Вопрос: Что мы знаем о богослужебных реформах в Русской Церкви до XVII века и каков был их характер?
Ответ: Церковь — это не что-то архаическое, окаменелое, законсервированное. Церковь есть живой организм, развивающийся в истории. Это называется Священное Предание. В социальном отношении Церковь всегда реагировала на злободневные запросы общества и развитие культуры.
Анализируя развитие христианства в исторической ретроспективе, мы видим, что сама церковная культура, быт, обиход, устав на потребу дня постоянно претерпевали изменения, не меняя сущности самого вероучения.
Любые изменения в богослужебных текстах, уставе, литургике осуществлялись бережно и с великой осторожностью. Спорные моменты подвергались многократной перепроверке, соборному обсуждению, сличению с другими источниками.
Первые христианские богослужебные книги на Руси переписывались от руки. Наши мастера-переписчики достигли необычайных высот в этом искусстве. Если у кого-то возникали сомнения в правильности написания слова, фразы — переписчик выносил данную заметку на поля, множество раз перепроверял, проводил консультации с более опытными справщиками. Однако всё это осуществляли, имея в себе страх Божий. Богослужебная книга для русских христиан — святыня наравне с иконою и мощами, соответствующее к ней было и отношение. Книжная справа была традиционным делом на Руси, делом почти постоянным. При должном отношении к делу богослужебные тексты только совершенствовались, делались красивее, звучнее. Естественным образом, качественно проделанная работа по исправлению книг не вызывала никаких потрясений в Церкви. Таким образом, исправление богослужебных текстов — дело не новое для отечественного православия.
В конце XIV века по инициативе митрополита Киевского и всея Руси Киприана была проведена масштабная литургическая реформа, занявшая несколько десятилетий, суть которой состояла в переходе с менее строгого Студийского устава на более аскетичный Иерусалимский, предназначавшийся для монашеской среды. Богослужение заметно удлиняется, до 4–5 часов кряду. Реформа митрополита Киприана — яркий для нас пример того, что Русская Церковь не пребывала в косности и невежестве, а активно развивалась, была живой и не боялась перемен, ежели в таковых была необходимость.
Для корректировки церковного устава, быта, обычаев, последований — в общем, для наведения церковного порядка — Церковь регулярно проводила Поместные Соборы. Самым известным из них был Стоглавый Собор 1551 года, Деяния которого зафиксировали сто церковных положений, важных для организации христианской духовной жизни.