради». Каф. 2-я, 3-я, 17-я, по них сед. и ипакой во Окт. и пр. обычн.По ипакое Пл. свт., велич. общее (поем «Иоанне Златоусте»), пс. избр. «Услышите сия вси языцы». По Пл. сед. свт.: иже по 1-й каф. («Яко златозарен»), иже по 2-й («Божественым мановением»), сл., иже по Пл («Святительством истинным»), и ныне, Богор. его. Антифоны гл. и пр. обычн. Ев. 11-е, Ин. 67. По 50-м пс. «слава» — «Молитв ради апостол», и пр. обычн., но вместо «Воскрес Исус» стих. «Множество содеянных ми зол». Каноны: воскр. со ирм. на 4, Богор. на 2 (1-е 2 троп. за един), в Триоди на 4 и свт. на 4 (где 5 троп., 1-е 2 за един; неции же чтут воскр. на 4, в Триоди на 4 и свт. на 6, тогда где 5 троп.,1-й 2жды, где 4 — 1-е 2 по 2жды). Запев Триодн.: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», свт: «Святителю Христов Иоанне Златоусте, моли Бога о нас». Катав. Сретению, «Сушу глубородительную землю». По 3-й п. конд. и ик. воскр. и свт., первее по Часослову, «Возвеселися тайно», затем иже в Минее по 6-й п., сед. свт., «Иже свыше», 2жды, сл., и ныне, сед. в Триоди, «Смирение вознесе» (а Богор. его оставл.). По 6-й п. конд. и ик. в Триоди. Аще чтем Синаксарь в Триоди, пред. конд. чтец объявл. глас его, концы конд. и ик. поем на гл., и тако бывает до Недели Всех свв. Свет. воскр. 11-й, «По божественем», сл., свт., «Радуися граде», и ныне, в Триоди, «Мытаревым гласом» (а Богор. его оставл.). Хвалитн. стих. на 8: воскр. 4 и свт. 4, со славн. и ст. его стихов., сл., в Триоди, «Иже от дел», и ныне, «Пребл. еси». По Славосл. троп. «Воскрес из гроба», и пр. обычн. Отпуст: «Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и   Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, и иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, патриарха Царя — града, и всех ради   святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Таже канонарх возгл.: «Аминь. Сл. (полностью), и ныне, глас 8-и», певцы (где принято, «посреде церкве» или близ притвора, где пели Славосл.): «И ныне» (полностью, на гл. 8-и), иЕв. стих. 11-я, «Являя Себе», и час 1-и.
На 1-м ч. и проч. часех троп. воскр., сл., свт., по Отче наш конд. воскр., Триодн. и свт. («Возвеселися тайно») премен. Отп. мал., «преподобных» (в нач. «Воскр. из мертвых»), и прощение.
Полунощница    воскресна, 8-го гл., конд. воскр. и пр. обычн.
Литургия. Блаж. на 10: воскр. на 6 (вси троп. по един., точию 2 иже пред Троичн. за един, Богор. оставл.) и свт. п. 3-я на 4. По входе троп. воскр., храму Богор., храмом свв. и свт., конд. воскр., храму Богор., храмом  свв., свт. 1-й конд., «Возвеселися», сл., 2-й, «С Небес прием» (в Часослове 13 ноября), и ныне, Триодн. А храму Христову троп. и конд. не чтем (Большой Устав, л. 915). Прок. и аллил. гл. и свт., Ап. Тим. 296, Евр. 318 (1-е). Ев. Лк. 89, Ин. 36. Прич. «Хвалите» и «В память», отп. иже на утр. пред 1-м ч.
Среда, 30 января
Свв. триех свт. Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго
Служба по Минее свт. (по Большому Уставу, л. 443 об., Бд, в Минее же наряду Пл).
Малая вечерня. Возв. стих. на 4, от возв. вел. веч. посл. 3 (1-я 2жды), сл., там же, «Человецы Божии»,и ныне, Богор. по гл., «Богородице, Ты еси Лоза» (поем «молися, Владычице, со святители»). Стихов. стих. 3, с хвалитн., а стихи со стихов. вел. веч. Сл., с хвалитн., «Добрии раби», и ныне, Богор. по гл. «от малых»,в кон. Минеи, л. 510, «во вторник на утрени», «Великим даром». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт., сл., и ныне, Богор. по гл., «Иже от века», и пр. обычн.
Павечерница малая. Канон един, св. Ипполиту Римскому, на 4, запев: «Святыи   священномучениче Ипполите, моли Бога о нас». По 3-й п. чтений несть, по 6-й сед. св., «Светильник», сл., и ныне, Крестобогор. в той же гл. и под., в Минее на л. 350, в службе преп. Макарию егип., «Нескверная Агница». По 9-й п. чтем стих. св., с запевами канона ему, 2, сл.,3-я, «Яко дерзновение»,и ныне,«Достойно есть».По Трисв.конд.3-м свт., «Священныя», и пр. обычн.
Великая вечерня. «Блажен муж», 1-я «слава». Возв. на гл. 4-и, стих. на 8 (1-е 2 по 2жды, проч. по един.; аще Пл, стих. на 6, вси по един.: Большой Устав, л. 444), сл., наряду, «Человецы   Божии», и ныне, догм. по гл., «Кто Тебе не блажит». Выход, «Свете тихии» пением. Прок. дню, «Милость Твоя», и паремии свт. 3. На литии 1-я стих. храму, таже свт. стих. наряду, и славн. там же, и ныне, Богор., под. «Тридневно», «Покров Твой».Стихов. наряду, сл., там же, «Апостольским преданием», и ныне, Богор. по гл., «Без семене». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. свт. 2жды, и «Богородице Дево, радуися», един., и пр. обычн.
Утреня. «Бог Господь» на гл. 4-и, троп. свт. 2жды, сл., и ныне, Богор. по гл., «Иже от века». Каф. 10-я, 11-я, по них сед. свт. по 2жды, сл., и ныне, Богор. их. Таже Пл. и 3 велич.: 1 — е — св. Василию, 2-е — св. Григорию, 3 — е – св. Иоанну, по Обиходу, с каф. 17-й.Каждая ея «слава» —   пс. избр. для одного из велич. На всех «славах» — каждения, нач. от образа Триех свт.   посреди церкви, на 1-й — св. алтаря и всего храма, на 2-й и 3-й — «токмо в началех», т.е. иконостаса и клиросов, а прочего и молящихся — с амвона, после чего возвращ. к образу и заверш. кажд.   На 3-й «славе» прикладываемся к образу свт., целуем благословляющ. десницы каждого из свт. по отдельности, в порядке их прославления в службе: св. Василия, св. Григория, таже св. Иоанна. По последн. велич. ект. и сед. свт., иже по   Пл., 2жды, сл., и ныне, Богор. его. Таже 1-й антиф. 4-го гл., «От юности». Прок. «Во всю землю», Ев. Ин. 36 (Большой Устав, л. 447, и Ев. служебн.; а по Минее, л. 374 об., прок. «Честна пред Господем», Ев. Ин.35,от полу). По 50-м пс. «слава» — «Молитв ради триех святителей». Стих. «Преподобнии отцы». Каноны: Богор. на 6, в Минее наряду, ирм. «Тристояще крепкии», 2жды, троп. на 4 (2 троп. по 2жды; где 3 троп., 1-й 2жды, проч. по един.). И свт. каноны 2-х творцов на 8, кажд. на 4 (где 3 троп., 1-и 2жды). Запев свт.: «Святии велиции трие святителие, Василие Великии, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте, молите Бога о нас». Катав. «Сушу глубородительную». По 3-й п. сед. свт. 2жды. сл., и ныне, Богор. его. По 6-й п. конд. и ик. свт. В 7-й п. канона Богор. посл. троп. Троичен. По 9-й п. катав. «В законнем», таже «Достойно есть», свет. свт. 2жды, сл.,и ныне, Богор. его. Хвалитн. стих. на 4 (1-я 2жды), сл., наряду, «Добрии раби», и ныне, Богор. по гл. «от малых», «Богородице, Ты еси Лоза» (поем «молися, Владычице, со святители»). По Славосл. троп. свт., сл., и ныне, Богор. «Иже от века», и проч. обычн. Отпуст: «Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и иже во   святых отец наших триех   святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, и святаго священномученика Ипполита, папы Римскаго, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».    .
На 1-м ч. и проч. часех троп. свт., по Отче наш конд. свт. На 1-м ч. отп. мал., «преподобных», и, аще пели Бд., прощение.
Полунощница повседневная, каф.17-я, троп.обычн., отп. мал., прощение и помянник за упокой.
Литургия. Блаж. на 8: от канона 1-го творца п. 3-я на 4 (Богор. оставл.), от канона 2-го творца п. 6-я на 4. По входе троп. храму Христову, храму Богор. и свт., конд. храму Христову, сл., свт., и ныне, храму Богор. Аще несть храма Богор., и ныне, конд. храму Христову. Аще   несть храмов ни Христова, ни Богор., и ныне, конд. «Заступнице християном». Аще не Бд, но Пл, пред троп. и конд. свт. чтем троп. и конд. храмом свв. Прок., аллил. дню и свт., Ап. Петр. 68, Евр.334, Ев. Мр. 61, Мф.11. Прич. «Чашу» и «Во всю землю», отп. иже на утр. пред 1-м ч.
 
 
Суббота, 2 февраля
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА   И СПАСА   НАШЕГО ИСУСА ХРИСТА
Служба праздн. по Минее (Бд).
Малая вечерня. Возв. и стихов. стих. наряду. Прок. дню, «Боже заступник мой» (3-й раз до полу).По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. праздн., отп. мал., «преподобных и богоносных».
Малая павечерница. Канона несть, по «Достойно» и Трисв. конд. праздн., отп. якоже на мал. веч., прощение, помянника за упокой несть.
Великая вечерня. «Блажен муж»,1-я «слава». Возв. на гл. 1-и, стих. на 8 (2 по 3жды, 3-я 2жды), сл., и ныне, наряду, «Да отверзется». Выход, «Свете тихии» пением. Прок. дню, «Боже заступник мой» (3жды полн.), и паремии 3. Лития и стихов. наряду. По «Ныне отпущаеши» и Трисв. троп. праздн. 3жды и пр. обычн.
Утреня. «Бог Господь» на гл. 1-и, троп. праздн. 3жды (2жды, сл.,и ныне, той же). Каф. 16-я, 17-я, по них сед. по 2жды (сед., сл., и ныне, той же). Пл. и велич. праздн., пс. избр. «Отрыгну сердце». По Пл. сед. 2жды (якоже по каф.). 1-й антиф. 4-го гл., «От юности». Прок. «Помяну имя Твое», Ев. Лк. 8 (1-е). По 50 пс. «слава» — «Молитв ради Богородицы», и ныне, ст. той же. Стих. «Да отверзется». Канон  со   ирм. на 14, ирм. 2жды, троп. на 12 (кажд. из 3-х троп. по 4жды), катав. ирм. той же. Запев: «Слава, Господи, Сретению Твоему». По 3-й п. сед., сл., и ныне, той же. По 6-й п. конд. и ик. наряду. По 8-й п. «Честнейшую» не поем, но припевы праздн.  1-е 2 — к ирм. (по кажд. ирм. покл. поясн.), проч. к троп. По 9-й п., на сходе припев 1-й, ирм. «В законнем» и покл. земн. Свет. праздн. 3жды (2жды, сл.,и ныне, той же). Хвалитн. стих. на 4 (1-я 2жды), сл.,и ныне, наряду, «Иже на руку». По Славосл. троп. праздн., и проч. обычн. Отпуст: «Возлегии на руку праведнаго Симеона, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
На 1-м часе и проч. часех троп. и конд. праздн. По 1-м ч. отп. мал., «преподобных», и прощение.
Полунощница субботняя, каф. 9-я, по 1-м Трисв. троп. праздн., по 2-м — конд., «Господи, помилуй», 12, и отп. мал., «преподобных», прощение, помянника за упокой несть.
 По часех пред лит. нач. отп. «Возлегии» и пр., помин Златоустаго,
 и прощение якоже обычн.
Литургия. Блаж. на 8, от канона праздн. п. 3-я и 6-я, по 4 (в 6-й п. 1-й троп. 2жды).
Входн. ст.:«Сказа Господь спасение Свое пред языки, и откры правду Свою».
На входе поем «молитвами Богородицы».
По входе троп. праздн., сл., и ныне, конд. Трисвятое, прок. и аллил. праздн. (во Ап. наряду), Ап. Евр. 316, Ев. Лк. 7(конец в Лк.8).
Задост. праздн., 2 припева и ирм. «В законнем».
Прич. «Чашу», отп. иже на утр.
пред 1-м ч.